Вы здесь

Как душу в плен берут

Ты веруешь…: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?»
(Иак. 2, 19-20)

Поведай нам, как душу в плен берут…
(Данте Алигьери. Божественная комедия. Ад)

Идея написать подобную книжку возникла у меня много лет назад, после прочтения знаменитых «Писем Баламута» Клайва Льюиса. Хотелось раскрыть ту же тему: борьбы небесных и адских сил за душу человека, но не реалиях Англии времен второй мировой войны (как у К. Льюиса), а на реалиях современной мне России. Пока же я раздумывала, стоит ли браться за это, поскольку понимала — это будет всего лишь подражание, по содержанию и форме уступающее первоисточнику, вышла книга А. Десницкого «Записки Балабола». Здесь тема битвы Бога и сатаны в душе человека разворачивалась на фоне тогдашних российских реалий, и кончалась, как у К. Льюиса, посрамлением и поражением темных сил. И мне показалось — тема исчерпана. Да, я бы раскрыла ее по-своему, сделав акцент на иных темах и проблемах. Но стоит ли?

Много лет спустя мне захотелось написать книгу о человеческих страстях и пороках. Подыскивая материалы для нее, я обнаружила, что на подобную тематику уже существует весьма много книг. От богословских и святоотеческих трудов до брошюр для подготовки к Таинству Исповеди. Засев за работу, я вскоре убедилась, что получается слишком скучно и нравоучительно. А мне хотелось написать интересную книгу. Вдобавок, непохожую на уже существующие. Тут-то на помощь мне и пришел давний опыт православного педагога, лектора, миссионера. И был написан текст, который я предлагаю боголюбивому читателю.

Он представляет собой запись курса лекций, прочитанных в том самом училище для бесов-искусителей, где в свое время (если верить К. Льюису) пресловутый «дядя Баламут» прочел свою знаменитую речь, вошедшую в корпус его посланий племяннику Гнусику. Как видно из этих лекций, их автор, бес среднего ранга, имел длительный опыт деятельности в России, в том числе (и прежде всего) по работе с православными людьми. Возможно, именно с этим связаны некоторые особенности лексики докладчика. А именно: сочетание в его речи церковнославянизмов с жаргоном (несомненно, бесовским). Что до него самого, то могу повторить вслед за Клайвом Льисом: ««явило сердце мне всю злобу зла, и в других сердцах я не нуждаюсь»». Или вслед за мудрым простецом отцом Брауном из рассказов Г. Честертона: «я человек, а значит — вместилище всех дьяволов»[1].

Разумеется, это всего лишь литературное произведение, и ничего более. Поэтому прошу читателя отнестись к нему с известной долей снисхождения. И не доверять тому, о чем говорится в лекциях. Как известно, диавол — лжец и отец лжи…и человекоубийца от начала (Ин. 8,44). И, как в свое время мудро подметил Шекспир, ад лжет даже правдой[1]. Поэтому верить тому, что говорит герой этой книги — не стоит. А вот задуматься над его словами… Впрочем, судите об этом сами.

Лекция 1. Вводная. О человеке, как предмете изучения и о великом почине.

Немилостивые судари и сударыни!

Предметом нашего изучения (как и века, и тысячелетия тому назад) является человек. Поэтому в первую очередь следует определить, что представляет собой это существо.

Здесь имеют место две концепции. Одна Вражеская[1]. Другая наша. Обе они согласны в том, что человек — это дело рук Врага, созданное Им в самом конце создания мира. И, тем не менее, сей последыш Его творения лишь немногим уступает нам[1]. Как это возмутительно, как унизительно для нас! Ведь мы были сотворены гораздо раньше! К счастью, лишь немногим людям известно о том, что они немногим умалены по сравнению с нами. Большинство (благодаря нашим неустанным и многовековым усилиям) усвоило нашу концепцию, гласящую, что человек есть животное, целиком и полностью подчиненное животным инстинктам. Как правило, последователи оной концепции живут сообразно ей. Что на руку нам, а мы своего не упустим.

Впрочем, даже люди, которые впадают в противоположную крайность и мнят себя существами духовными, хотя и облеченными в плоть (которой иные из них даже стыдятся и тяготятся), не потеряны для нас. Главное — найти к ним должный подход. Однако об особенностях работы с этой частью рода людского я расскажу позднее. Пока же вернусь к тому, с чего начал.

