Каждое понятие христианства сочетает несочетаемое. На этом, кстати, весь Честертон построен. Возьмем, скажем, смирение и достоинство. Вот мир думает так: или смирение, но тогда нет достоинства, или достоинство, но тогда нет места смирению. А часто бывает, что нет ни того, ни другого, только одна пустая амбициозность.
Для того чтобы понять, что такое смирение не на полу, а на воде (Прим. ред. — имеется в виду один из евангельских эпизодов — «Хождение по водам» [Мф. 14: 28–31]. Наталия Леонидовна считала, что христианин тот, кто решается «идти по воде»,
Вот представьте себе, можно так соединить все цвета, что получится белый цвет — это то смирение, которое не противоречит достоинству. А можно просто смешать все акварельные краски и выйдет грязь. Это соединение другого рода. И вот человек чаще всего находится именно здесь, где нет ни смирения, ни достоинства, и, приходя в Церковь, он перемещается, как правило, либо в сторону достоинства при отсутствии смирения, либо в сторону смирения, при отсутствии достоинства, причем в первую чаще, потому что мирская добродетель тяготеет к ценностям стоического типа. Полагают, что смирение — это
Когда человек приходит в Церковь и остается на полу, он думает: «Ну, еще ничего! Я хоть не под пол провалился». Но это, как сказать. В подполе легче перескочить на воду — там жить нельзя, а когда ты на полу, так и будешь всю жизнь думать, что ты в порядке. Вот в этом несчастье нашего обращения.
Я знаю священников, которые принимают этот вариант «на полу». В проповеди непременно надо говорить, что это дом, построенный на песке, а с конкретным человеком, если он на воду не перешел, поспорить невозможно, и требовать от него иного часто жестоко и бессмысленно. Католики, кстати, так действуют всегда. Если человек пришел как сирофиникиянка [Мк. 7: 24–30],
В советские годы люди были дико униженные. Когда они оказывались в Церкви, то, прежде всего и главным образом, хотели самоутверждения, и получалось, что шли они не просто
Я думаю, почему Бог выпустил меня сейчас говорить, вести радиопередачи? Я же не хочу говорить! Мне это очень сомнительно и соблазнительно. Слава Богу, не тем, что было бы в молодости до 30. Послушайте, я вам сейчас расскажу, это будет совершеннейшая притча.
Мой бедный папа измерял все в категориях мирского успеха, и он безумно боялся, что дочка окажется неудачницей. Атмосферу этого мира искусства, особенно у киношников, нельзя назвать даже тщеславной, это за пределами, чистое безумие, и очень страшно как всякая страсть.
А я была тогда, естественно, жутко творческой девицей, писала там
И вот я очень тяжело заболела, причем заболела странной болезнью, которую никак не могли распознать. Начались дикие подъемы температуры, и три месяца мне было очень худо. Жила я тогда ужасно, просто умирала, боялась всего — мамы, советской власти, дико страдала, была вся в
И вот, когда я так заболела, я в этом диком жару поняла, что этот кумир надо отдать. Несколько кумиров — счастливую влюбленность, желание писать и науку. Их все надо отдать. Я отдала. Отдала, выздоровела очень быстро. Меня отвезли в
Это все я рассказываю не для автобиографии, а для свидетельства. Это механика того, как действует Бог. Эти кумиры — жуткая вещь. Проповедовать, «пасти народы», как говорила Ахматова, — не дай Господь! «Не многие делайтесь учителями» [Иак. 3: 1]. И та странность, что меня, такого слабого человека, такого нелепого, который нигде не имеет власти, Господь поставил говорить,
Записала и подготовила
Комментарии
Проблема смирения мне кажется непостижимой...
Мария Коробова, 14/11/2010 - 17:43
В разные годы я ее видела по разному. Здесь интереснейшие рассуждения на удивительных примерах талантливейшего автора, но главное уже было сказано давно. Смирение - сила, а не слабость.
Еще "мысли по поводу..." Я не доросла до г. Трауберг - я не поняла, правда - зачем отдавать "кумиры"? А если не кумиры они, а призвание? Счастливая влюбюленность - это же Божий дар - это "босиком по снегу" - сродни хождению по водам! Почему автор "поняла", что надо отдать дар писательства? Вон Эмили Дикинсон при жизни так и не опубликовали (ни одно из 800 стихотворений); поэтом Эмили себя не считала, а творила и все - а мы ее знаем через 150 лет... Может, я слабый человек и держусь за свои... - не кумиры - так, разноцветные камешки-гальку - в горсточке - стихи, песенки детские, еще какие-то глупости. Но если они не мешают моему пути ко Господу, а помогают.
Давайте поговорим об этом?
уже пыталась поразмышлять
Светлана Коппел-Ковтун, 14/11/2010 - 18:54
Год назад я уже пыталась поразмышлять на эту тему в "Муках и радостях творческого процесса". Повторяться не хочется, потому приглашаю к себе в гости. А потом можно продолжить
Может быть ты, Машенька, поделишься своими соображениями тоже в форме эссе или статьи?
Не получилось...
Мария Коробова, 15/11/2010 - 19:00
Написала отзыв "в гостях" - все правильно делала - честное слово! А не сохранилось. Попозже повторю попытку. А пока прощаюсь с благодарностью за беседу и с обещанием написать статью, когда... - срок подставлю, как допишу свою сухотень.
Меня в этом замечательном тексте поразили
Светлана Коппел-Ковтун, 07/11/2010 - 19:01
Меня в этом замечательном тексте поразили более всего вот эти слова:
Потому что к точно такому примеру в свое время и я обращалась. Например, здесь:
Но Трауберг я не читала и даже не знала о ее существовании, когда у меня родилось понимание этой разности способов общения. А ведь слышавшие мою байку про цвета могут подумать, что приписала себе чужие слова. Нет-нет, дорогие, не приписала! Я их сама "родила"
Да, замечательно написано...
Наталья Трясцина, 07/11/2010 - 20:38
Так оно часто и бывает в жизни, что просишь у Господа то одного, то другого, а потом, обычно не раньше чем к 30 годам, понимаешь, какая это все ерунда и говоришь: - Возьми, Господи, это Тебе, это все Твое, и мне не принадлежит.
Действительно, смирение это не угодливость и пресмыкательство перед тем, кто выше тебя. Какая тяжелая психологическая атмосфера бывает среди православных, когда всяк униженный в обществе приходит в храм и старается самоутвердиться, постоять на тебе ногами.
Смирение, это когда становишься землей, черноземом, ветром и водой и живешь в Господе, когда ничего другого тебе не надо, ни земной славы и богатств, ни здоровья, ничего, кроме того, чтобы чувствовать себя частью Бога, растворяться в Нем как капля в море, как песчинка из миллиарда песчинок.