Когда слова, свои утратив смыслы,
сравняются с землёй, —
словами станем мы.
Иль чернозёмом...
Всё равно — траве,
трава равна сама себе,
и только.
Вонзится боль копьем
в траву и небо,
и в слово, что срослось
с забытым завтра.
Не вспомнить:
не рыдать,
не рыть нам землю,
вонзая пальцы в тело.
Нет, не вспомнить!
Забыто всё,
печаль теряет слёзы.
Утрата эта —
худшее из зол.
Комментарии
Ваши стихи завораживают
Елена Костакова, 10/10/2012 - 09:52
Ваши стихи завораживают философской глубиной, Светлана!
Одним прочтение не обойтись,
к ним хочется возвращаться и вчитываться, вчитываться…
Когда слова, свои утратив смыслы,
сравняются с землёй, —
словами станем мы.
Иль чернозёмом... (с)
Тихая поступь слога так неназойливо, мягко увлекает вслед за собой в глубину познания: «что я есть в мире» и «что есть мир во мне».
Яркие интересные образы радуют отсутствием набивших оскомину штампов – новизной (именно Вашего!) взгляда.
Вонзится боль копьем
в траву и небо, (с)
и в слово, что срослось
с забытым завтра. (с)
не рыть нам землю,
вонзая пальцы в тело. (с)
Ваше: копьё-боль - пронзающее одновременно и траву и небо; слово – сросшееся с завтра; пальцы – вонзающиеся в тело – творческая находка!
Правда, слегка царапнуло соседствующее двойное «вонзение» - ИМХО.
И (опять же, на мой взгляд!) в пятой строке неоправданно сбивается ритм.
Честно говоря, я пыталась его оправдать усилением перехода к своеОбразности вывода: «трава равна сама себе, и только», но что-то у меня не получается)
Кстати, фраза «трава равна сама себе, и только» - очень глубока!
Впрочем, как и весь стих в целом. Очень понравилось…
Спасибо!
Рада Вам
Светлана Коппел-Ковтун, 10/10/2012 - 13:00
Рада Вам, Леночка! СпасиБо за столь пространный отзыв! Что до Ваших замечаний, они - мимо цели. Соседствующее "вонзение" - совершенно обязательно, они должны соседствовать, чтобы читалась аналогия двух вонзений А ритм... Он обязательно должен меняться при переходе в совершенно иную, более плоскую, реальность. И страшную.
Не сочтите это простой отмазкой. Что вам еще сказать? Глубина иногда пишет сама себя. Я такое творчество люблю и ценю больше всего. Это стихотворение - как раз тот случай. Напрасно здесь искание случайных слов.
Благодарю за отзыв!
Глубокие стихи, стихи
Елена Костакова, 11/10/2012 - 16:10
Глубокие стихи, стихи многопланового прочтения и для меня дорогого стоят.
Очень люблю именно такую, призывающую к работе мысли непростую поэзию.
Светочка, спасибо Вам за пояснения и, конечно же, я никоим образом, ни сочту их отмазкой. И Вас сердечно прошу – не воспринимать мои «размышлялки вслух» как замечания критика, ибо кроме желания понять и принять целостным (!) понравившееся произведение, другого и в мыслях не было. Однако если хоть что-то в моём отклике показалось Вам бестактно-обидным – простите!
К сожалению, у меня бывают такие ляпы, как: открыто выкладывать в «отзывах» своё восприятие, не имея близкого знакомства с автором, не ведая, как он воспримет тот или иной отклик (да и надо ли ему вообще твоё видение!).
С уважением к Вам, Светлана!
Леночка, спасиБо
Светлана Коппел-Ковтун, 11/10/2012 - 16:38
Леночка, спасиБо Вам! Искренность в общении - дорого стоит. Иногда возможны и недопонимания, куда ж без них :)) Ведь и расшаркиваться друг перед другом всякий раз - обременительно (хотя все мы стараемся - это очевидно). Главное, чтобы без дурных мыслей и намерений, а в этом Вас нельзя заподозрить. Не смущайтесь пожалуйста!
Я тоже не всегда слова нахожу такие как надо. Говорю, что думаю и чувствую.
Всегда Вам рада: и стихам вашим, и комментариям
СпасиБо! Принимайте розочку,
Елена Костакова, 11/10/2012 - 18:57
СпасиБо!
Принимайте розочку, Света:)
СпасиБо!
Светлана Коппел-Ковтун, 11/10/2012 - 22:56
Принимаю
"Но только мертвые не знают"
Монахиня Евфимия Пащенко, 08/10/2012 - 21:48
Страшное стихотворение. Хочется иного...а как оно будет? Есть страшная песня о Дне Победы, ее редко поют именно из-за ее страшной правдивости - "сидят в обнимку ветераны". И вот там: "но только мертвые не знают, как их живые вспоминают...ничем помочь они не в силах, живые плачут на их могилах". Остается лишь утешаться, что не песком, не пеплом станут слова, а землей, на которой вырастет...пускай не цветы, а хоть трава. Значит, не зря прожито. Хотелось бы сочинить в ответ Вам что-то смешное, рассмешить...и не получается. Тогда держите хоть елку - напоминание о Новом годе и Рождестве. Е.
