Святой Григорий Богослов различает три вида Пасхи: Пасха закона, Пасха благодати и Пасха будущего века. Пасха закона, по которой евреи праздновали чудотворный переход через Красное море, была воспоминанием о горьком рабстве в Египте и об освобождении. Она была Пасхой «вымоленной и дарованной». В действительности же эта Пасха являлась прообразом нашей Пасхи. Согласно св. Григорию Богослову, слово Пасха происходит от еврейского слова «фаска». Позже произошла эллинизация еврейских Ф в П и К в Х. В еврейском языке слово «пасха» означает «переход» (переход через Красное море). Конечно, существуют и такие, как говорит св. Григорий Богослов, которые считают, что слово «пасха» происходит от греческого глагола «страдать» (πάσχω), то есть от страданий Христа за нас...
Воскресение Христа вызывает у людей радость и веселье, потому что Им побеждена держава смерти, диавола и греха. Однако необходимо также подчеркнуть, что воскресение Христа принесло пользу и Ангелам, то есть разумным духам.
Святой Григорий Богослов в своей речи на праздник Пасхи приводит слова Ангела «Днесь спасение миру, видимому же и невидимому». Здесь речь идет о спасении Ангелов. Как это можно понимать? Мы знаем, что после падения Денницы Ангелы стали медлительны ко злу, то есть они не могли уже помышлять плохого, но при этом не приобрели неизменяемости. Преподобный Никита Стифат говорит, что с Христовым воскресением Ангелы лишились этой медлительности и приобрели неизменяемость, имея ее не по природе, а по благодати.
Кроме того, с воскресением Христовым ангельские силы возвеселились: с одной стороны потому, что восполнился павший орден Денницы и таким образом исполнились пророческие слова: «нужно исполнится вышнему миру», а с другой стороны потому, что люди обрели спасение. Поскольку, если, как говорит Христос, случается великая радость на небесах о каждом кающемся человеке, то во много раз больше это происходит при покаянии всего человеческого рода (Зонара).
Святой Григорий Богослов говорит, что он убежден в том, что в день Воскресения Ангельские Силы сопразднуют и соторжествуют, так как они боголюбивы и человеколюбивы. Святой Никодим Святогорец, ссылаясь на эти слова, говорит, что, действительно, было бы крайне непозволительно радоваться Ангелам о нашем спасении, а нам, спасшимся, не веселиться и не праздновать вместе с ними этот спасительный, миро-спасительный праздник.
* * *
День Христова Воскресения еще называют Пасхой. Это слово многократно повторяется в церковных тропарях и вызывает у христиан огромную духовную радость.
Согласно св. Григорию Богослову, слово Пасха происходит от еврейского слова «фаска». Позже произошла эллинизация еврейских Ф в П и К в Х. В еврейском языке слово «пасха» означает «переход». Нам известен праздник Пасхи, в который евреи празднуют чудесный переход через Красное море. Конечно, существуют и такие, как говорит св. Григорий Богослов, которые считают, что слово «пасха» происходит от греческого глагола «страдать» (πάσχω), то есть от страданий Христа за нас. Все же, более правильным толкованием является первое.
Как Израильский народ праздновал переход через Красное море и приобретение свободы, так и «Новый Израиль благодати» празднует новый переход от смерти к жизни. Такое толкование празднику дает св. Григорий Богослов в своем Пасхальном слове. А св. Иоанн Дамаскин, беря за основу слова св. Григория Богослова, пишет: «Воскресения день просветимся людие, Пасха, Господня Пасха. От смерти к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную песнь поюще».
Говоря о дне Пасхи, Иосиф Вриений, ученик св. Григория Паламы и учитель св. Марка Эфесского, производит анализ богословского значения праздника. Пасха — это переход от тьмы к свету. Она является выходом из ада на землю, восхождением от земли к небу, переходом от смерти к жизни, воскресением падших людей, призванием изгнанников Эдема, возведением плененных бренностью, единой жизнью верующих, радостью всего мира, честью Божественной Троицы. Пасхальной радостью невозможно насытиться, потому что неисчерпаема подаваемая через нее благодать. Пасха — это утешение души, радование ума, избавление тела, просвещение очей, услаждение гортани, оживление, теплота, мир, радость.
Если праздник Воскресения Христова является ежегодной Пасхой, то существует также Пасха недельная. Верующий человек празднует Пасху каждое воскресенье. Однако, прежде всего божественная литургия и приобщение Тела и Крови Христовых дают человеку возможность принять участие в Пасхе. Святой Иоанн Златоуст по этому поводу очень характерно говорит: «Пасха ибо несть пост, но предложение и жертва, и ежедневно происходящее собрание». Потому что каждый раз, когда мы, со всеми необходимыми церковными предпосылками, сходимся в евхаристическое собрание, разрешаются и упраздняются силы сатаны (св. Игнатий Богоносец). От этого рождается сознание, что смерть побеждена.
Пасхой называется не только праздник перехода от смерти к жизни, но и Сам Христос. Ведь спасение человека вне Богочеловека немыслимо, поскольку Он Есть путь, истина и жизнь. Он Есть воскресение людей. Поэтому св. Иоанн Дамаскин в своем праздничном пасхальном каноне называет Христа «Пасхой». Он пишет: «О Пасха великая и священнейшая, Христе, о Мудросте и Слове Божий и Сила». Такое определение имеет непосредственную связь со словом апостола Павла: «...ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5:7).
Следовательно, через Христа, являющегося живой Пасхой, мы можем пережить Пасху, которая является переходом от смерти к жизни.
* * *
Святой Григорий Богослов различает три вида Пасхи: Пасха закона, Пасха благодати и Пасха будущего века.
