Вы здесь

Истории Свечного Ящика

ЗНАКОМЬТЕСЬ!

Знакомьтесь - это Ящик. Но это непростой ящик, не такой, как все другие простые ящики. Это Ящик достойный уважения. И как у всякой достойной уважения и уважающей себя личности, у нашего Ящика есть имя и даже – представьте! – фамилия. Его зовут Ящик Свечной. Да-да он так всем и представляется – Я –Свещщщной Ящщщик. При этом он галантно снимает шляпу и предлагает новым знакомым разнообразные свечи, которыми всегда полны его карманы. И (имейте ввиду) он очень обижается, если вдруг слышит, что кто-то называет его просто ящиком. Тогда его лакированные бока теряют блеск, и коричневая краска темнеет, Свечной Ящик хмурится и отказывается с Вами разговаривать, пока Вы у него не попросите прощения, которое Вы у него, конечно же, попросите и которое он тут же Вам отдаст обратно и снова станет как прежде добродушным.

Но такое недоразумение случается крайне редко, потому что все люди любят наш Свечной Ящик. А Свечной Ящик очень любит людей. Особенно маленьких детишек – им Свечной Ящик всегда дарит просфоры – самые ароматные и самые мягкие (какие у взрослых бывают только по воскресениям после Причастия).Наш Свечной Ящик живет в храме, прямо напротив Царских Врат. Дружит с церковницей бабой Валей и сторожем Вадимом. Вон и они – смотрите какие славные!

А это - Строгая Молитва, она приходит в Храм несколько раз в день, и Ящик закрывается, чтобы послушать ее. Строгая Молитва – главная и самая важная гостья Храма. Поэтому когда она приходит все внимательно слушают, о чем она на этот раз расскажет. А она, если дело происходит утром, медленно поет о Херувимах, или Читает Слово Божие, а потом встает на колени и молится о Милости Мира. А по вечерам, она тушит в Храме свет и долго-долго в центре со свечой беседует с Богом. Господь Бог всегда слышит ее и смотрит на людей с любовью. Этот храм, Строгая Молитва, Свечной Ящик и эти люди - Его.

А это - я, которая во время службы бываю ящичной. А значит, я становлюсь ЗА Ящиком, то есть Ящик должен меня ЗАщищать. От кого защищать? – спросите вы. От наплыва, который как раз случался в это время (ведь Вы знаете, что у каждого церковного сезона бывает свой наплыв и свой отплыв), так вот - во время служб, особенно воскресных и праздничных, в Храме случается наплыв, а вот в будние дни – отплыв, даже почти засуха, то есть, простите, безлюдье. Наш Ящик страшно любит наплывы и чувствует себя тогда очень ответственным и нужным, и бывает таким щедрым, что в его карманах заканчиваются свечи. А когда у нас засуха, Ящик, чтобы не скучать, наводит в себе порядок, лакирует бока, поправляет на шляпе красную ленту и рассказывает мне свои Ящичные истории. А я слушаю.

Я очень люблю Наш Свечной Ящик. И Строгую Молитву, и Храм, и людей в нем, а особенно, конечно, Бога, который меня туда к ним всем привел. И мне очень хочется, чтобы и Вы полюбили их тоже, поэтому я буду порой делиться с Вами историями, которые мне рассказал Ящик, если Вы, конечно же, не против…

ДЕВОЧКИНО ГОРЕ

"У нас беда! - жаловалась маленькая желтая свечка иконе преподобного Сергия Радонежского - внучка в садике плачет. Та девочка, с голубеньким бантиком, что с бабушкой приходит по воскресениям и дружит с нашей геранью и кошкой Пусей..." При этих словах ярко красная герань, что стояла в горшке возле иконы, настороженно взмахнула головкой с ароматными цветами - девочку с голубым бантиком она хорошо знала - ведь каждую службу она не раз подходила к ее цветам и непременно говорила им: "Какие же вы красивые, цветочки! И какие душистые. Вы похожи на цветы, которые растут у нас на балконе, но Вы все же иные. Вы мне очень нравитесь... " и девочка легонько прижималась лицом к цветку, а герань в ответ ей щекотала щеки или целовала нос. Свечка же продолжала:"Мама девочку в садик отдала, а она плачет. Домой хочет. Уже целую неделю плачет. Вот бабушка сегодня и в храм пришла и мне все рассказала, да к тебе, преподобный, направила, чтобы я попросила помощи твоей. Ты же, говорят, в учении помогаешь, помоги и девочке этой, она же уже ученица, хотя и маленькая..."

