Он закурил, откинувшись в кожаном кресле.
Сигары были дорогие, в последнее время он не переносил дешевый табак, терпкие, с тонким привкусом корицы. Затянулся и медленно выпустил густой дым прямо перед собой, ловя свое отражение в зеркале напротив. Усталость тенью лежала под глазами, пряталась в уголках сжатых губ. Надо бы взять выходной, лучше неделю, и – к морю. Смыть с себя кабинетную пыль, как говорила его жена Маришка. Но не в пыли дело, нет не в пыли…
Он провел ладонью по черным волнистым волосам, с уже заметной проседью у висках. Ещё красив. Ещё молод. Ещё имеет успех у женщин. Умен. Даже великодушен. Всесилен, как бог. Он, сидя в этом кресле, держал в своих руках тысячи жизней, но его собственная – в сорок лет – дала трещину и почему-то стала казаться пустой. Говорят, так бывает к середине жизни.
Он с досадой затушил сигару и вернулся к папке, лежащей перед ним.
Тохтуев Николай Васильевич. Тридцать семь лет. Протодиакон. Обвиняется в участии в антисоветской организации. – стал он бегло читать заметки дела.
Впервые арестован 19 января 1933 года за антисоветскую агитацию. Приговорен к 8 годам лишения свободы и ссылке на Урал на 3 года. Здесь на полях стояла приписка, что в связи с заболеванием тифом, освобожден, обязался прибыть в место заключения ссылки вольным этапом. В указанный срок не прибыл.
26 апреля 1940 года был вызван в Мытищинский НКВД для допроса по делу гражданина Князева.
(О, это безумный фанат – вспомнил он детали дела Князева)
После допроса Тохтуев дал подписку о сотрудничестве, обязуясь держать сведения об этой договоренности в строжайшем секрете.
29 апреля того же года самостоятельно явился в названное отделение с вещами и заявлением на имя начальника отделения.
Читающий нахмурил брови, вновь запустив руку в свои волосы, что он делал, когда о чем-то размышлял, и вынул из дела лист заявления.
Широким почерком человека открытого и импульсивного не слишком аккуратно было выведено:
«Товарищ начальник, я отказываюсь от своей подписки и давал ее лишь потому, чтобы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьей. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага, а что касается уклонения моего выселения неотбывшим понесу кару, которую я заслужил»
Покончив с этим текстом, он хмыкнул и расхохотался. Что за наивность? Что за юношеский максимализм?
- Идиот! – вырвалось у него с языка. Действительно, дурак. «Я не могу быть предателем даже самого злейшего врага…» Что это? Высокопарность? Безумие? Пошлость?
Он достал еще одну сигару, сломал её кончик и зажег. Затянулся. Какой-то азарт хищника просыпался в нем, будоража кровь. В начале дела он разыскал прикрепленные фотографии этого глупца. Хотелось взглянуть, что за птица.
Лицо протодиакона его разочаровало. Обыкновенный типаж. Не слишком высокий лоб, не слишком длинная борода, даже будто бы коротковата для служителя культа. Впрочем, среди диаконов такую как раз и носят. Немного обрюзглое лицо человека, приближающегося к сорока. Нет, не аскет. Плоть не прозрачна. Во взгляде нет какой-то обозначенной духоносности или просвещенности. Хотя вроде, нет и страха, нет забитости. Скорее есть усталость.
Она так понятна ему, эта усталость. Так близка.
Он убрал фотокарточки и вновь принялся читать дело.
29 апреля Тохтуев был отпущен домой для «размышления».
Он ясно представил себе начальника НКВД Мытищинского отделения, как и он ухмыляющегося после прочтения этой бумажки! Да, наверное, начальник и не принял её всерьез, потому и отпустил Тохтуева. Может, даже пожалел… что, конечно, осудительно для человека, занимающего подобную должность. Следует для порядка потребовать объяснений от начальника, почему сразу не были приняты меры для ареста или хотя бы действенного давления на протодиакона.
Он сделал для себя соответствующую заметку в записной книжке, достав её из нагрудного кармана. И продолжил изучение дела арестанта.
