А послушайте детки бабку Марью, рассказчицу. Жила — была в деревне одной Алена — девчоночка немудрена. Самой четырнадцать годков только, а уж двух сестер вынянчила — Агашу да Наташу. Один несмышленыш в семье остался — Ванюша о двух годочках. — Всюду брат за Аленушкой, целый день за сестрину юбку держится.
Вот раз пошла Алена с Ваняткой ни свет, ни заря по грибы в дальний лес, а Наташа с Агашей дома остались — носы застудили — босые бегали! Ваня малой — через каждые пять шагов на ручки просится. Выбилась Аленка из сил, да не осерчала. Села на кочку и говорит: «Расти, Ванечка, скорей! Будешь мне сам тогда помощником да защитником…» Ванюша смеется, головкой белой кивает — говорит-то плохо ещё.
А об эту пору сидели две сестрички на завалинке и говорили меж собой, как бы славно гостинца получить. Тятенька-печник до Покрова на заработках, и гостинца пока ждать не приходится… Тут, как нарочно, дед Пахом — торговец мелочной — по большаку ехал. В тележке у него чего только нет — куклы тряпичные, крючки рыболовные, ленты, книжки… А ещё два пучка петушков леденцовых на лучинках — ох, хороши! Как жар, горят… И придумали девчонки по глупости дело худое. « — Давай, Агаша, как старик лошадь поить станет у колодца — леденцов в тележке из — под рогожи возьмем. Он и не увидит." Наташа боится: «А ну как увидит?.."
Вот возвращается Аленушка с грибами. Мать картошку копает, а меньшие и водицы не принесли. Посадила она братца на завалинку, велела девчонкам смотреть, а сама к колодцу. Заговорила с дедом — поит торговец лошадку. «Хороши товары у тебя, дедушка!» Не видали ни дед, ни Алена, как юркнула под рогожу худая ручонка и схватила целый пук петушков леденцовых. Только Ванечка под окошком глазки голубые таращил. Набрала Аленушка воды и пошла к избе, а старик сел в тележку — глядь-поглядь! — а целый пучок сластей пропал. Дед Пахом догнал Алену, за руку схватил: «А ну, отдавай, что взяла! Петушков захотела, бесстыдница!» Алена рассердилась даже: «Да что ты, дедко Пахом, из ума выжил? Что я, побирушка какая, леденцы таскать?!»
Сестрицы увидали — и сестру-то жалко, и старика боязно. Агаша, ловкая, как белка, влезла на высокую ветлу во дворе — и спрятала леденцы в сорочье гнездо. Стал народ подходить. Глянула Аленушка — в окне Агаша с Наташей — сами белые, глаза отводят. Поняла она все, вздохнула и говорит: «Я взяла, я!» — «Так отдавай же!» — «А я леденцы из фартука в колодец сронила." Прибежала мать — не разобравшись, намотала Аленушкину косу на руку — хлоп да хлоп её! Дед кричит: «Розгами! Розгами! А ты деньги за сласти неси немедля!» Вдруг Ванюша бежит, плачет: «Аленуска не блала!» Священник отец Василий подошел и говорит: «Постойте же, корите, не подумавши! Аленушка — девочка умная и богобоязненная. А устами младенца истина гласит." Аленушка Ванюшу поцеловала: «Вот и помощник мне подрос, вот и защитник…»
Тут грянул гром и ударила молния в старую ветлу. Упало на дорогу посреди людей сорочье гнездо с леденцами в тряпочке. Агаша с Наташей заревели, повинились — их и простили. — Всего-то восемь годков да девять…
Стали Аленушку утешать, умницей называть. Отец Василий говорит: «Бог все видит. Взяла на себя Аленушка чужую вину и несла обиду и поношение с кротостью христианской. Хорошая девочка, православная душа!»
Комментарий для православных родителей
Сказка-притча не только поможет ребенку понять, какими неожиданными могут быть результаты нечестного поступка, как дурное дело может навлечь беду на другого… Подчеркните благородство и христианскую жертвенность старшей сестры. Себя ей было жаль меньше, чем вынянченных сестренок. Трудно понять это ровесникам Агаши и Наташи, мало у нас возможностей упражняться в великодушных поступках… Поставьте проблемный вопрос: «Аленушка тоже сказала неправду — она же не брала леденцы! Можем ли мы назвать её нечестной?» — Как правило, маленькие христиане сразу находят верный ответ: «Она не хотела делать ничего плохого, хотела помочь Наташе и Агаше» Ложь во благо — ох, какая скользкая, трудная тема. Но и об этом поговорить надо, дабы избежать логической ловушки («она тоже неправду сказала»).
