Что для нас привычнее: брать или давать? И что — приятнее: радоваться или радовать? Опыт свидетельствует, что нам привычнее потреблять. Однако, при желании, можно отучить себя от этой некрасивой привычки.
Существует, к примеру, психологическая игра, которая пытается научить обратному. К сожалению, я забыла ее правила, зато помню суть.
Геометрическую фигуру разрезают на несколько частей, чтобы потом, командно, собирать воедино. Главной особенностью игры является принцип, благодаря которому только и можно выиграть: надо стараться увидеть «нужду» ближнего и помогать не себе, а ему, отдавая имеющиеся у тебя части. Логика этой игры заставляет перестроить свое мышление и внимание с себя на другого, научает видеть потребность другого и «служить» ему. Душа игрока как бы перепрограммируется в процессе, привычная установка «нужное возьми себе» заменяется установкой «нужное отдай».
В подобную «игру» любят «поиграть» и афонские монахи. Александр Дворкин в своих «Афонских рассказах» вспоминает о ней так:
«Ощущение этой особости места (Афона — прим. автора) приходит ещё и оттого, что каждый человек старается исполнить желание другого, до того, как это желание будет высказано вслух. В ответ вы тоже стараетесь угадать желание другого человека, исполнить его с опережением. И такое служение ближнему доставляет удивительную, особую радость».
Помню, читала я об этом и умилялась, потому что сама давно «играю» в нечто подобное. Мне повезло прожить несколько лет в окружении настолько замечательных людей, что только у жестокосердного человека не появилось бы желание порадовать их. Искренне любя своих друзей, я ловила каждый возможный повод поддержать их дух, одарить чем-нибудь нужным или приятным, лишь бы отблагодарить за свет, приносимый ими в мою жизнь. Мы тогда купались в радости, каждый раз удивляясь друг другу. В тот «райский» период затянулись многие мои душевные раны.
Постепенно такое отношение к окружающим стало нормой, и я перенесла его и на дальних. И как же люди были благодарны за проявленные к ним чуткость и внимание! Их сердца раскрывались навстречу, переполнялись теплотой и радостью.
Пришло время, и я воцерковилась. Православие потрясло меня своей красотой до самых глубин, я влюбилась по-настоящему в это искусство жить из любви и ради Любви. Конечно, и привычка «играть» в радостную «игру» перешла со мной в новое сообщество. Но вот странность: именно в церковной среде мне повстречались люди совершенно неспособные к чистой взаимной радости. Образно говоря, если я дарила 10 гривен, то у меня спрашивали: «А почему не сто? Мне надо сто». Или так: «А почему ты мне дала в последнюю очередь? Ты меня обижаешь» и т.д и т.п.
Поразительно! Как может христианин на искреннюю заботу и внимание отвечать осуждением, надмеванием, претензиями? Среди обычных мирских людей мне такие не повстречались ни разу. Я не говорю, что их не бывает — нет. Просто мне не постречались...
Признаюсь, я была шокирована столь низким нравственным уровнем. Казалось, элементарная благодарность — обычная человеческая норма — этим «христианам» неведома. Более того, когда я пыталась объясниться, напоминая, что можно было просто порадоваться и «спасибо» сказать, ведь я ничего не отняла, а, наоборот, поделилась своим, мне говорили: «Вот теперь ты показала себя! Тебе благодарности нужны? Какая же ты корыстная и самолюбивая!»
И что бы я ни сделала, оказывалась в положении мерзавца, вынужденного оправдываться. И как не пыталась я вывести отношения хотя бы «на ноль», церковные эгоисты-негативисты платили только «минусом». Прискорбно, но играть в радостную игру афонских монахов с такими людьми невозможно.
Верно заметил Клайв Стейплз Льюис в своих «Размышлениях о псалмах»:
«Когда сверхъестественное входит в человеческую душу, оно дает ей новые возможности и добра и зла. Отсюда идут две дороги: к святости, любви, смирению — и к нетерпимости, гордыне, самодовольству. Одной дороги нет — назад, к пошлым грешкам и добродетелям неразбуженной души. Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего — плохие религиозные люди».
