Это был он.
Поседевший. Высохший. С острыми морщинками у глаз.
Он почти не изменился. Только стал ещё прозрачнее. Воздушная борода серебрила худое лицо. Тонкие кисти рук — маленькие, белые, словно птенцы голубей — взлетали к небу и снова прятались в золотых тканях облачения.
Батюшка служил Литургию неспешно, вдумчиво. И совсем не замечал её. А она, обняв маленькую дочку, прислонилась к колоне и смотрела на священника, не находя возможным оторвать свой взор.
Есть в жизни такие встречи, которые нельзя предугадать, спланировать. Нельзя их и избежать. Как в физике, беспорядочно движущиеся атомы, в один момент сталкиваются друг с другом, образуя новое соединение. Так порой нас сталкивает Бог. Чтобы мы перестали быть раздельными атомами, а стали цепью, связью, членами Одного Тела. Чтобы мы научились любить.
Ей было чуть больше двадцати. Она только пришла к вере и молилась о духовнике. Для этого она ездила в ближайший монастырь, к раке святого. Около раки они и встретились.
Он прошел, как проходят другие монахи, ничем не примечательный, среднего роста, в черной мантии, приложился к мощам, повернулся уходить, и нечаянно бросил взгляд на неё. Она не смотрела по сторонам, молилась, как все новоначальные, напряженно, вглубь, но в тот момент отчего-то подняла глаза. И они встретились.
Нет, это была не искра, не напряжение, не зов. Ничего подобного. Один миг, и всё стало просто и ясно. Этот человек — твой отец. — пришла мысль. — Он всё про тебя знает.
Монах вышел из храма. Она пошла за ним.
На улице он остановился перекреститься, она взяла у него благословение. Вот и всё.
Она не бегала к нему на службы, сломя голову. Она не ходила с любым недоразумением к нему за советом. Но каждую субботу она ждала после службы, когда он наденет епитрахиль и поручи, и вставала в длинную очередь исповедующихся.
Ей казалось, он намного её старше. Немногословный, сдержанный. Он никогда не давал целовать свою руку, и после исповеди благословлял, осеняя голову крестом.
За год она похудела, утончилась, выросла, и он благословил её ехать в монастырь. Спасаться.
Это был небольшой монастырь с молодой игуменью и юными сестрами. Она прожила там осень и зиму, на праздники отправляя ему письма, а к весне заболела. Заболела тяжело и затяжно. Прошло лето. Наступила осень. Зима.
Что случилось? Где она сделала ошибку? Она не знала. Только в один день она поняла, что лжет сама себе, а больше всего — Богу. Что она очерствела, перестала чувствовать, рассуждать, замкнулась в себе. И что больше всего ей хочется снять платок, и босой пробежаться по траве. И ожить, и услышать в себе забытую музыку женственности, нежности и любви. Она каялась, терзалась, корила себя. А Бог смотрел на неё с иконы, Он не требовал оправданий. Он — понимал. И устраивал её дальнейший путь, посылая новую Встречу. С молодым человеком.
Страшнее всего было ехать к нему на исповедь.
Он был строг и говорил отчужденно. Он говорил, что тот, кто хотел посвятить себя Богу, даже если не принял монашеских обетов, не будет счастлив в миру. Что что-то непременно случится. Что лучше уехать, бросить, оставить всё. Что выше монашества ничего нет.
И она слушала, наклонив голову, смущаясь, скорбя, безсловно стеная. Впервые она чувствовала, что оголив всю душу, она словно нищий, стучится у закрытых дверей и мерзнет от холода осуждения. Её не понимали и не принимали.
— Я люблю. — сказала она, когда сказать уже было нечего.
Он покачал головой. И после исповеди — не перекрестил её голову. Это означало одно — уходи.
И она ушла. Осиротевшая.
Это действительно был он. Но что он делал в этом провинциальном храме? И зачем снова столкнул их Бог?
После службы он надел епитрахиль и поручи, и она как раньше встала в очередь.
Он не выдал себя. Не дрогнул. Не побледнел. Только глаза потеплели.
— Твои? — спросил про детей.
— Да.
— Венчалась?
— Да.
Помолчали.
— Батюшка. — начала. — я поняла Вас теперь. Я поняла, что монашеская жизнь, правда, выше, она иная, чем замужество, но и в семье…
Он прервал её слова кашлем. Она запнулась.