Также очень важно показать, что своевременное раскаяние в дурном поступке помогает снять груз вины. («А почему же Наташа и Агаша сразу не покаялись? Им же стало жалко Аленушку!- Да, ты, наверно, прав. Они были трусишки и стыдно было…») Раскаянье угодно Богу — Он не наказывает раскаявшихся. Потому и обращаемся мы к Нему: «Боже, милосердный…» Недаром на исповеди мы открываем тайны души перед Богом и духовным лицом. Ребенку постарше можно напомнить «Покаянный псалом Давида» (псалом 50). Там мы находим и мудрую мысль о нравственном обновлении души, раскаявшейся перед лицом Бога. «…Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония мои очисти. Сердце чисто сожизди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей."
Ещё один из тайных смыслов сказки — прощение, как благодать. Аленушка простила неразумных девчонок, хотя они подвели её и не спешили сознаваться. Она ведь любила их, как малыша Ванюшу. Так же таскала на руках совсем недавно! В горький час всеобщего осужденья девочка от души прощала сестер и черпала в этом мужество. Можно здесь же вспомнить с ребенком о христианской силе и непоколебимости мучениц христианства, о кротости их.
Справедливость обязательно восторжествует — Бог все видит и не даст в обиду своих возлюбленных детей. Эта центральная идея сказки лежит на поверхности, но важно, очень важно поговорить о чуде высшей справедливости, совершившемся в этой сказке-притче. Мы воспитываем искренне верующего человека, не правда ли?
Весь этот разговор не должен быть слишком дидактичным, вспомните сказку невзначай на прогулке. Перекиньтесь несколькими фразами перед сном. Расскажите какой-нибудь пример из своего детства и, главное, обсудите его, при возможности, возвращаясь к реалиям сказки. («…Знаешь, когда я училась в третьем классе, один мальчик — Матвей — взял заграничную ручку из парты у другого, Славика. А подумали на соседа Славика — Алешу… Его ругали… Как ты думаешь, чем история кончилась?… — Да, ты угадал, Матвейке стыдно стало, и он сознался. Как Наташа с Агашей!») Такой разговор может получиться интересным, полезным и в том случае, если вы — преподаватель в воскресной школе, православной гимназии и проводите этическую беседу.
Пусть ребенок вместе с вами придет к выводу: православный человек — честный, добрый, сильный, а Бог — всегда с нами.
Комментарии
Машенька, мне очень
Ольга, 02/09/2009 - 18:07
понравилось!
Только вопрос: мне кажется, что это больше похоже на реальную историю.
А может бабка Марья рассказывать не только сказки, но и, скажем, были, былички?
Милая Оленька, чудесный вопрос!
Мария Коробова, 02/09/2009 - 21:14
Честно говоря, жанр моей "бабки" весьма размытый. Но все-таки приближается к сказке. Быличка - скользкая вещь. Она появилась на порядок позже народных сказок, не имеет древних бродячих основ в сюжетах. А еще: она не дидактична, часто негуманна, нехудожественна. Поэтому от былички открещиваюсь полностью. Развлекала она (об этом и Серафимович в рассказах упоминал не раз, кстати) охотников, солдат на походе, обитателей постоялых дворов... - Мистики, "ужастиков" много, а гармонии не было. - История ради истории.
Что касается реальности - в эпоху античности Геродот (мне кажется) описывал историю о безвинно казненной девочке-рабыне, которую обвинили в краже серебряных украшений. Она не пыталась даже доказать свою невиновность. А потом гром грянул и с карниза колоннады слетело сорочье гнездо. где лежали браслеты хозяйки... Я использовала иногда (точнее - 3 раза) основы, "мотивы", как деликатно киношники выражаются, из разных источников. Например, Верлиока живет в русской сказке, а у меня ("Егорша и Верлиока) все по-другому - только любовь страшного Верлиоки к гороху осталась. В одной сказке - события 1812 года и атаман Платов... Кстати, вот напомнили - могу ее послать сейчас. Но обязательно элемент сказочного события, чуда (связанного именно с православием) появляется в каждом моем сюжете. Это и отличает сказку от были. Есть и прообразы из истории семьи. Мама в фольклорной экспедиции на ботниках (студенткой филфака) увидела образок с лампадкой высоко на сосне над крутым берегом Керженца - там. где иконе неоткуда взяться. И молодежь угомонилась, глядя на диво, а через мгновение начались пороги... Бабка на ночлеге рассказала. что образок видели в разных местах, и он предупреждал людей об опасности... Все. заканчиваю. Вот болтливый я человек.