Но не забудем, что хорошие христиане, действительно исполняющие в своей жизни заветы Христа, — это самые лучшие люди на земле.
Комментарии
Человек сам выбирает быть ему
Светлана Коппел-Ковтун, 05/12/2009 - 12:57
Человек сам выбирает быть ему среди болящих или среди исцеляющихся и исцеленных. Врачебница эта Христова, а Он врач истинный. Свое лекарство он подает всем, но взять его могут лишь действительно жаждущие, взыскующие Его.
Мы просто научились оправдывать немощами свою лень, равнодушие, эгоизм, чванство. Но Христос сказал: придите и исцелю! А мы годами и десятилетиями все ходим и ходим, только укореняясь в чванстве, но не выздоравливаем. Потому что не ищем Христа и Христового, не имеем жажды духовной.
Но меч обоюдоострый лучше не брать в руки вовсе, чем брать и не радеть - это опасно.
Согласен, что человеку
Сергей Слесарев, 05/12/2009 - 14:48
Согласен, что человеку свойственно оправдывать себя во всем, даже в самом мерзком и немыслимом!
И выбор тоже стоит за человеком - пойти ему за Богом или нет, искать Христово или нет. Но лекарство не меняет человека моментально, процесс лечения длительный, сложный. Даже при искреннем желании исцеления мы то падаем, то встаем. Даже святые, столпы Церкви, порой делали такое отчего воротит и думаешь - "и что это святой?".
"И святые могут впадать в зависть", - свидетельствует блаж. Иероним.
Вспомним историю, связанную со св.Феофилом Александрийским, который обвинил св.Исидора в содомском грехе по зависти.
Вспомним конфликт между свт.Иоанном Златоустом св.Епифанием, как они друг друга попроклинали?
И таких примеров можно привести множество. Но между тем они святые. И мы понимаем, что тут просто проявилась их человеческая слабость. И это люди с колоссальным опытом духовной брани!
А что говорить о многих церковных людях, которые-то о смысле Православной веры не имеют точного представления.
... Мы можем ругать их, клеймить, и это будет правда во всем - грязи в церковной ограде хоть камазами вывози - но сколько замечательного, хорошего делают ЭТИ ЖЕ люди.
И нам как христианам надо видеть это хорошее, даже если его и нет. Вспомни слова Серафима Саровского, когда ему стала жаловаться женщина, что кругом одни плохие люди. Что он ей ответил - что сколько лет живу, а никого хуже себя не видел. Наша задача христианина в укорении себя и в оправдании ближнего. Не я хорош - а они плохие, но и я возможно хуже их, а они выше меня. Плохо, когда поступок греховный человека, начинают отождествлять с ним. Свт.Феофан Затворник на этот случай не зря говорил, что все плохое надо от человека отделять и приписывать врагу.
Говорю, это не к тому, что мол нельзя обличать других и церковные "нравы" - надо и даже очень полезно вот так вскрывать нарывы. Но главное, чтобы это не превратилось в огульное очернение, охлаждение и злобу.
P.S. Да и хочу дополнить: люди в церквной ограде абсолютно такие же, как и вне ее. Просто мы априори ожидаем от них возвышенного, соответствия статусу христианина, и оттого более явственно бросаются нам в глаза то, что среди светских видится смазанным.
Сережа, ты все верно
Светлана Коппел-Ковтун, 05/12/2009 - 14:55
Сережа, ты все верно говоришь, но давай не будем все темы сваливать в одну большую кучу. Если мы говорим об одном, то не надо переводить на другое. В конечном итоге все можно свести к одной единой реплике: Спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся. Но тогда вообще незачем разглагольствовать о проблемах.
