В былые времена, еще до моего рождения, вблизи Преображенского рынка существовала лавочка с необычным названием «Магазин случайных вещей». Здесь можно было разжиться отрезом китайского шелка и подержанной мебелью, серебряной ложечкой и столярным инструментом, патефонной пластинкой и чугунным утюгом со съемной деревянной ручкой, аляповатой фарфоровой кошечкой и намалеванной доморощенным творцом пышнотелой русалкой… Сюда приходили «купить что-нибудь по случаю», а часто – просто поглазеть и пофилософствовать. Захаживал в эту лавку и мой дед. Человек он был сметливый и мастеровитый, приглядывал то, что могло пригодиться в хозяйстве и при этом не ударить по семейному карману. Когда мама вышла замуж, походы в «случайную лавку» дед стал совершать уже не один, а вдвоем с зятем. Женщин с собой не брали, ибо дело это рассматривалось как сугубо мужское. А еще дед был человеком с юмором и всё подбивал моего отца прикупить живописное полотно с пучеглазой русалкой: очень уж хотелось ему позабавиться реакцией супруги. Бабушка, прослышав о коварных планах мужа, решительно возражала. Дед периодически подковыривал бабушку – та стояла непреклонно. А мы с братом спустя много лет пеняли отцу за отвергнутую русалку. «Она не ужасная, - громко защищали мы живописную красавицу. – Она клёвая!»
Однако «живопись» из магазина случайных вещей все же попала в наш дом. Багетом одной из картин служили крашеные темной морилкой рейки. Картину я не любила: разбушевавшаяся водная стихия так и норовила окатить меня с головы до ног и утянуть в свои ледяные объятия, на дно морское. Я ничем не могла помочь потерпевшим кораблекрушение мореплавателям, они отчаянно взывали о спасении, но их нарисованная жизнь была не в моей власти. То была кустарно выполненная копия «Девятого вала» Айвазовского. Со временем дачные стены украсили солнечные пейзажи друга родителей, художника, что любил заезжать в наши места на этюды. Айвазовский был передислоцирован в сарай и размещен над папиным верстаком. Люди, плывущие на уцелевшем фрагменте мачты, теперь искали спасения среди рубанков, стамесок, банок с краской, садового инструмента и канистр с керосином.
Вторая картина относилась к жанровой живописи и была написана на металле. У нее была широкая, чем-то схожая с оконной, объемная рама, поэтому, глядя на картину казалось, будто подсматриваешь в чье-то окошко. За «окошком» разворачивался следующий сюжет: поздний вечер, сумерки, посреди горницы на лавке сидит хозяин, по всему виду человек торговый, купец, а рядом прижалась щекой к отцовскому плечу купеческая дочка, совсем юная девица. Взгляды их обращены к восточному человеку, расположившемуся перед ними на коврике. Одет он в атласный халат, на голове тюрбан, на ногах, сложенных по-турецки, туфли с длинными загнутыми носами. Неторопливо перебирает он струны домбры, сказывает, напевает, присматривается к хозяевам, кружит, кружит, завораживает. Глаз у него хитрый, нос крючковатый, усмешка льстивая, знает, чем зацепить, знает, где напугать, где удивить, а где и рассмешить; никуда не торопится, вечер долгий – сказка длинная, звонких монет у хозяина много, много… Видит сказочник, как девица увлечена его песнями, глазки распахнула удивленно, щеки алой зорюшкой горят, и страшно ей, аж дух захватывает, и хочется поскорей узнать, что же дальше. Ну, сказывай, сказывай, пой еще, старик, не томи. Спою, девица, спою, красавица, времени у старика - что злата-серебра у твоего отца, много, много, вечер долгий – сказка длинная. Еще видит сказочник, что хозяин-то не лыком шит. Тот, хоть и улыбается, но глаз у него недоверчивый, ври-ври, да не завирайся, читает старик по его глазам. Что ж, торговый человек, и на тебя хитрости хватит, ах, как ласкает слух звон твоего серебра, сказочка моя длинная, слушай, слушай, купец… А еще видит он, старуха в темном углу горницы глядит настороженно. Что тебе до моих сказок, карга старая? Принесло ж тебя… Кружу, кружу, заворожу… Внимай, девица-красавица, слушай, хозяин богатый, и ты, недобрая старуха, потешься заморской сказочкой, песнями нерусскими…
