Определение терминов: экклесия
Иллюстрацию к пониманию Церкви отец Андрей подобрал парадоксальную. В одном фантастическом романе описываются телепаты. Их способности по наследству не передаются, поэтому для сохранения себя как клана — носителя власти каждый год телепаты приходят в вузы, где сдают вступительные экзамены молодые люди, и «думают»: «Кто нас слышит, зайдите в комнату такую-то». Те ребята, которые услышат эту мысль, но еще не осознают, что это именно телепатические способности, а не радио, не пойдут сдавать экзамены, явятся в назначенную комнату, где с ними начнут проводить воспитательную работу.
В этом сюжете есть нечто очень похожее на жизнь Православной Церкви. Те люди, которые слышат голос Бога, хотя бы в виде тоски, собираются в стаи.
Что значит слово «церковь»? Греческим словом «экклесия», обозначавшим в Древней Греции народное собрание, был переведен в Септуагинте еврейский термин «кагал» (собрание, община). Отсюда и получено слово «церковь», обозначающее собрание верных — «некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петр. 2:10).
Чувствуя, что дело идет к эзотерически-гностическому пониманию Церкви, лектор пояснил:
Притчи о талантах никто не отменял. Людей вовсе бесталанных нет. И понятно, что Христос говорил не о таланте инженера или скрипача, а о религиозной отзывчивости.
Приход: «Церковь бомжующая»
Другое важное для понимания Церкви слово — приход. Это тоже попытка перевода, уже изначально греческого термина парикиа (дословно: вне дома). От существительного «парик» («бездомный») святой муж апостольский Игнатий Богоносец создает этот глагол. И использует его в письмах местным Церквам, к которым обращается, когда его везут на суд и казнь в Рим: «Церкви Божией, пребывающей...» (в Смирне, Риме и т. д.). То есть Церкви бездомной, бомжующей.
Само это слово является аллюзией на слова апостола Павла: «У нас нет здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр 13:14). И здесь уже необходимо обратить внимание на эсхатологическое настроение древней Церкви.
Как ожидание Христа ломало стены храмов
Самоощущение христианина отец Андрей охарактеризовал стихами Марины Цветаевой:
Ты как тварь, ждущая утра,
Чем-то — здесь, всем — за окном
(Поэма Лестницы).
Мотив ожидания выразился даже в архитектуре. Кураев напомнил о существовании в православном храме апсиды — восточная стена, выгнутая на восток, откуда грядет Христос. -Надеюсь, у нас «реформа вежливости» не будет принята, и алтарь не будет обращен на запад, — заметил богослов. — Батюшка не к вам обращается, а к Богу от вашего имени.
Если священник оборачивается к людям и смотрит им в глаза, значит, между ним и паствой существует конфликт. Кстати, этим же святитель Григорий Нисский объяснял, почему Моисей не мог смотреть в лицо Богу, а видел лишь «задняя Его»: смотреть в лицо Бога может тот, кто идет против него.
Пастырь — священник — пред-стоятель. Отец Андрей указывает на эту связь. Овцы пасутся не так, как привычные нам коровы — они идут за пастырем. Если пастырь стоит спиной к прихожанам — мы вместе с ним идем за Христом. Если лицом — мы никуда не идем, динамика закончена.
В апсиде выразилось устремление Древней Церкви на Восток, радостное ожидание Христа.
Почему апостолы не писали Типикон?
Апостолы не ожидали, что история настолько затянется, — объясняет богослов главную трудность экклезиологии. — Ранние христиане не думали, что будет большой зазор между Вознесением и возвращением Христа. Первая сенсация для христиан — смерть ап. Стефана. Как христианин может умереть, уже вкусив источника бессмертия?!
Вновь отец Андрей обращается к поэзии Цветаевой:
Не штык-так клык,так сугроб,так шквал,
В Бессмертье что час — то поезд.
Пришла и знала одно:вокзал.
Раскладываться не стоит.
(Поезд жизни)
Кураев отмечает псхиологическую ошибку, совершаемую современными христианами: у нас принято все установления Церкви относить к апостолам: они так устроили и мы ничего не меняем.
Не выходит. Апостолы не могли написать Типикон. Они не собирались здесь раскладываться. Все нормы и каноны складываются потом, как правила дорожного движения.
Простой пример лектора — дорога. Она может ремонтироваться, тогда правила предписывают движение со скоростью 30 километров в час, может превратиться в хайвей, тогда ее скорость будет не меньше 120 километров в час. Назначение дороги не меняется, меняются правила.