В мае 1940-ого на имя начальника Мытищинского НКВД пришло пространное письмо, подписанное Тохтуевым. Письмо официально запротоколировали и перенаправили сюда, на Лубянку. Подобную корреспонденцию всегда рассматривали на верхах, как особо опасную.
Он смахнул пепел с сигары и открыл письмо протодиакона:
«Гражданин начальник! – писал тот. – Разрешите мне объясниться с Вами письменно: я говорить много не умею по своей необразованности. Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. – Это мое последнее и окончательное решение. Большинство из нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо, когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели…»
Фраза «а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается…» почему-то задела за живое, покоробила. Он сморщился, остановил чтение и снова затянулся. Сигарета не приносила радость. Просто отвлекала немного. «Грязными делами заглушается…» Грязными. Какая неприятная фраза.
Он снова вспомнил про море и про несбытное желание смыть кабинетную пыль. Посмотрел на свои розовые ухоженные пальцы, на чисто выбритое моложавое лицо в зеркале, на натертые до блеска кончики ботинок.
«А когда не совесть чиста, то он не может нигде найти себе покоя…»
Он пододвинул к себе пепельницу и сплюнул.
Опустил глаза к письму:
«Вы мне обещаете восемь лет – за что же? За то, что я дал жизнь детям? Их у меня семь человек, и один другого меньше. Старший сын двенадцати лет перешел в 6-й класс, второй сын десяти лет перешел в 4-й класс, третий сын восьми лет перешел во 2-й класс, четвертый сын шести лет, пятый сын четырех лет, шестая дочь двух лет и седьмому только еще два месяца; жена больная, не может взять ребенка – так ей скорчил руки ревматизм и сердце болит. Советское государство приветствует и дает награду за многосемейность, а вы мне в награду восемь лет концлагеря пообещали – за что? Какой я преступник? Только одно преступление, что служу в церкви, но это законом пока не запрещено. Если я не могу быть агентом по своему убеждению, то это совершенно не доказывает, что я противник власти...»
Ага, начал козырять детьми. И перешел в нападение. Зря он так, право, зря. Нашего брата нельзя ни в чем обвинять. Раньше за это сразу расстреляли бы.
Тон письма начал вызывать в нем раздражение. Обычно в НКВД приходят письма-прошения, в которых люди пытаются оправдаться, и это естественно и понятно. Что еще делать человеку на краю пропасти? Конечно - цепляться за эти края, впиваться в них зубами, ногтями, всеми жилами. Лишь бы остаться целым. Но пишущий это письмо, видимо, оправдываться не желал. Более того, он даже словно возвышал себя перед своим адресатом. Вот дальше:
«Хотя я и семейный человек, но ради того, чтобы быть чистым пред Богом, я оставляю семью ради Него... Разве не трудно мне оставить... семью в восемь человек и ни одного трудоспособного? Но меня подкрепляет и ободряет дух мой Тот, ради Которого я пойду страдать, и я уверен в том, что Он меня до последнего моего вздоха не оставит, если я Ему буду верен, а отчет мы все должны дать, как жили мы на земле...
Вот вы говорите, что мы обманываем народ, одурманиваем и прочие безумные глаголы, – а можете ли вы об этом определенно сказать, когда, может, и церковных книг не брали в руки и не читали их и не углублялись в христианскую веру, а судите поверхностно, что, мол, у нас написано в газетах и книгах, то верно, а что за тысячу лет написано было до Христа и про Него, что Он будет и так-то поживет, и такой-то смертью умрет и воскреснет (это за тысячу лет пророками было написано и уже сбылось), так это, по-вашему, неверно. Или вот, скажем, радио передает за тысячи верст без проволоки, – как это остаются слова в эфире и передаются, а весь человек куда-то девается, исчезает? Нет, он никогда не исчезнет и никуда не девается, умрет, истлеет и потом воскреснет в лучшем виде, как зерно, брошенное в землю...»
Да нет, он явно дурак, этот протодиакон. Что за чушь? «…воскреснет в лучшем виде, как зерно, брошенное в землю…». Он-то видел, как умирают люди. Как быстро истлевают их тела, как эти тела разрываются на куски дикими псами и голодным вороньем. Так что ни куска не остается… Чему же там прорасти? Чему воскреснуть?