Итак, человек — это творение Вражие. В этом мы с Врагом сходимся. Зато во всем остальном расходимся с точностью до наоборот. Если для Врага люди — это сыны (так Он их называет, с поистине безумным упорством призывая их к Себе в надежде, что они свободно и (хе-хе!) бескорыстно станут Его последователями и служителями), то для нас это объекты потребления, стадо, предназначенное нам в пищу. Именно с этой целью мы пасем… то есть, изучаем людей едва ли не с того самого времени, как они были сотворены. И почин в этом изучении человека принадлежит отцу и властителю нашему.

Чтобы вы яснее уяснили суть этого поистине великого почина и ту выгоду, которую мы от него получили (и имеем до сих пор), остановлюсь на особенностях человека, как творения Вражия.

Итак, Враг сотворил человека по образу и подобию Своему. Что это значит, объяснять сейчас не буду…да это и неважно для нашего дела. Сделаю акцент лишь на некоторых аспектах так называемого образа Вражия, которыми наделен человек. Поскольку из них мы, при должном подходе к объекту нашей деятельности, можем и должны извлечь максимальную пользу для себя. К числу этих аспектов следует отнести разум, свободную волю и любовь. О том, как использовать их для нашей выгоды, будет подробно рассказано в следующих лекциях. Пока скажу о том, как это было впервые осуществлено отцом нашим. Ибо мы, в сущности, следуем методике, разработанной и впервые примененной им в блестящем эксперименте над людьми, который наши историки именуют великим почином.

То было, когда люди еще существовали в количестве всего-навсего двух особей — мужской и женской. И жили в месте, которое создал для них Враг. Оно называлось рай или Едем. Вот туда-то и проник наш отец, приняв на себя образ змия. И завел беседу с женщиной (она звалась Ева)[1].

Разумеется, он мудро начал разговор издалека: правда ли, что-де Враг запретил им есть плоды со здешних деревьев? Ева ответила, что запрет касается лишь плодов с одного дерева (среди людей принято считать, что это была яблоня), которые запрещено вкушать под страхом смерти. И тут отец наш сделал блестящий выпад, свидетельствующий об его поистине змеиной мудрости. Он сказал, что Враг запретил это потому, что знает: стоит им попробовать этих плодов, как они тотчас познают добро и зло и сами станут, как боги. И что же?! Эта бабенка купилась на его слова, как последняя дура. Яблочко приятно для глаз, а потому наверняка вкусное. Вдобавок дает знание — только надкуси его! Ну, она и надкусила… да мало того, что сама попробовала, так еще и мужу скормила. А он и съел! Запретный плод всегда сладок… только горько же потом пришлось этим лохам!

Первым делом они заметили, что наги…а до того им это и в голову не приходило. Ай-ай, ой-ой, нарвали листьев, кое-как прикрылись. Тем временем Враг идет по Едему, кличет: Адам, где ты, Адам? А Адам с Евой шасть в кусты, словно зайцы! Нашли, куда прятаться! И от Кого! А сами блеют: мол, испугались мы, мы-де не одеты… Адам все валит на Еву (да мало того, еще и Врага обвиняет, что Он-де дал ему такую жену), Ева — на змия…всегда это племя стремится свою вину на кого-нибудь свалить! Это — не я, вина не моя: среда заела, жизнь заставила, сам-не-знаю-как-вышло, воспитали так, бесы попутали… Попутали мы их, как же! Помню, слышал я от Бузотера, давненько уж тому, как в одном монастыре игумен застукал монаха в келье за стряпней: он яйцо на свечке пек. Тут монах давай оправдываться: мол, это не я, это бес меня в искушение ввел, а я тут ни при чем! Уж на что Бузотер калач тертый, и то возмутился, и рявкнул из-за печки — не стыдно, мол, на нас поклеп возводить, я сам первый раз вижу, как яйца на свечке пекут!

Итак, резюмируя вышесказанное, суть великого почина отца нашего в отношении первых людей состояла в том, что он сумел перенаправить их разум, свободную волю и способность любить. От Врага к себе, любимым…и в итоге, к нам. Поскольку уход от Врага подразумевает приход к нам. Ведите их в этом направлении, как пастух стадо, и, если преуспеете, мы и дальше будем изобиловать пищей.