Ей хотелось сказать, что у неё замечательный муж и дети, хоть она и плохая жена. Что и в семье — есть Бог. Хотела открыть, как после венчания, когда муж притянул её к себе, затрепетала мысль: «Господи, огради от скверны…», а скверны не было. А была нежность, забота и доверие. Абсолютное доверие двух людей, связавших друг друга воедино. А потом беременность, роды. И снова — среди хаоса боли и страха — присутствие Божие. Так что, она, нагая не замечала докторов-мужчин, и не было в ней ни тени стыда или замешательства. Потому что Бог прикрывал наготу роженицы благодатью. Ей хотелось рассказать о первых днях материнства, о мудрости глаз новорожденных, о детской наивности и чистоте. Но она промолчала, вдруг явно ощущая, что нельзя сказать. Нельзя. Иначе — смутишь. Он же — монах. Монах.
— Ну теперь рожай. Хотя бы шестерых. А лучше двенадцать. — улыбнулся в бороду.
Она устало кивнула.
— Помолитесь, батюшка.
И это было не то, что на душе. Вряд ли она родит шесть, тем более десять! Многочадие — это тоже призвание, это — крест. Не все могут его понести. Не всем он и дается. Жена спасается чадородием, сказал апостол Павел, и добавил, если пребудет в вере, терпении и любви. У неё — слабые силы. Сможет ли она в вере, терпении и любви пребывать, рожая, рожая, рожая, воспитывая? Как-то у староверов она слышала поговорку: «Держи жену босой и беременной», чтобы не могла сбежать, чтобы не опомнилась. Не задумывалась. Смирялась.
Когда-то она думала, что в христианстве есть идеал, и к нему всем надо стремиться. Если ты — монах, то уходи в пустынь, если мирянин — плоди и размножайся. Но Бог не хочет от нас жизни по выдуманной нами матрице спасения. Нет такой матрицы у Него. Потому что Он — и есть жизнь. А жизнь — это не что-то узкое, ограниченное нашими пониманиями, это не идеал, возведенный на пьедестал человеком. Жизнь — течет, жизнь — меняется. Однако, жизнь же, как Бог — неизменна. И она, в своей многогранности, требует от человека только одного — честности. Честности перед самим собой. И перед Богом. «Ходи предо Мной, как Адам ходил в раю, не прячься в кусты. Если прячешься — грех в тебе живёт, оживает». А всё остальное — мишура.
Она заглянула ему в глаза. Да нет, не настолько он её и старше или это годы скрашивают разницу в возрасте? Усталый. На лбу светиться голубая прожилка — вена. Неожиданно она почувствовала в себе не дочерние, а материнские чувства. Жалостивость. И — благодарность. И боль отступила. Открылась душа.
— Батюшка, — сказала тихо. — простите меня.
— И ты меня прости. — еще тише произнес священник.
Накрыл епитрахилью. Разрешил грехи. Перекрестил её голову.
— Детей воспитывай в вере! — сказал напоследок.
Она кивнула, смягченная, любящая. Любимая.
Она шла из храма, одной рукой толкая вперед коляску со спящей дочкой, другой — держа за палец сына. Она шла, не о чем не думая. Только вертелись в голове слова, складываясь в музыку, тихую, ясную, простую: «Бог не в буре, не в землетрясение, не в огне. Бог — в легком дуновении ветра».
Почему эти слова пелись в её душе? Неведомо.
Комментарии
"Бог не хочет от нас жизни по
Надежда Ефременко, 16/09/2016 - 13:59
"Бог не хочет от нас жизни по выдуманной нами матрице спасения. Нет такой матрицы у Него. Потому что Он — и есть жизнь"
Замечательно, Инна. И очень точно. Читала рассказ, как чистую воду пила. И еще кажется, что это повествование - и о себе самой тоже. Правда?
Правда, Надежда!
Инна Сапега, 16/09/2016 - 14:02
Правда, Надежда!
Спасибо Вам за добрый отклик.
С радостью!
Галина Минеева, 14/09/2016 - 17:25
С непередаваемой радостью прочитала, дорогая Инна, твой замечательный рассказ. Он меня восхитил легкостью и полнотой междустрочий - такая чистота!.. такая бережная светлость... Тебе удалось очень сложное дело - передать свет души человеков... именно человеков, не нарушив гармонии души. Здорово!.. Классно! Восхищаюсь искренне. Новых тебе удач!
Галинушка, благодарю Вас!
Инна Сапега, 15/09/2016 - 17:56
Галинушка,
благодарю Вас!
С большим удовольствием
Татьяна Григорьева, 14/09/2016 - 16:30
С большим удовольствием окунулась в рассказ и, дочитав до конца , задумалась о путях, которыми нас ведёт Бог ко спасению, они такие разные и одновременно у всех есть общее начало - жертва ради любви. Тепло на сердце от вашего рассказа, Инна, сердечно благодарю.
Могу с Вами согласится,
Инна Сапега, 15/09/2016 - 17:57
Могу с Вами согласится, Татьяна!
