Вы здесь

Монастырский дневник 2

10 апреля, четверг

Четвертая неделя Великого Поста. С утра дымка, но день рождается ясный. На земле с рассветом лежал иней.
Встал в 6-20. Это поздно. Паломницы с 5 утра на службе. Главный бухгалтер Тамара в трапезной кормит Юлю, собирает в школу. У Юли в селе мать. Но она пьет, «гуляет». Девочку приютил о.Феодосий. Одевает, подкармливает, воспитывает. Девочка интересная, но с характером. Выглядит хорошо. Брат её предоставлен сам себе, не учится, может при случае украсть и не поддаётся пока влиянию настоятеля. Иногда забегает с дружками в церковь, чтобы получить конфет от паломников. Сам же настоятель не балует эту компанию, но и не отталкивает, а ставит условия для исправления.
К 8 часам пришли строители. Одна бригада продолжает возводить стену монастыря, другая отделывать комнаты в гостинице (братском корпусе), т.е. у нас. Евроремонт. Работают, кажется, по договору, но вчера о.Феодосий сказал, что будет набирать постоянных рабочих.

Завтра приезжает Сергей Иванович – благодетель монастыря. Надо будет показать ему то, что уже написано. Он - официальный заказчик моей работы. Но как медленно продвигается дело. Не думал, что так трудно придётся писать. Господи, помоги.
Утром не был в храме, но читал «часы» и все утреннее «правило». Надо писать. Весь день пишу. Выходил на несколько минут на улицу. И опять, - к своему подоконнику. Он широкий, в локоть. Это моё рабочее место.
За стенкой кричит женщина. Бедная душа. Ее подруги читают каноны, а может акафист священномученикам Киприану и Иустинье. Бес мучает её.
Сегодня была длинная утренняя служба, потом ежедневная вычитка. Сейчас в монастыре две сильно болящие – Лена и Галя. Вчера приехали еще две женщины, но не знаю, что с ними. У одной лицо немного «поведено».
…Как трудно писать на духовную тему. Точнее, духовно-историческую. Как летопись, а главное дух такой обители вместить в небольшой брошюре за две-три недели работы. По несколько раз переписываю страницы.

* Сегодня после обеда заходил ко мне Александр Суров. Человек он явно неординарный. Такие личности, говоря образно, - всегда достопримечательность и, несомненно, недооценённое достояние места, где они проживают. Хотя не рекдо бывает, пьют и имеют бурные метаморфозы в судьбе.
Войдя в комнату с порога, Суров представился. Чувства его были явно в смятении, но вел он себя подчеркнуто культурно, изъясняясь на украинском языке. Ему 56 лет. Если бы не следы неустроенной жизни на лице и разрубленная, возможно в пьяной драке, нижняя губа, то вид бы он имел очень пристойный. Поношенная замшевая куртка до пояса, открытый лоб, внимательные глаза плюс какое-то искреннее отношение к окружающей действительности, весь его образ, с плохо скрываемой, детской, но осторожной жаждой взаимности, располагали к себе. Видимо, мало кто здесь понимает его утончённую душу. Суров сразу стал ненавязчиво докладывать о себе и с охотой отвечать на касающиеся его личности вопросы. Из короткого общения стало известно, что закончил он когда-то 4 курса Симферопольского мединститута. Недоучившись, безумно влюбился, но его девушка уехала куда-то на Север. А он «не выдержал, …сердце… » Что это означало, мне оставалось только догадываться: как минимум крах карьеры врача. Между тем, мой новый знакомый сообщил, что играет почти на всех инструментах, начиная с духовых и заканчивая гитарой. Музыке учился у встречавшихся в его жизни образованных, талантливых людей. И сам, похоже, проявил большие способности. Человек этот сразу вызывал у меня симпатию и, почему-то сочувствие.
В селе Александр известен больше как художник - оформитель. Говорят, его выгнал из дома сын, и он живёт, где придётся. То у фермера работает, то в здешнем медучилище рисует на заказ. Сейчас ночует у одной женщины, недалеко от монастыря – Людмилы Ивановны. С ней вчера я разговаривал через забор. По внешнему виду она из сельской интеллигенции. Заметно отличается среди простых сельчан вкусом в одежде. Это она вежливо объясняла мне возле калитки своего дома, где можно найти Александра. И она передала ему, чтобы зашел ко мне в гостиницу.
С Александром мы быстро нашли общий язык. С ним я был достаточно откровенен. В ответ на его искренность, рассказал откуда сам, как очутился здесь и кто по образованию. Мой новый знакомый успел доложить, что много знает о селе и о монастыре, сам кое-что пишет и готов предоставить краткие записи-зарисовки, но позднее, после 1 мая. А сегодня ему надо идти веять семечки хозяйке и он рад, что познакомился. Об интересных фактах истории монастыря он посоветовал пока расспросить Елену Харитоновну Лату.

Я не стол задерживать его, от души поблагодарил за визит и выразил надежду на нашу будущую встречу. Мы расстались в коридоре. Александр, сделав несколько шагов по направлению к выходу, обернулся. Выдержав небольшую паузу, вдруг сказал, глядя на меня:
Редкая птица залетела в это место.
Приняв эту фразу за выражение оригинальности нового знакомого, я подумал, что с этим человеком предстоит еще не одно откровение.
21-00. Глаза устали, но еще пишется. Кому все это нужно? Конечно мне самому в первую очередь.
Слушал днем и вечером, буду слушать перед сном, как играет Женя. Пробую положить на ее музыку стихи.