На сей оптимистичной ноте позвольте закончить.

Лекция вторая. О двусоставности человека, ее недостатках и преимуществах.

Немилостивые судари и сударыни!

На прошлой лекции я не рассмотрел еще одну особенность человека. Потому что посчитал необходимым остановиться на ней отдельно. В этой особенности наша сила и наша слабость. И потому, работая с людьми, следует ее учитывать и пользоваться ею для нашей выгоды. В противном случае вы будете иметь серьезные проблемы с нашим мудрым и справедливым руководством. Думаю, вы понимаете, о чем именно я говорю… Не советую на это нарываться. Мало не покажется.

Возвращаюсь к вышесказанному. Итак, у человека имеется одна особенность, о которой вам всегда следует помнить. Он двусоставен. На самом деле, даже трехсоставен. Но для простоты понимания лучше усвоить себе первую концепцию: человек состоит из души и тела.

Тело человека смертно. Это — одно из следствий великого эксперимента отца нашего, о котором я рассказывал на предыдущей лекции. После той истории с запретным плодом люди стали смертными. В среднем тело человека функционирует семьдесят-восемьдесят лет, причем с годами — все хуже и хуже[1]. Потому что старится и подвергается воздействию болезней. Что это значит для нас? То, что на работу с объектом вам не придется тратить много времени: какие-нибудь семь десятков лет — сущая мелочь! Даже люди считают подобный срок слишком кратким…

С другой стороны, вы ограничены временными рамками человеческой жизни и должны уложиться в вышеуказанный срок, чтобы заполучить душу вашего подопечного. Мало того: в силу различных обстоятельств душа может покинуть тело гораздо раньше этого срока. Помните об этом и делайте из этого практические выводы!

Однако смертность человека таит в себе еще одну опасность для нас. Потому что в силу различных обстоятельств (прежде всего, того, что люди называют страданиями) объект может задуматься о собственном будущем. Понятно — баран думал-думал… Можно думать, да так ничего и не надумать. Но если вы отнесетесь к подобным раздумьям подопечного с недостаточной серьезностью и вовремя не примете меры, чтобы пресечь или перенаправить столь опасные для нас мысли, они могут принять нежелательный для нас оборот, заставив его обратиться к Врагу. Всеми силами отводите его от размышлений о смерти. Развлекайте, привлекайте, увлекайте, отвлекайте. Благо, у вас для этого есть подспорье: в отличие от тела, душа у человека бессмертна. И потому у него — замашки бессмертного существа. Живет, не принимая в расчет смертность собственного тела. Но самое главное: не думая о том, что после смерти станется с его бессмертной душой.

Вернусь к тому, о чем говорил на предыдущей лекции. В свое время мы успешно внушили человеческому роду, что люди — всего лишь животные, ходящие на двух ногах и наделенные даром речи. А также то, что пресловутая душа — это выдумка попов, жрецов, шаманов… короче, пройдох, наживающихся на людском невежестве и страхе смерти. В самом деле: кто ее видел, эту душу? «Ну, душенька моя, теперь надевай платье и башмаки и дуй отсюда…» — так что ли? То-то и оно, что душу никто не видел. А раз не видел, значит, нет ее! Кстати, это также один из старых и простейших способов «доказать», что Врага не существует. «А кто Его видел? Летчик по небу летал, и Его там не видал»! Представляете, это до сих пор срабатывает! Экие глупцы эти люди! Дальше своего носа не видят! Впрочем, эта ограниченность двуногих баранов опять же на руку кому? Нам!