Важно учиться дисциплине ума, и когда обсуждается буква "а" или буква "б", обсуждать именно их, хотя у нас есть еще целый алфавит. А если мы говорим об алфавите вообще, то говорить вообще.
СпасиБо!
Просто тема, поднятая тобой
Сергей Слесарев, 05/12/2009 - 15:36
Просто тема, поднятая тобой настолько сложна, что влечет за собой и другие, смежные и важные.
Очень сложно дать один ответ разом, причин много:
и наша идеализация христиан
и лень самих христиан, когда думаю, что достаточно придти в храм и все само собой сложится
и вражеская брань, которая для человека, начавшего жить церковной жизнью усиливается многократно. И очень плохо, что мы этого не замечаем порой. Жить по-прежнему пришедшему в храм нельзя, не получиться, надо идти только вперед, а если ты буксуешь, то сваливаешься все ниже и ниже причем очень незаметно и быстро. Можно даже стать более злым, более гадким человеком, чем до "воцерковления". Эффект усиления брани может наблюдать каждый человек, который позволит себе перерыв на духовном пути - станет меньше молиться или вообще бросит, перестанет исповедоваться, причащаться - такое начнется - мало не покажется. Но это явно, а незаметно когда?
Вообщем, именно последняя причина часто и становится тем, что мы и наблюдаем порой. Неправильное понимание иерархии христианских ценностей, самой сущности Веры приводит к ошибкам в духовной жизни и деградации человека.
Что делать? а теребить, миссионерствовать, просвещать людей, заставлять их осмотреться и одуматься, вернее задуматься.... Впрочем это тема опять другая.
Да, тема сложная, тем более
Светлана Коппел-Ковтун, 05/12/2009 - 15:42
Да, тема сложная, тем более важно не растекаться мыслию по древу. Мне кажется, что именно проблемой является не то, что таковой может нам казаться, а лишь то, что таковой является. То есть то, что естественно, что отражает собой процесс - это норма. И мы должны уметь отличить норму от отклонения. Все естественные некрасивости - нестрашны вообще. Страшны псевдости, мнимости, поверхностные красивости.
У меня задуман цикл материалов на эту тему, именно о проблеме, а не отом, что может восприниматься как проблема, но таковой не является. Эпиграфом ко всем может послужить эта цитата:
"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого"(Лк. 11:23-26).
Задумка хорошая и эпиграф
Сергей Слесарев, 05/12/2009 - 16:08
Задумка хорошая и эпиграф тоже ! ))
Бог в помощь!
И еще несколько цитат
Светлана Коппел-Ковтун, 04/12/2009 - 22:13
для себя и тех, кто пытается осмыслить проблему вместе со мной.
"Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом". (Иак.2:13)
Но это не к тому, что я не помню об этом сейчас, или не помнила, когда писала этот материал или другие, а к тому, чтобы не забывать.
Я бы хотела, чтобы мы все были более милостивыми друг ко другу, особенно к новоиспеченным братьям и сестрам во Христе )
И еще: свящ. Александр Ельчанинов
Для веры страшна не отрицательная полемика, не испытание ее умом — это испытание она выдержит. Ей страшна в нас слабость духа, "сердечное отступничество" (выражение Киреевского).
Паисий Святогорец:
…Также много зла приносит лицемерная мирская вежливость, потому что, доверяя ей, человек обольщается, раскрывает свое сердце и, в конечном итоге, напрасно растрачивает свое благоговение на мирского человека, который вообще не знает, что значит благоговение. (Как если бы кто - то давал золотые лиры тем, которые видели только бронзовые драхмы.)
Свт. Игнатий (Брянчанинов):
«Очевидно, что христианство — этот таинственный духовный дар Божий человекам — удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтоб не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев это, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись» (Избранные письма, «Письма к мирянам», п.352).