 

11 апреля, пятница.

Встал в 6.24. Сегодня день рождения Варвары, необыкновенной женщины, христианки, певчей нашей небольшой церкви в честь Ильи-пророка. Многая, многая лета тебе, Варя.
Утро ясное. Тихо-тихо. Небольшой иней. Слышно, как за окном монотонно чирикает птичка. Где-то в отдалённом дворе села прокричал петух. На улице послушник Вадим уже растягивает шланги на бетономешалку. К 8.00 придут строители. Продолжат возводить монастырскую стену со стороны Днепра. Перед моими окнами метрах в двадцати тоже стена. На ней отражается яркий солнечный свет, он падает слева, с востока. Камни ракушняка кажутся от этого желто-коричневыми, почти золотыми.
Сегодня снились однокурсники, родной город. Скоро встреча - 20 лет окончания университета. Соберётся, кто сможет. Интересно, как бы восприняли ребята известие о том, что их бывший однокурсник и староста группы затворился в монастыре и что-то пишет. Впрочем, от физики до лирики один шаг. Какие порой разные судьбы у наших выпускников. Взять хотя бы Диму. Сразу по окончании нашего инженерного факультета ушёл в милицию, позднее стал командиром батальона ОМОНа, несколько раз был в «горячих точках» на Кавказе, участвовал в боевых операциях. Сейчас, говорят, подполковник, преподаёт курсантам в школе милиции. Другой выпускник тоже вышел за границы нашей основной профессии. Сельский паренёк, которого несколько раз пытались отчислить за неуспеваемость, в несколько лет изменил все стереотипы взглядов на свою личность. Проявив волю и характер, закончил Академию управления финансами, стал серьёзным руководителем большого трудового коллектива и возглавил крупный банк на Украине, помог в трудную минуту не одному нуждающемуся, он и сегодня без рекламы занимается благотворительностью, жертвует на храмы.

 

Из рассказов трудников монастыря:

Колокола, которые в настоящее время звонят в обители, приобретены на пожертвованные средства от проданной кем-то своей квартиры.
Часы, установленные на здании Областного Художественного музея в г.Херсоне, - бывшие монастырские, из Красного Маяка.

Сегодня рядом со мной поселился Юра из Запорожья. Он очень похож на Валентина, моего друга. И ростом, и комплекцией, и русыми волосами, собранными сзади в хвостик. Только картавит. Ему 29 лет. Юра подводник–любитель, спортсмен, занимался различными видами борьбы и восточных единоборств, даже астральным каратэ, как он утверждает. При всей его атлетической внешности, вид у него явно не здоровый. Юра много говорит, употребляя специфические термины, связанные с религиями Востока. Его речь, чего бы она ни касалась, сводится к одному – энергиям и вибрациям. На все сразу у него находится объяснение и ответ. Говорит Юра негромко и долго, как бы сам с собой. Не может находиться на одном месте, постоянно встаёт, ходит. Юра одержим демоном (бесом) и сам не скрывает того. Хотя говорит об этом как бы между делом. Лицо его, при внимательном наблюдении, имеет характерный для «болящих» вид – землисто-бледное лицо со слегка заостренным книзу носом и мутноватый взгляд. В церкви при приложении к распятию, его держат, сам он не в силах приблизиться к святыне. У него повышенное внутричерепное давление и невроз. Часто беспокоит сердце. Одна рука (левая) перетянута эластичным бинтом (последствие удара). У Юры тяжёлая и часто опасная работа на воде, точнее под водой. Много чего скрывают тёмные молчаливые воды могучей реки. Не раз на глубине натыкался Юра на страшную картину – опутанный сетями человек с привязанным к ногам грузом «стоял» вертикально среди рыб и водорослей. Скорее всего, это несговорчивые рыбинспектора, как говорит Юра, унесшие навсегда в мир иной тайну своей ужасной кончины. Гибли и друзья: кто-то запутался в водорослях, отказал акваланг, кого-то утянул под коряги на дно сом-великан. От одних только рассказов этих становится не по себе.
У Юры мать верующая, православная, от неё он и узнал о Красном Маяке. Был здесь зимой и до этого пару раз. Ощущения в монастыре «очень положительные», и он даёт ему самые высшие оценки. Юра через время спрашивает, не мешает ли мне писать и, получив утвердительный ответ, вновь продолжает говорить. Он говорит о миссии звездных детей, которых он видит, о буддизме готов говорить без конца, если попросишь, и я осознаю, что бес хочет отнять мое драгоценное время и жизненные силы для того, чтобы помешать моей работе. Я ухожу в трапезную, пора попить чайку, ведь обед уже прошел, а я сегодня забыл о еде. Юра уходит пройтись и покурить. Конечно тайком.
Ещё одно событие дня. В нашем монастыре прибыло. Приехал Сергей Иванович – наш благодетель. Он привез с собой Диму, парня 20-23 лет. Когда тот зашел с увесистыми пакетами в комнату, в помещении сразу «запахло» беспокойным духом. Дима – коротко стриженый брюнет, в чёрном средней длины модном теперь пальто, с первых минут показался проблемным парнем. Сначала он уткнулся в свои вещи и долго разбирал их. Затем пришла Надя (комендант), и Дима стал задавать ей вопросы.
- А где здесь вино продается?
Надя с плохо скрываемым удивлением, ответила, что сейчас пост, а вино в магазине, и в правилах проживания этот вопрос конкретно освещён. Надя взяла паспорт Димы и вскоре ушла. Наш новый сосед направился в мою сторону, где у окна находилось мое рабочее место. Лицо его, в общем-то, приветливо-любопытное, пребывало в постоянном движении. После двух-трёх вопросов он поинтересовался у меня:
- Вы пьете вино?
Пью, когда не в монастыре, - ответил я.
Я тоже пью, но не много: раза два-три в неделю.
Тут вошел Сергей Иванович и с порога стал наставлять Диму по поводу вина. Он был возбужден. Его подопечный спокойно внимал речам попечителя и ничуть не смутился. Когда Сергей Иванович убедился, что его предупреждение принято, он удалился, попросив Диму вскоре зайти к нему. У Сергея Ивановича в корпусе был личный отдельный номер.
Мы вновь разговорились, и парень показался мне вполне располагающим. Вскоре я узнал некоторые подробности его жизни. Например, что живет он с матерью, которая пытается его воспитывать (отвезла в «психушку», где Диму изрядно накачали какой-то «химией»). Дима любознательный человек и, как он сам рассказал, любит читать, включая научные (психология) книги. Знаком с многими интересными авторами. Раньше он регулярно по субботам и воскресеньям посещал храм, где познакомился с Сергеем Ивановичем. Бывал в монастырях Одессы. Собирает православную литературу. Но любит заряжаться на весь день крепким чаем или кофе.
- Я выпиваю по 5 чашек кофе за день, это лучше водки и наркотиков. Чай пью очень крепкий без сахара.
Тут же предложил мне чайку. Я не стал отказываться, и Дима сам сделал мне хороший «купеческий» и принёс к окну. Поблагодарив его, я еще больше разглядел в нем интересного человека.
Сергей Иванович при встрече на улице сказал, что Дима болен, а насчет остального, - завтра покажет «вычитка».
Сегодня я весь день кроме чая с хлебом ничего не ел и собирался отойти ко сну налегке. Но бухгалтер Тамара предложила борщ, который оставался, и о котором она еще вчера сообщила мне. Без лишних уговоров я принял угощение и, думаю, был прав: дают – бери. Только бы не злоупотреблять.