Внизу рамы была прикреплена металлическая табличка с выгравированным названием. Я залезала коленками на высокую кровать, над которой висела картина, упиралась ладошками в стену, вчитывалась в название и пыталась понять его смысл. Буквы читались хорошо, хоть и были немного стерты от времени. «Шуть»,- читала я. Что за шуть такая? Шутка? Или жуть? Или что-то среднее между ними? Разве есть что-то общее между смехом и страхом? Недоверие к крючконосому сказочнику росло. О чем его сказки? Почему становится не по себе при взгляде на искривившиеся в усмешке губы? Вопросов было много, и они не находили ответа. Как хотелось уберечь доверчивую девушку от ворожащей сказки, прогнать вон хитрого старика в атласном халате. Мне виделась беда, незримо нависшая над добрым семейством, но купец ничего этого не замечал…
Всё разъяснилось, когда я, благодаря найденной в книжном шкафу подшивке журнала «Нива», познакомилась с дореформенной орфографией. Конечно, ять по незнанию я приняла за мягкий знак, и картина на самом деле носила название «Шут». Название стало понятным, но поселившееся в душе недоверие к льстивым заморским сказочникам никуда не делось. Вечер долгий, сказка длинная. Много, много серебра у купца русского тороватого. Шуть...
Давным-давно нет того «Магазина случайных вещей». Нет, увы, и большинства его посетителей. И теперь разве что московские долгожители припомнят это название. А вот венские стулья, которые дед приобрел тогда за бесценок в «случайной лавке» и привез на дачу, прекрасно сохранились и служат по сей день. Им, наверное, лет сто.
Комментарии
Превосходный сказ-рассказ о
Елена, 10/12/2017 - 21:02
Превосходный сказ-рассказ о чем-то неведомом и потому таинственном. Ясно увидела эту картину с коротким и пугающим слух названием "Шуть".. Как интересно ты, Алла, раскрываешь содержание этой картины, по своему, по-детски увиденной и воспринятой всею душою...Невольно, читая этот рассказ, возвращаешься в далекое прошлое и память также вытаскивает на свет давно забытое, но, как получается, дорогое сердцу... СпасиБо, Аллочка! Ты удивительная "сказительница".)))
Прочитала твой отзыв и
Алла Немцова, 11/12/2017 - 07:25
Прочитала твой отзыв и подумалось вдруг, что в детстве, незашоренном жизненным опытом и мудрствованиями, какие-то вещи видятся прямее, вернее. Даже на уровне интуиции, дети ее хорошо слышат.
Спасибо, Еленочка, что прочитала и отозвалась. Рада тебе очень.
Да, очень колоритный рассказ.
Инна Сапега, 07/11/2017 - 10:37
Да, очень колоритный рассказ. Теплый и словно с секретом. Интересно!
Вспомнилась мне и наша картина на даче - даже две "Дети и гроаз" и "Аленушка" - на обоих картинах девочки посреди природы. На первой - испуг, на второй - грусть. Я почему-то обе картины побаивалась.
Спасибо, Аллочка!
Спасибо, Инночка!
Алла Немцова, 07/11/2017 - 12:08
Спасибо, Инночка!
Не стала утяжелять рассказ одной важной мыслью, пришедшей тогда в мою детскую голову. А мысль интересная на самом деле. Так что напишу здесь, в ответе на комментарий. Почему так тревожно становилось на душе, глядя на погибающих в морской пучине людей? Потому что их история заканчивалась именно на этом моменте, и продолжения не имела. Т.е., у них была предыстория, есть настоящий момент, но никогда не будет продолжения. Они всегда будут тонуть, цепляясь за обломок мачты. У них не будет другого состояния в жизни, так определил художник. Т.е., что-то вроде вечных мук в Вечности. Какие-то мистические чувства бередили тогда мою пятилетнюю душу. Как же давно это было...
Спасибо за отзыв, Инночка! Рада Вам!!!
Да, Вы правы, Алла. Я теперь
Инна Сапега, 07/11/2017 - 12:27
Да, Вы правы, Алла. Я теперь думаю именно это - эта мука непреходящаго ужаса детей перед грозой и грусти Аленушки так тревожили и меня в детстве на этих картинах. Потому, наверное, важно и нам, словом стараться все же отпечатывать свет или хотя бы надежду. Да?