«Вот уже двадцать три года существует советская власть, и я ничем не проявлял себя враждебным по отношению к ней, был всегда лояльным, исполняя все распоряжения власти, налоги всегда выплачивал исправно, дети мои учатся в советской школе, и вся моя вина лишь в том, что, будучи убежденным христианином, я твердо держусь своих убеждений и не хочу входить в сделку со своей совестью...
И вам не могу услужить, как вы хотите, и перед Богом кривить душой. Так я и хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их приму с любовью. Потому что я знаю, что заслужил их.»
Он поморщился и отшвырнул листы от себя. Встал из-за стола.
Высокие ноты концовки письма ввергли его в тоску.
Придурок.
Ему давали шанс – остаться в родном доме, дальше служить, воспитывать детей. Сколько там их у него? Семь? Восемь? Избежать ссылки и наказания, ничего не делая. Просто наблюдая за своими сослуживцами. Никто ведь не заставляет писать кляузы или выслеживать кого-то специально. Нет, просто слушать, просто смотреть, просто предупреждать органы власти о чем-то, что может вызывать интерес. Разве это не смирение? Разве это не долг гражданина, пекущегося о своем отечестве? А этот дурак, согласившись, сразу идет на попятную. Трусость свою оправдывает совестью. Неумение жить – верностью убеждениям. Слабость – верой в Бога. Да этот Тохтуев – эгоист, гордый и самовлюбленный эгоист.
В горле от сигар першило. Хотелось пить. Он позвонил и попросил сладкого чая.
Подошел к окну. Знакомый привычный пейзаж внутреннего двора засасывал взгляд как бездонный колодец. В кабинете казалось душно, хотелось открыть форточку и пустить свежую струю воздуха. А лучше – открыть все окно, встать на подоконник, подойти к краю. Так легко и так нелепо. Он тряхнул головой, и сцепив руки за спиной словно сам себе арестант, отошел к столу.
Принесли чай с угощением. Он бросил в стакан ломтик лимона и три куска сахара, и долго размешивал, слушая звон от ложечки. Отпил глоток. Чай оказался чуть теплым и оттого совсем не вкусным. Досадуя, он отодвинул от себя стакан. Снова поправил волосы и, взглянув на часы, наконец, потянулся к трубке. Пора.
+++
Допросы проходили по ночам, в маленькой темной комнатке с зарешеченным окном под потолком.
В этой конурке он преображался, теряя лицо в полутени, и оставляя себе только голос. То вкрадчивый, то властный, то жесткий, а то - убийственно равнодушный. От этого голоса многие сходили с ума. Но большинство просто становились глиной, из которой можно лепить что угодно. Тогда играть становилось неинтересно, и допрос прекращался. Редкие коты сами едят пойманных ими мышей.
Напротив него в ярком свете люминесцентной лампы сидел человек. Они были примерно одного роста, одного телосложения, одного возраста. Но он – следователь Лубянки. А человек – арестант. Какая мелочь – положение – вроде даже оно игра рока, случайность, а решает судьбы и возводит между людьми пропасти.
Человек сидел, опустив глаза от яркого света. Не прячась и не выпячивая, как это бывает при отчаянии, напускную смелость. Он был покоен в своей позе, умерен в жестах, рассудителен в словах. Голос следователя его не страшил, как и окружающая темнота, казалось, не напрягала обычно взвинченные нервы арестантов. Он сидел, привыкая к свету, осознавая себя в нем. И что-то было в его фигуре – безликой, простой, с помятым невыспавшимся лицом - царственное и одновременно грустное.
Человек поднял глаза в пустоту напротив себя, и что-то заблестело на его лице. Какой-то отблеск.
– Назовите ваших близких знакомых, где они находятся и чем занимаются? – продолжал допрос голос.
– Близких знакомых у меня нет.
– А со священниками болшевской церкви, другими служителями религиозного культа и верующими разве вы не поддерживали близких отношений?