 

12 апреля, суббота.

Сегодня ведь День Космонавтики!
Вспомнился Юрий Гагарин, вспомнилось детство. Как ликовал наш, затерявшийся в волжских степях военный авиационный городок в тот памятный день 1961года! Тогда из громкоговорителей, развешанных на столбах, звучали волнующие и торжественные слова: впервые на нашей планете человек полетел в космос! И это был русский человек, гражданин нашей великой страны. А уже через много лет после трагической гибели Космонавта №1, слышал не раз от разных людей и в разное время, что он не разбился, а его, сгубили в спецпсихбольнице. Версия примерно такова: на одном из правительственных банкетов он вступился за честь своей семьи и выплеснул в лицо содержимое своего бокала одному из высших чинов партийной власти. Простая и чистая славянская душа! Такое, сильные мира сего не прощают. Может быть, время откроет и эту тайну. В 1979г. болгарская прорицательница Ванга сообщила артисту Вячеславу Тихонову, что первый в истории человечества космонавт не погиб, а «был взят». Через время в беседе с корреспондентом журнала «Россияне» Еленой Андреевой, Ванга вновь подтвердила, что Гагарин не разбился на самолёте и вовсе не погиб, а был «взят». Кем, куда и почему взят? – отвечать не стала. В одном из документальных фильмов показывали военную базу, где в бункерах хранятся опечатанные контейнеры с обломками разбившегося истребителя МиГ-15. Раз хранятся, значит так надо. Как-то уже после распада Союза, в закрытом газетном киоске через стекло на развороте газеты прочитал слова одного из прославленных космонавтов, кажется, это был Герман Титов, о том, что тайна гибели Ю.А.Гагарина будет обязательно раскрыта, пусть даже и через 50 лет. Для Бога нет тайного.

