На Рождество во всем мире принято дарить подарки. А знаете ли вы, откуда взялась эта замечательная традиция?
Существует много легенд, но есть одна история, которая уже долгие столетия считается истинной правдой. Многие люди рассказывают её по-разному, а я расскажу вам так.
Однажды, очень-очень давно, когда еще не было ни нас с вами, ни наших родителей, ни даже наших прабабушек и прадедушек, жил в турецкой Ликии один добрый человек. Семья его была известна, трудолюбива и богата, поэтому и сам он ни в чем не нуждался.
На улице, где он жил, было много богатых домов, но однажды случилось несчастье, и соседская семья в одночасье разорилась. Отец этого достойного семейства со страхом глядел на трех дочерей-невест. Девушки она были юные и честные, но мог ли отец мечтать о счастье для них, не имея возможности выдать их достойно замуж? В те далекие времена за каждой невестой давалось приданое, и без него о хорошем муже и мечтать было нельзя.
Как это часто бывает, от обедневшего семейства все отвернулись. Конечно, соседи по-прежнему здоровались при встрече, и даже сочувствовали, но и только. Совсем отчаялся отец девушек, каких только попыток он не предпринимал, чтобы раздобыть денег на приданое и хотя бы одну из дочерей своих сделать счастливой. О себе он вовсе не думал. «Много ли мне надо, старику? — думал он, глядя на сестер.
Время шло, последние запасы истощились, и дом накрыл мрак отчаяния. Соседи уже больше не улыбались при встрече, а спешили скорее прочь, словно безденежье — заразная болезнь. Отец и его дочери совсем обнищали и питались скудно. О каком и приданом могла теперь идти речь? «Спасти бы любимых дочерей от позора, но как? — думал несчастный, с ужасом и болью. — Видно, ничего не поделаешь, чему быть, того не миновать».
Дочери его были очень красивы. Стройные, словно статуэтки, тихие и нежные, как рождающаяся над морем луна. Страшная судьба грозила им в будущем. От этого отчаяние отца становилось лишь сильнее.
Но помните ли вы о том добром человеке, с которого мы начали рассказ? Он видел мучения разорившейся семьи, и хотя сам не имел детей, все-таки хорошо понимал горе отца. Долго думал он, как помочь своим несчастным соседям, придумывал разные способы и даже однажды чуть не решился пойти и прямо вручить соседу деньги. Но это показалось ему неловким, он был слишком скромен по характеру и никогда не решился бы на такой шаг.
Однажды вечером он стоял у окна и смотрел, как зажигаются звезды. И вдруг хорошая идея пришла ему в голову. Не откладывая, положил он деньги в мешок и отправился к дому несчастных соседей. Ловко залез на крышу и под покровом ночи бросил тяжелый мешок в печную трубу. Сделав это, он, никем не замеченый, вернулся домой и лег спать.
Тут я на минуточку прервусь, ведь вы помните, что нет такой истории, которую бы в разных местах рассказывали одинаково. Говорят, что мешочков было по одному на каждую сестру, и что три раза этот добрый человек подбрасывал их соседям, но так ли это важно? Однажды мне рассказывали даже, что на третью ночь отец семейства спрятался и увидел, кто приносит чудесные подарки, и, увидав, упал перед дарителем на колени, в слезах и со словами благодарности. Но и в самом деле — есть ли большая разница, как именно это было? Ведь самое главное вы уже поняли, поэтому я вернусь к тому счастливому утру, когда разорившееся семейство нашло чудесный подарок. Все вместе они пересчитывали золотые монеты и плакали от радости! Позор не коснулся их дома благодаря доброму сердцу неизвестного им человека.
Возможно, — ведь есть разные мнения, помните? — они не знали его имени, и не могли пригласить его на свадьбу, и даже просто поблагодарить спасителя не имели возможности.
Но мы-то с вами знаем, правда? Это был Николай Мирликийский, который с тех пор сделал много добрых дел, и даже сегодня, спустя не одно столетие, помогает людям, пришедшим к нему с мольбой, отчего и зовется Чудотворцем.
А было ли тогда Рождество? Неизвестно, ведь это хоть и чистая правда, но все-таки легенда.
Комментарии
А как было...
Захар Зинзивер, 13/01/2010 - 23:45
...с архиепископом Лукой Войно- Ясенецким, про которого только потом узнавали студенты высших учебных медицинских заведений, что он был православным христианином, более того, архиереем?
Люди приходят к Богу не одинаковыми путями, кому- то дорог образ священника, а кому- то просто хорошего человека. А Христос- то кто был? Тектонов Сын (как люди говорили), а лишь потом пришло озарение, что Он- Сын Божий. У каждого человека изначально свои ценности. Спасибо, Диана!
Мой путь
Протоиерей Василий Мазур, 15/01/2010 - 09:53
Захар, конечно же, «люди приходят к Богу не одинаковыми путями» и Господь ценит и оберегает нашу неповторимость. Удивителен для меня самого мой путь к Богу.
Было это давно, как теперь говорят, в начале 70-х годов прошлого века.
