В конкурсе решил принять участие наш постоянный читатель, друг «Омилии» ЗАХАР ЗИНЗИВЕР, и мы приняли его эссе в число участников конкурса.
Администрация клуба
Осень...
Она с каждым днем все ближе, венчая серебристой короной из дождя изможденную засушливым летом землю. А земля «безвидна и пуста». Солнечные лучи нещадно опалили все, что из нее произрастало. Тем не менее, пора собирать урожай.
Господи, «копать не могу, просить стыжусь»... Урожай из рифм, сплетенных в подобие стихов, несбывшиеся юношеские мечты, замершие в безнадежно чужой всем и каждому прозе- кого этим удивишь? И кому это вообще интересно, ведь у каждого свои тяготы...
А мои тяготы известны — «некуда мне собрать плодов моих». В который раз ломаю прежние житницы и созидаю новые, собирая в них весь урожай моих лирически-сладких и аскетически-горьких переживаний. В который раз говорю сам себе: «Многа добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». В который же раз слышу грозное предостережение: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут от тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»
Вот и думаю я на склоне лет моих: кому все это нужно — стихи мои, проза моя? Кому все это достанется? Кто будет обладателем тех благ, которые оставит после себя «его Величество талант»? Не более ли, чем сетование случайного прохожего, прочитавшего на надгробной плите на могиле поэта через тире написанные даты кем-то прожитой и как- будто никогда не существовавшей жизни. Даже уроки моего жизненного опыта будут чужды всякому, знавшему меня. «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.»
Никому «мое» не нужно. Может быть, только этому случайному прохожему, как ответ смертного на вопрос смертного: зачем я живу, как, для чего? Мои стихи, мои рассказы и повествования приими, усталый путник, как свидетельство тления тела и бессмертия души. Мои жизненные опыты и переживания, заключенные в стихотворные формы, пусть напоят тебя в одиноком странствии твоем. Маленький ручеек, взявший от Великой реки Сына Божьего и влекомый силой Утешителя Духа — мой скромный творческий дар, мое маленькое личное евангелие, малое свидетельство принадлежности к Великому и бессмертному Благовествованию Христа.
Не повторяй моих ошибок и избегай моих падений. Не суди строго: я был слабым и смертным человеком. Лучше помолись за меня, прочитав мое имя на надгробии, что у твоих ног.
Не делай никогда прямых и поспешных выводов — все суждения человеческие субъективны, но, взирая на итог жизни моей, пойми: все проходит...
Можешь взять нечто из моего урожая- оно мне никогда и не принадлежало. Если утолишь жажду и голод под сенью Вечности хоть на один день — велика будет радость моя и награда моя, ибо помню я Слова Учителя моего: «И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей». (Мк 9:41)
Автор: Захар Зинзивер
Комментарии
Творчество - это следование примеру Творца
Николай Переяслов, 23/08/2010 - 18:15
На первый взгляд, всё сказанное Вами верно, литературные труды в наши дни практически никому не нужны и не приносят почти никакого материального и морального удовлетворения и, уж тем более, не оказывают никакого влияния на жизнь общества. Порою бывает - работаешь над романом или поэмой, думаешь, вот сейчас люди это прочтут, и хоть что-то в мире изменится, станет лучше... Но всё падает, как в пустоту, не оставляя ни малейших кругов на воде.
Наверное, сегодня время такое - повсюду сплошь каменистая почва да терние.
Но значит ли это, что надо бросить перо и больше не писать? Нет, наверное. Неспроста же Господь дал нам притчу о таланте, зарытом в землю. То, что не видно нам, видно Ему. И, может, Он видит, как наше слово когда-то отзовётся в чьих-то душах и послужит делу спасения или хотя бы просвещения.