– Нет, не поддерживал. Со священниками... болшевской церкви у меня был разговор только во время службы исключительно по служебным надобностям. Я в разговоры с ними не вступал, опасаясь, что кто-нибудь из них мог быть агентом НКВД, они тоже склонности к разговорам со мной не проявляли.
Человек замолчал, подняв голову и силясь разглядеть вопрошающего.
– Какие у вас взгляды относительно тех, кто помогает советской власти разоблачать контрреволюционно настроенные элементы? – вкрадчиво поинтересовался голос.
Человек на мгновение обратил взгляд вверх, словно к небу, затем снова перенес его в пустоту и твердо произнес:
– Я считаю их агентами-предателями, и сам таким никогда не буду ни при какой власти: ни при советской, ни при царской, ни при фашистской.
В комнатке повисла тишина, только скрипело перо в руках и стенографиста, сидящего за столиком в углу.
– Какие у вас взгляды относительно жизни на земле и вне нее? – неожиданно голос следователя дрогнул, сталь потеплела, обретая живые интонации.
– Я считаю, - арестант вздохнул и вдруг уперся глазами прямо в глаза следователю, отыскав все же в кромешной тьме самого человека и его лицо, глаза, зрачки. – я считаю, - голос его зазвенел как набат – громко, неотступно, тревожно – я считаю, что в жизни на земле много несправедливостей, что жизнь человека не может кончиться его земной жизнью и будет продолжаться после его смерти на небе, так как должен Кто-то разобрать все эти несправедливости и воздать каждому по его заслугам.
Следователь отвел глаза в сторону, ощутив как по спине побежали мурашки. Что-то пошло не так. Что-то ускользнуло. Его власть, его всемогущество испарились. Как и испарилась преграда между ним и этим человеком. Они теперь будто сидели один напротив другого, без масок и костюмов, оголенные душой. Наедине. Они сидели и говорили о чем-то очень важном, насущном, возможно, самом ценном, что довелось слышать ему, следователю, за все сорок лет его жизни. Он вытер со лба испарину и открыл коробку с сигарами, покрутил одну из них между пальцами и предложил собеседнику. Тот растеряно качнул головой, отказываясь.
– В чем же вы видите несправедливость земной жизни? – тихо спросил следователь.
– Каждый старается предать своего ближнего... – также тихо, но отчетливо ответил человек.
– В чем же вы видите предательство ближнего? – выпуская дым в сторону, вопрошал задумчиво голос.
– Каждый спасает свою шкуру, а до другого ему дела нет. – не отрывая своих глаз от лица следователя, говорил человек.
Вдруг в углу молоденький стенографист резко закашлялся, видимо, от табачного дыма и то странное тонкое оцепенение разлетелось на куски. Привычная маска сменила его лицо. Он тряхнул головой, и всё стало на свои обычные места. Снова была та же комнатка с зарешеченным окном, за которым вставало летнее солнце. Малая Лубянка. Допрос. Следователь и арестант.
– Приведите конкретные факты к предыдущему ответу.. – смахнув пепел с сигары, по-деловому потребовал голос.
– Я это отношу только к священнослужителям, которые записались в агенты НКВД и, чтобы их не посадили самих, предают своего ближнего. – говорящий заметно сник и опустил голову в какой-то болезненной грусти.
– Каковы ваши взгляды относительно газет и книг?
– В газетах и книгах, я считаю, неправильно пишут то, что касается религии; я верю всему, что написано в Священном Писании.
- На сегодня довольно. Прочтите ход вашего допроса и подпишитесь в правом нижнем углу.
+++
Он сидел в своем кресле и пил черный кофе. Маленькими глотками. Оно обжигало горло, и это казалось приятным.
Слишком длинная ночь. Слишком долгие разговоры. Он слишком устал, чтобы думать и рассуждать.
Хотелось только доехать до дома и принять душ. Или ванну. Такую же обжигающую, как этот кофе. И долго-долго тереть свое красное от воды тело мочалкой с розовым мылом. А лучше бы сходить в баню. Пропариться. А затем выпить бутылку хорошего вина. И заснуть.
Он очень-очень устал.
