Вы здесь

Художник, не спеши сей мир изобразить...

Художник, не спеши сей мир изобразить
В безрадостных тонах гнетущего унынья.
Художник, не спеши сей мир приговорить
Пред мерзким ликом зла – к позорному бессилью.

Но погасить спеши пьянящий пыл страстей
И вопросить Творца о вечном, высшем смысле
Событий и вещей, и жизненных путей…
Для Истины святой сердечный кров очисти.

Когда от врат Любви твой шаг недалеко –
На многое ответ предстанет, прост и ясен.
В ликующих тонах изобразить легко
Чертоги бытия…
                       Ведь Божий мир – прекрасен.

10.05.2011 г.

Комментарии

Батюшка, а разве мир не приговорён Священным Писанием? Потому и говорится, что "Дружба с миром есть вражда против Бога" (Иак. 4:4). "Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле" (1Ин. 5:19).

Дорогой отец Алексий, мне не только понравилось стихотворение, и я с ним полностью согласна, но и благодарна Вам за эти строки! Как же часто в умах и сердцах всех нас, людей столько подмен и путаницы. И как иногда огульно мы обвиняем времена, других людей, но не ищем подлинной Любви, чтоб быть способными видеть даже крохи красоты, добра в ком-то, чем-то, ставя свое клеймо на все и вся. Либо видим только надвигающуюся катастрофу, муссируя разговоры о ней. И, конечно, такое не допустимо для тех, кто берется нести слово Истины другим. Ответственности здесь должно быть еще больше. Ответственности и предвидения, к чему приведет его слово. К поиску выхода из тьмы или к унынию. И как бы ни был не совершенен мiр, " ... Божий мир – прекрасен". Был и остается, и будет таким. И почему же не видеть, и не воспевать этого поэту, пробуждая в сердцах людей благодарность к Богу за все Его дары? Побуждая видеть, ценить красоту, приумножать ее через преодоление собственной "некрасивости" - повреждения ума, сердца. Мудро, ясно, полезно Ваше слово! Спасибо!

Дорогая Раиса, художник творит в свободе. Идеологический работник творит исходя из идеологических соображений. Это несовместимые вещи - протвиные друг другу по природе.

Художник похож на микрофон, в который говорит Бог. Мы должны заботиться о качестве и чистоте микрофона, но не имеем права диктовать что должен говорить Бог в микрофон. В человеке-творце надо различать человека и художника, они не тождественны. Художник очень часто выше и больше  просто человека, ибо он собеседует с Богом. Довольно часто  личности не самые правильные творили великие произведения искусства - как прозрение, как акт откровения. А идеологические заморочки страшно вредны и опасны. Это из-за нашей беспамятности мы так легкомысленно относимся к засилию идеологов вокруг. Вспомните Великого Инквизитора Достоевского. И «Сказку о рыбке и птичке» Быкова стоит прочитать. Отчасти о том же  можно прочесть в моём «Православное кино: христоцентричность — в центре».

Добро не осуществляется по команде, оно органично взращивается. Моразизаторство никого не сделает добрее, лучше.

Думаю, что это стихотворение - размышление, в некотором смысле попытка человека преодолеть скорбь поэта. И только как личный внутренний разговор человека с собой как поэтом оно возможно.
Поэт скорбит и лирический герой уговаривает его (себя) поискать свет получше, попристальнее, напоминает себе о мире - прекрасном, о мире - до грехопадения, о мире - в принципе возможном - завтрашнем (а он ведь содержится внутри нынешнего как возможность.)

Но это ошибочный путь в том смысле, что  художнику нельзя диктовать. У каждого вещества - свой голос, у каждого поэта - свой. Поэт - только голос мира, голос вещей, голос людей. Он не выбирает своего голоса. Голос - дар небес. Подчинять голос тем или иным идеологическим или номенклатурным запросам - ошибка, которая часто приводит к  потере дара. Художник должен быть целомудренным и знать, что ему не принадлежит, что ему не подвластно. Просто рифмоплетство - это одно, а поэзия - совсем другое. Поэзия - как символ творчества вообще, любого творчества по вдохновению свыше.