Пришло время и
Протоиерей Василий Мазур, 04/12/2009 - 17:06
"Пришло время, и я воцерковилась". Светлана, думаю, что процесс подлинного воцерковления верующего человека является бесконечным, поскольку это понятие сочетается с понятием его духовного совершенствования. Внешний образ: труд в храме, регулярные посещения Богослужений, участие в церковных Таинствах, чтение духовной литературы и тому подобное, еще не говорят о подлинном воцерковлении. Подлинное воцерковление начинается тогда, когда человек начинает жить по Евангелию, когда он начинает заботиться о том, чтобы самому стать лучше.
Просто и ясно всем нам отвечает на многие вопросы, затронутые Вами в своей миниатюре, последняя глава Евангелия от Иоанна, где Господь, обращаясь к апостолу Петру, вопрошающему Его о будущем апостола Иоанна, говорит: "Что тебе до того, ты иди за Мной". То есть условием нашего спасение является личное хождение за Христом.
Совершенно с Вами согласна
Светлана Коппел-Ковтун, 04/12/2009 - 17:25
Совершенно с Вами согласна о.Василий, условием нашего спасение является личное хождение за Христом. Но равнодушным к страданию брата быть невозможно.
Мы увлеклись миссией внешней, словно забыв, что когда званые нами люди придут в храмы, ими нужно тоже заниматься. Миссия внутрицерковная сегодня, пожалуй, важнее внешней. Заповедь Христова "Идите и научите" не исполняется, а потому миссия отчасти обессмысливается. Мы сегодня только крестим, но опыт показывает, что этого мало. Лишь единицы работают надлежащим образом. А еще есть разовые акции, но это не система...
Печально, но
Протоиерей Василий Мазур, 04/12/2009 - 19:18
Светлана, печально очень, но, всегда так было, что надлежащим образом трудились единицы. Однако, благодаря им мир и держится. Как быть нам? Думаю, нужно всю жизнь и всеми силами стараться попасть в число этих единиц.
Святой Василий Великий, когда
Светлана Коппел-Ковтун, 04/12/2009 - 19:30
Святой Василий Великий, когда у него спрашивали: «Как Церковь?», отвечал: «Как мое тело: все болит, и нет ни малейшей надежды на выздоровление». Как ни странно, это утешает, однако не яляется поводом ничего не делать. У христианина есть множество забот и множество трудов, которыми он подтверждает свою веру, должен подтверждать.
Дорогая Светлана! Я полностью
Протоиерей Алексий Зайцев, 03/12/2009 - 22:14
Дорогая Светлана!
Я полностью согласен с тем, что Вы сказали в своем комментарии.
Однако мне кажется, что в Вашем произведении сделан очень сильный контраст между впечатлением от служения «обычным людям» и «воцерковленным»:
1) До воцерковления: «Постепенно такое отношение к окружающим стало нормой, и я перенесла его на более дальних. И как же люди были благодарны за проявленные к ним чуткость и внимание! Их сердца раскрывались навстречу и переполнялись теплотой…».
2) После: «Пришло время, и я воцерковилась. Привычка «играть» в эту радостную «игру» перешла со мной в новое сообщество. И тут начались странности. Только среди воцерковившихся людей мне повстречались совершенно неспособные к чистой взаимной радости…».
Наверное, стоит сгладить контрасты, сделать некоторые оговорки. Тогда не будет и повода для такого понимания, который возник у нас с Мариной.
Всего Вам доброго.
Я просто описала пережитой
Светлана Коппел-Ковтун, 03/12/2009 - 22:22
Я просто описала пережитой опыт. Контраст настолько разительный, что он должен присутствовать, меня саму это потрясло до глубины души. Шокировало. От этого можно заболеть даже. Такой низости как в церковном кругу я не видела нигде в миру. Наверное, мне просто повезло. Однако, факт остается фактом.
Думаю, в миру на подобную низость способны лишь отъявленные мерзавцы, с которыми нормальные люди не встречаются обычно. В церковном же кругу люди умеют рядиться в одежды благочестия, не просто оставаясь прежними мирянами, а деградируя.
