Вы здесь

Есть такая игра...

Что для нас привычнее: брать или давать? И что — приятнее: радоваться или радовать? Опыт свидетельствует, что нам привычнее потреблять. Однако, при желании, можно отучить себя от этой некрасивой привычки.

Существует, к примеру, психологическая игра, которая пытается научить обратному. К сожалению, я забыла ее правила, зато помню суть.

Геометрическую фигуру разрезают на несколько частей, чтобы потом, командно, собирать воедино. Главной особенностью игры является принцип, благодаря которому только и можно выиграть: надо стараться увидеть «нужду» ближнего и помогать не себе, а ему, отдавая имеющиеся у тебя части. Логика этой игры заставляет перестроить свое мышление и внимание с себя на другого, научает видеть потребность другого и «служить» ему. Душа игрока как бы перепрограммируется в процессе, привычная установка «нужное возьми себе» заменяется установкой «нужное отдай».

В подобную «игру» любят «поиграть» и афонские монахи. Александр Дворкин в своих «Афонских рассказах» вспоминает о ней так:

«Ощущение этой особости места (Афона — прим. автора) приходит ещё и оттого, что каждый человек старается исполнить желание другого, до того, как это желание будет высказано вслух. В ответ вы тоже стараетесь угадать желание другого человека, исполнить его с опережением. И такое служение ближнему доставляет удивительную, особую радость».

Помню, читала я об этом и умилялась, потому что сама давно «играю» в нечто подобное. Мне повезло прожить несколько лет в окружении настолько замечательных людей, что только у жестокосердного человека не появилось бы желание порадовать их. Искренне любя своих друзей, я ловила каждый возможный повод поддержать их дух, одарить чем-нибудь нужным или приятным, лишь бы отблагодарить за свет, приносимый ими в мою жизнь. Мы тогда купались в радости, каждый раз удивляясь друг другу. В тот «райский» период затянулись многие мои душевные раны.

Постепенно такое отношение к окружающим стало нормой, и я перенесла его и на дальних. И как же люди были благодарны за проявленные к ним чуткость и внимание! Их сердца раскрывались навстречу, переполнялись теплотой и радостью.

Пришло время, и я воцерковилась. Православие потрясло меня своей красотой до самых глубин, я влюбилась по-настоящему в это искусство жить из любви и ради Любви. Конечно, и привычка «играть» в радостную «игру» перешла со мной в новое сообщество. Но вот странность: именно в церковной среде мне повстречались люди совершенно неспособные к чистой взаимной радости. Образно говоря, если я дарила 10 гривен, то у меня спрашивали: «А почему не сто? Мне надо сто». Или так: «А почему ты мне дала в последнюю очередь? Ты меня обижаешь» и т.д и т.п.
Поразительно! Как может христианин на искреннюю заботу и внимание отвечать осуждением, надмеванием, претензиями? Среди обычных мирских людей мне такие не повстречались ни разу. Я не говорю, что их не бывает — нет. Просто мне не постречались...

Признаюсь, я была шокирована столь низким нравственным уровнем. Казалось, элементарная благодарность — обычная человеческая норма — этим «христианам» неведома. Более того, когда я пыталась объясниться, напоминая, что можно было просто порадоваться и «спасибо» сказать, ведь я ничего не отняла, а, наоборот, поделилась своим, мне говорили: «Вот теперь ты показала себя! Тебе благодарности нужны? Какая же ты корыстная и самолюбивая!»

И что бы я ни сделала, оказывалась в положении мерзавца, вынужденного оправдываться. И как не пыталась я вывести отношения хотя бы «на ноль», церковные эгоисты-негативисты платили только «минусом». Прискорбно, но играть в радостную игру афонских монахов с такими людьми невозможно.

Верно заметил Клайв Стейплз Льюис в своих «Размышлениях о псалмах»:

«Когда сверхъестественное входит в человеческую душу, оно дает ей новые возможности и добра и зла. Отсюда идут две дороги: к святости, любви, смирению — и к нетерпимости, гордыне, самодовольству. Одной дороги нет — назад, к пошлым грешкам и добродетелям неразбуженной души. Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего — плохие религиозные люди».

Но не забудем, что хорошие христиане, действительно исполняющие в своей жизни заветы Христа, — это самые лучшие люди на земле.

Комментарии

"Из всех плохих людей хуже всего — плохие религиозные люди". И как много их развелось нынче! Надо учиться у афонских монахов )

СпасиБо за размышления!

Важный вопрос Вы подняли и трудный очень. Цитата из Льюиса впечатляет и хорошо резюмирует всё вышесказанное. Спасибо!

