Отец Олег Скобля поет:
Афон, Афон, Афон, тебя я больше не увижу,
И не услышу я твоих колоколов.
И белые скиты под черепичной крышей,
И верные слова твоих отцов.
…Каждый раз, когда покидаешь Святую Гору невольно вспоминаешь эти слова, стараешься сердцем запомнить увиденное… запомнить навсегда.
И потому, чудом является каждая новая встреча с Афоном — уделом Пресвятой Богородицы на земле.
Мои поездки на Афон связаны с моим аввой — духовником иеросхимонахом Рафаилом. Трижды я бывал у него на Афоне в прежние годы, а в последнее время, когда батюшка подвизался на Кавказе — ездил туда. Ныне Богородица опять призвала авву в свой земной удел, и «значит нам (его чадам) туда дорога».
Я не виделся с отцом Рафаилом давно. Телефонные разговоры не могут заменить живого общения. Как важно посидеть рядом, посмотреть в глаза, почувствовать Свет и Любовь, исповедаться, сверить пройденный путь, получить благословения на новые дела, посоветоваться о молитве…
Хотелось увидеть и братию отца Рафаила, потому что многие из них являлись прообразами героев моих книг «Начальник тишины» и «Ангелы приходят всегда», интересно было узнать, как дальше складывается жизнь «героев».
Ещё мне было важно привезти и подарить авве мои новые книги.
Все это, по милости Божией, удалось. Воспоминания о поездке остались яркие.
Ночь. Братия идет по каменистой белой дороге. В лунном свете отцы идут к морю. Тихо. Предстоит недолгий путь в лодке по воде, по отливающим серебром волнам, к пустынническому храму, где будет исповедовать и служить аввочка. Лодка отчаливает от берега, набирает скорость и ориентируясь по звездам, идет в нужном направлении. Братия продолжает хранить молчание, только крепче сжимая в руках четки. Весь этот путь в молчании напомнил первохристианские времена: спешащие на тайную молитву христиане, где-то на окраине языческого Рима.
Самым пронзительным в этот раз на Афоне был такой эпизод. Прячась от жаркого полуденного солнца, мы сидели с отцом Рафаилом в тени виноградника.
… и вдруг он запел: «Был у Христа Младенца сад…». Юношеский звенящий колокольчиками голос вырывался из хрупкого немощного тела старца и пронзал душу, хотелось упасть на камни и плакать радостными слезами покаяния. Это была целая жизнь в течение одной песни. (Вернувшись из поездки, я написал стихотворение, оно ниже).
О творчестве отец Рафаил всегда говорил, что мы ничего не должны считать своим, ибо творим во славу Божию. Вот я и отдал эти новые книги духовнику, изначально благословившему мой труд…
Совсем не ожидал, что старец будет при мне читать новые стихи из книги «Подвиг и лирика». Это был для меня подарок. Он читал вслух, а я словно впервые слышал эти казалось бы знакомые слова.
А про книгу «Ангелы приходят всегда» мы проговорили в другой раз почти целый день. Батюшка даже рассказал мне (!) последующую жизнь всех героев, рассказал продолжения книги. Наверно здесь по-другому не скажешь, в хорошем смысле «я был в шоке».
Ещё его заинтересовали иллюстрации в обеих книгах, ведь отец Рафаил художник и иконописец.
Старец и его братия живут по-исихастскому уставу: большая часть богослужения, в том числе ночного, составляет благословенная и таинственная Иисусова молитва. Всежизненное делание этой молитвы и составляет, на мой взгляд, один из главных даров старца. Удивительный снимок. Ночью, в молитвенные часы, я тихонько вошел в келью старца и сделал фотографию. Батюшка был погружен в молитву и не обратил на меня внимания. Я долго раздумывал, помещать ли этот снимок. Мне кажется, что это лучшее свидетельство жизни Православия, ибо без живой традиции умного делания нет истинного Христианства.
А ещё в этот раз на Афоне я немного порыбачил с братией отца Рафаила. Первый раз в жизни поймал рыбешку)) Отец Рафаил перед рыбалкой, улыбаясь предупредил: «Если поймаешь золотую рыбку, отпусти её»… Улов был невелик, можно сказать, аскетичен, но, наверно так и должно быть на Афоне.