Сегодня заходил Сергей Иванович. Он растолкал на утреннюю службу Диму, потом потряс Юру. Дима поднялся и сразу стал что-то жевать. Потом ушёл, а мы с Юрой остались. К 8 часам и я отправился в храм. Постоял с час и вернулся писать. Закончил Вступление и I главу. Надо показать Сергею Ивановичу. Что-то он скажет? Деньги мои закончились, оставил лишь 15 гривен на обратную дорогу. Как-то всё управится. На все воля Божия. Как там дома?..
Мой старший друг и литературный наставник – писатель И.Т.Стариков, наверное, заждался звонка. Он трудится над своим романом «Время нашей жизни». Помогаю ему в технических вопросах и даже религиозных, поскольку для него здесь есть неопределённости, они касаются некоторых мест произведения. Лучше бы ему конечно со священником это делать.
Когда теперь вернусь в Скадовск? Надо за неделю управиться, чтобы в «страстную седьмицу» быть у себя. Хочется встретить Светлое Христово Воскресение в своей небольшой, но дорогой церкви пророка Ильи.
Дима пришел со службы с резями в животе (не стоило ему утром, перед литургией есть). Сейчас он спит. Юра был на «вычитке». Сегодня его не «било», после церкви ушёл в село. Женщины дружно трапезничают. Завтра они уезжают. «Накричались» за эти дни, устали. Они очень доброжелательны, но истощены и все-таки нездоровы. Мы общаемся только по делу и недолго.
Здесь нельзя лицемерить, лукавить и врать, что-то тайно предпринимать. Все скоро обнаружится. Здесь быстро сам себя обличаешь даже в мелочах.
Вскоре после службы возле общежития появился Миша-осетин. Сначала спросил таблетку от головной боли. Когда я сказал, что у меня нет, он попросил узнать, нет ли у женщин. Когда я сходил и сказал, что нет, и передал их совет - помазаться «маслицем», это его огорчило, и он попросил «хоть чуть-чуть» чая. Я сходил в комнату, взял на Диминой тумбочке пачку, немного насыпал в кулечек и отнёс. Миша стал благодарить и говорить: «Прости». Наверное, все мои мысли – искушение, я ведь где-то в душе осудил его. А получилось, сам согрешил дважды (взял без спросу чай у Димы). Надо будет сказать ему об этом.
Здесь, в монастыре, если бы не «жали» сроки, можно было бы хорошо писать. Такая работа не терпит спешки. А, может быть, это «подстёгивание» мне необходимо, время даст ответ.

Вчера долго разговаривал с трудником Сергием. В комнате остались новоприбывшие Дима и Юра. Я предвидел, что в связи с «гостями» лечь спать во время не получится, и остался в трапезной для паломников с Сергием. Ему было интересно слушать мои рассказы о дальних дорогах, странствиях и паломничествах по святым местам, о людях и их судьбах. Чувствовалось, что для него это было очень необходимо - простое и искреннее общение Христа ради. Сергей родом из Херсона, ему 25 лет. Мы познакомились в феврале, в мой первый в этом году приезд сюда. У нас сложились доверительные отношения. К 25 годам Сергей успел совершить в жизни много серьёзных ошибок. Но не находил понимания в желании кардинально изменить свою жизнь у близких, а вернее у матери, которая растила его одна. Монастырь стал для парня спасительным местом. Душа его потянулась к Богу. И Серёга совершал очередной «побег из ада». Но враг не оставлял и здесь. Были срывы. А что касается отношения родительницы к его уходу в обитель, то можно судить об этом по такому примеру. Уже здесь я узнал, что мать не раз приезжала в монастырь с целью забрать сына. Что только не придумывала. Например, зная склонность сына к спиртному, привозила с собой в машине много разных деликатесов и … много водки. Уговаривала сына выпить хоть немного. Стоило пригубить лишь первую рюмку… Возвращался Серёга в Херсон в багажнике «Жигулей» пьяный без памяти. В багажнике это, чтобы настоятель не заметил, ведь машина заезжала прямо на территорию монастыря. А дома опять всё повторялось – дружки, водка, наркотики. Выходило по Евангелию: «Ближние ваши – враги ваши».
Монастырь - удивительное место. Для внимательного, пытливого ума и смиренного сердца здесь столько откровений! Все вокруг обретает иной, чем в миру, смысл и окраску. Мысль, освобождаясь от привязанностей, а сердце от страстей, позволяют глубже проникать в суть вещей и явлений. Не обладая светскими знаниями, здесь человек просвещается духовно. Как-то позже, уже в Киеве, рассказал мне один странник, что когда он прожил 4 месяца на послушании в Задонском монастыре, а потом отправился дальше, то на автостанции в толчее среди народа обнаружил следующее. Наблюдая со стороны за разговором двух людей он явно почувствовал, что один из них откровенно врёт другому. Причём, другой этого не осознаёт. Потом это же ощущение он испытывал и при наблюдениями за другими людьми. Вернувшись из святого места в мир, человек стал духовно зрячим.
Утром был серый, закрытый небосвод, к обеду выглянуло солнце, и сразу стало тепло.