Пасха закона, по которой евреи праздновали чудотворный переход через Красное море, была воспоминанием о горьком рабстве в Египте и об освобождении. Она была Пасхой «вымоленной и дарованной». В действительности же эта Пасха являлась прообразом нашей Пасхи.
Пасха благодати Божией — это Христово Воскресение, посредством которого происходит переход «от смерти к жизни и от земли к небу». Святой Григорий Богослов говорит: «Пасха великая и священная и всего мира очищение». Там, где нет участия Христа и общения с Ним, царит омертвение и рабство. Согласно св. Григорию Синаиту, «не видящий, не слышащий и не чувствующий духовно — мертв есть». Следовательно, Пасха — это приход Христа в недра сердца. Святой Максим Исповедник очень характерно говорит по этому поводу: «Пасха — это приход Слова в человеческий разум». Действительно, с принятием Христа человек начинает жить духовно, и Христос становится его жизнью, душою его души. «Воскресение — это вторая душа человеков» (преп. Нил).
Пасха будущего века является «совершеннейшей и чистейшей». Христос, незадолго до Своих страданий, во время празднования Пасхи, сказал: «...отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26:29). Разумеется, речь здесь идет о Пасхе Царствия Небесного. Даже Пасха настоящей жизни в сравнении с Пасхой будущего века является прообразовательной и относительной. Тогда святые будут иметь большее общение со Христом, поскольку Слово откроет и научит тому, «что теперь показал умеренно» (св. Григорий Богослов).
Христиане постоянно подвизаются за переход от Пасхи прообразовательной к Пасхе благодатной, а от нее — к Пасхе вечной. Только такой праздник имеет значение и смысл. Никакое другое торжество не преследует более глубоких целей, не удовлетворяет в достаточной степени алчущего и жаждущего духа человека.
Во время празднования еврейской Пасхи закалывался непорочный, чистый, совершенный (т.е. без какого-либо порока) ягненок. Он являлся прообразом христианского Агнца, которым является Сам Христос — непорочный, молодой и совершенный. Он был принесен в жертву и теперь предлагается всем христианам, чтобы они с Ним объединились.
* * *
Воскресение Иисуса Христа ни в коем случае не должно праздноваться как некое историческое или социальное, но онтологическое событие, что означает причастие благодати воскресения. Предшествующий же празднику пост Четыредесятницы имеет своей целью принятие наиболее полного участия в таинстве Воскресения.
Для достижения этого, по учению всех Отцов Церкви, требуется очищение как телесных, так и душевных чувств. Человек имеет тело и душу, поэтому обладает телесными и душевными чувствами. Святой Иоанн Дамаскин поет: «Очистим чувствия, и узрим непреступным светом воскресения, Христа блистающася и радуйтеся, рекуща, ясно да услышим, победную песнь поющи». Следовательно, очищение является необходимой предпосылкой созерцания и общения с Богом. Святой Григорий Богослов говорит: «Поэтому в первую очередь нужно очистить себя, и лишь потом, уже чистым, говорить».
Целью духовной жизни человека является его единение с воскресшим Христом, созерцание Его в глубинах своего сердца. Христос воскресает внутри сердца, умерщвляя страстные помыслы, которые возникают под бесовским воздействием, и преодолевает страстные образы и греховные прилоги, как некогда преодолел печати гроба (св. Максим Исповедник). Таким образом, речь идет не о внешнем, формальном праздновании, но о внутреннем и экзистенциальном. С этой точки зрения св. Григорий Богослов рекомендует праздновать не торжественно и по-мирски, но по-Божьему и сверх-мирски.
Участие в таинстве Воскресения является переживанием обожения. Посвятивший себя непостижимой силе воскресения из опыта познает цель создания мира Христом (св. Максим Исповедник). Действительно, человек создан для того, чтобы достичь обожения, и чтобы мир чрез человека принял освящение. Отсюда следует, что тот, кто посвящает себя этой непостижимой силе воскресения, достигает обожения и таким образом исполняет цель своего существования. Так он приобретает наибольшее познание.
Апостол Павел рекомендует именно такой образ жизни, поэтому и пишет, что чрез святое Крещение со Христом мы погреблись в смерть, «...дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4). Такое возрождение необходимо, потому что иначе человеку грозит умереть духовно, по слову того же апостола Павла: "Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умервщляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, возводимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:13-14).
Воскресение Христа — это величайшее событие в истории. Речь идет об обожении и воскресении человеческой природы. Поскольку обретено снадобье, существует надежда на выживание. Чрез Христово воскресение жизнь и смерть приобретают совсем иной смысл. Мы не считаем жизнью сумму ряда исторических событий, но общение с Богом. И смерть для нас — это не конец настоящей жизни, но удаление человека от Христа, поскольку разделение души с телом является не смертью, но лишь временным сном. Апостол Павел именно потому, что чувствует себя соединенным с воскресшим Христом, может исповедовать: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).
В огласительном слове св. Иоанна Златоуста, являющимся поистине победным, триумфальным гимном, говорится, что с воскресением Христа решились все человеческие проблемы.
Никто не должен рыдать о своей бедности, как и вообще о лишении материальных благ, потому что «явилось общее Царство».
Никто не должен отчаиваться в соделанных им грехах, потому что «прощение взошло от гроба».
Никто не должен бояться смерти, потому что «освободила нас Спасителя смерть».
Это «никто» — абсолютно. Его абсолютность обуславливается Воскресением Христовым. Насколько мы замыкаемся в относительности и не входим в абсолютность этого «никто», настолько и рыдаем, отчаиваемся и боимся.
«Господские праздники»