Рецензия на повесть «Макаровы крылья»
Вам случалось летать? Разумеется, не наяву, а во сне. Или в мечтах следовать за героями книг о людях, которые умели летать? Прекрасные сны, чарующие мечты. И, глядя на небо, где вольно и дерзко носятся птицы, мы сетуем — «почто я не сокол, почто не летаю»?
Но каково жить на земле человеку, умеющему летать? Точнее, крылатому человеку? Об этом — повесть С.А. Коппел-Ковтун «Макаровы крылья».
Итак, жил-был на свете крылатый человек… Откуда он взялся? Таким родился. И сразу оказался чужаком в этом мире. Потому что был не таким, как все. Когда он был ребёнком, собственная мать ощипывала ему крылья. Надо думать, из тех же самых благих побуждений, которые руководили кукушкой из сказки А. Шарова, пытавшейся воспитать из сиротки-соловьёнка «хоть плохонькую, да кукушку». А потом, год за годом, день за днём, люди твердили и внушали ему, что он-де чудной, чудак, чудовище. В самом деле, где это видано, где это слыхано, чтобы у человека были крылья? Патология! Непорядок! Этого не должно быть! Таким не должно быть!
И жизнь крылатого человека не баловала. В самом деле — был он всего-навсего непризнанным художником, на которого строчили доносы соседи, втихомолку воровавшие его картины и пытавшиеся оттягать себе его подвальную каморку. И друг его предал и ограбил. И любимая девушка вышла замуж за другого. А другую девушку, Анну, которую герой уговорил пойти работать в открытый им приют для бездомных, убили за горстку конфет те самые бездомные... Одним словом, герой повести — этакий бедный Макар, на которого все шишки валятся. Так ведь его и зовут Макаром…
Однако произведения С.Коппел-Ковтун на редкость многогранны. Это знает каждый, кто с ними знаком. А тот, кто впервые ознакомится с творчеством писательницы, убедится в этом, прочитав любое её стихотворение, сказку или статью. Именно поэтому произведения С. Коппел-Ковтун следует не просто читать, но читать медленно, вникая в глубинный смысл событий, происходящих с героями. И тогда… Тогда мы скажем: Господи, да это же про нас!
В самом деле, ведь основная беда героя повести — не столько в том, что у него за спиной растут белые крылья. Это лишь внешнее его отличие от нас с вами. Главное в другом — Макар чужд миру сему, где правят бал похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2:16). Он живёт в мире, не бунтуя в открытую против его законов, но и не следуя им. И потому слывёт отщепенцем. На это внутреннее отличие героя от рабов и мнимых мудрецов мира сего указывает его имя. Ведь «Макарий» означает — «блаженный». Это слово в нашем лексиконе имеет двоякое значение. Блаженный — это праведник или даже святой (например, Аврелий Августин, епископ Гиппонский, автор знаменитой «Исповеди» в православном церковном календаре именуется блаженным). Однако чаще люди употребляют слово «блаженный» совсем в ином значении, как синоним слова «дурачок». Или, если угодно, «идиот». В сущности, Макар из повести С. Коппел-Ковтун — младший собрат князя Мышкина. Однако повесть «Макаровы крылья» — не только и не столько история о горькой судьбе праведника среди грешников или пресловутой белой вороны, которую заклёвывают свои же за то, что она «не такая, как все воронье». Ведь это притча о крыльях. Вот только что это такое — пресловутые Макаровы крылья?
Как уже упоминалось выше, герой повести родился крылатым. Крылья были ему дарованы. Кем? Об этом Макар не задумывается. И, к своему счастью, не гордится тем, что он «не таков, как прочие люди» (Лк. 18:11). Ибо на крыльях гордыни можно взмыть весьма высоко, чтобы затем низвергнуться до бездн адовых. Парадоксально, но от этого духовного падения Макара спасли его крылья. Он, как гадкий утёнок из сказки Андерсена, всерьёз верит в свою ущербность, воспринимая дар — как проклятие. Ведь он не знает смысла этого дара и не задумывается о том, с какой стати он родился крылатым. Крылья для него — «дар напрасный, дар случайный» — и только. Неудивительно, что настаёт момент, когда Макар, впав в отчаяние от несчастий, одно за другим валящихся на его горемычную голову, решает, что в этом виноваты его крылья. И обрезает их. Однако крылья вырастают вновь. Но не сразу, а лишь после того, как Макар захотел вновь стать крылатым. Потому что понял — без них его жизнь утратила смысл.