Ой, девчонки, как у вас тут интересно! Позвольте, и я встряну в этот непростой разговор. Сначала расскажу случай, происшедший со мной и мужем в начале нашего воцерковления, году в 93-94-м, точно не помню. Мы недавно венчались, теперь ездим в наш любимый храм, он в 25 км от города. Батюшка там служит - умный, веселый, коммуникабельный, начитанный, образованный, с ним на любую тему поговорить - одно удовольствие. Любимый наш батюшка. У нас много вопросов относительно веры православной, мы к нему часто ездим. Радость необыкновенная - от общения, от того, что раньше у нас в жизни не было ни храма, ни икон, ни молитвы, а теперь- есть!

И вот престольный праздник. Мы везем батюшке в подарок магнитофон, а еще рыбный пирог - величиной с кухонный стол, громадный, весь украшенный сверху рыбками, цветами, загогулинами какими-то из теста. Я умею печь рыбный пирог, но этот я заказала в кафе - у них печь большая, я меня духовка маленькая, а надо - чтобы вот такой был. На носилках двое его вносили в трапезную.

После службы - праздничная трапеза, многолюдно за столом, всем пирога хватило (его и сейчас все вспоминают), радость опять такая, закусили немного - запели. Такие там певучие все люди собрались. Чудесный праздник.

И вот я говорю: "Отче, вино какое у вас вкусное - где вы такое достали?" (Вспомним, время какое было!) Он говорит: "Да у нас полно - хотите, продам?" "Хотим!" - в радости-то в этой. "Берите хоть ящик!" "Берем!"

После трапезы расплатились за вино, алтарник нам его несет в машину, ставит в багажник и... начинает протыкать каждую пробку  острием ножа. "Зачем?" "Да вы его иначе не довезете..." А оно пузырится в бутылках.

Мы молча поехали домой. А дома откупорили одну за другой эти бутылки и слили вино в унитаз.

Муж сказал: "Больше я к нему никогда не поеду". У меня тоже в душе - буря и смятение. Как! И это наш любимый батюшка!

И много, много еще примеров можно было бы привести, когда душа, воспаренная, счастливая, вдруг натыкалась на то, что не ожидала увидеть в братьях православных.

Ведь это правда, что когда мы только начинаем делать первые шаги в вере, нам открывается ее красота, и люди попадаются красивые, и ты готов раздать им себя по кусочкам. Одна сплошная радость!

Потом Господь как будто приоткрывает завесу побольше, чтобы ты увидел - и здесь полно всякого. Легко тебе любить того, кто мыслит одинаково с тобой, кто любит тебя, легко тебе радоваться красивому. А вот - "люби врагов своих" - это как тебе?

Ах, как мне не нравится побирушка у церковного крыльца, она все время там стоит уже лет 15. Такая привязчивая, так и идет за тобой со своим мешком. Я бы хотела видеть скромную, тихую, бедную старушку - я бы ей с удовольствием подавала. А этой подаю - без всякого удовольствия!

Но - мои золотые! Ведь если мы видим эту худость - в побирушке назойливой, в батюшке, который, оказывается, вовсе без нимба, в бабках, которые распоряжаются у подсвечника, будто в аренду его себе взяли,  в братьях и сестрах, от которых не идет никакой радости, а только угрюмость, недоброта да пересуды (а на клиросе-то их сколько, а среди служащих в храме!), или вот еще необязательность эта и непорядочность в делах - это ведь сплошь и рядом, в самом деле (муж мой сказал: никогда не буду с православными иметь никаких дел!) - так вот  если все это мы видим, то, честное слово, что-то в нас самих не так. Ведь глаза любви этого всего не видят! Нам бы самим не делать так, чтобы о православных потом говорили всякие гадости (а уж говорят-то - почитала я тут на форумах, очень много у нас недоброжелателей), нам бы самим нести радость, самим - отдавать, отдавать и не думать о том, как это отзовется. Хотя апостол Павел что сказал? "Пусть милостыня вспотеет в твоей руке" Так, кажется?

Вот научиться любить этих злых, угрюмых, неблагодарных. И не огорчаться, и не смущаться. Пусть! Мы же все из одного мира - который во зле лежит. Ну откуда у нас возьмутся крылья и нимбы? И батюшки наши, и мы все - из одинаковых партячеек в Церковь пришли. На батюшке - благодать священства, все таинства, которые он совершает, истинны и благодатны, а то, что он, возможно, жаден, чревоугодник, бывает раздражителен, и еще такой-разэдакий, так это его вахта, отвернись и не смотри. И вода ведь после освящения не меняет своего естества - она все равно жесткая, например, сталактиты на банке нарастают от хранения. Но она - святая.