Так вот, многочисленные последователи концепции «человек-всего-лишь-животное» не верят, что у них есть душа. В связи с чем ценят только то, что тешит их тело. Смертное тело…

Позволю себе сделать одно важное отступление. Как вы помните, сущность великого эксперимента отца нашего над Адамом и Евой заключалась в том, что он сумел перенаправить их разум, волю и любовь. То же самое произошло и в отношении того, что люди называют «системой ценностей». Потомки Адама и Евы ценят все, что угодно, кроме того, что в действительности имеет ценность. Почти как те дикари, что во оны времена с легкостью отдавали золото и драгоценные камни за грошовые стеклянные побрякушки. Главная их ценность — душа. Так нет же! Они трясутся над другим. Они дорожат своей краткой земной жизнью и пресловутыми «удовольствиями», возможностью властвовать над себе подобными, и (чаще) всевозможным барахлом. И за все это, как говорится, готовы отцу нашему душу продать. Вспомните доктора Фауста! Впрочем, у большинсства запросы куда ниже: «я душу дьяволу продам за ночь с тобой». Ну-ну…

Опять же, мы всячески отвлекаем людей от мыслей о смерти. Благо, существу, имеющему бессмертную душу, весьма легко внушить, что оно полностью бессмертно. Отвлекающие меры подбираются с учетом особенностей и пристрастий того или иного подопечного. Среди них: всевозможные развлечения, еда, житейские хлопоты, а также те дела, которые люди считают и называют «великими». И потому предаются им всецело и самозабвенно, нередко жертвуя во имя них себе подобными. Вспомните, сколько людей было уничтожено во имя так называемого «народного блага» и «светлого будущего»! Мы внушили им прекрасную идею: строить оное будущее на костях себе подобных!

И вот человек отвлекается, развлекается, увлекается… Поэтому смерть, как правило, застигает его врасплох. Конечно, люди все-таки не настолько глупы, чтобы не замечать старение своего тела, а также то, что их окружающие умирают. Но тут мы нашептываем им, что умирают, как говорится, все, но они-таки не умрут. Что они будут жить в веках…и это и есть бессмертие. И вдобавок предлагаем различные советы по продлению жизни их тела: от впрыскивания в него каких-нибудь снадобий и вытяжек, дающих эффект (а чаще всего лишь иллюзию) омоложения до простого купания с той же целью в молоке ослиц или в крови младенцев. Разумеется, все эти ухищрения абсолютно бесполезны. Однако они отвлекают наших пациентов от забот о собственной душе. Что на руку нам.

Но вот, наконец, вся эта комедия близится к финалу. Наш подопечный уже лежит на смертном одре, как жареный поросенок — на пиршественном блюде. И визжит со страху, не ведая (а то и предчувствуя…для пущей забавы можно дать человеку это почувствовать), что впереди его ожидает кое-что похуже. Причем навсегда. Но он все еще взывает к врачам, умоляя спасти ему жизнь. К нашему счастью. Потому что воззови он к Врагу, мы бы наверняка остались без очередного лакомого кусочка. А врачи и (хе-хе!) любящие родственники хором успокаивают его, что он-де поправится, что все-де будет хорошо. И пичкают его лекарствами, чтобы, так сказать, облегчить его страдания. Зато (опять-таки к нашей выгоде) мысль позвать к нему священника не только не приходит им в голову, но даже кажется им возмутительной и жестокой. Ну, как тогда их милый родственник поймет, что ему хана? Или поп возьмет, да и скажет ему об этом. В итоге они, можно сказать, сами подносят нам на блюде душеньку своего милого родственничка, как некогда Саломея поднесла своей мамаше выторгованную за пляску на пиру у царя Ирода голову того, кого Сам Враг называл большим из рожденных женами[1]. Кстати, это один из примеров того, какие забавные и, главное, полезные для нас формы может принимать людская любовь с тех пор, как Адам и Ева послушались совета отца нашего. Суть все та же — что угодно и куда угодно, лишь бы от Врага подальше!

Как вы поняли из всего вышеизложенного, существует разлад между душой человека и его телом. Но на самом деле разлад этот куда глубже. Он и в его уме, и в его воле, и в его поступках. И так у всего людского рода. Ибо все люди, вне зависимости от их национальности и цвета кожи и даже от их веры или неверия — потомки Адама и Евы. Как говорит пословица: каков источник, такова и водица. Однако есть одно «но».

Стоит только человеку перейти в стан Врага и вступить под Его знамена, как мы теряем над ним ту абсолютную власть, которую имели над ним до тех пор. Ведь при вступлении в воинство Врага человек отрекается от нас и от отца нашего. Мало того — при этом он даже плюет на нас! Экая дерзость! Поэтому вам следует приложить усилия к тому, чтобы удержать ваших будущих подопечных от обращения к Врагу и перехода в Его стан.