Судьбы паломников

Галя приехала из Старой Каховки. Одержимая злым духом, - «болящая», как принято говорить в среде православных верующих. Почти весь Великий Пост она в монастыре. Худая, со следами былой южной красоты, но не здоровым выражением лица, особенно глаз. Пытающимся сочувствовать ей, Галя отвечает:
Я большая грешница, и не надо меня жалеть.
Галя говорит, что сначала жизнь её складывалась счастливо:
- Мой первый мальчик был – мой первый муж. Мама разошлась, ей «сделали»… Я была девочка не гулящая, нигде, ничего. Жили небогато. Мужа я своего первого любила до безумия. Два года с ним встречалась. Как получилось, что я…? Он меня отбил от себя…
Галя рассказала, что потом, ещё в молодые годы «кружила головы мужикам, увела мужа у женщины. Своего первого мужа бросила. Со вторым повенчались. Сейчас он где-то на Урале зарабатывает деньги».
Галю сильно «колотит» под колоколами, и это её голосом орет бес:
- Задрала, задрала ты меня, богомолка. Не сидится тебе дома, задрала…
Во время служб и вычиток её трясёт, дергает, иногда она кричит. Галя похожа чем-то на цыганку, очень смуглая. Настоящая южанка. Благодарит Бога за все, что прошла. Между монастырскими службами в комнате, где проживает с паломницами, вычитывает много канонов, постоянно молится. Дома, в Каховке, регулярно ходит в храм, недавно ей даже предложили петь в хоре. Но…
У нее все болит, ломит. Дважды была в Крыму в монастыре святой великомученицы Параскевы. Там ей не помогло, видимо Богу было угодно вести её дальше.
- Не было ощущений, ничего, - вспоминает Галя, - Девочки там кричали, а мне ничего. В Почаеве я плакала. Полезла в пещеру к преподобному Иову и забыла крестик. Меня там отбросило, я упала…, там сильно плакала, просила прощения у Бога, - Галя искренне делится пережитым.
- Бабушка меня лечила травами. Не заговорами. Она и мне передала. Я знаю много трав. Она меня учила. У нас дедушка был верующий. Когда садился за стол, чтобы он не перекрестился и не поблагодарил Бога, такого никогда не было. В советское время был председателем колхоза. Но в коммунисты не вступил. Перед смертью знал, что умрет. Объехал всех, попрощался. Был еще не старый. Позвал соседку-бабушку Февронью. Он с ней иногда ссорился. Попросил у неё прощения. Попросил свечку, лег и спокойно умер.
Галя продолжает рассказ о своей «болезни». Бес не проявлял себя в предыдущих обителях и даже в первые два приезда в Красный Маяк. Только после регулярного посещения храма в Каховке в этом году, и по приезду в Свято-Григорьевский Бизюков монастырь в третий раз, “завопил”. Видимо, благодать Божия стала вытеснять его. А с этим усилилось и чувство покаяния. У женщины, у которой увела мужа, просила прощения.
- Когда я вижу её, она торгует на рынке, я готова целовать ей руки за то, что она привела меня к Богу, – искренне говорит эта смиренная женщина. Такое откровение редко услышишь.
Галя с радостью ждет и верит, когда освободится и станет “хорошей христианочкой с длинными волосами в платочке…” После монастыря Галя хочет поехать к мужу.
Господи, помоги ей.

Из рассказа Зои – матери одержимой Лены (дополнение ).

- Семья была дружная, всегда и всюду вместе. Разом на огород, разом на работу, а людям, знаете как…, зависть.
Муж умер внезапно от инсульта год назад (Зоя живет с новым человеком, не расписана, не венчана и к церкви обратилась только недавно, многого не знает). - Дочь болеет третий год. Врачи нам никакого диагноза не поставили. Одно время терялась полностью жизненная сила. Ставят систему, сворачивается кровь. Предполагаемая причина – “поробили” (т.е. колдовство). К нам из Змиевки приехали три семьи и началось в нашем селе…
С вечера ничего, легла спать, ночью:
Желудок, желудок, желудок…
Давления уже не было. Её забрали в нашу больницу, тут ей сделали для поддержки укол в сердце. Затем направили в Херсон. Там мы перемещались из одной больницы в другую… Результата накакого, никакого диагноза не могли поставить. Так без диагноза и приехали в монастырь (перед этим побегали по экстрасенсам, бабкам…) Сразу здесь почувствовали себя лучше.
В областной больнице предлагали еще остаться, но я говорю – Результатов не вижу. Она же у вас умирает. У нее уже на теле были пятна. Я пошла к докторше и попросила: - Скажите мне что-нибудь. Она мне ничего не сказала, а сходила и вынесла “Новый Завет”, говорит: - Молитесь и читайте.
Я почти год стояла на коленях возле кровати дочери с молитвой. Она благодаря этому прднялась, стала ходить по хате. Но нас настолько затравили лекарствами, что пришлось обратиться к “Wision”. Нам одна целительница ясновидящая сказала: «Я даже не могу ничего посоветовать, у вас все сосуды и все каналы забиты, никакого лечения не могу предложить». Мы почистились. Потом поехали в Днепропетровск проверяться, разговаривали с профессорами. Нам стало легче.
К дочке в больнице приходила Божья Матерь. Только она пришла в себя - Господь Иисус Христос, Божья Матерь и ангелы явились ей. Захожу в реанимацию, она говорит: «Ма, чего я тут? Мам, до меня Иисус Христос приходил и ангелы. Я выйду отсюда, правда?»
Ночью в комнате Зои появился свет, словно машина окно фарами осветила:
- Я глаза закрыла, нет, не машина. В этом свете сбоку заходит Божья Матерь - и к Лениной кровати. Склонилась над ней Богоматерь, как на картиночке. Я закрою глаза и снова открою, не чудится ли. Нет. Я говорю: - Божа Матинка, ты пришла мою дитыну спасти. - А она так наклоняется, наклоняется над дочкиной кроватью. И моя дитына заснула. Я до утра не сомкнула глаз. Почитала молитву.
Когда дочь стала болеть, то Зоя стала обращаться к церкви. В монастырь посоветовал поехать приходской батюшка.
- Муж Витя, умерший, явился во сне с виноватым видом (иногда не слушался, немного выпивал, а ему нельзя было, он болел). А в последний раз он явился довольный.
Лена сильно кричит в церкви и под колоколами. Иногда падает без чувств. Перед причастием сопротивляется, и ее приходится подводить под руки двоим. После причастия немного затихает, а потом рев (печет беса)… Но ей уже значительно лучше. Есть надежда, что впереди всё ещё будет в жизни – и работа и радость и любовь. Только теперь уже с Богом.