Свечка тихонько светилась и сама невольно плакала о девочкином первом горе. Преподобный на иконе внимательно слушал и то ли улыбался, то ли грустил в своих мыслях. А герань расправила свои бутоны и решила, что в воскресение она непременно поговорит с девочкой и подарит ей одну свою головку - самую душистую. И, конечно, девочка плакать больше не будет. Зачем же плакать, когда тебя так любят?! Да и потом - герань нисколько не сомневалась - скоро девочка поймет, что учится интересно и у нее в садике появятся новые друзья. И все будет хорошо. Обязательно будет хорошо. Герань совершенно успокоилась о девочке и больше уже не слушала свечку, а только лишь глядела на ее отсвет на лике святого, а тот, будто угадав мысли герани, легонько ей кивнул.

ЛЮБОПЫТНАЯ ЛИПА

Любознательная липа росла прямо напротив храма. Точнее храм рос напротив липы, ведь липе было 75 лет, а храму всего только 7.
Липа хорошо помнила, как вначале здесь была простая полянка. На ней весной росли одуванчики и весело улыбались соседке-липе и матушке-солнцу. Зимой же полянка надевала белое пушистое покрывало и приглашала детишек поиграть с ней в снежки, а липа, закутавшись в ажурную шаль, наблюдала за их забавами. Дерево с полянкой дружили и все друг другу рассказывали. Поэтому, когда в одно утро на полянке появились незнакомые люди и стали что-то высматривать и вымеривать шагами, липа заволновалась и вечером, когда они с полянкой остались одни, нетерпеливо спросила у подруги, кто эти люди и зачем они приходили? Полянка же весело ответила:"На мне будет строится храм!"

И, действительно, вскоре на полянку, прямо напротив липы, пришла деловая госпожа стройка и началась работа. Поначалу липе было очень грустно, что ее полянка теперь стала такая занятая, но через какое-то время она привыкла, и уже с любопытством и даже с удовольствием смотрела, как рождается и растет новый храм. А храм рос красивым: из красного кирпича, с высокими тоненькими колоннами и с тремя маковками.

Когда в храме завелись службы, около липы побежала тропинка. Сначала кроткая, еле заметная, потом более уверенная, прямая, тропинка день ото дня становилась все нужнее и все заметнее пока не выросла в дорогу. Липа новому соседству была рада – тропинка-дорога знала много историй, о людях идущих в храм и о самом храме, на ступеньках которого тропинка заканчивалась или начиналась (что у тропинок почти одно и то же), а как Вы знаете, наша Липа любила поговорить. Но все же, какие истории сравнятся с настоящим знакомством? И, липа стала мечтать подружиться с храмом. А как же это сделать? Ведь не кричать же храму через тропинку-дорогу? Храм, он хоть еще и молодой, но все же уже намного выше липы, да и вид у него очень строгий – на крик может обидеться. Как же быть? Липа думала-думала и, наконец, придумала.

Одним осенним утром, когда по тропинке-дорожке в храм спешила бабушка, которую и тропинка и липа и храм хорошо знали, липа, шепнув что-то своему маленькому желтому листочку, тихонько пошелестела ветками. Листик оторвался, покружился и незаметно прицепился к шапочке бабушки. «Позвольте!» - недовольно начала шапочка, но листик быстро забормотал, объясняя что-то шапочке, и она успокоилась.