Отсюда — формула русского богослова В. В. Болотова: «В Церкви канонично то, что полезно для Церкви». Здесь, правда, встает опасный вопрос: кому дано решать, что для Церкви полезно?
Святая Церковь
В Символе веры к Церкви относятся четыре атрибута: единая, святая, соборная, апостольская. Все это предметы веры, то есть совсем не очевидные вещи. Чаще мы видим отнюдь не святые аспекты церковной жизни.
Лектор советует обратить внимание на термин «темный двойник Церкви» из работы С. Фуделя «У стен Церкви».
Этот двойник на спорткарах и с побрякушками очень хорошо виден. Увидеть ее за ним — сложно.
В чем же святость Церкви? Кураев предлагает следующее решение. Церковь свята в ветхозаветном смысле — она предназначена, отделена. Святой сосуд не используется для профанных целей. Израильский народ священен не в том смысле, что среди евреев больше хороших людей, а в том, что у Бога о нем был свой замысел.
В исполнении этого замысла проявляется и забота Христа о Церкви. И это далеко не забота няньки. Лектор напомнил историю про цадика (еврейский праведник), рассказанную митрополитом Сурожским Антонием. Некий очень благочестивый цадик жил крайне бедно, в тяжелых обстоятельствах, но на недоумение окружающих людей отвечал убеждением, что Бог его любит: «Если Господь щедро одарил меня нищетой, значит, Он решил, что это мне полезно».
Божья любовь бывает не только болеутоляющей, но и болепричиняющей, — жестко заявляет миссионер.
Кому служит Церковь?
Итак, Церковь полностью отделена от мира.
Поэтому меня тошнит от фраз: «Русская Церковь служит своему Отечеству!» — чистосердечно признается отец Андрей. — Церковь не для службы Отечеству создавалась.
Отца Андрея покоробило выступление на инаугурации Барака Обамы архиерея Константинопольской Церкви. В речи говорилось о священных обязанностях Обамы.
Кто его за язык тянул?! — возмущен миссионер. — Американское либеральное сознание воспринимает президента как обслугу. Общество нанимает таджиков работать на дороге, а Обаму нашли в Кении, чтобы нанять работать президентом. Единственное, чему я обрадовался, — тому, что это было сказано не у нас. Иначе сколько бы опять на Патриарха полилось.
Если архиереи не одолели Церковь, или Немного о святости Церкви
Лектор посоветовал обратиться к работе Н. Бердяева «О достоинстве христианства и недостоинстве христиан». В этом тексте есть ссылка на «Декамерон»: молодой француз уговаривает друга — еврейского купца креститься. Тот согласен, но хочет для начала посетить Рим. Француз его в ужасе отговаривает — ничего хорошего в Риме эпохи Возрождения нет. Еврей, тем не менее, едет в Рим, после чего немедленно крестится. Он видел все чревоугодие, разврат, двуличие и уверен: римское духовенство прикладывает все усилия к уничтожению Церкви. Раз она еще существует, то Сам Господь ей помогает.
Если архиереи не одолели Церковь, то и врата адовы не одолеют ее! — подытоживает Кураев.
Главное — самих себя включать в число терпимых, а не терпящих: не я терплю — меня терпят. -Знание мерзости церковной истории тоже преисполняют оптимизма, — замечает миссионер, и приводит иллюстрацию: во время турецкого владычества некий паша требует от греческого священника отпеть его собачку. Священник упирается, отказывается, говорит, как последний аргумент, что епископ не позволит. Паша обещает все вопросы с епископом решить и настаивает на отпевании животного.
Разумеется, епископ, узнав о таком нарушении, наказывает священника, запрещает его в служении. Паша приходит к архиерею с мешком золота, и тот вновь вызывает священника: «Как ты смел отпевать собаку такого человека без меня!»
«И после этого еще кто-то нас обвиняет в сергианстве!» — иронизирует Кураев.
Святость Церкви — это святость веры и таинств. К личной святости это отношения не имеет.
Единство Церкви
Говоря о таком атрибуте Церкви, как единство, отец Андрей обращается к злободневному примеру: широко обсуждаемой судьбе священника Димитрия Свердлова, выведенного за штат и запрещенного в служении на пять лет. Напомним, формальной причиной запрета стал отказ священника служить в том храме, куда он был направлен. Сам отец Димитрий объяснил это тем, что его направили служить под руководство священника, с которым он находился в состоянии тяжелого конфликта.