 

13 апреля. Воскресение!

Начало службы в 7-00. Успел вычитать с утра все каноны, а с вечера не удалось.
Причастился! Заказал и отстоял молебен перед началом доброго дела. Фотографировал о. Феодосия, о. Иннокентия.
Когда звонят возле церкви, приходит большой пёс. Интересно видеть, как он от всей своей собачьей души, став рядом, воет – молится. То же самое делает большой «кавказец», закрываемый на день в железный вольер. Вечером с ним о.Иннокентий или кто-то из трудников совершает обход территории монастыря. Мера вынужденная, местные жители безбожно всё крадут, а то и бьют стёкла и ломают замки. Теперь уже гораздо меньше. А несколько лет назад даже ОМОН пришлось вызывать. Распорядился сам правящий архиерей, узнав какие бедствия испытывает обитель от местных жителей. И такое было. Дико и нелепо.
А сегодня праздник, и мы с Димой отправились после службы на прогулку. Ушли по высокому, крутому берега Днепра далеко-далеко. Потом спустились вниз, к воде и зашли аж до Куцей балки. День ясный, панорама великолепная. Дима интересный собеседник, но что-то в нем есть странное. Может это болезнь, о которой говорил Сергей Иванович. А может последствия пребывания в психиатрической больнице.
Дома он поменял образ жизни: от баров, ресторанов и девочек ушел в церковь. Стал строго поститься, читать православную литературу. Появился у него и духовный наставник - о. Виктор. Правда, он не всегда прислушивался к его наставлениям, за что и “влипал”.
У Димы получается зарабатывать деньги. Он торгует, точнее нанимает реализаторов. Мать тоже на базаре. Относится он к ней хорошо, хотя она его не понимает. Да и как понять неверующей женщине: парень вдруг стал ходить в храм, сел на хлеб и воду, «не ест бананов и апельсинов», да ещё заставляет мать идти в церковь, хочет освятить квартиру. Первая бригада «скорой помощи» которую вызвала мать, чтобы отвезти сына в «дурдом», глянув на парня, развернулась и укатила. На прощание врач сказал озабоченной мамаше:
- Здесь все нормально, а на криминал мы не пойдем.
Но сердобольная родительница на этом не остановилась. Она затянула сына в больницу на прием к специалисту. Видимо была предварительная договорённость, потому, что здесь появились санитары и отвели Диму под белы рученьки в «палату №6». В «психушке», как поделился сам Дима, он встретил вполне «нормальных» людей: от «закосивших» предпринимателей, которым нужна справка из заведения, чтобы в случае чего не попасть под удары судьбы (милиция, рэкет и т.д.), до убийц и пострадавших, как и Дима, от родителей (причина - раздел имущества). По откровениям Димы, врачи в упомянутом заведении, «с аномалиями (с кем поведешься, от того и наберёшься)». Отношение их к основной массе, приблизительно к 60% больных, плохое. Но те, кто по «особой категории», да еще с деньгами, - дело другое. Например, один цыган, которого жена определила сюда лечиться от наркомании, жил, припеваючи. Дружки «покупали врачей», а те сами бегали за «наркотой, поставляли девочек и прочее». И так для всех, кто здесь со своими деньгами, друзьями и возможностями. Такие пациенты живут иначе.
Диму выкупил из психиатрической больницы один адвентист-предприниматель, который в одно с ним время тоже там находился. О нём стоит рассказать подробнее. Когда-то он сидел в тюрьме. Выйдя, занялся бизнесом, но с достаточной долей махинаций и авантюр. Для того, чтобы обезопасить себя от определенных проблем, как говорилось выше, лег в психбольницу для получения «справки». Добившись желаемого, вышел на свободу. Но прошло время, и однажды сильно выпив, стал среди глубокой ночи будить соседей и требовать, чтобы они очистили от снега территорию возле дома, в котором проживал и он. Будучи хорошо «навеселее», ревнитель чистоты перепутал свой двор с похожим на него. Люди вызвали «скорую» (стоит сказать справедливости ради, что ночной возмутитель спокойствия не бесплатно ждал выполнения своих требований, а предлагал 50 грн.). Бригада «неотложки» во второй раз закрыла парня в психбольнице. Третий раз он попал туда после того, как на 7 тыс. грн. удачно сдал рыбу в Киев. С этих денег он ничего не оставил жене, а своей маме купил телевизор (жена и тёща против его общения с матерью и требуют всю выручку с бизнеса только домой). После обнаружения такого «пролёта» супруга отправляет мужа в третий раз в известное заведение на «исправление». Вот какие последствия бывают после добровольного заключения себя в психбольницу.
Всё это достаточно откровенно и подробно рассказал мне на берегу Дима. А еще поделился планами, что когда вернётся из монастыря, обязательно займётся своим делом. Скорее всего, рыбой. А с матерью и бабушкой прекратит всякое общение.
– Даже на могилку к ним не приду, за то, что они предали меня. Только молиться буду за них. – Дима ещё не раз выражал свою глубокую обиду на самых близких людей, а я пытался понять: что же на самом деле произошло в жизни с этим молодым человеком. И вновь решил, пусть время расставит в этой истории все точки над i.
Вот такие новые откровения получил я в этот воскресный день.