О том, какими способами это сделать, будет рассказано на следующей лекции.

Лекция 3. О мерах по профилактике перехода наших подопечных в стан Врага.

Немилостивые судари и сударыни!

Следует заметить, что меры по предотвращению перехода наших подопечных в стан Врага разрабатывались и совершенствовались нами много тысячелетий. И за это время мы добились определенных успехов, и приобрели для себя немало душ. Итак…

Прежде всего, должно сделать так, чтобы ваши пациенты просто-напросто не помышляли о переходе в стан Врага. В этом смысле бесценен опыт его преисподнего адородия господина Баламута, который в свое время любезно поделился им со мной. Итак, он имел подопечного, убежденного атеиста, которого пас уже двадцать лет… Надо сказать, что ошибочно считать пресловутых убежденных атеистов заведомо принадлежащими нам в силу их неверия в существование Врага. Потому что это не неверие, а вера в то, что Его нет! И потому, при неблагоприятном для нас стечении обстоятельств (проще говоря, при нашей недостаточной бдительности) эти люди могут уверовать в обратное. То есть, в существование Врага, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно так чуть было не произошло с тем объектом, о котором рассказал мне господин Баламут. Как-то раз, изучая в Британском музее некий научный труд, он задумался…не о том, что следовало. А Враг тут как тут…мол, думай, человече, думай — ведь это и впрямь очень важно, не просто важно, а архиважно! Однако господин Баламут, вовремя вспомнив некоторые склонности своего пациента, внушил ему, что предмет его размышления настолько важен, что лучше размышлять о нем не на голодный желудок. И попал в точку. Подопечный отправился перекусить, успокоенный шепотом из-за левого плеча: «а потом можно вернуться сюда и снова поразмыслить над этим». А дальше, на улице — блестящая цепочка отвлекающих впечатлений — одно за другим. И объект счел мысли, пришедшие ему в голову, странными и лишенными всякой связи с реальной жизнью. В итоге он еще больше укрепился в своем неверии, и в свое время попал, куда следовало. Отвлекающий маневр сработал безотказно! Сработает и теперь, если вы примените его умело, осторожно и с учетом индивидуальных особенностей вашего пациента.

Однако если вам не удастся это сделать (ведь контрвыпады Врага нам никогда не удается предугадать), следует постараться, чтобы ваш пациент увидел Врага, так сказать, нашими глазами. Здесь возможны разные варианты подхода. Например, можно внушить подопечному, что Врага просто-напросто нет. В самом деле, кто Его видел? А раз не видел, значит, Его нет. Об этом я уже говорил вам на предыдущей лекции. Метод старый, простой (и потому рассчитан на тех лохов, которые не видят ничего дальше собственного носа), но все еще действенный. Поэтому мы до сих пор от него не отказываемся.

Вариант второй. Он хорош в отношении тех, кто раньше уже слышал о Враге. Например, от бабушки. Напомните ему те бабушкины россказни: «сидит Враженька на облачке, ножки свесил и наблюдает, что на белом свете делается. И все-то Он видит. Будешь плохо себя вести, бабушку не слушаться, Враженька тебя накажет, болезнь на тебя нашлет, молнией убьет». Да после таких воспоминаний ваш подопечный дом Вражий будет за три улицы стороной обходить!

Третий вариант. Фактически — сочетание двух первых. В качестве пособий при его применении используются следующие труды: «Забавная Библия», «Забавное Евангелие», «Библия для верующих и неверующих», «Галерея святых», «Карманное богословие», «Катихизис без прикрас», «Священный вертеп», «Криминальная история христианства»… и.т.д., и.т.п…, авторы которых (все они сейчас пребывают у нас) позиционировали себя «образованными», «прогрессивно мыслящими», «научно подкованными», наконец, «прозревшими от религиозного дурмана». А на самом деле лили воду на нашу мельницу. В некоторых из этих книг утверждается, что Врага-де выдумали все те же попы-жрецы-шаманы ради собственных корыстных целей. Ведь кто-де стал бы добровольно набивать поповские карманы и желудки, если бы попы не запугивали народ гневом Вражиим за непокорность им и всевозможными благами в награду за послушание? Другое дело, что награды, которые они от имени Врага сулят темному и невежественному народу — отчего-то исключительно загробные. В то время, как сами предпочитают блага земные…

При этом хорошо показать вашему подопечному картинку из старых номеров «Безбожника» или «Крокодила»: толстобрюхого, краснорожего, самодовольного попа, принимающего из рук согбенной старушки или оборванного бородатого мужика пресловутую лепту. А затем шепнуть: подумай… Понятно, до чего он после этого додумается…с нашей помощью.