:)))
Светлана Коппел-Ковтун, 09/10/2012 - 00:01
Держу, матушка!
Елки-палки
Монахиня Евфимия Пащенко, 09/10/2012 - 17:37
Ага, к елке - Дед-Мороз и Снегурочка! Кстати, помните какой у мышей любимый праздник (если верить Э. Успенскому). Новый год! А почему! Дети роняют сквозь щели в полу конфеты... И они не прорастают к весне конфетными деревцами. Увы... Е.
Дорогая Светлана! Просто
Раиса, 08/10/2012 - 19:22
Дорогая Светлана! Просто скажу, что разделяю Вашу боль. Да, должны мы молиться в молитвах (не нами составленными, а людьми близкими к Богу) о слезах очищающих. Ждать их, как дар. Ведь, покаяние тоже дар Божий. Кого он (дар покаяния) "посетил" , знают, приходит он очень "легко" - стоит только по-настоящему захотеть не быть марионеткой обстоятельств, на которые так много списывается. А они (обстоятельства) - всего лишь наше самолюбие, лень, сластолюбие. И не многие хотят менять сластолюбие на слезы, за которыми обязательно последует ТРУД. Труд перерождения, отказа. Брать-то логичнее в обычном смысле, чем отказываться от приятных и привычных вещей. И самое страшное, когда они УЖЕ ПРИВЫЧНЫЕ. А "совковая", в несколько десятилетий, жизнь возделала очень хорошую почву именно для привычки получать блага. И трудиться не на благо ДУШИ, а прежде всего тела, ну, от силы для ума. И то из-за самомнения или опять же для усовершенствования благ. Я по себе сужу: насколько для меня тяжело найти время для полноценной молитвы, когда ВТЯНУСЬ в какую-нибудь работу. Любую, но длительную, требующую многих сил. И понимаю, что это тоже бегство. От ДРУГОГО, более важного труда - над собой, над душой.
И еще об одном. Не знаю, откуда у меня такая мысль (то ли от веры, то ли от самомнения), но я не представляю своей посмертной жизни без моих самых близких. А у них и мысли нет ни о каком покаянии, переделывании себя, понуждении на отказ от каких-то привычек. Я никого из них не упрекаю и не понуждаю. Да и бессмысленно, нет у меня силы убеждения, сама слаба. Но молюсь за себя и за них одинаково. Они моя "собственная шкура", не отделимы от меня. И грешна и ущербна я не менее, чем они, не молящиеся. Но я верю в непостижимый промысел Божий, что Он помилует всех нас, грешников, даже не молящихся о спасении, но в душе НЕ явных злодеев. Как? Где воздаяние за грехи, коль нет покаяния? Не знаю. Но не верю, что на ВЕЧНЫЕ муки будут обречены не явные злодеи. Может, за счет ТРУДА ЛЮБВИ и МОЛИТВЫ достойных быть услышанными Богом. Может. Но верю. В милость Божию. А сама, коль Бог дал такое понятие, как могу (очень слабовато) стараюсь держаться добра и бегать зла. В самом простом смысле, в общении, в образе жизни.
Опять "проняло меня на "многословные откровения" после Вашего нового, звенящего болью "кристаллика".
Храни вас Господь, дорогая Светлана! И желаю Вам побольше "таблеток" от боли в виде человеческого тепла, благодарности, признательности. И просто радости. Ее много вокруг. Пусть она всегда находит местечко в Вашем сердце и уме по соседству с таким "болючим" пессимизмом. Может, он (такой, с болью за других и деятельный) - один из тех ТРУДОВ ума, души, который многим поможет спастись. Или "подтолкнуть" к спасению. Кто знает? Но дай-то Бог! И я этого желаю. И верю.
Здравствуйте
Светлана Коппел-Ковтун, 08/10/2012 - 20:56
Здравствуйте, дорогая Раиса! Благодарю за столь пространный отзыв. Стихи сложные, и каждый читает о своём.
А они, прежде всего о подлинном и высоком содержании жизни, о том, что утрачивается в подменах.
Всё равно — траве,
трава равна сама себе,
и только.
Быть равным самому себе, и только - большое горе. Жажда высокого, настоящего движет человеком, идущим вверх. Отсутствие подлинной жажды - дорога вниз.
Радости Вам и помощи Божией!
Светлана, не все
Протоиерей Василий Мазур, 08/10/2012 - 17:12
"Сие бо вам глаголем словом Господним, яко мы живущии оставшии в пришествие Господне, не имамы предварити умерших: яко сам Господь в повелении, в гласе архангелове и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее: потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1Сол.15–17).