Я приехал поступать в Одесский государственный университет и во время вступительных экзаменов познакомился с одним парнем, который дал мне почитать Евангелие. Издано оно было еще в царской России. Я так увлекся чтением, что даже не убирал его со стола, когда уходил из комнаты общежития, в котором жил. Если бы об этом донесли в КГБ, то я никогда бы не поступил ни в один университет. Экзамены я сдал, набрал высший балл и был зачислен вне конкурса.
Во время учебы в университете я посещал Богослужения в нескольких действующих храмах города. Много грехов тогда прощалось студентам, но, если бы донесли, что студент ходит в храм, отчисли ли бы немедленно. Университет я закончил.
Потом стал заниматься научной работой в НИИ, и на моем рабочем столе всегда лежала Библия. Кандидатскую диссертацию защитил без всяких препятствий.
Уже немало лет преподаю на кафедре экологии и географии, и наконец, мне все же удалось осуществить свое давнее желание. На естественном факультете нашего университета стал читаться курс лекций, в котором научными методами подтверждается факт сотворения мира Богом.
К служению в больничном храме меня Господь тоже вел многие годы. Однако, об этом пока говорить не буду.
Мне думается,что главное, все-таки не то, как люди приходят к Богу, а то, как они Ему служат. Понемногу и я начинаю ощущать, что высшее счастье для человека заключается в служении Богу.
Не нужно бояться
Протоиерей Василий Мазур, 13/01/2010 - 11:31
Дорогая Диана, хорошо, что Вы пишете о ценности доброделания. Но, не нужно бояться говорить о Христе и Его святых угодниках. Ведь, если бы святые апостолы говорили людям о Христе только, как о добром Учителе, то, мы с Вами Бога так бы никогда и не познали. Одной из причин того, что современное христианство сдает свои позиции, является все меньшее и меньшее свидетельствование христианами о Христе Иисусе Господе нашем.
Добро ценно не само по себе, а потому что Бог есть Любовь и бесконечно Добр по Своему естеству. Об этом то и надо нам всем, где только можно, говорить.
Чудесная тема!
Мария Коробова, 11/01/2010 - 22:58
Дианочка, мне понравилось, как и предыдущее Ваше сочинение. Мне только хотелось бы высказать, помимо искренного восхищения как выбором темы, так и прелестным стилем, несколько небольших пожеланий. Может, стоило уточнить, что это был не просто "добрый человек", а именно священник? Ведь не случайно в хорошей детской литературе прошлых лет появляется образ доброго батюшки - вот у Лидии Чарской, к примеру. Святитель Николай, Никола - Милостивый, Никола - Чудотворец снискавший всеобщую любовь своим милосердием (и русского народа тоже!)... - Как его любили дети, история доносит. И на канонических изображениях - на святом мы видим - с крестами на раменах - ризы облачения. Мне кажется, это чуть больше приблизило бы Вашу трогательную историю к задачам православного воспитания.
С огромной симпатией и уважением Ваша Нижегородская собеседница
Спасибо!
Диана Лапшина, 11/01/2010 - 23:27
Спасибо за то, что прочли со вниманием, и за советы. Я с вами согласна, однако тут была небольшая сложность.
Я написала эту историю (как святочную) на конкурс сказок. Сказки на конкурсе светские, и тема Православия могла бы отпугнуть и читателей, и жюри.. да, надо честно признать этот факт. Православная литература в большей своей части отторгается обществом светским. К тому же я попробовала написать так, чтобы читающий её обычный невоцерковленный человек не испытал бы неловкости или, еще хуже, неприязни к написанному. Потому что это очень опасно - я написала, а кто-то, из-за меня отошел в сторону еще капельку дальше.. Можно ли так рисковать? Думаю, не стоит. Особенно такому неопытному писателю, как я.
С другой стороны расчет мой был таков - нет никого у нас, кто не знал бы имени Николая Чудотворца, правда? И тогда этому человеку нет нужды в моих уточнениях. А если кто-то не знает, то я дала полное имя, чтобы, заинтересовавшись, человек поискал бы и нашел информацию и книги более серьезные и достойные.
К тому же есть и третья причина НЕуточнения. Я не очень знаю, являлся ли он на момент совершения этого поступка священником? В тех источника, что я читала, этого явно не прослеживалось...
Еще раз спасибо за отклик!
И спасибо вам за отклик на предыдущий рассказ (притчу). Расскажите мне, читали ли вы его, как хотели, и если да, то как все прошло и была ли реакция?
Заранее спасибо,
С уважением,
Диана.
Убедили...
Мария Коробова, 12/01/2010 - 22:30
Здравствуйте, Диана! Мы с Вами просто смотрели на материал из разных ниш - я из Воскресной школы, Вы - из ниши светского образования. Конечно, в контексте адресности и, соответственно, задач у Вас не было другого выхода.
По поводу чтения детям - не успела! К праздникам готовились, а сейчас Рождественские каникулы у нас. Но про реакцию детей расскажу Вам обязательно. Интересно, у Вас есть еще произведения в таком роде? Наверное. получилась бы прекрасная книга. А вдруг Вы - новая Чарская?
С уважением Ваша Нижегородская собеседница.