И мы все равно ездим к нашему батюшке.

Ура, Светочка, у нас еще столько дел на этой земле! Мы все, хоть и крещены, но еще недостаточно просвещены и просвящены. Желаю Вам любви, любви и любви, чтобы она прирастала с каждым днем! 

случай, о котором Вы написали, потрясает своей нелепостью и трагизмом, мой Вам совет: оставьте Вашего батюшку и ищите себе другое пристанище. Батюшку Вашего необходимо лечить от духовной слепоты, а Вы его продолжаете соблюдать в блаженном неведении и самодовольстве. Зачем Вы его так "бережете"? Чтобы он и далее пребывал в подобном состоянии? Вы бы поступили более по- христиански, если бы высказали все свои обиды и таким образом уврачевали. А Вы побоялись. Разделяю негодование Вашего мужа, Вам бы послушаться его тогда, не было бы нужды пестовать в батюшке и дальше гнойные раны. Боже Милостивый, да неужели невозможно отыскать священника, который за требы таксу не устанавливает, а довольствуется добровольным пожертвованием? Поинтересуйтесь, какова оплата за Таинства в Вашем Храме и сделайте правильные выводы. Вы думаете, чужие тяготы носите? Вы их еще более усугубляете. Любуясь при этом своим долготерпением и страданием.
Священник нашего прихода хотел позади центрального аналоя, с тыльной стороны, прикрепить написанное на бумажке: "Ну и дурак же ты, Сережа!", дабы не превозноситься "Чрезвычайностью откровений". И что? Вездесущие бабушки не позволили, стыдно, мол, людям будет соблазн...А того же священника просили несколько лет установить твердую оплату за требы, это разве не соблазн людям? Вот она, наша слепота...

Да отчего же нельзя найти батюшку! Очень даже можно. И я на регулярные богослужения езжу в самый дальний храм округи, который еще не вполне отреставрирован, батюшка там простой деревенский, таксы у него никакой нет, даже свечного ящика вообще нет - есть столик, где лежат свечи и бумажки для записок и жестяная баночка со щелочкой. Всяк, кто сколько сможет и кладет в него. Там хор простой, я даже могу в нем встать и попеть, ибо знаю все его обиходные распевы. Там хорошо молиться. И исповедовваться хорошо. И тишина после службы в душе. А что еще надо? Мы все друг друга знаем, помогаем один другому по мере надобности и по мере сил. Все слава Богу.

А на Пасху и на Рождество мы с мужем ездим в тот венчальный храм. Там икона отразилась на стекле. И еще есть одна чудотворная икона Божией Матери, благодаря молитвам перед которой уже "целая футбольная команда" родилась у неплодных прежде родителей. Все не так просто.

По молодости я любила шашкой помахать, правду сказать, постараться кого-то исправить. Теперь, пожив на белом свете, убеждена - никого не надо исправлять, никому твоя правда в глаза не нужна. И если ты видишь в другом человеке что-то тебе противное - гляди внутрь себя хорошенько, потому что видишь свое. Ты почти всегда видишь в людях свои собственные недостатки. Спасайся сам быстрее. Сам никогда так не поступай - глядишь, и вокруг тебя получшело.

И все эти слова о том, как ответственно быть христианином, что надо жить отдавая, что подвиг должен составлять главную сущность жизни христианина - это все к себе, к себе и только к себе. А не к другим. Не слышать и не видеть, что делают другие.

Я вот написала про батюшку своего любимого, а тем самым ввергла в осуждение дргуих людей. Зачем? Кто мы такие, чтобы кого-то судить? Хотела просто привести пример, как бывает, а получилось как всегда.

Один старец (Порфирий) со Святой горы сказал, и мне эти слова его очень нравятся: если ты хочешь, чтобы он стал лучше, не ругай его, не высказывай ему претензий, выскажи все это Богу, а его (мужа, сына, батюшку, соседа...) продолжай любить. Господь лучше знает, как все управить.

И это ведь тоже подвиг - помолиться за того, кто тебя раздражает, противен, обидел, да и вообще - фу, негодяй какой. Попробуй-ка с любовью помолиться за него. Или вот за соперницу, например, она мужа твоего чуть не увела. Да все внутри переворачивается. До это надо еще дожить, домолиться, дострадать. Чтобы потом стало тихо в душе и ясно.