Желание вернуть отвергнутый дар появляется у героя после бесед с неким незримым собеседником, которому Макар поверяет свои раздумья и скорби, как библейский праведный Иов — Господу. «В небе я тоскую по земле, на земле — по небу. Я всюду одинок». Что делать? Как жить, если жить слишком тяжко и больно? И слышит в ответ: «доверься крыльям». С кем беседует Макар? С Ангелом Хранителем? Или с Тем, Кто даровал ему крылья? Впрочем, так ли это важно? Важнее другое — после этих бесед, в которых вопросов больше, чем ответов, герой осознает: не напрасно и не случайно он был наделен крыльями. Не на муку себе он их получил, а для служения ближним — «можно зачать крылья в других. Крылья всегда рождают крылья». В этих словах слышится отголосок известных слов преподобного Серафима Саровского: «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».
Тема выбора жизненного пути красной нитью проходит через повесть о Макаре и его крыльях. Не случайно в одном из видений главного героя таинственный незримый собеседник показывает ему два ростка. Один становится большим цветущим деревом, а другой чахнет на корню. «Кто из них я? — спрашивает Макар. — Сам выбирай».
Выбирать приходится не только Макару, но и двум героиням повести — Анне и Вере. Выбор Анны: между монастырём и служением ближним в миру, приводит её к мученической смерти. Судя по приведённым в повести отрывкам из дневника Анны становится понятно — её смерть тоже была не напрасной и не случайной. Плод духовный созрел для житницы небесной, а душа Анны — для райских обителей. Ведь смерть — та дверь, к которой подходит человек, завершив земную жизнь. То, что откроется за ней, зависит от того, каким путём мы шли — узкой стезей спасения или широким путём, ведущим в погибель.
Жизненный выбор Веры поначалу ошибочен. Она выходит замуж за человека, которого надеется перевоспитать. Его зовут Арнольд. Имя персонажа выбрано автором опять-таки не случайно. Властный орел (а именно так переводится имя Арнольд) — типичный человек мира сего, самовлюблённый эгоист, для которого Вера — всего лишь собственность. Замужество Веры оборачивается рабством. Можно трактовать это как жизненную ошибку героини. Или как символ. Любовь к миру, равно как и наши самонадеянные попытки изменить его к лучшему, как правило, кончаются духовным порабощением. Не случайно Святой Апостол Иоанн Богослов заповедал нам: «не любите мира, ни того, что в мире… ибо все, что в мире, есть не от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15-16). Вере, как и Макару, приходится много передумать и много перестрадать, чтобы осознать ошибочность своего выбора. И обрести новую жизненную дорогу.
Читатель повести может задаться вопросом — почему Вера не выходит замуж за Макара. Ведь он любит её, её одну он любит. И Вера это знает. В таком случае, почему она принимает монашество?
Разумеется, концовка в стиле сказок или женских романов — «и сели они весёлым пирком да за свадебку, и стали жить-поживать, добра наживать да деток растить» понравилась бы многим читателям и читательницам. Но, как отметил ещё Вальтер Скотт в своём предисловии к роману «Айвенго», добродетельные (сиречь праведные) люди редко бывают счастливы на земле. Блаженство ждёт их на небесах. Вместо того, чтобы выйти замуж за Макара, Вера обручается с Небесным Женихом. Она становится инокиней.
Знаменательно, что в постриге Вера принимает имя Анна. Опять-таки символ, характерный для творчества С. Коппел-Ковтун. Ведь имя «Анна» означает «благодать». Мир может глумиться над этим словом, мир может смеяться над людьми, отмеченными печатью благодати, а то и убивать их, как в самом начале повести убивают Анну. И все же — «смерть не все возьмёт, только своё возьмёт». Не случайно персонаж одной из пьес Бернарда Шоу говорит — после того, как мы в цирке затравим львами одного христианина, с десяток зрителей уходит оттуда христианами. Благодать не умирает. Место убитой Анны заступает другая Анна, инокиня, прежде звавшаяся Верой. Приняв монашество, Вера становится крылатой. Как и Макар.