Когда Господь говорил о милости, Он уточнил: "Пусть пусть левая рука твоя не знает, что делает правая” (Матф.6:3), имея в виду, что главным должно быть само ДЕЛО, а не ожидание результата. То же самое - и с творчеством. Какого мы ждём от своего дела результата, если наградой нам является уже сам ДАР, поскольку ТВОРЧЕСТВО - это следование примеру ТВОРЦА, наше уподобление Ему в акте ТВОРЕНИЯ. Надо только стараться, чтобы наши творения не противоречили Божьему замыслу и были достойны его.
А ещё меня очень смутил сам пессимистический дух Вашей заметки, полной вредного для православной души уныния. Как же мы будем укреплять своим словом веру в ДРУГИХ, если не в состоянии укрепить её в СЕБЕ? Каждый должен делать, что ему должно, и если слово звучит в тебе - его надо выпустить из клетки души на волю, к людям. А результат - это уже дело не наше, а Божье...
Дорогой Николай,
Захар Зинзивер, 23/08/2010 - 20:49
<p>дорогие Мария и сестра Евфимия.<br />
Я очень рад тому, что вы посетили меня и постарались понять. Еще более рад я тому, что все вы оказались весьма чувствительны к тому, что эссе носит тяжесть неких печальных вериг моего, в прошлом, тринадцатилетнего депрессивного состояния. Из которого, к счастью, мне посчастливилось выбраться, с Божией помощью. Ничего особенного, просто пришел Господь и Своей рукоей дотронулся до моего сердца во время причащения Святых Христовых Таин. И все...<br />
Теперь ко мне приходят т.н. "случайные прохожие", которые прошли путь, похожий на мой, но не нашли ответа на вопросы, облегчения и утешения в привычных для них условиях. Я их не зову, они меня находят сами, хотя это бывает иногда мне в тягость. Иногда их "откомандировывают" ко мне священники нашей епархии. Оговорюсь сразу: я не целитель и не знахарь, не лечу припарками и пиявками и даже не сектант. Я просто Захар и советую таким страдальцам, что победить дух уныния можно только уповая на Господа, читая Библию, чаще причащаясь, но, самое главное, убеждаю в том, что никогда не поздно (и не стыдно) вернуться назад, к самому началу своего пути к Небесному Отцу- молитве Господней "Отче наш" и, пересмотрев прежний молитвенный опыт ее прочтения, ВМЕСТИТЬ ее по- новому, чтобы она сама была тем душеспасительным мостиком, приводящем к Творцу. Это и есть ДЕЛО, а не ожидание результата. И, отчасти, акт Творения, т.к. все остальные молитвенные правила понимаются в ключе молитвы "Отче наш", о чем еще митрополиты Вениамин и Антоний писали, не говоря уже о святоотеческом наследии. Надеюсь, Вы это читали.<br />
Основная смысловая нагрузка моего эссе- поучение в Неделю 26-ю, "О безумном богаче", Луки 12- я глава. Основная часть его составлена лет пятнадцать тому назад. По убедительному совету писателя Анатолия Петровича Сакова, жившего тогда в Москве, она увидела свет. Впервые в "Омилии", спасибо Светлане и вам, моим читателям и критикам.<br />
Вот так, будучи сам искушаем в свое время, я могу теперь помочь и искушаемым. Помните, как у Апостола, Рим 15:1 "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать"- вот основная тема моего творчества, да и видения роли "православного писателя, поэта, публициста, а также врача, священника, учителя и т.д."<br />
Поэтому для сильных, или тех, кто к таковым себя причисляет, творчество Захара "пессимистично". А для тех, кто "аду в глаза заглянул", для слабых и унывающих, оно весьма даже оптимистично. Да и где же, посудите сами, здесь пессимизм:</p>
<p>"Можешь взять нечто из моего урожая- оно мне никогда и не принадлежало. Если утолишь жажду и голод под сенью Вечности хоть на один день - велика будет радость моя и награда моя, ибо помню я Слова Учителя моего: "И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей". (Мк 9:41)".<br />
Вот Вы, Николай, можете о себе такое сказать или написать:<br />
