Подготовка к Всеправославному собору, который намечался на 19–26 июня 2016 года на о. Крит, столкнулась с серьезными трудностями — в частности, Болгарская Православная Церковь приняла решение не участвовать в нем, что лишает его статуса Всеправославного, многие выражают несогласие с готовящимися документами, есть и другие затруднения, которые требуют внимательного рассмотрения.
В этих условиях Русская Православная Церковь предложила до 10 июня провести экстренное Всеправославное предсоборное совещание, которое могло бы разрешить эти вопросы, но Константинопольский Патриархат ответил отказом.
Эта ситуация — без сомнения, печальная — требует вспомнить о том, как созидается Церковь. В любом человеческом сообществе — и между этими сообществами — всегда происходит борьба за власть, за контроль над тем, кто будет принимать решения, обязательные для остальных. Это так в государствах, в корпорациях, в армиях — практически везде. Люди научились снижать уровень конфликтности, создавая четкие иерархии и формулируя правила, по которым они функционируют, как-то делить власть и ответственность.
Но Евангелие указывает на другой идеал:
«Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар. 10:42-45)
Христианское владычество состоит в служении; святой Апостол Петр увещевает Пастырей пасти христиан «не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду» (1 Пет. 5:3)
Следование этому идеалу требует больших личных усилий, и немалого мужества. В Церкви, которая призвана быть образом и присутствием Царства Божия на земле, проявления человеческой немощи выглядят особенно контрастно. Во всей истории Церкви можно видеть напряженность между Евангелием, которое лежит в ее основании, между действием Святого Духа, который непрестанно ведет ее и созидает, и слабостями людей — в том числе людей лично благочестивых или даже святых.
Поэтому Церковь никогда не была совершенно бесконфликтной — никакое сообщество, состоящее из людей, не лишено конфликтов — но Церковь имеет иные рецепты для их преодоления. В других сообществах конфликты и разногласия разрешаются через принцип единоначалия — иногда смягченный теми или иными сдержками и противовесами.
В армии, которая предназначена для ведения боевых действий, решения должны приниматься быстро и исполняться безоговорочно; в корпорации, которая борется за свою долю рынка с конкурентами, человек должен повиноваться руководству или уйти — хотя за ним и могут признавать ограниченное право голоса. Принципиально иначе устроена Церковь, которая есть сообщество добровольное, объединенное общей верой. Ее цель — не разбить неприятеля и не вытеснить конкурентов с рынка. Церковь — это мистическое тело Христово, которое, как пишет Апостол, «составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:16)
Это созидание Церкви — сложный органический и при этом мистический процесс; он ничуть не похож на выстраивание подразделения на плацу или даже наведение порядка в корпорации. Это «созидание в любви» требует проявлять внимание к людям, их взглядам, мнениям, опасениям — даже там, где они кажутся неосновательными. Ведь сама цель Церкви — это вечное спасение людей. Конечно, это требует смиренной готовности выслушать других; и это требует большого времени.
От всякого, кто несет пастырское (и, тем более, архипастырское) служение в Церкви требуются качества, принципиально отличные от качеств управляющего в корпорации, воинского начальника или даже чиновника в государстве. Господом Церкви является Христос, ее оживотворяет Святой Дух, который действует во всех ее членах, и церковное служение требует внимательно прислушиваться к Его тихому веянияю, открытость к тому, что могут сказать собратья и сослужители.
Разномыслия, возникшие в ходе подготовки к собору, требуют внимательного рассмотрения — просто проигнорировать их, проявив пренебрежение к людям, было бы чрезвычайно неверным и опасным. Авторитет в Церкви созидается не раздачей приказов, а мудростью, терпением и любовью — и все мы молимся о том, чтобы Бог дал мудрость Константинопольскому Патриархату — и всем нам — принять те решения, которые послужат к созиданию, а не к разорению Церкви.