14 апреля, понедельник.
Неделя «четырехдневного Лазаря».

Утро ясное, в лёгкой дымке. Но поднялся ветер, на Днепре волны.
Мои соседи, Дима и Юра спят. После 8 часов встал Юра и пошёл в церковь. И я, отправился туда, отложив рукописи. Когда подходил к церкви, наблюдал интересную картину. Впереди меня шла собака. Она повернула в сторону монастырской ограды, где была калитка. За несколько метров до калитки, собака начала вилять хвостом, хотя никого вокруг не было. Возможно, таким образом, животное испрашивало снисхождения к себе в святом месте или выражало свои чувства. Вообще собаки на территории монастыря спокойные, дружелюбные и почему-то все крупные. Живёт на территории обители и кошка, она совсем ручная. Иноки кормят её.
Побыв недолго в церкви, поставив свечи и приложившись к иконам, отправился на почту. Нужно было купить там бумагу и конверт, чтобы отправить к Пасхе письма. На обратном пути опять зашёл в храм. В его сводах пусто. Только один Юра застыл в падающих сверху лучах утреннего света. Служба закончилась в 10-30. Иеромонах Иннокентий открыл лавку, и я долго рассматривал её содержимое. Как-то непроизвольно уже не раз заметил, что присутствие о.Иннокентия всегда сопутствует миру в моей душе и хорошему настроению. Никогда я не видел его хмурым, суровым, в общем неприступным и замкнутым. Наоборот, внутренний свет и покой исходят от него. С ним легко и безстрастно можно при случае пообщаться. Причём очень просто и искренне. Сама душа тянется к нему. Мне кажется, что раньше люди были именно такие. И в этот раз мы немного поговорили на духовные темы. Потом я купил пасхальную открытку и маленькую иконку-календарь с Богородицей - «Благодатное небо», для дочки.

Сегодня уехал Юра. Сразу после службы. И я снова вспомнил наши с ним беседы- откровения. В моей душе жило искреннее сочувствие к этому еще молодому, но явно больному человеку. Последствия занятия йогой он признает сам. Результатом его многочисленных изотерических практик стало то, что в разговорах он часто переходил на события своих снов, рассказывая о них, как о действительной реальности (“для меня нет разницы между сном и бодрствованием”).
Вчера звонила его мать и спрашивала, когда же он приедет, ведь у него нет денег. Юра действительно привез сюда с собой только горстку топинамбура. Он рассказывал, что дома зарабатывает по «полтиннику» в день. Как водолаз (на раках и на металле со дна). Поднимают оборудование с затонувших судов и прочие подводные «сокровища» Днепра. Работа эта связана с постоянным риском, порой очень опасная для жизни. Двое из их неформальной команды уже утонули. Уезжая, Юра сказал, хочет ещё вернуться сюда, но на более долгое время.

…Дима часто пьёт крепкий чай, рассказывает все новые и новые подробности своей жизни. Часто заливается смехом.
Тамара-бухгалтер подозревает что-то нездоровое в Диме, предполагает, что он употребляет наркотики, видя, как часто он пьет чай, и иногда «рыгает» в туалете. Но это всего лишь способ (его личный) быстрее выгнать из себя лекарства, накопленные в психбольнице.
- Она не знает, что у меня в сумке две чекушки коньяка «греются», и что я не наркоман, - поясняет Дима.
У нас под окнами два раза в день местные жители водят пасти на берег коз. Пока стена и ворота не поставлены, люди идут через монастырскую территорию, мимо гостиного (бывшего братского) корпуса. Больше всего люблю наблюдать за детьми, как они обычно гонят несколько молодых козлят. Сами при этом напоминают таких же козлят. Иногда кто-то из них несёт на руках самого маленького или больного. Девочки, в основном, в платочках. Очень приятно видеть их. Словно с картинок старых книжек ожили и выбежали на бережок.
Есть в селе много детей испорченных, совершенно лишённых какого-либо воспитания. С малолетства ругаются, курят, пьют, воруют. Заглянешь в такую семью, там – мрак и ужас…
К вечеру с Вадимом взяли благословение настоятеля и пошли вдоль берега. Я предложил сфотографироваться на фоне живописных окрестностей монастыря. Хотелось оставить фото в память этих дней. Но сильный ветер и низкое солнце, уже прячущееся за береговыми холмами, разрушили мои планы. Зато хорошо пообщались. По пути на дорожке нам попалась гадюка, сантиметров 50 длиной. Их здесь в береговых склонах много. С наступлением весны выползают они греться на солнышке, набирая постепенно активность перед брачным сезоном. Вадим, настигнув сзади, взял змею за хвост и поднял в воздух. Гадюка извивалась, но не могла достать до руки. Потом он отпустил её и она скрылась в камнях. Меня это удивило, а Дима сказал, что змеи сейчас не ядовитые.
В монастыре можно встретить очень разных людей. Сюда приезжают за помощью в обретении здоровья физического, но чаще - исцелить душу. Среди таких много бесноватых, т.е. болящих. Едут в святое место за обретением духовных сил, за Божией благодатью. Когда ничто другое уже не в силах помочь. Здесь, как в больнице, только врачует всех - Сам Господь.