В других книгах вопрос о существовании Врага остается открытым. Зато говорится, что-де вера в Него — дикарский предрассудок. Иначе говоря, суеверие, которому современному, образованному человеку, живущему в век космоса и атома, просто неприлично следовать. В самом деле, смешно верить, что история о съеденном яблоке имела такие роковые последствия для людского рода. Тем более, что в мифологии многих народов есть подобные истории. И в них съесть или украсть запрещенный плод человека тоже учат животные: конь или собака, а то и серый волк. Вот только симпатии сочинителей этих легенд всегда на стороне человека. Зато в истории с Адамом и Евой — наоборот. А что это значит? То, что ее выдумали рабовладельцы-эксплуататоры-стяжатели. Иначе говоря: те же жадные попы-жрецы-шаманы…и сказка вся!

В третьих книгах утверждается, что Закон Вражий — сплошной набор противоречивых побасенок, верить которым — значит издеваться над собой и собственным разумом. Разумеется, значительную часть пресловутых побасенок сочинили сами авторы этих книг. Чего стоит, например, переложение слов Сына Вражия блаженны нищие духом… (Мф. 5, 3) на «блаженны идиоты»! Постарался французик, нечего сказать! Удружил![1]

Этот вариант мы сначала с успехом применили во Франции, а позднее, года этак с 1918 (хотя имелись и более ранние единичные опыты) — в России. Следует, однако, заметить, что у этого варианта, приблизительно с пятого десятилетия применения его в России обнаружилось одно нежелательное для нас побочное действие. А именно — люди, интересовавшиеся верой во Врага, за неимением других книг, черпали из этой литературы знания о Нем. И в дальнейшем некоторые из них вступили в Его воинство и даже стали Его служителями. Поэтому в конце восьмидесятых годов прошлого столетия мы уже не применяем этот метод так широко, как раньше. Тем более что Вражеская литература теперь издается и продается свободно, а потому в эти книжки мало кто заглядывает. Хотя на всякий случай имейте в виду и его. Как говорится: новое — это хорошо забытое старое. Возможно, в отдельных случаях и он сгодится. Для нашей цели все средства хороши.

Впрочем, можно действовать и иным методом. Весьма древним, но до сих пор эффективным и действенным. При его применении вопрос о существовании или не-существовании Врага не так уж важен. Следует просто убедить пациента в том, что вера во Врага — удел темных, необразованных, невежественных, развращенных, лицемерных людишек. В разработке этого метода я участвовал, будучи еще начинающим искусителем, вроде вас. Впервые мы массово применили его в Риме, при императоре Нероне. Был подготовлен и внедрен в массы целый набор обвинений в адрес христиан. Они-де молятся ослиной голове, они-де режут младенцев и пьют их кровь, они-де на своих тайных сборищах занимаются…делами отца нашего. Но самое главное и самое страшное: они ненавидят весь род людской! В сущности, никто из тех, кто тогда орал: «христиан ко львам!» не понимал, что это за ненависть такая и в чем она состоит. Что ж, эмоции нам только на руку — они заглушают голос и доводы рассудка…и голос Врага, обращенный к нашему пациенту.

Именно поэтому, едва ваш подопечный задумался о том, чтобы перейти в стан Врага, следует напомнить ему о тетках неопределенного возраста, которых он время от времени встречает на улице, идущими в храм Вражий. И об их истошно орущих детях, которых эти тетки волокут в храм Вражий, подгоняя тычками и подзатыльниками. Пусть он вспомнит то выражение вечного раздражения и неудовольствия, которое застыло на лицах этих теток, их злобное ворчание и шипение, их убогую одежду, их черные платки… Напомните ему о соседских ребятишках, которые украдкой прибегают к его детям, чтобы поиграть на компьютере. Потому что их папаша, недавно вступивший под знамена Врага, вбил себе в башку, что телевизор и компьютер — наши изобретения. И потому детей от них должно спасать. Вот он их и спасает во славу Вражию: ремнем по заднице, не ведая, что взращивает в них ненависть к себе…и к Врагу. И тогда шепните ему: такими ли он хочет видеть себя и своих близких?