Человек должен работать над собой как личностью, должен созидать в себе богоподобную личность всеми доступными способами. Но когда он начинает творить, он должен снять обувь свою и тайнодействовать - в свободе. Такова природа творчества.

Я благодарна и признательна Вам, Светлана, за Ваше внимание, за труд, который Вы приложили, чтоб объяснить мне свою позицию о предназначении поэта и о влиянии на него извне. Правда, спасибо! Прочла все, что Вы предложили, все ссылки. Я и до Вашего комментария на мой ознакомилась с Вашим откликом на стихотворение. Из него была ясна и Ваша позиция, и Ваши рассуждения. (Из Вашей дискуссии с о. Алексием.) Я не вмешалась в дискуссию, для этого у меня маловато "полномочий" и знаний. Но, как у читателя, свое мнение о стихотворении о. Алексия определенное. И оно не изменилось после Ваших объяснений. Мы просто по-разному видим. Я не вижу, к примеру, что в стихотворении "текст косвенно как бы обвиняет всякого, кто не радужно пишет". О. Алексий и сам Вам объяснил свое видение на этот счет. (Само название многое здесь объясняет.)

В том числе и то, когда и как возможно говорить (призывая к трезвению) о трагизме в падшем мiре и когда "в ликующих тонах изобразить" красоту Божьего мира. Не "радужно" (подразумевая "пассивно"), а "в ликующих тонах" (подразумевая "деятельно", "в ответ" на дар Бога - дар спасения, принесенный Христом в земной мир).

Конечно же, Светлана, всем знакомо: "Блаженны плачущие...", абсолютно все слышали об Апокалипсисе. Многим знакомо и "Непрестанно молитесь", но и "Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими", и Всегда радуйтесь" ап. Павла.

И понятно для мало-мальски адекватного верующего, что разговор о радости в Боге.

Но читателю, как и любому человеку необходима надежда.
"Чтобы показать, что после печали бывает радость, и что печаль рождает радость, и что печаль кратковременна, а радость бесконечна, Господь обращается к примеру из обыкновенной жизни и говорит: “Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир”. (Святитель Иоанн Златоуст)
Поэтому читателю необходимы и стихи различной тональности. Различной.

И для поэта, я считаю, и для читателя возможен ( да, собственно, и нужен) ОБЩИЙ разговор, т.е. диалог. А не только "размышление, в некотором смысле попытка человека преодолеть скорбь поэта. И только как личный внутренний разговор человека с собой как поэтом оно возможно." ( в чем скорбь понятно)
И мой комментарий мне не кажется моей "диктовкой". Да и другие комментарии по-моему о том же, что и мой.

И я не согласна с тем, что можно говорить "о мире - прекрасном, о мире - до грехопадения, о мире - в принципе возможном - завтрашнем (а он ведь содержится внутри нынешнего как возможность". О человеке, составляющем этот мiр - да, а Божий мир - прекрасен всегда.

Мне понятны Ваши опасения о потере дара для художника. Мне кажется комментарий читателя (даже диктующий что-то или восхваляющий, похвала, ведь, не полезна, опасна определенным образом любому человеку, выступающий как смущение или соблазн) не сыграет особой роли здесь, а вот его ( как и любого художника, а им может быть и, скажем, хирург) "пьянящий пыл страстей" - да, может. В чем я тоже согласна с о. Алексием. И перестать быть"микрофон, в который говорит Бог" он тоже может, скорее всего из-за того же. И вдохновение, озарение, "прозрение" тоже считаю, из-за тех же причин может иссякнуть или не прийти.
Заставили Вы меня, Светлана, "попотеть". Я, ведь, только читатель... и просто человек, ... и учащийся Православию человек. Только еще учащийся. Но я основываюсь на своих усвоенных знаниях. К сожалению, они пока довольно малы. Но я именно ими пользуюсь (чьими же еще?) и с радостью общаюсь (редко через комментарии и в основном при чтении работ авторов Омилии). И учусь дальше. Пытаюсь, по крайней мере. В том числе и в Омилии, в том числе и у Вас.
Извините за многословность. И за дерзость, возможную. С уважением, признательностью за внимание, за труд.