Люди, приезжающие сюда, как правило, откровенны. И всё же иногда верить сразу на слово надо осторожно. Духовный план жизни человека очень сложен, он имеет глубокие корни в прошлом. Раньше духоносные старцы и монахи могли сразу открыть человеку его жизнь и дать индивидуальный путь к спасению. Сегодня сложнее. Монашество только возрождается, а люди часто хотят сразу стать здоровыми и счастливыми. Например, Миша-осетин. Говорят, он сидел за наркотики. В общении не вызывает доверия. Это ощущение исходит от его же поведения, в котором присутствует много плохо скрываемого осуждения, ропота и обиды на жизнь. Постоянно просит чай, хотя осторожно, и у разных людей, в основном, у вновь прибывших паломников. Он поменял уже не одну обитель. У него даже есть путеводитель по православным местам Украины. Говорит, что собирается «двинуть» на Одессу. Дай ему Бог найти и себя и то место, где он обретёт покой своей мятежной душе.
С вечера после прогулки разговорились с Димой. Когда легли отдыхать, то продолжили беседу. Уснул после 3-х ночи. В этом парне что-то есть или нездоровое или, что вероятнее, доселе мне не встречавшееся. Его жизнь, опыт, рассуждения и глубокие проникновения в библейское объяснение многих событий жизни, поражают.
В окна светила почти полная луна, и я думал, что во всем этом ночном откровении есть что-то необъяснимое пока, таинственное и может быть даже нечистое.
Дима много рассказывал об отношении к нему матери и бабки. Эти отношения, по его утверждению, лишены любви и понимания, а главное, отсутствием и намека на покаяние за «жестокую несправедливость» к нему.
В 12 лет Дима впервые сам заработал первые деньги и купил домой линолеум. Матери не понравился рисунок, и она его побила. Правда, через 2 дня сказала, что была не права. Когда она запрятала в психбольницу сына, ее чуть не раздавил насмерть собственный киоск на рынке, и она тяжело заболела.
…Дима много рассказывал о знакомых криминальных авторитетах и исполнении ими воли Божией.

 

15 апреля, вторник.

Сегодня встал в 7-05. Уже было совсем светло. Умылся, вышел на берег, там помолился. Ветер не утихает, «жидівські кучки» – называют в народе эту неделю до вербного воскресения, потому что в это время бывает иудейская пасха. Ежегодно весной это очень ветреное и холодное время.
О.Феодосий уехал в Новую Каховку, Тамара – в Херсон, домой. Мы поговорили с Надей комендантом. Мужики, восстанавливающие братский корпус и монастырскую стену, получают здесь по 900 гривен! А работают, не спеша и с «халтурцей». Это становится очевидным фактом и поводом для изменения «политики» найма и условий оплаты в будущем.
Выпил зеленого чая и за дело. Весь день писал.
Вечером Надя привела мужчину в рабочей одежде и камуфляжной куртке. Его зовут Женя. Работяга, умелец, станочник. Убежал из дома, где племянники-уголовники пьянствовали с собутыльником, празднуя отсутствие хозяйки. Хозяйка, мать Жени, после автокатастрофы лежит в больнице, и сын за нее очень переживает. Он с 1961г.р., но выглядит старше. Открытый, простой человек. Попросился у настоятеля переночевать одну ночь в монастыре, чтобы потом добираться в больницу к матери. А оттуда снова домой…
Мы разговорились. Женя, как увиделось мне – необычный человек… Он спросил что-нибудь почитать. Я предложил Евангелие, и он охотно взял. Потом я дал ему распечатку об истории обители. В разговоре, войдя в положение собеседника, предложил в качестве варианта трудоустройства спросить о.Феодосия о работе в монастыре. Женя сказал, что и сам думал об этом.
Дима перепил кофе. Всю ночь хлопал дверью.

В этот день, перед закатом я сидел у окна в пустой просторной комнате монастырской гостиницы и размышлял о своей судьбе. И не только о своей лично, но и близких мне людях, о судьбе разделившейся страны и обители, в которую попал очередной раз. Глядя в окно на догорающий день, на Днепр внизу, взял ручку и стал писать. Стихи сами стекали с пера на бумагу, а я только водил по ней рукой. Что из этого вышло, судить не мне.

На широкий днепровский простор
И на синие, в дымке, дали,
Обращая опять свой взор,
Несловесный веду разговор
В одиночестве лёгкой печали.

А внизу к монастырской стене
Робко жмутся домишки совхоза,
Что остался лишь в розовом сне
В разорённой и нищей стране
Самостийного апофеоза.

Опустевшие стены прочней
Переполненных тесных кварталов,
И, гораздо, здесь дальше видней
Откровение будущих дней
Без экранов, антенн и журналов.

Колокольный звучит перезвон,
Он страшнее для бесов, чем пушки,
И от дальних и ближних сторон
Собирает к обители он
За небесною помощью души.
Голубые парят небеса,
Разбегаются синие дали,
Здесь другие звучат голоса,
И совсем не нужны чудеса,
Все желанья молитвами стали.

 

Комментарии

Очень рад видеть работы своего большого друга, Сергея Кубасова на страницах великолепного сайта... Дай Бог здоровье всем трудникам, которые трудяться во Славу Божию, Божьей Милости Вам и Ангела-Хранителя в трудах!!! Спаси Господи!