Помните евангельское:
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом" (Мф.12:43-45).
"Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого"(Лк. 11:23-26).
"Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи".(2Пет.2:20-22)
А.И. Осипов, к примеру, считает, что эти слова прямо можно относить ко многим из нас, назвавшимся православными.
Полностью разделяю точку
Марина Алёшина, 03/12/2009 - 21:06
Полностью разделяю точку зрения о. Алексия!
ТОлько я не смогла бы так точно высказаться.
Есть ведь и еще такая вещь, как субъективное восприятие. Этот фактор настолько важен, что его нельзя не учитывать в оценке чего бы то ни было.
От себя могу сказать как человек, вынужденный начальствовать, то есть иметь постоянно дело с людьми. Исходя из опыта: лучше взять на работу воцерковленного человека и обучить его, чем взять специалиста невоцерковленного. Во втором случае - ни разу не удалось избежать довольно крупных проблем. Ну а немощи у каждого есть.
Марина, вам повезло
Анастасия Бондарук, 03/12/2009 - 23:32
Марина, Слава Богу, что Господь послает вам таких православных и умение руководить ими. потому что те мои знакомые, которые работали с нашими, перефразировали: православный человек еще не профессия. 1. Опоздания 2. Безотвественность 3. Отсутсвие профессионализма. Конечно это не тотально.Есть в православной среде хорошие люди и их то же много и они среди нас. Но Света и не писала, что все такие. Она писала, что такое бывает и такой опыт, к сожалению. Лично я искала сперва няню среди православных. Договоришься на 12.00, прийдет на 14.00. С детьми ей скучно. Другая уйдет гулять на час, прийдет через 2,5. Я в ужасе бегаю по двору ищу их, она забыла дома мобильный. Третью попросила одеть ребенка (1 год), одела забыла одеть памперс, ребенок мокрый, она с ним гуляет. Я ее спрашиваю, как так получилось, она говорит:"У меня своих проблем хватает". Когда пришел час расплачиваться, говорит давайте больше денег. Причем няня мненужна была 2 р. в неделю по 3 часа. Сейчас нашла светскую женщину работает, время соблюдает, с детьми интересно. Здесь много причин, но те с чем столкнулась я.1.Фантазии о себе. Я уже высокодуховный меня быт, земное не интересует, но деньги мне нужны. 2. Это мне помогать нужно, а не вам. Можно копать более глубоко.
Не помню кто писал, что в Прав. церкви так сложилось, что веками она вынуждена была защищать себя от ересей, поэтому не сложился механизм обсуждения внутрицерковных проблем. У нас есть шанс это восполнить. Ведь человек не бывает только плохим или хорошим. Он сложный. Его поступки можно оценивать, человека не надо, но если будем молчать, то начнем отрицать ту правду, которая есть.
Я о другом
Светлана Коппел-Ковтун, 03/12/2009 - 21:38
Марина, все верно. Но я о другом, совсем о другом. Я ответила уже о.Алексию, повторять снова не буду, ладно? Поднятая мной проблема, увы, существует. И важно проанализировать ее, найти ошибки, принять меры и самим не докатиться до оного, а может и кого вовремя удержать....
Дорогая Светлана! А вот я по
Протоиерей Алексий Зайцев, 03/12/2009 - 20:21
Дорогая Светлана!
А вот я по своему опыту скажу, что в целом в Церкви люди более порядочные, а также более способные на жертву, нежели в миру. Конечно, если сравнивать с эталоном христианских добродетелей, то современные христиане очень далеки не только от идеала или от нормы, но и от среднего уровня христианской нравственности. Это наша общая беда. Но ведь нужно помнить, что большинство прихожан православных приходят из мира, будучи уже искалеченными тяжкими прегрешениями. Придя в Церковь они оказываются неспособными жить так, как призывает нас святое Евангелие. Если во времена Древней Руси, когда с Православии воспитывали с младенчества, и то высоконравственные люди были в меньшинстве, языческие обычая преобладали над высотой благочестия. Как же сегодня ожидать лучшего, когда в Церковь из мира приходят больные и искалеченные люди. Стоит ли удивляться тому, что их благочестие приобретает порой искаженные формы, или совсем пропадает.