В общем, спасибо за интересный разговор и добрые слова. Успехов!
А сказка мне понравилась, Маша
Светлана Коппел-Ковтун, 31/08/2009 - 21:23
Я ее и для нашего журнала возьму, только без комментария
Не так линейно
Светлана Коппел-Ковтун, 31/08/2009 - 13:14
Не так линейно, по-моему. Если бы все было так просто и буквально, Христа не распяли бы, Мария. Мне кажется, что нельзя учить ребенка в таком ключе, это может немало навредить душе, когда ребенок столкнется с куда более жестокой реальностью. Думаю, не стоит воспитывать мечтательность.
Сораспятие Христу - это подвиг кровопролития, сопряженный с болью. Этот подвиг требует мужества и решимости страдать. Бог не оставляет своих, безусловно, но это вовсе не означает, что их не бьют или не убивают люди. Часто даже наоборот именно таких бьют.
Светочка, спасибо за внимание!
Мария Коробова, 31/08/2009 - 18:23
Рада, что ты так остроумно обыграла высказывания о "линейности- нелинейности" (кстати, выйдя из отпуска забыла, что мы вроде бы на "ты"). Да, у меня на задворках сознания тоже тлела мысль о том, что не вседа молнии ударяют в ветлу - иногда и по-друглму. По большому счету я согласна с тобой.
Вот о мечтательности... - Это, скорей, именно сказка, чем мечтание. А сказки не уводят из реального мира, а одухотворяют его. В большинстве сказок появляются помощники в самый подходящий момент. В неадаптированной "Снежной королеве" по молитве Герды рассыпаются в прах зловещие снежные фигуры...
И, надеясь на Бога, мы получаем то, чего мы жаждем - пусть не сразу. Вот я двадцать лет ждала, а сегодня мои нотки ушли в приложение к книге, которая выходит у меня уже осенью (это я все успокоиться от счастья не могу! - прошу прощения за гордыню).
А вообще синергетический сожный мир - удел юных. но не младших. Им что -нибудь попроще...
Да, спасибо за письмо! С дорогим вариантом доставки пока подожду (по причинам. достойным сожаления)
Успехов, до свиданья!
я не о сказке
Светлана Коппел-Ковтун, 31/08/2009 - 18:28
Маша я не о сказке говорю, а о комментарии к ней, прежде всего, о том, что автор предлагает видеть и воспитывать. Именно здесь чувствуется перекос в авторском видении. Как я поняла, книга будет издана вместе с комментариями
Да, поняла.
Мария Коробова, 31/08/2009 - 18:55
Светлана, я согласна с тем, что это "перекос", но только в том контексте, что нельзя слишком педалировать настроения благодушества ("прилетит вдруг волшебник..."). Что касается "книга будет издана..." - Да не будет она издана, Светочка!!! Ни с комментариями, ни без. Денег у них нет. Спасибо, что печатали в "Глаголе"поштучно и (вдвойне!), что теперь вот "Омилия" предоставляет мне такую удивительную трибуну. А книга сказок (м-м-м... с картинками!) - "не в этой жизни".
Ну, пока.
Именно
Светлана Коппел-Ковтун, 31/08/2009 - 18:57
Именно, не педалировать :)
Пишу статью. а сама лезу в "Омилию" то и дело...
Мария Коробова, 31/08/2009 - 21:16
Вот не могу я совсем "не педалировать" - хоть убей. Это уже особенность натуры - я сама знаю. Но "педалирую" весьма часто (на свою голову) в самых различных смыслах.
Это я так, к слову. Буду рада любым замечаниям и с удовольствием отвечу и впредь. Литературный комментарий и полемика - интереснейшие вещи. не правда ли?
Конечно
Светлана Коппел-Ковтун, 31/08/2009 - 21:30
Конечно. Тут главное, чтобы без надмевания и со вниманием. Лично меня раздражает две вещи: халатность/халтурность и хамство, идущее из надменной/тщеславной души. А поспорить по делу бывает полезно.
Что такое "надмевание"?
Мария Коробова, 31/08/2009 - 22:58
Правда, слова "надмевание", "надмеваться" я впервые встретила в "Омилии". Это слова-украинизмы, и я потому не знаю? Или это неологизм такой? Очень интересно.