Уже в храме шапочка представляла святым на иконах, к которым прикладывалась бабушка, липовый лист. Лист радостно желтел и кланялся. Пока, когда его представляли Свечному Ящику, он так сильно не наклонился, что слетел с шапочки. Бабушка удивленно посмотрела на желтое пятнышко у себя под ногами: «Лист? Откуда он здесь?» - спросила она у ящичной. Та пожала плечами, подняла липовый лист, повертела в руках. «Красивый!» и положила в церковную книгу.
Так лист научился молиться, липа познакомилась с храмом, и в книге появилась новая закладка.

СЕРГИЕВСКИЙ ХРАМ

Сергиевский храм был уже старенький, седенький, с холодными стенами и неровным полом. Но не смотря на возраст, он сохранил благородство и манеры прошлых веков и был чрезвычайно уважаем своими прихожанами - такими же старенькими и седенькими.. Когда-то (Сергиевский храм любил вспоминать то время) он был молодым и полным сил. Его двери тогда почти никогда не закрывались, внутри весело потрескивали свечи, пахло ладаном и воском. Каждое утро к нему приходила баба Катя и мыла до зеркального блеска в храме пол, причесывала ковровую дорожку возле царских врат и затепливала лампадки у икон. Умытый, причесанный храм с радостью встречал о.Петра - своего настоятеля. о.Петр храму кланялся "С Божьим Утром!" - приветствовал ."С утром Божьим!" отзывался храм. И они вместе начинали служить. Храм и Настоятель жили душа в душу и понимали друг друга с полу слова. Да, что и говорить, они так друг другом прониклись, что стали очень похожи: оба - маленькие, беленькие, строгие и внимательные, храм и священник. А люди их и не отличали. "Пойду к отцу Петру" - говаривали они, идя на службу. Или – «надо в Сергиевский на исповедь» А когда о.Петр болел или уезжал куда, храм очень тосковал и скучал. «Пусто в нашем храме без батюшки» - жаловались люди. Так храм со священником вместе служили, вместе мудрели, вместе старились. И однажды о. Петр умер. И его самого уже принесли другие священники в храм – прощаться, а потом положили возле алтаря – совсем рядом - и водрузили на могилку крест – тоже белый, строгий, каменный. И остались вместе – настоятель и храм - бок о бок. Только уже больше вместе не пели, не служили – а лежали на солнышке и молчали. А возле старичка храма скоро вырос храм внук-великан, у внука был свой настоятель, свои прихожане, свои свечи и свои истории. Жизнь ведь, как известно, продолжается.

Комментарии

Мария Коробова

Напомнило и "парадоксальные" сказки Д. Биссета, и андерсеновские сюжеты. Мир ребенка наполнен  жизнью настолько, что для него оживают все предметы, а все бессловесные твари обретают голос и язык. Вы из тех талантливых взрослых, которые понимают это (кстати,  до сих пор разговариваю с компьютером и ругаюсь со швейной машинкой). Как прекрсано, что здесь и нравственное православное воспитание к тому же. 

Ольга Клюкина

Удивительные истории, Инна. Мне очень понравились - особенно про листик... Чем-то сказки Андерсена напоминают, не думала, что такое возможно внутри пространства храма. Как же Вам там легко дышится!   

Инна Сапега

СпасиБо Вам, Ольга, за добрые слова. У нас, правда, очень славно. Целый мир в одном храме. Мне думается, так в каждой общине - своя жизнь. сказочная )

Умилительно, право слово, умилительно! И все-то живое, и все-то живые, и липовый лист в храм пришел, и свечка жалуется иконе на девочкино горе... Редко приходилось читать такое - просто потрясающе передана атмосфера братства и взаимной любви в храме... Милая сказка! Спасибо Вам! Е.

Инна Сапега

СпасиБо вам, матушка, за добрые слова. Скажу по секрету, что это сказка только отчасти, а по сути быль - и листик в храм приходил (он теперь лежит в книге) и бабушка ставила свечку о внучкином горе и отец Петр тоже настоящий.