Спасибо, что прочитали, разделили со мною эту историю!
С Богом.
Очень сильно
Светлана Коппел-Ковтун, 14/09/2016 - 09:52
Руки, как птицы - потрясающе!
Браво! Инна, очень сильно! Буду перечитывать.
Света, правда?
Инна Сапега, 14/09/2016 - 16:17
Света, правда?
Если честно, писала после твоих "Макаровых крыльев". О своем, конечно, но, вдохновленная тобой.
Так что тебе - спасибо.
Инна
Ух-ты
Светлана Коппел-Ковтун, 14/09/2016 - 17:59
Ух-ты, это же здорово! Взаимный обмен. Теперь я буду размышлять над написанным тобой. Столько интересных и глубоких мыслей и ракурсов, и всё в объёме - не плоско. Пища для ума.
Как важно слушать друг друга и слышать.
Человек предполагает...
Монахиня Евфимия Пащенко, 14/09/2016 - 08:13
Человек предполагает, а Бог располагает... Ваш дар развививается, уважаемая Инна, Вы набираете силу. Вот и этот рассказ - свидетельство тому. Можно было бы написать в духе "Бога дождя" Кучерской. Я бы написала о псевдостарце. А у Вас нет тьмы - девушка, поняв, что не Божия воля ей жить в монастыре, пошла на подвиг, поступив не по воле духовника. А тот по-человечески ошибся, и, видимо, вторая ошибка касалась его самого и научила его мудрости и милости к людям. Ни капли ненависти - Бог расставил все по своим местам. Ведь каждого человека Он ведет его особенным путем.
Вы растете... Какого сильного писателя вырастила "Омилия" в Вашем лице!
Матушка!
Инна Сапега, 14/09/2016 - 16:13
Матушка!
Спасибо Вам. Вы - добрый человек, потому и говорите доброе.
Я пишу просто. Мне тяжело даются сложные конструкции, образы.
Мы недавно с мужем перечитывали мои разные рассказы, смеялись. Если объединить все ляпы, которые иногда у меня всплывают (особенно в историческом контексте), то можно написать "Авраам в своем кабинете принимал гостей и подчивал их супом и горячим чаем!"
Я улыбаюсь!
Поклон Вам,
Инна
С Новым Годом!
Монахиня Евфимия Пащенко, 14/09/2016 - 22:29
Ну, если честно, я свои тексты тоже не люблю. Не все люблю. Недавно начитывала первые рассказы про Нину - аж мутит. Тяжелый слог, перегруженность пословицами... Из старых люблю только "Храм неразрушимый" и "Дневник неизвестного".
Наверное ответ прост - мы же не писатели (да-да, "университиетов-консерваториев не кончали"), мы растем. Смешно и грусто видеть детские одежды, из которых мы выросли. Но...это как раз признак роста. И здравый смех над собой - тоже признак роста. Как не знать?! Знакомо... Старые свои тексты так же читаю, плюясь - мало естественности.
С Новым годом Вас! Сегодня ведь индикт - допетровский новый год...без елки. Но...у меня на божнице круглый год стоит маленький вертеп, и не один, а аж два. Рождество каждый день! Как я его люблю!
А учиться писать нам с Вами придется всю жизнь. И хорошо, что так! Есть возможность открывать и узнавать новое!
С Новым Годом!
Инна Сапега, 15/09/2016 - 18:00
С Новым Годом!
Рождественский вертеп - это замечательно!
Да, мы лишь самоучки, и в этом есть свои особенности))))
Но я все равно, даже с ляпами, люблю читать рассказы, написанные когда-то. Потому что это интересно. Как возвращение к себе, того времени. Порой - наивно, порой - грустно, порой - смешно. Но всегда любопытно!
Пишите, Матушка, радуйте нас!
Инночка, зрелые мысли,
Татьяна Тимошевская, 13/09/2016 - 21:57
Инночка, зрелые мысли, родившиеся из своего опыта общения с Господом, оттого рассказ получился настоящим, живым, не надуманным.
Господь ведёт по пути, уготованному лично тебе. Ведь если верить, что и волосы все сочтены на главе человека, то отсюда следует, что и профессия, и предназначение уготованы Господом от начала. Если человек, не слыша, не зная гласа Божия, идёт по ошибочному пути, Господь выведет туда, куда необходимо для спасения души. Кому-то - монашество, кому-то - семья, кому-то быть учителем, а кому-то сантехником.
Спаси Господи!
Спасибо Вам, Татьяна, я Вам
Инна Сапега, 14/09/2016 - 16:05
Спасибо Вам, Татьяна, я Вам очень рада.
Хорошо, что Вы у нас на Омилии есть!