Однако в повести есть ещё один персонаж, не менее значимый, чем Макар и Вера. Это дворник Скорик, который по доброй воле служит Макару — навещает его, рассказывает ему новости, варит кофе. «Наверное, потому, что считает меня своей птичкой» — так объясняет герой повести поведение своего чудаковатого добровольного слуги. Ведь он, погруженный в свои душевные страдания и озлобленный ими, не прозревает в Скорике родственную душу. Это дано понять только Вере. Возможно, потому, что она менее эгоцентрична, чем Макар. И потому ближе Скорику по духу. Не случайно в одной из глав повести у Веры и Скорика при встрече с голодным бездомным псом возникает одно и то же желание — накормить его. Хотя на пищу, которую ест Скорик, и собака не позарится…
В сугубо земном, неказистом облике Скорика угадываются черты Санчо Пансы из «Дон Кихота» и Сэма Скромби из «Властелина колец». Он не крылат. Возможно, потому, что крылья ему просто-напросто не нужны. У него есть другой дар, о котором он не догадывается — смирение. Что ж, каждому своё.
Характерно, что Скорик — единственный безымянный персонаж повести. Он фигурирует под фамилией или прозвищем. Но не под именем. Поэтому напрашивается аналогия этого персонажа с неизвестным героем из одноимённого стихотворения С. Маршака. Или с Сэмом Скромби из сказки Д. Толкиена «Властелин колец». Возможно, роль Сэма в победе над злыми силами Мордора гораздо значимее, чем роль Фродо. Но в хрониках о событиях пресловутой войны Кольца, приведённых в другой книге Толкиена — «Сильмариллион», о Сэме упомянуто лишь вскользь: был-де при Фродо некий слуга. Безымянный, как Скорик. Впрочем, полистав церковный календарь, мы убедимся — в нем есть множество святых, чьи имена ведомы лишь Богу. Неисповедимы дела и судьбы Господни!
Скорик и Вера укрепляют дух Макара, помогая ему вновь обрести крылья. В связи с этим вспоминается библейский рассказ о том, как во время битвы с Амаликом Аарон и Ор поддерживали распростёртые в молитве к Богу руки святого пророка Моисея (Исх. 17:11-12). Это повествование часто упоминается в православной церковной гимнографии. Амалик и воинство его символ сил зла. Молящийся с крестообразно распростёртыми руками Моисей прообразует собой «всерадостное знамение нашего искупления» — Крест Христов. За этими символами открывается ещё один, самый главный смысл повести «Макаровы крылья» — это история о смысле жизни человека, избирающего узкий путь Православной веры. Ведь путь человека, следующего за Христом — это всегда крестный путь, состоящий не только из духовных взлётов, но и из духовных падений. И, каким бы лёгким не казался со стороны наш жизненный крест, нам самим он кажется тяжёлым и непосильным. Как Макару поначалу кажутся непосильным бременем его крылья. Итог его духовного падения — отказ от крыльев. Но только на них можно взмыть от земли — к небу, как до Царствия Небесного можно дойти лишь Крестным путём.
Красной нитью через повесть С. Коппел-Ковтун проходит образ птицы: сказочной девы с птичьими лапками, птицы в полете. И это не случайно. Ведь стихия, в которой живут птицы — небо. Не случайно Спаситель называет их «птицами небесными» (Мф. 6:26). Но, подняв голову к небу, чтобы проследить за летящей птицей, мы сделаем неожиданное открытие: её крылья, раскинутые в полете — как перекладины Креста. Птицы напоминают нам не только о Небе — но и о тех крыльях, с помощью которых мы можем его достичь. Бог дарует их каждому из тех, кто следует за Ним. И имя тем крыльям — Крест. Примем мы этот дар? Или отвергнем его?
Выбор за нами.
Комментарии
Поздравляю!
Светлана Коппел-Ковтун, 25/07/2016 - 10:49
Матушка, а ведь вчера ваши именины были. 24 июля - воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной, имже Православие утвердися. Лучше поздно, чем никогда.
Святая великомученица Евфимия всехвальная была дочерью христиан - сенатора Филофрона и Феодосии. Она пострадала за Христа в г. Халкидоне, расположенном на берегу Босфора, напротив Константинополя, около 304 года.
Халкидонский правитель Приск разослал приказание всем жителям Халкидона и его окрестностей явиться на языческий праздник поклониться и принести жертву идолу Арея, угрожая великими муками тому, кто не исполнит приказания. Во время этого нечестивого празднества 49 христиан скрывались в одном доме, где тайно совершали Божественную службу Истинному Богу. Среди молящихся находилась и юная девица Евфимия.
Вскоре о местопребывании христиан стало известно, и они были приведены к Приску для ответа. В течение 19 дней мучеников подвергали различным пыткам и истязаниям, но никто из них не поколебался в вере и не согласился принести жертву идолу. Разгневанный правитель, не зная, каким еще способом принудить христиан к отречению, послал их на суд к императору Диоклитиану, но отделил от них самую юную - девицу Евфимию, надеясь, что она, оставшись одна, не выдержит испытаний.