Света, все и так, и не так. Дальше этого всего тоже можно продвинуться. Есть такая вещь, как воля человеческая. Иногда даже способный к добру выбирает иное. И от нас, да, и от нас вами, часто зависит укрепится шаткий человек в добре или во зле. Потакание злу это соучастие. Любить еще надо уметь. И любовь бывает жесткой и требовательной.

Покрывать надо немощи, а не злодеяния. Дар рассуждения велик именно умением видеть и различать зло и добро, а не смешением всего в единую кучку.

Узок путь. И он далек от слепоты и неразличения. А быть добрым можно по-всякому. Не все добрые различать умеют добро и зло, не всем и надо, видимо. Все дело в том, ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО. Путь определяет дары.

Но способный видеть злодея злодеем выше того, кто просто не видит, если он умеет не желать злодею зла, не мстить, но и направить на путь истинный его может. А иногда просто пресечь, остановить злодеяние. Злодей бывает сознательный, осознающий, и просто заблудший. И врачевание для них разное нужно.

Типичнейшая ошибка - сводить все к субъективному. Иногда можно так, безусловно, иногда даже нужно. Но нередко, опять же, надо уметь объективно оценивать происходящее не только в себе, но и вовне.

Непростая тема, здесь все на полутонах. Блажен, у кого глаз тренирован и сердце воспитано по-христиански.

Ох, ну, не вижу я никаких злодеев. Одних только немощных, как и сама, грешная.

Вчера почитала два форума, чуть с ума не сошла к ночи. Один форум был про отравление святой водой в Иркутске. Ох, и визг стоял! Длиннющая лента. И как только не изощрялись в язвительности, уж они потоптались и на попах, и на тех. кого считают их "приспешниками". Мне страшно стало - среди кого живем!

Тут наткнулась на форум, где обсуждают фильмы Лунгина "Остров" и "Царь". Теперь высказывались вроде православные, или те, кто считают себя истинными, славянами, правильными христианами. А визгу! Ничуть не меньше, чем про отравление. С такой недобротой, с такой неприязнью, с таким отторжением! Вот дали бы им "калашникова", они бы этого Лунгина тут же бы к стенке.

Это что? Злодейство? Это самая настоящая немощь человеческая, греховная. И я не утерпела, вступившись за уважаемого мной режиссера, сказала там пару ласковых, о чем жалела уже через 10 минут. И я влилась в их ревущий хор своим жалким писком.

Светочка, я недавно только закончила повесть, в которую положила все, что было в душе. И душа пуста. Я хожу с ней как сомнамбула, чем-то наполнить ее хочу, каким-то духовным светом. Надо бы пойти в леса, в рощи, поглядеть на снегирей (видела сегодня, да недолго - на ветке розовый шарик деловитый, клюет что-то, с морозом борется) Дни стоят чудесные, солнечные, надо бы ходить белыми дорогами и впитывать лучи. О чем мы так долго говорим? Об очевидном. Говорим-говорим, и будто не слышим друг друга. Прости меня.

Пойду в воскресенеье на исповедь, и встанет все на свои места, Бог даст.

Бог даст обязательно - всегда дает )  Мы вот только не всегда берем. Да, ходить светлыми дорогами, глядеть на снигирей и пр. божию тварь - великая радость. Вспомним, как Шмелев в "Солнце мертвых" утешался, держа в ладонях пернатое "солнце живое", пусть даже уходящее в мир иной. Непросто все это и просто - так дивно....

О себе скажу, что я различаю низости (злодеяния) и немощи вот по какому признаку. Немощи - это когда я хочу должного, но не могу, не справляюсь с управлением, однако, волей своей стараюсь если и упасть, то головой ко Христу. И падаю, падаю по немощи, но головой ко Христу.

А можно просто не хотетеь должного и, что еще хуже, хотеть недолжного. Можно хотеть, любить даже, ходить по головам, уничижать других, можно выедать душу, отравлять душу других людей. Все это - злодеяния. И, если человек доброй волей все это выбирает, то это несколько иной человек. И все это есть в нашей жизни.

Лично для меня всегда важно чего жаждет, к чему стремится тот или иной человек, чем он готов пожертвовать и ради чего.

Но уврачевать ближнего тоже надо уметь, причем с любовью, уважением к его возрасту, сану, характеру.
Я тоже отмахал свое шашкой лет десять- пятнадцать назад, теперь благодарен тем людям, которые правду мне и обо мне в глаза сказали когда- то, и говорящим ныне тоже. Миряне всегда вращаются, как подшипниковые шарики при их производстве, сглаживая шероховатости друг друга, а бедным священникам некому помочь: они изолированны друг от друга, а миряне на это не решаются. А жаль...