Конечно! Светить всегда,
Алла Немцова, 07/11/2017 - 14:49
Конечно! Светить всегда, светить везде... Желательно, не только словом.)
Про одну мою знакомую спрашивал человек: "А как я ее узнАю, я ее никогда не видел." А ему отвечают: "Да она светится вся, не перепутаешь." Тот потом сказал: "Слушайте, а ведь правда. Светится! Сразу узнал." ))
Талантливо!
Галина Минеева, 06/11/2017 - 10:25
Да, дорогая Алла, замечательны твои "Рассказы из жизни". Грустинка есть, а как же - память детства, дорогие лица родных, которых уже нет, а память о них так добра, что через старые вещи открывает теплые сердцу подробности. Как хорошо ты умеешь превращать память в элегически талантливые рассказы. С большим удовольствием читаю.
Спасибо, дорогая Галина!
Алла Немцова, 06/11/2017 - 15:46
Спасибо, дорогая Галина!
Во-первых, я очень-очень Вам рада! Во-вторых, спасибо, что прочитали и так тепло отозвались.
Очень дорогие воспоминания, пусть крошечные, точечные, но буду понемногу ими делиться с Божией помощью. Есть в планах собрать дачные рассказы воедино, но как уж получится. Какая-то была особенная жизнь на дачах в те годы, причем это не только мое ощущение, а очень многих людей моего и старше возраста. Нынче не то. Почему так? Пытаюсь найти ответ на этот вопрос.
А я скучаю по Вашим рассказам, жду их. Пишите, пожалуйста!
Храни Вас Бог, храни!
Галина Минеева, 08/11/2017 - 08:10
Вот так, пока не пишу рассказов. Для детей - кажется, что никому это не интересно, а вот Ваши рассказы из дачных воспоминаний что-то подсказывают, думаю об этом, это другое, но тоже об остановившихся и оставшихся в сердце детских узнаваниях мира, о предчувствиях неузнанных страхов. Храни Вас Бог, дорогая Алла, храни!
Очень интересно. Прямо
Алла Немцова, 08/11/2017 - 21:28
Очень интересно. Прямо заинтриговали...
Обязательно напишите, Галиночка!
Спасибо Вам!
Замечательная "шуть" получилась!
Елена Гаазе, 05/11/2017 - 15:38
Так захотелось увидеть эту замечательную картину! Хотя Вы хорошо ее описали, какова ее судьба? Или она осталась лишь сказочным детским воспоминанием?
А дед Ваш настоящий "артист" был -- творческая личность, как со страниц кого-нибудь из наших классиков.
Спасибо!
О судьбе картины ничего не
Алла Немцова, 05/11/2017 - 21:12
О судьбе картины ничего не знаю, там что-то с краской стало происходить, ее тоже отправили в сарай вслед за "Девятым валом", а потом не знаю, что с ней стало. Много лет о ней не вспоминала, а когда вспомнила, спросить уже не у кого было.
Деда своего знаю только по рассказам, он умер до моего рождения. Рассказы были колоритные, да.) О его судьбе я написала в рассказе "Болезнь ума".
Добавила под рассказом его фото, сделанное в редкую минуту отдыха на даче. Он играл на балалайке, мандолине.
Спасибо за отзыв, Елена!
Здорово! Живописный и добрый
Серафима, 02/11/2017 - 19:22
Здорово! Живописный и добрый рассказ. Вспомнилось и свое детство. Картина "Незнакомка", холодным и чуть надменным взглядом следящая за всеми моими действиями в комнате. Я была уверена , что она как живая может видеть.)))
Вот-вот, Серафима!
Алла Немцова, 02/11/2017 - 23:45
Вот-вот, Серафима!
В детстве всюду видишь жизнь.
Спасибо за прочтение и отзыв!
Как же красиво и остроумно!
Наталья Каталевская, 02/11/2017 - 19:22
Алла!!! Какой же чудесный талант даровал тебе Господь! В самых казалось простых вещах видеть сказку. Да и к тому же так здорово, красиво и остроумно поделиться этой сказкой с нами! Супер! )))))
Спасибо, Наташа!
Алла Немцова, 02/11/2017 - 23:46
Спасибо, Наташа!