"Мои жизненные опыты и переживания, заключенные в стихотворные формы, пусть напоят тебя в одиноком странствии твоем. Маленький ручеек, взявший от Великой реки Сына Божьего и влекомый силой Утешителя Духа - мой скромный творческий дар, мое маленькое личное евангелие, малое свидетельство принадлежности к Великому и бессмертному Благовествованию Христа" ?<br />
А я могу. Даже, если меня сейчас вся моя любимая "Омилия" во всех грехах и ересях обвинит, закидав мочеными яблоками и яйцами.<br />
У меня много чего в "ГОСТЕВОЙ" странице опубликовано, не сочтите за труд взглянуть.</p>
<p>Кстати, в свое время даже Марка Котлярского мне удалось приятно удивить, а у него- то характер тот еще...<br />
Вот чем- то Вы мне его и напомнили, просто вспомнилось не к месту, простите...</p>
Я знаю, что жизнь - не мёд
Николай Переяслов, 24/08/2010 - 15:46
Дорогой Захар, я высказал всего лишь своё личное восприятие Вашего текста. Я давно работаю в литературе, впервые напечатался ещё в 1977 году и знаю всё - и своего рода взлёты, и падения, и полное равнодушие литературного мира, и повышенный интерес читателей, премии и книги... Жизнь - это вечный "Экклесиаст", Россия - страна бесконечных испытаний, и я прошёл разные фазы своего отношения к реальности - звал и на баррикады, и в келью. Сейчас понимаю, что надо просто жить и работать, делать добро, развивать свой дар, если он есть, короче, следовать в меру своих сил завету батюшки Серафима Саровского, говорившего своим духовным чадам: "Спаситесь сами - и рядом с вами тысячи спасутся". Или примерно так. И сильнее всего меня удручает вечное плакание некоторых из моих коллег, творчество которых напоминает собой стенгазету, выпускаемую в аду или в концлагере.
Есть такой краснодарский поэт Николай Зиновьев, достаточно известный и, в общем-то, хороший, совестливый поэт, искренне страдающий за Россию. Но от чтения его стихов хочется, прости Господи, удавиться, такой от них веет безысходностью и отчаянием. Вот прочитайте для примера это стихотворение:
В степи, покрытой пылью бренной,
Сидел и плакал человек.
А мимо шёл Творец Вселенной,
Остановившись, он изрек:
«Я друг униженных и бедных,
Я всех убогих берегу,
Я знаю много слов заветных,
Я есть твой Бог. Я всё могу.
Меня печалит вид твой грустный,
Какой нуждою ты тесним?»
И человек сказал: «Я — русский»,
И Бог заплакал вместе с ним.
Ну что же это за жизнь будет, если от одного только осознания того, что мы - русские, мы будем рыдать и обливаться слезами? При том, что у нас есть Бог, который Сам про Себя сказал: "Я всё могу"!
Я знаю, что жизнь - не мёд, но я уже не могу слышать повсюду одно только нытьё да жалобы. Поэтому, наверное, я несколько излишне остро прореагировал и на Вашу исповедь. Она как-то потянула за ниточку все эти сидевшие во мне мысли и чувства, хотя сама по себе упрёков и не заслуживает. Но для того мы и пишем наши вещи, чтобы кто-то их читал и реагировал на них. Читательская реакция - это уже абсолютно самостоятельная жизнь произведения, неподвластная автору. Написал, отпустил - а дальше уже что-то изменить или исправить не волен. Ну так и пусть Ваше слово (как слово каждого из нас) работает, коль уж оно выпущено в свет. Помогай ему Господь! А мы будем писать новое.
Ну, а что касается Вашего вопроса о том, могу ли я о себе сказать или написать, что мои стихи - "это моё маленькое личное Евангелие, малое свидетельство принадлежности к Великому и бессмертному Благовествованию Христа", то я считаю, что мы вообще не вправе как-либо оценивать свой дар и своё творчество. То есть мы-то, конечно, в глубине души своей (если только не тешим себя самообманом) прекрасно знаем, талантливы мы или нет, и что у нас получается в результате наших писаний, но говорить об этом всё же как-то неловко. Пусть об этом судят и высказываются читатели. Мы ведь - не более как производители духовной пищи, а они - её потребители, вот пусть и оценивают, насколько она для них полезна и благотворна. Особенно, в сравнении с Евангелием. Думаю, так будет правильнее.