Перед ним на столе так и лежало дело Никола Тохтуева, и машинально, он снова открыл папку. Взгляд упал на конец письма протодиакона:
«Вы нас считаете врагами, потому что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога. Но если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши – вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы того понять не хотим, мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись... Разве так Христос заповедовал нам жить? – да нет, и сто раз нет, и поэтому нужно стегать нас, и пуще стегать, чтобы мы опомнились. Если мы сами не можем... то Бог так устроил, что вы насильно нас тащите в Царство славы, и поэтому нужно вас только благодарить».
ПРИМЕЧАНИЕ:
2 сентября 1940 года протодиакон Николай Васильевич Тохтуев за участие в антисоветской организации приговорен к 8 годам исправительно-трудового лагеря без права переписки. 17 мая 1943 года – скончался, будучи в ссылке в Коми, Печорлаг, Воркутинский р., пос. Кожва, местечко Конева. Погребен в безвестной могиле.
(Рассказ основан на жизнеописании, выдержек из заявления, письма и допроса священномученика протодиакона Николая Тохтуева)
Комментарии
Понимаю так, что
Елена Шутова, 09/01/2018 - 20:06
Ваши рассказы, Инна, основаны на подлинниках - оригиналах документов. Им цены нет. Как и Вашим художественным интерпретациям человеческого во всех человеках, героях повествований о новомучениках.
Тем более высок подвиг.
С Рождеством Христовым, Иннушка. Всех благ Вашему семейству, всем, кто близок и дорог, и всем нам. Всепетую Богородицу прославляем - Матерь Бога нашего. Со Святками! И много-много радости!
Спасибо, Еленушка, за Ваш
Инна Сапега, 10/01/2018 - 12:53
Спасибо, Еленушка, за Ваш щедрый подарок в эти светлые дни - за Ваши теплые слова. Очень радостно автору знать, что его труды кому-то нужны!
И Вас и всех Ваших с праздниками, со святыми днями этой Рождественской седмицы!
Инна
В последнее время много спекуляций
Светлана Коппел-Ковтун, 05/01/2018 - 12:59
В последнее время так много спекуляций вокруг этой темы, что хочется отойти в сторону и не участвовать в нечистых плясках на гробах.
Думала: писать тебе об этом или промолчать, но решилась написать. Потому что от сердца к сердцу...
А праздник-то новый не за горами. В деревне будете встречать? И снег таки пришёл к вам :)
Радости!
на тему новомученников? или
Инна Сапега, 05/01/2018 - 13:11
на тему новомученников? или ложных допросов?
я не знаю. я пишу только о том, что меня трогает, что меня лично заставлет о чем-то подумать. и больше даже не о новомучениках, а о человеке перед выбором. Ты думаешь, не стоит писать? не стоит брать истории из жизни?
Мы в городе. Теперь на дачу выбраться наверное долго не получится, но впрочем, чудеса случаются!
С радостью!
Инна
в политических целях
Светлана Коппел-Ковтун, 05/01/2018 - 13:56
Да, новомучениками грязно торгуют в политических целях. Жуткое время....
Стоит или не стоит - каждый для себя сам решает. Тут ведь всё непросто... Но осторожность необходима точно, чтобы ненароком не оказаться на службе у таких плясунов, обуянных нечистым.
Ой, как жаль, что не в деревне. Рождество там было бы самым волшебным. Хотя, в вашей компании праздник везде получится ))
понимаю тебя, друг!
Инна Сапега, 05/01/2018 - 14:16
понимаю тебя, друг!
спасибо за честность, она нынче дорого стоит.
и как всегда - наверное, надо обратиться к внутреннему камертону - какую песнь мы поем, Кому и зачем?
если что-то тебя смущает в конкретно этом рассказе, можно убрать его с Омилии.
С наступающим Рождеством! Наконец-то снежно!
Мне дороги твои песни и поиски
Светлана Коппел-Ковтун, 05/01/2018 - 14:24
Нет, что ты, убирать не надо. Мне дороги твои песни и поиски. Сказала просто потому, что не смела промолчать. Это важно.
Песен тебе! И солнышка, а снег уже есть
Спасибо тебе, хорошая!
Инна Сапега, 05/01/2018 - 14:27
Спасибо тебе, хорошая!