Безусловно, всегда больнее получить подножку от своего собрата во Христе, нежели от человека, которые всецело поглощен служению ценным благам. Для многих людей, которые ранее были склонны идеализировать внутреннюю жизнь Церкви, встреча с лжехристианами может явиться настоящим ударом.
Действительно, нам приходится нередко встречать, что неверующие люди более чисты и нравственны, нежели некоторые постоянные прихожане православных храмов. Но я уверен, что это не общее правило, и нравственность православных людей все-таки выше, чем беззаботно живущих в миру. И уж чего совершенно лишен этот мир – возможности преображения грешной и немощной души светом Божественной благодати, когда вчерашний эгоист и грешник может преобразиться, стать способным на любую жертву ради Христа и ближнего, и даже живот свой положить за други своя… Свидетелем подобного преображения мне приходилось быть ни раз.
Спаси Господи, дорогая Светлана, за Вашу статью, которая дала мне повод к подобным рассуждениям.
Храни Господь. Творческих успехов Вам.
от лица к личине, или от лица к лику
Светлана Коппел-Ковтун, 03/12/2009 - 21:24
Благодарю за отзыв, о. Алексий. Суть материала в том, что воцерковляясь мы иногда не приобретаем более возвышенные качества, а наоборот, теряем даже обычные для мирских людей качества. Вы говорите правильно, но об ином, на мой взгляд. И спорить со сказанным Вами смысла нет - все это само собой разумеется. Однако, поднятая проблема касается другого феномена.
Христово учение, как меч обоюдоострый, можно применить не с пользой, а во вред, не вылечиться, а покалечиться.
Мой личный опыт свидетельствует именно о том, что некоторые люди, воцерковляясь, теряют нормальное человеческое лицо, приобретая взамен личину, хотя призваны обрести лик.
«Итак, если кто принимает на себя имя Христово, а того, что умопредставляется с сим именем, не являет в жизни, тот ложно носит сие имя… оно — бездушная личина с чертами человеческого образа, наложенная на обезьяну»
Свт. Григорий Нисский
И каждый раз погружает в раздумья
Мария Коробова, 03/12/2009 - 18:30
... Вот неуемная эта женщина! (шутка) И вправду, Светлана, я тут же закрыла файл с "проблемно-тематическим семинаром" и спешу принять участие в столь интересном разговоре. "Давать" - нечто безотчетное и обязательное для ЛЮБОГО нормального человека. Ведь мы выплескиваемся, к примеру, когда по настоящему работаем, до самого донышка - и еще удовольствие получаем. Вот три дня была в Воскресенском - и так хорошо на душе - а голоса нет вообще (связки). Хотелось перелить в головы и души гораздо больше, чем вмещалось в казенные 18 часов. Показать основополагающее, а не просто набор методик, убедить воспитателей, что судьбы мира и вправду "решаются в детской".
Рада, что мои омилийские друзья - не только по православию и творчеству, - но и по сугубому мировосприятию. Твое бесстрашное жизнелюбие так хорошо, так красиво помножено на альтруизм - такой искренний, по - студенчески веселый. В реальной (не компьютерно-виртуальной) жизни с тобой, вероятно, тоже очень приятно общаться. А вот такую игру не знаю, к сожалению. Зато с восторгом познакомилась с твоими животными. Успехов.
СпасиБо, Маша, за отзыв. Ты
Светлана Коппел-Ковтун, 03/12/2009 - 21:31
СпасиБо, Маша, за отзыв. Ты всегда стараешься найти теплые слова для автора.
Страницы