На этом желаю Вам успехов во всех делах!
С уважением -
Николай.
Жизнь как мед
Протоиерей Василий Мазур, 24/08/2010 - 18:51
Возлюбленный в Господе Николай, думаю, для того, чтобы жизнь наша казалась медом, нужно чаще вспоминать о том, что нас могло бы не быть никогда, но мы есть и будем всегда. Уже только за это нужно вечно благодарить Бога.
Что касается нашего маленького личного евангелия,
Захар Зинзивер, 24/08/2010 - 17:54
<p>дорогой Николай, то, думаю, мы вправе оценивать свой дар и свое творчество, сообразуясь с тем, чтобы не трубить перед собою, как фарисеи и лицемеры делают, несомненно так, но бывают ситуации, когда Господь требует: Да будет слово ваше да- да; нет- нет; а что сверх этого, то от лукавого" Мф 5:37<br />
Похожая ситуация возникла у Аввы Исхириона:<br />
"Некогда святые отцы пророчески говорили о последнем роде. Что мы сделали? – говорили они. Один из них, великий Авва Исхирион отвечал: Мы исполнили Заповеди Божии. Спросили его: а что сделают те, которые будут после нас? Они, сказал Авва, будут иметь делание в половину против нас. Еще спросили его: а что те, которые после них будут?“ Авва Исхирион ответил: люди века того ничего не сделают. Но к ним придет искушение. И те, которые в то время окажутся добрыми, – будут выше нас и отцов наших!"<br />
Иисус в Мф 12:33 говорит: "Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим, или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду". А апостол Павел признается Тимофею 2, 4:7,8: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его".<br />
Как видите, оценил Павел свои труды и их плоды. И не только свои. И наши тоже, при условии, что мы возлюбили явление Иисуса Христа.<br />
И при этом соглашусь с Вашими последними словами :"Особенно в сравнении с Евангелием", но позволю немного изменить их: "Особенно в свете Евангелия", потому что сравнения оного, как и Суда главного Критика, не выдержит никто. А вот Милость Его, даст Бог, увидят многие.<br />
Чего Вам, Николай, и всем "зде учащим и учащимся" искренне желаю!</p>
Скорбно, но честно
Монахиня Евфимия Пащенко, 19/08/2010 - 20:11
Скорбно, но честно. Мало ли было писателей (и хороших ведь!), ныне забытых? В том числе - православных. Все тлен перед Богом. Может быть, только смирение перед Ним и ценно. Вспоминается "Древний Патерик", там, где бес говорит преподобному Макарию: ты победил меня. Нет, не тем, что ты мало ешь и спишь - я и вовсе не ем и не сплю. -Чем же тогда? - думает святой. Нечем... - Вот как раз этим! - отвечает бес в ответ на его мысли. Своим смирением. Никому из нас нечем гордиться - все Божие - Бог дал дар, Бог волен забрать. Но нам держать за него ответ. Вы правы. Спасибо. Отрадно читать слова единомышленника. Е. А рожица - чтоб не кончить на панихидной ноте... С Яблочным Спасом Вас!
Христианская мудрость и христианская же смиренность...
Мария Коробова, 18/08/2010 - 15:49
Какие осенние, грустные и добрые строки. А урожай, конечно же, найдет страждущего и алчущего - не обязательно именно случайного прохожего. "Мир возьмет у вас ровно столько, сколько ему нужно" - Карнеги написал давно. Возьмет-возьмет, не оставит на дороге иль на поле. Может, позднее, но возьмет.
Понравилось мне эссе, но как печальны размышления автора...
Оценка - "отлично"!