Печаль бывает разная. Печаль о Боге и печаль о благах мира. Первая печаль - спасительна, вторая губительна. Очень легко запутаться в словах. Не все то плохо, что печально, а только то, что ведет к унынию. И если в печали человек обращается к Богу, то это не значит, что он станет прыгать от радости. Он просто сможет видеть свет в конце туннеля.

Галина Минеева

 Отец Алексий, благословите!

Мне понравилось Ваше стихотворение тревогой и заботой о людях творческих, в руках которых очень тонкий и точный инструмент - Лира Божия. Струны сердца художника и поют людям о том, как прекрасен мир Божий, а точность его - указывает - как сложен и противоречив мир, о котором и в котором болит сердце художника... И радость, и боль - все это реалии нашей земной жизни. Так и будем - и радоваться, и плакать, Вы же сами сказали нам:

Ведь Божий мир – прекрасен.

Прекрасен, да, во всех своих многоразличнейших проявлениях, потому мы и молим Творца в Триединой Троице:

Пресвятая Троице, спаси нас!..  С радостью великой и поздравляю Вас, дорогой отец, Алексий с этим нашим замечательным праздником - Днём Пресвятой Троицы!  rainbowrainbowrainbow

Светлана Демченко

Светлое стихотворение. Божий мир действительно прекрасен. И кто этого не видит и не осознаёт, обедняет себя, превращаясь в статиста жизни, а не её творца.

"Но погасить спеши пьянящий пыл страстей
И вопросить Творца о вечном, высшем смысле
Событий и вещей, и жизненных путей…
Для Истины святой сердечный кров очисти
".

Спасибо за  поэтическое наставление.sun

О.Алексий, спасибо Вам за чудесное стихотворение. Согласна от первой  до последней строки. Слишком часто бывает так, что человек винит весь мир, или другого смертного... когда всё, что нужно сделать - это погасить "пьянящий пыл страстей" в своей собственной душе. Божий мир действительно, прекрасен, и никакое зло вокруг не в силах затмить эту красоту. Другое дело, бороться со злом по мере своих сил, делать всё возможное, чтобы стало лучше... - это мы обязаны. Недавно мне попались замечательные слова (увы, не знаю имени автора): - "Никогда не критикуйте времена. Может быть, вы рождены для того, чтобы сделать их лучше!"

Абсолютно согласен с Вами, дорогая Тамара. Чем более больно наше сердце, тем более жестоким и несправедливым видится мир. Для того, чтобы мир стал чище и добрее, нужно познать себя и очистить свою собственную душу.  

В ликующих тонах изобразить легко
Чертоги бытия…
                       Ведь Божий мир – прекрасен.

 

Отец Алексий, я Вас искренне люблю, но позвольте вопросить.

Мне кажется, очень важно понимать разницу между художником и идеологом. Мы ведь уже проходили этим путем, когда от авторов требовали каких-то радостных картинок в произведениях girl_crazyПартия сказала: надо, кто-то там ответил: есть!

Художник - не выбирает. Художник - голос эпохи, времени. Он голос Целого. Он не пишет КАК НАДО или КАК ВЕЛЕНО. Он пишет правду, которая через него говорит. Иначе грош цена художнику-идеологу.

И, если говорить о религиозном художнике, то любить Бога нельзя, если не любишь людей. Но что это значит? А то и значит, что пир во время чумы - пошлость.

Упадничество, конечно, плохо. Но не менее (а может более) плохо и то ложно прекрасное, котрого ТРЕБУЮТ заказчики от художников. Повторюсь, настоящий художник не отсебятину пишет. Он - не себе принадлежит. Это важно понимать.