Святая Евфимия, разлученная со своими братьями по вере, усердно молилась Господу Иисусу Христу, чтобы Он Сам укрепил ее в предстоящем подвиге. Сначала Приск уговаривал святую отречься, обещая земные блага, потом дал приказание мучить ее. Мученица была привязана к колесу с острыми ножами, которые при вращении отрезали куски тела. Святая громко молилась. И вот, колесо само собой остановилось и не двигалось при всех усилиях палачей. Сошедший с неба Ангел Господень снял Евфимию с колеса и исцелил от ран, святая же с веселием благодарила Господа.
Не вразумившись чудом, мучитель повелел воинам Виктору и Сосфену бросить святую в раскаленную печь. Но те, увидев в пламени двух грозных Ангелов, отказались исполнить приказание правителя и сами уверовали в Бога, Которому поклонялась Евфимия. Дерзновенно возгласив, что и они христиане, Виктор и Сосфен смело пошли на страдания. Они были отданы на съедение зверям. Во время казни они взывали к милосердию Божию, чтобы Господь и их принял в Царство Небесное. Услышав призывавший их небесный Глас, они отошли в жизнь вечную. Звери же даже не дотронулись до их тел.
Святая Евфимия, брошенная другими воинами в печь, осталась цела. С Божией помощью она выходила невредимой после многих других пыток и истязаний. Приписывая это волшебству, правитель велел выкопать новый ров, наполнил его ножами, а сверху прикрыл землей и травой, чтобы мученица не знала о приготовленной ей казни; но и тут святая Евфимия осталась невредимой, легко прошедши надо рвом.
Наконец, ее осудили на съедение зверям в цирке. Перед казнью святая стала просить, чтобы Господь сподобил ее умереть. Ни один зверь, выпущенный на арену, не бросился на святую. Лишь одна медведица нанесла ей небольшую рану на ноге, из которой истекла кровь, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась. В это время произошло землетрясение, стражники и зрители от страха бежали, так что родители святой смогли взять ее тело и с честью похоронить недалеко от Халкидона.
Впоследствии на могиле великомученицы Евфимии был возведен величественный храм.
Полтора столетия спустя после мученического подвига, когда Христианская Церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.
В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 16 июля).
Собор был созван для определения точной формулировки догмата Православной Церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа - Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу - Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры.
На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, Патриарх Константинопольский (память 3 июля), святитель Ювеналий, Патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, Патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.
После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.
Тогда святой Патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому, чрез Его несомненную носительницу святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения.
Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом, в присутствии императора Маркиана (450-457), участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы.
Через три дня Патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с Православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия, как живая, подняла руку и подала свиток Патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли Православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.
«Радуйся, святая великомученице Евфимие, невесто Христова всехвальная».
По взятии Халкидона персами в 617 году мощи святой великомученицы Евфимии перенесены были в Константинополь (около 620 г.) во вновь построенную церковь, посвященную ее имени.
Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716-741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборчеекая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем.
Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.), при святителе Тарасии, Патриархе Константинопольском, и при императоре Константине VI и матери его святой Ирине мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной в 796 году были вновь торжественно перенесены в Константинополь.
(Галина Николава)
СВЯТАЯ СТРАСТОТЕРПИЦЕ ХРИСТОВА ЕВФИМИЕ, МОЛИ БОГА О НАС.
Федот да не тот
Монахиня Евфимия Пащенко, 25/07/2016 - 19:00
Эх, Евфимия, да не та. Моя - 2 апреля н.ст., Понтийская, о которой известно лишь, что она была сожжена за веру Христову.
А Вмц. Евфимию Всехвальную сама почитаю, но вот - "Федот, да не тот"...то есть, Богдан.
И моя - 2 апреля
Светлана Коппел-Ковтун, 25/07/2016 - 19:11
И моя Фотиния 2 апреля
Однако ж Евфимия, матушка! Всё равно Ваша - наша.
Храни Господь!
Единство
Монахиня Евфимия Пащенко, 25/07/2016 - 19:48
Да, единство и на уровне святых покровителей! Чудеса, да и только!
