Великий пост — самое лучшее время года. И если кто-то считает, что его наступление cвязано только со всевозможными ограничениями и запретами, то глубоко ошибается. Ведь Великий пост — это путешествие, паломничество к великой пасхальной радости, а какая дорога без трудностей?
Подобно всякому путешествию, пасхальное паломничество готовит много интересных встреч и событий. А тяготы и скорби, которые встретятся в пути, будут растворяться в радости нашего восхождения. Миллионы верующих во всем мире отправятся в это путешествие, которое приведет их к светлому торжеству Христова Воскресения.
Расцвести душой, принести Господу душистые цветы христианских добродетелей — вот цель духовного паломничества. Именно поэтому Церковь в своих гимнах называет Великий пост духовной весной.
В первые четыре дня Великого поста главное событие для православных — чтение в церкви Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, когда при свете свечей в полумраке православного храма зазвучат слова глубокого покаянного плача и трогательной мольбы пред Богом о прощении.
Покаяние — основной мотив Великого поста, главное дело на пути к празднику. К этому побуждает нас Церковь с первых дней великопостного богослужения.
В субботу первой седмицы мы чтим память великомученика Феодора Тирона, который помог византийским христианам сохранить пост, повелев вместо оскверненных идоложертвенной кровью продуктов питаться коливом (отваренная пшеница с медом).
Первое воскресенье (Неделя) Великого поста — Торжество Православия. Именно на этот день в 842 г. пришлось церковное празднество, установленное византийской царицей Феодорой в честь восстановления почитания святых икон. Это торжество победы Истины над ложью, а также напоминание нам о том, что каждый человек является образом Бога. И чтобы этот образ проявился в нас во всей полноте, мы должны очищать себя от грехов.
Восходя все выше на пути к Воскресению, мы не забываем и о наших усопших братьях и сестрах. Молиться об их упокоении Церковь будет три субботы подряд — вторую, третью и четвертую. Эта молитва — свидетельство нашей любви к ближним, ведь после смерти они не исчезают, а мы не вычеркиваем их из нашей жизни. Любовь вечна!
Во второе воскресенье Великого поста мы узнаем о тайне Божественного света, озаряющего святых, которые очистились молитвой и постом. О нем в XIV веке учил святитель Григорий Палама, почитаемый в этот день. Это свет Преображения — свет славы жизни «будущего века».
Две седмицы позади. И с этой высоты нам уже виден Крест Христов, без которого невозможно Воскресение. Поэтому третья неделя — Крестопоклонная. На середину храма выносится Святой Крест, мы поклоняемся и чтим орудие нашего спасения.
Четвертое воскресенье — память преподобного Иоанна Лествичника, учителя духовного восхождения и автора знаменитой «Лествицы» — руководства в борьбе со страстями и приобретении добродетелей.
В четверг на пятой седмице полностью читается канон преподобного Андрея Критского, совершается так называемое «великое стояние» или «стояние святой Марии Египетской» (сама служба в большинстве храмов состоится в среду вечером). Во время этого богослужения читают житие преподобной Марии Египетской, многие столетия являющее пример глубочайшего покаяния, возможности изменения жизни коренным образом.
В субботу пятой седмицы совершается особый праздник в честь Божией Матери — «Похвала Пресвятой Богородицы» — с чтением акафиста.
Пятое воскресенье Великого поста — день памяти преподобной Марии Египетской, прославление Божия милосердия.
Суббота шестой седмицы — Лазарева, воспоминание о воскрешении Иисусом Христом Лазаря Четверодневного, в котором мы видим преддверие Воскресения Христа.
Шестое воскресенье Великого поста — Вербное — Вход Господень в Иерусалим. В этот день освящаются распускающиеся ветви вербы, с ними мы будем стоять во время богослужения, встречая, подобно древним жителям Иерусалима, Христа, грядущего на страдания.
На Страстной седмице каждый день — великий. Наше путешествие подходит к концу, и мы следуем за Христом, переживая вместе с Ним события последних дней Его земной жизни.
Но нам особенно важно стать участниками Тайной Вечери — Литургии Великого Четверга, — а в Великую Пятницу, с благоговением стоя перед распятым Христом, услышать 12 страстных Евангелий (эта служба обычно совершается в Великий Четверг вечером).
Великая Суббота — день скорбной тишины. «Да молчит всякая плоть человеча…» — песнопение Литургии Великой Субботы призывает в великом трепете и благоговении смолкнуть перед Тайной спасения рода человеческого. Вместе с благообразным Иосифом, праведным Никодимом и мироносицами мы участвуем в погребении Спасителя.
Вечером (в канун Великой Субботы), а в некоторых храмах и монастырях в полночь, совершается служба Погребения Христа.
…Христос еще во гробе, но все уже исполнено предчувствия пасхальной радости. Вот-вот наступит долгожданный день Воскресения, когда будет отвален камень пещеры и светлый Ангел скажет: «Он воскрес!».
«Церковная православная газета»