Художнику некорректно указывать что делать ему и чего не делать - в принципе. Искусство по природе - свободно от всего этого. Утилитарность (и рациональность вообще) ему не свойственна, она вредит искусству.

Доргая Светлана!

В идеале то художник должен нести то предназанчение, о котором Вы пишите. Художник у меня здесь - собирательный образ деятеля культуры (им может быть и поэт, и музыкант, и даже философ). Но к сожалению на самом делен этого нет, "художник" полон страстей и гордыни, он не справляется со своим предназанчением. Он не ведет человека к истине, но уводит он нее. Художник обвинет Бога, но на самом деле он оказывается неспособным осознать полноту бытия (ведь это невозможно без полноценной жизни духа). Таким художникам и посвящено это стиховторение.    

Художник обвинет Бога, но на самом деле он оказывается неспособным осознать полноту бытия (ведь это невозможно без полноценной жизни духа). Таким художникам и посвящено это стиховторение.    

Но из текста этого,  к сожалению, не следует. Текст косвенно как бы обвиняет  всякого, кто не радужно пишет (ведь писать о трагичном вовсе не значит обвинять Бога!). Художник пишет и трагичное, и веселое, и комичное - разное. Даже один и тот же автор. Уж не говоря о творческом диапазоне кажого отдельно взятого художника - ведь у кажого свой тембр, своя доминанта. Нельзя всех одеть в одну радужную оболочку, не нужно это.

Что стучится в дверь  сердца, то художник и выписывает. Если же он начнет страдать идеологическими заморочками, он умрет как художник, выродится в агитатора.

И сегодня эта тема как никогда актуальна, ибо со всех сторон слышны эти ужасные голоса ЗАКАЗЧИКОВ из церковных кругов, которые уже не сильно отличаются от подобных голосов времен КПСС. Это не может не беспокоить...

Да и Христос говоил: "Блаженны плачущие, ибо утешатся". Значит есть о чем плакать-то?

У Т. Флоренской об этом хорошо - здесь.

Храни Вас Господь!

Дорогая Светлана, обратите внимание и на тон стихотворения: "Художник, не спеши...". Это больше стиховторение-предостережение, чем стихотврение-обличение. И это предостережение может быть обращено к каждому из нас, ведь видя в мире несправедливость, жестокость, лицемерие... мы можем переборщить с темными красками и ввергнуть своего читателя в унынние. Сегодня в православной литературе все чаще встречаются повестования о силе бесов, о кознях мирового правительства. о том, что всё священноначалие - изменники и т.д. После чтения такой литературы некоторые доходят до такого отчаяния, что накладывают на себя руки. Примеры к сожалению есть.

Не может и радовать факт увеличения числа "ЗАКАЗНОЙ" литературы, где говориться, как все у нас хорошо, какими темпами идет возрождение Православия и России.

Храни Вас Господь, дорогая Светлана.       

"...видя в мире несправедливость, жестокость, лицемерие... мы можем переборщить с темными красками и ввергнуть своего читателя в унынние" Вот именно этого - уныния - я и опасаюсь больше всего, дорогой о.Алексий. Поэтому мне Ваше стихотворение пришлось по душе. Ведь даже описывая реальность, во всей её "красе", людям необходимо нести свет и утешение, потому что над нами Бог... а что лучше или важнее этого может быть? И ещё художник должен нести надежду: ведь от каждого из нас тоже многое зависит; начав с себя, мы можем и должны стараться сделать жизнь - хотя бы на человеческом уровне - лучше. Вот в этом для меня и есть оптимизм... - не в ложных грёзах.

Ой, Света, дорогая, опять что-то "глюкнуло" - второй раз выскочила запись. если можно, уберите, ладно? give_heart

Совершенно согласен с Вами, дорогая Тамара. В нашеме деле как всегда необходима мудрость. С одной стороны, нельзя допускать того, чтобы наше видением мира повергало читателя в отчаяние и в уныние. С другой же стороны, нельзя в угоды читателю рисовать мир в радужных красках, обходя стороной проблемы и темные стороны жизни.