Спорить только "по делу" вот тоже - это как? А если иногда пробивается самоирония или личная эмоциональная позиция автора комментария? "Дело" - у нас на службе. "День государев, а ночь наша..." - В "Омилии" (во всяком случае, мне так показалось) можно выражать мысли и чувства именно "по поводу", а не "по делу".
Светлана, это просто мысли вслух, вопросы тоже - риторические. Отвечать специально не обязательно. Просто я написала шесть страниц как раз "по службе" и хочется просто поболтать. Мне грустно, что вы все так далеко.
Спокойной ночи.
От "надмеваться"
Светлана Коппел-Ковтун, 31/08/2009 - 23:05
В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть - "отринуть" высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, "великохвальное кичение" и "дмение (надмевание) мерзкое".
"Знание надмевает, а любовь назидает" (1 Послание к Коринфянам, гл. 8, стих 1)
Это обычное слово, хорошо известное верующим людям....
А "по делу", значит не ради тщеславного кичения и надмевания, т.е. не из гордости, а из искреннего желания улучшить качество текста или устранить какую-то неточность...
Большое спасибо
Мария Коробова, 01/09/2009 - 19:54
Я знаю, насколько ты тоже занятой человек (тоже в компьютере по ночам, наверное) - тем более приятно, что ты находишь время для ответа на "недоуменные вопросы". Светочка, я верующий человек, но малопросвещенный в теологии. То есть, читала светских Эриха Церена, Зенона Косидовского. Читала Ильина и Флоренского, Библию, конечно. Православный энц. словарь Воскобойникова - моя настольная книга. Но знаний все еще мало. Вот этого я, как человек НЕ ТЩЕСЛАВНЫЙ и НЕ НАДМЕННЫЙ, не скрываю ни от кого, во-первых; а во-вторых, отправляюсь на курсы катехизаторов. Тогда я буду, как и ты, ориентироваться в теологических вопросах.
Надеюсь, кстати, что эти поднадоевшие прилагательные(и глаголы) перестанут всплывать в наших разговорах и записках.
До свиданья! Успехов.
Большое спасибо
Мария Коробова, 01/09/2009 - 19:54
Я знаю, насколько ты тоже занятой человек (тоже в компьютере по ночам, наверное) - тем более приятно, что ты находишь время для ответа на "недоуменные вопросы". Светочка, я верующий человек, но малопросвещенный в теологии. То есть, читала светских Эриха Церена, Зенона Косидовского. Читала Ильина и Флоренского, Библию, конечно. Православный энц. словарь Воскобойникова - моя настольная книга. Но знаний все еще мало. Вот этого я, как человек НЕ ТЩЕСЛАВНЫЙ и НЕ НАДМЕННЫЙ, не скрываю ни от кого, во-первых; а во-вторых, отправляюсь на курсы катехизаторов. Тогда я буду, как и ты, ориентироваться в теологических вопросах.
Надеюсь, кстати, что эти поднадоевшие прилагательные(и глаголы) перестанут всплывать в наших разговорах и записках.
До свиданья! Успехов.
Молодец Мария. Уверен, что
Протоиерей Алексий Зайцев, 30/08/2009 - 19:15
Молодец Мария.
Уверен, что этот рассказ будет для детишек не только интересен, но и очень полезен.
Спасибо, батюшка!
Мария Коробова, 30/08/2009 - 21:06
Эти сказки уже становились предметами серьезного разговора, темой для этической беседы, занятия литературного клуба - это в воскресной школе, где я подвизаюсь. Мне известно, что в школах, где уделяют внимание православному воспитанию, каждая публикация сказок становилась темой урока или внеклассного часа в некоторых классах среднего звена. Я не хвастаюсь - просто мотивирую важность этих тем в детском чтении.
О жертве писать трудно
Ольга Клюкина, 30/08/2009 - 19:12
Хорошая сказка! Да, Маша, о жертвенности труднее всего говорить. Вспоминаешь себя в детстве: какая там жертвенность и кротость, один дикий разбой. Но так нравились сказка "12 месяцев", и про Герду, и книжки про пионеров-героев - душа все равно хотела чистоты, самопожертвования, благородства.
И хорошим, свежим языком сказочки написаны, не скучно читать.
Спасибо Вам, Олечка!
Мария Коробова, 31/08/2009 - 18:57
У меня еще много смысловых и "идеологических" сбоев и накладок в сказках. Но я буду стараться.