Напомните ему о встреченном на улице попе в подряснике, с мобильным телефоном на шее вместо наперсного креста. И непременно: о недавней скандальной истории с игуменом Пафнутием и с его юным келейником. Пусть он судит о Враге и о вере в Него по этим историям и этим людям, забывая, что в каждом стаде есть паршивая овца, а то и не одна. Пусть убеждает себя: с такими мне не по пути. И, если такова вера этих людей, и она позволяет им делать подобное — эта вера не для меня.

Мне известно лишь несколько случаев, когда этот метод срабатывал с точностью до наоборот. Самый любопытный имел место в пору моей стажировки во Франции[1]. В ту пору в Париже жил некто Джаннотто ди Чивиньи, богатый купец, торговавший сукном, весьма преданный Врагу. Именно поэтому он усиленно пытался завербовать в ряды Его воинов своего закадычного друга, тоже купца, еврея по имени Абрам. Разумеется, мы препятствовали этому. Но все-таки были уверены: еврей от рождения, убежденный в том, что его вера — самая правая и истинная, готовый, если надо, и умереть за нее — этот Абрам будет тверд, как камень к уверениям и уговорам Джаннотто. Однако капля камень долбит. В конце концов Абрам все-таки сдался на настойчивые уговоры друга и заявил ему, что съездит в Рим и посмотрит, как живут тамошние служители Врага. И если на их примере убедится, что их вера лучше его веры (в чем усиленно убеждал его друг), то примет ее. Если же нет, то останется в вере своих отцов.

Услышав это, Джаннотто в ужасе схватился за голову и принялся горячо отговаривать его от поездки в Рим. Еще бы нет! Онн был уверен: теперь Абрам навсегда погиб для Врага. Ведь от того, что он увидит в Риме, даже верующему во Врага впору веру потерять.

Однако Абрам все-таки уехал в Рим. Когда же вернулся в Париж, то заявил другу, что намерен креститься. Да, он много чего видел, и пришел к убеждению, что римские служители Врага служат Ему только на словах. На деле же усиленно стремятся уничтожить веру в Него. По крайней мере, о том свидетельствуют все их дела. Но выходит-то не по-ихнему. И, несмотря на их усилия, вера во Врага распространяется и сияет все ярче и призывнее. Значит, она истинна и свята. А потому он хочет ее принять.

Безусловно, это решение внушил Ему Враг. Увы, как ни изучаем мы Его методы, чтобы понять их и попытаться им противодействовать, все наши усилия идут прахом. Поэтому не исключено, что, после применения всех этих методик ваш подопечный все-таки захочет подтвердить делом свой переход в стан Врага. Иначе говоря, креститься. Не отчаивайтесь. Он еще не потерян для нас. И мы еще можем вернуть себе столь дорогого и желанного для нас подопечного.

О том, как это сделать, будет рассказано на следующей лекции.

(продолжение следует)

_______________________

[1]Цитата из рассказа Г. К. Честертона «Молот Господень».

[1]Перифраз из трагедии В. Шекспира «Макбет» (перевод В. Соловьева).

[1]Некоторые формулировки, например, именование Бога — Врагом (поскольку повествование ведется от лица демона), заимствованы из книги К. Льюиса «Письма Баламута».

[1]Пс. 8, 6.

[1]Быт. 3, 13.

[1]Пс. 89, 10.

[1]Мф. 11, 11. Речь идет о святом Иоанне Предтече, убитом по приказу царя Ирода (Лк.14, 3-11).

[1]Лектор имеет в виду французского писателя Х1Х в. Лео Таксиля. Часть книг в вышеприведенном списке принадлежит ему.

[1]На самом деле, это история из «Декамерона» Д. Боккаччо (первый день, рассказ Нейфилы).