Все верно, дорогая тезка! Работы у нас очень много - дай Бог управиться! И все же, тема, которую я здесь предложила осмыслить, другая. Мне хотелось сказать, предупредить об опасности безответственного, легковесного отношения к своей вере, об опасности чисто мозгового принятия православия. Главное, о чем я хочу говорить: без подвига нет христианина. Но это вовсе не означает, что без подвига остается обычный, просто мало оправославленный, человек. Нет! А мы ведь именно так привыкли мыслить. Безопаснее быть  невоцерковленным атеистом, чем плохим (в самом широком смысле этого слова) христианином. Не ритуалы нас спасают, не церковь, как организация, а вера - правильная, по Богу, жизнь ума и сердца. Можно знать все догматы, посещать церковь каждый день и быть, выражаясь словами А.И. Осипова, "святым" сатаною. Вот эту опасность мы должны осознать. А еще то, что такому кривому христианину сложнее прийти к Богу, чем обычному неверующему....

Благодарю, Света, за отзыв и неравнодушие!

ибо попалась цитатка в тему:

Клайв Стейплз Льюис "Размышления о псалмах"

Иудеи грешили против Бога больше, чем язычники, именно потому, что были к Нему ближе. Когда сверхъестественное входит в человеческую душу, оно дает ей новые возможности и добра и зла. Отсюда идут две дороги: к святости, любви, смирению — и к нетерпимости, гордыне, самодовольству. Одной дороги нет — назад, к пошлым грешкам и добродетелям неразбуженной души. Если Божий зов не сделает нас лучше, он сделает нас намного хуже. Из всех плохих людей хуже всего — плохие религиозные люди.

Мария Коробова

Рада этому. И новый финал нравится больше. А вообще-то вчера на службе и на открытии ярмарки Серафима Саровского (а какой крестный ход был!) попадались те "христиане",  о которых ты так искренне написала. - Вспомнила твой материал сразу.

Всего доброго, "ухожу на дно". В пятницу  - явка на расправу к научному руководителю. Помолитесь за меня кто-нибудь.

Маша, дорогая, успехов тебе, особенно в пятницу
Все будет хорошо, обязательно. И батюшки наши о тебе, наверняка, помолятся. Ну, и мы, конечно, кто как умеет.
Только не забудь выспаться и отдохнуть накануне - это ведь тоже важно ;)

Кстати, "таких христиан" не надо искать. Главное, не пропустить "такого христианина" в себе. Собственно, Православие в том и состоит, чтобы в себе искать ложное, а не в других. Это важно...

А еще важно правильно сориентироваться в случае чего ;)

Мария Коробова

Не собиралась лезть в интернет, но прежде, чем сориентировлась - руки сами набрали "Омилию". Вдруг вспомнила, как в детстве  убегала в Городецкий переулок по дороге из школы - в классики играть("первоклассная" была специалистка). Приятно думать, что "со мной водятся". Дай Бог здоовья всем.

Особо любят поговорить о том, как надо делать не делающие. Они получают наслаждение, перемывая кости, ища в других ошибки реальные или придуманные. Критикой такие люди заменяют труд. Вот только спросить бы, кто их уполномочил судить?

Спаси Бог, Петр, за отзыв.
Согласна, делающие все силы отдают делу, им некогда судачить о недочетах чужих трудов. Да и цену достигнутым результатам знают лишь те, кто сам трудится. Не делающим все кажется легким, само собой совершенным.

Сергей Слесарев

Добрый вечер, Света!
С Праздником!

Согласен с тобой и не согласен одновременно.

Да, в церковной среде часто такое, но не связано ли это с тем, что просто-напрасто идет "обострение болячки"? Ведь Храм можно сравнить с больницей. Идешь по улице и кажется все нормально, такие идут все красивые, улыбающиеся, теплые, добрые, здоровые. А войдешь в поликлинику - и понеслось: на каждом шагу угрюмые больные, все друг на друга лают, кусаются. А потому это, что все они пришли со своими болячками, и болячки эти давят, соединяются, взаимоусиливают. Часто потом выходишь еще более больным, чем пришел.
Вот может и в церковной ограде так: приходим туда мы ведь искалеченные вдоль и поперек, и пошло-поехало, друг другу эту "калечку" и переливаем. А отсюда и результат. И порой, кажется, что все нет более плохих людей, нет более мерзких и тяжких, но на самом деле это милые замечательные люди. Болезнь никого не красит, она выматывает. Выматывает до такой степени, что просто порой нет сил даже на элементарную отзывчивость. Это, конечно, не оправдание. Но стоит ли вот так с плеча их записывать в безнадежные?

С уважением, Сергей

Страницы