Замечательное проникновение в
Алла Немцова, 24/07/2016 - 23:54
Замечательное проникновение в текст и в тот тонкий смысловой пласт, что располагается между и над строками повести. Спасибо, матушка Евфимия, очень интересно было познакомиться с Вашим прочтением "Макаровых крыльев". Я читала повесть дважды - первый раз в незаконченном варианте, второй раз полностью. И почему-то очень по-разному прочиталось тогда и сейчас. Солидарна с Татьяной - повесть и рецензию хорошо бы опубликовать вместе.
Как уж прочлось
Монахиня Евфимия Пащенко, 25/07/2016 - 05:07
Как уж прочлось, да не все раскрылось. Вот про птиц и ангелов - почти не коснулась, т.к. это разорвало бы цельность рецензии. А так - три смысла сей истории, снизу вверх - от внешнего к главному. Странно, что текст шел легко - возможно, потому, что давно не писала рецензий.
Спасмбо, что прочли!
Матушка, понравилась ваша
Татьяна Тимошевская, 24/07/2016 - 20:00
Матушка, понравилась ваша рецензия на повесть Светы. Мне кажется, и повесть, и рецензию надо печатать вместе.
"Аще изволит изволяющий"
Монахиня Евфимия Пащенко, 24/07/2016 - 20:28
Ну, это "аще изволит изволяющий". В рецензии, к сожалению, раскрыты не все аспекты повести. Лишь самые основные. Она глубже.
Чего стоит хотя бы подбор имен героев и безымянный Скорик! Думай, читатель, почему он не имеет имени... И с кем беседует Макар? С Ангелом Хранителем? Или с Господом? Как Иов. В сущности, Макар - отчасти Иов. Он не понимает, "за что ему сие". Ведь делал добро, и приют, где убили Анну, был построен на его деньги. После этого понятно, почему он возненавидел свои крылья - немало людей потеряло веру, сломившись от несчастий вместо ожидаемых за свои добрые дела всяческих благ. Макара эта страшная судьба миновала - слава Господу!
Написалась рецензия легко, с неделю...собственно, это один из самых ранних жанров, в которых я подвизалась (здесь, внизу, их висит много...возможно, лучшая - "После сказки или путь домой" о книге Кэтрин Патерсон "Мост в Теравифию" и фильме на сюжет книги). Еще в середине 80-х, в журнале "Детская литература". Смена жанра пошла на пользу - быстро сделала. И неплохо.
Спасибо, что прочли!
СпасиБо
Светлана Коппел-Ковтун, 24/07/2016 - 12:36
СпасиБо большое, матушка! Было интересно взглянуть Вашими глазами на Макара. И не только мне, думаю, интересно.
Много тем пыталась поднять. Что-то удалось больше, что-то меньше. В процессе работы обнаружила немало полезного для себя. Так наверное у всех бывает, ведь «Искусство есть не цель, а путь», как определил Рильке.
Ваш текст тоже открывает что-то новое, помогает взглянуть с нового ракурса на то, что написано. Благодарю
Макар "со стороны"
Монахиня Евфимия Пащенко, 24/07/2016 - 19:08
Это Вам спасибо! Тем более, что текст оказался своебразным. То ли фэнтэзи, то ли притча. И Вы правы - самый "правильный" герой - смиренный Скорик. Макар думает о себе, о своих страданиях (как большинство из нас, включая меня). Скорику об этом некогда думать: он бьется за хлеб насущный и служит другим. И не задумывается, надо ли это делать...
Хотела спараллелировать еще с Караколем из "Города мастеров" Т. Габбе (в интернете обнаружилось аж 2 варианта этой пьесы...мне знаком один, где, наряду с героями-людьми, фигурируют геральдические звери: заяц, улитка, медведь и кто-то еще). Но оказалось, что пассаж (не помню, кто говорит это воскресшему Караколю)- "в этом горбе скрывались твои крылья" принадлежит создателям фильма "Город мастеров". У Габбе этого нет. Но идея замечательная - чтобы горб превратился в крылья, Караклю надо умереть "за други своя".
Хотя... ведь Макару тоже надо умертвить свою самость, чтобы вернуть крылья.
А рецензия, так - "Макар" глазами читателя.
Жаль, что не удалось обыграть идущие вместе по тротуару ноги и лапки. Именно так в Москве бегают, шныряют между людьми в поисках добычи скворцы-наглецы. Хватка хищника... а настроение поднимают ого-го как!
Не обыграла и другое - церковную жизнь Макара. Но к моменту расставания с крыльями он уже был верующим. То и оно.
Птички-птички... Помните, была такая песня в мультфильме "Кто такие птички", пела ее Клара Румянова.