Прошу молитв о старце Рафаиле и его братии. Ведь старцу, при его-то болезненности, уже 76 лет! К нему очень красноречиво подходят слова Кустурицы: «Жизнь, как чудо». Дай Бог, чтобы это чудо на земле продолжалось, как можно дольше, ну, а на Небе, конечно, — вечно.
Стихотворение, о котором сказал выше, написанное после возвращения с Афона:
Шанс
Агнец сильнее волков.
Волки приходят к ногам его.
Их стаю боятся все,
его не боится никто.
Волков зови — не зови,
силой их не вернешь назад.
Но агнец поет о Любви:
«Был у Христа Младенца сад…»
Волки не ведают этих слов,
помнят они только пуль концерт.
Но агнец поет, и его любовь
скажет сегодня, что смерти нет.
Мне не успеть дописать стихи,
близко охоты тревожный бег.
Волки бегут, их лапы легки,
но слишком глубок посеревший снег.
В этой истории нет конца,
каждому волку дается шанс…
Агнец простреленные сердца
лечит. И песню поет для нас.
2009
Комментарии
С Праздником!
р.Б. Любовь., 10/06/2015 - 19:51
О. Всеволод! Спаси Господи, за рассказ, стихотворение, фото!
Здравствуйте, отец Всеволод!
Раиса, 13/12/2010 - 22:56
Здравствуйте, отец Всеволод! От души благодарю Вас за это светлое путешествие и в святое место, и в Ваше светлое творчество!
Даже мое грешное "простреленное сердце" способно слышать слова светлой Песни. Это очень отрадно! Это Шанс!
Храни Вас Господь!
С уважением, благодарностью, читательница, Раиса.
Иной раз я жалею
Альфия Умарханова, 16/05/2010 - 16:20
Доброго здоровья! Иной раз я жалею, жалею о том, что я не мужчина и поэтому не могу посетить столь дивное и святое место, а очень хочется. Но благодаря вашим фотографиям можно хоть чуточку прикоснуться к той - другой жизни. Более духовно развитой и, возможно, поэтому более счастливой.
Афон
Ирина Куликова, 16/09/2009 - 15:39
Господи! Исполни молитвы старца Рафаила и его братии! Подай им крепости духовной! А по его молитвам и нам пошли сил для многотрудного пути к Тебе!
Ваш материал - удивителен. Увы, нам грешным, не ходить по этим каменистым дорогам, не отведать рыбки (фото), не погладить местных кошек, не полюбоваться морем, а в особенности не побеседовать с духоносным старцем Рафаилом. Потому, особая благодарность за этот материал. Жаль, что так коротко.
Что же всё таки такое - Афон?
Этот очерк и стихи- живой голос сердца
Мария Коробова, 03/09/2009 - 23:03
Отче Всеволод, я не смею "комментировать" - я только с благоговением читаю эти добрые и увлекательные строки. Они пронизаны такой одухотворенностью ( несмотря на живость и реалистичность изложения!), что слезы наворачиваются. И стихи хороши - ускользающий ритм, как давнее воспоминание. И строки про сад так прекрасно вписаны - как драгоценная инкрустация...
Спасибо Вам. Молитесь за нас, грешных.
С огромным уважением одна из омилийцев.
Спасибо за радость
Ольга Клюкина, 01/09/2009 - 21:15
Спасибо за светлую радость от встречи со старцем! И за прекрасный материал.
"Агнец сильнее волков.
Волки приходят к ногам его.
Их стаю боятся все,
его не боится никто".
А что если сделать в конце: "А он - никого", или что-то поточнее.
Просто мне показалось, что стихотворение выиграет, если ритм будет не таким расплывчатым, например, подчеркнутые слова вообще убрать.
"Волки не ведают этих слов,
помнят они только пуль концерт.
Но агнец поет, и его любовь
скажет сегодня, что смерти нет".
Когда короче и в конце строка обрывается - похоже на топот, сразу сгущется напряжение.
"но слишком глубок посеревший снег".
Но это, конечно, субъективное ощущение человека, который не пишет стихов, надеюсь, Вам не покажутся они обидными.
Стихотворение очень хорошее, но немножко по ритму "плавает", что ли.
Низкий поклон за материал!
Марина Алёшина, 01/09/2009 - 11:41
Велия благодарность и низкий поклон за материал!