Один из важнейших вопросов богословия: не совпадает правда каноническая и правда нравственная. Отец Дмитрий сказал: «Я не пойду на новый приход, потому что знаю, что настоятель терпеть меня не может. Если бы я пошел на тот приход, я должен был бы с ним сослужить, говорить: „Христос посреди нас!“ — а этого на самом деле нет».
В самом деле, при сослужении клирики должны эти слова сказать друг другу. В алтаре. Держа в руках Тело Христово. Вроде бы, это уж точно не место и не время для совершения греха лжесвидетельства. А если эти священники знают, что у них не то что недобрые отношения — у них они продолжатся такими же и после Причастия?
С другой стороны, есть правило, согласно которому клирик, отказывающийся от сослужения и Причастия с другим клириком без благовидной причины, подлежит лишению сана.
В какой степени наши грехи нарушают наше единство? В силах ли человек порвать нешвенный хитон Христа? Или там, где мы подвели черту, Бог ее может не принять?
Другой пример отца Андрея: отношения с Зарубежной Церковью — сколько анафем было, а «телеграмма до неба не дошла». И таких случаев в истории Церкви было много.
«Что свяжете на земле, то будет связано на небесах», — цитирует миссионер Писание. — Это кому сказано?
Католическая экклезиология утверждает, что эти слова — для священноначалия. А протестанты уверены, что эти слова сказаны каждому христианину: что я в своей душе скажу, то остается навсегда. «В чем застану, в том и сужу», — цитирует Христа св. Иустин Философ — или по Достоевскому: «На земле все начинается, но не кончается». Раны, нанесенные человеком своей душе, будут вечны.
Граница Церкви
Церковь подобна сталактиту, растущему от Неба к земле. От Троицы — к Боговоплощению — к людям.
Вопрос о границах Церкви не очевиден. Единство Церкви определяется тем, что она — Тело Христово. Но где начинается и заканчивается тело? Волосы? Зубы? Бактерии в организме?
На уровне догматики Церковь — Тело Христово, единое в кровоснабжении. Кто не участвует во Вселенской литургии — в Теле не участвует. С формальной точки зрения не имеет значения по каким причинам и при каких обстоятельствах человек лишился пальца. Но с точки зрения канонов расстояние и мотив отпадения от Церкви имеют значение. Поэтому и прием в Церковь осуществляется по-разному: через крещение, миропомазание и покаяние. Василий Великий сам не знал, откуда приходит это различие.
— Каждый из нас частично в Церкви и частично вне ее, — делает вывод Кураев. — Граница Церкви проходит по мне, и она подвижна, потому что я — разный.
Соборность Церкви
В оригинале слово «соборность» не имеет к соборам («синод») никакого отношения и звучит как «кафолики». Это слово не разговорное, из лексикона Аристотеля, и Кирилл и Мефодий его не переводили. Блаженный Августин, напоминает отец Андрей, определяет качество кафоличности следующим образом: «по всему миру». Но это был ответ донатизму — локальному и замкнутому явлению..
Кирилл Иерусалимский говорил, что кафоличность значит: «Содержит в себе все, необходимое для спасения, полноту благодати».
В результате, в древних богослужебных книгах идет разнобой: в «Повести временных лет», например, перевода этому слову вообще нет.
Иногда переводят словом «повсемная». Слово «соборный» утверждается в славянской письменности лишь к XIV веку. Почему? Одна из причин: патриархаты Рима и Константинополя уже взяли себе соответствующие термины, поэтому был избран этот — чтобы не воспринимать Символ Веры как присягу на верность.
Апостольская Церковь
— Представьте себе, что апостол Павел попадает в наш XXI век, в храм Христа Спасителя. Скорее всего, его не пустит охрана, потому что он неадекватно одет. Но предположим, он сможет возникнуть внутри собора. Что он скажет?
Сначала у него будет просто дикий шок: «Это мои ученики и преемники?!» Но я все же надеюсь, что если он не сразу убежит, а останется, всмотрится — он признает в нас Своих.
Мария Сеньчукова, Протодиакон Андрей Кураев
Протодиакон А. Кураев — «Христос болеет христианами... Что есть Церковь?»
Лекция об экклесиологии
прочитанная на епархиальных миссионерских курсах, организованных Миссионерской комиссией при Епархиальном совете Москвы совместно с Миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
Диакон Андрей Кураев Что такое Церковь. Полная лекция
Иудаизм и ислам, католичество и протестантизм — в свете православия
Христианство и гностицизм
Главная тайна христианства — конфликт интерпретаций