Что будет с теми, которые тогда не будут «восхищени на облацех» не знаем, не знаем и сколько их будет. Но главное, что и накануне Суда Божьего будут люди, не утратившие образ Божий.
Окружающий нас мир становится все агрессивнее и страшнее, но есть мир Христов, который внутри нас. Этот мир не отнимет никто.
А трудиться на ниве Христовой нам, понимающим, что происходит в мире, конечно, нужно все больше и больше.
Светлана, не все, к кому Вы обращаетесь, Вас слышат. Но, все же есть и те, кто слышит, и даже те, кто слушает. Конечно, мало. Очень мало, но они есть.
СпасиБо
Светлана Коппел-Ковтун, 08/10/2012 - 18:58
СпасиБо, о. Василий. Да, есть и слышащие и говорящие о том же. Я вот нашла стихотворение Целана, которое, на мой взгляд, перпекликается с этим моим стихотворением (оно совсем иное, но чем-то близкое и в чем-то совпадающее):
Земля была в них
Земля была в них и
они рыли.
Они рыли и рыли. На это шел
их день, их ночь. И они не славили Бога,
который, как они слышали, все это замыслил,
который, как они слышали, все это провидел.
Они рыли и дальше не слушали; и
они не стали мудрей, не сложили песен,
не придумали для себя никаких языков.
Они рыли.
И штиль навещал их, и вал штормовой,
и — все — их моря навестили.
Я рою, ты роешь, вон и червь дождевой
тоже роет. Вот песнь: они рыли.
О некий, о всякий, о ты, никакой!
Где теперь то, что шло на нигдейность?
О, ты роешь, я рою; я рою к тебе, за тобой
и наш перстень на пальце не спит, как младенец.
(Перевод Ольги Седаковой)
Охохонюшки
Монахиня Евфимия Пащенко, 08/10/2012 - 21:52
Охохонюшки...до чего докопались... А для чего жили...то бишь, рыли? Получается, не для чего. Если вместо идейности - "нигдейность". Роет и землеройка (ага...в свое время воровавшая картошку с нашего участка - плоды наших воскресеных огородных трудов она пожала сполна!), и червь. А вырыли...себе на три метра под землю. Но последняя фраза стихотворения берет за душу. Е.
Да, осуетились, "зарылись" в
Раиса, 08/10/2012 - 19:28
Да, осуетились, "зарылись" в мирском. Но Бог все знает. Значит, ТАК нам должно было заболеть, чтоб захотеть позвать Врача. А, может, и еще сильнее заболеть. Чтоб позвать, понять, что больны. Пусть побольше и пораньше "услышат" о своей болезни за оставшееся время. Дай Бог!
Очень глубокое, а также
Протоиерей Алексий Зайцев, 08/10/2012 - 10:58
Очень глубокое, а также интересное по форме и по содержанию получилось стихотворение.
Темы, которые Вы поднимаете, дорогая Светлана. всегда актуальны и важны для нашего общества.
К сожалею, общество печётся о наслаждениях и материальных благах, не жалая даже замечать своих духовных проблем.
Однако я очень надеюсь, что наши труды в эт ом направлении не напрасны. Ведь есть и такие, кто откликается...
Я - пессимист
Светлана Коппел-Ковтун, 08/10/2012 - 11:28
Я - пессимист, отченька. Всё идёт к тому, что людей отгородят от культуры и подлинных смыслов (Михель Гофман хорошо объясняет кому и зачем это нужно), а они и так не очень-то в курсе, ибо у большинства на уме совсем иное -
Сначала перегибы, искажения смыслов понятий в авторском праве, ограничение на доступ к информации культурного значения. Теперь вот 18+ на музыку, книги - нормальные музыку и книги! Андрей назвал этот закон очень точно - закон защищающий детей от культуры. Нет, мы уверенно движемся не в ту сторону. В конце этого пути плоский, ограниченный идиот, а не человек.
Кстати, а кто помешает присвоить 18+ и Библии? Вполне логичный ход после "Ну, погоди!" и пр. )))
Что дальше? Мир меняется...
СпасиБо за внимание и отзыв, за разделенное переживание!
Зацепили слова: "Забыто
Татьяна Бобровских, 08/10/2012 - 06:10
Зацепили слова:
"Забыто всё,
печаль теряет слёзы.
Утрата эта —
худшее из зол."
Всё идёт к тому, что в человеке останутся лишь примитивные чувства и ощущения - чтобы забыть... Глубокое покаяние и обращение к истине требует глубоких чувств, но их нет, как нет истинного смысла слов...Кругом одни подмены и ложь.
Спаси Господи, Светланочка! Как всегда - в самое сердце...
Да, уже сегодня
Светлана Коппел-Ковтун, 08/10/2012 - 11:20
Да, уже сегодня немногие понимают что происходит. Им словно подменили картинку, они видят мир подмененный и не способны даже просто опечалиться по существу. Подлинные смыслы скоро остануться лишь в верных им людях...
Благодарю, Танечка