Бедная Россия, добрая страна. И сына любит, и пасынка. И того жалеет, и этого милует. И последнего царя-батюшку чтит так, как при жизни его не почитали, и дедушку Ленина все фараонит в мавзолее не Красной площади, да и в каждом крупном городе на центральной площади все монументит его с протянутой к коммунизму рукой. И с праздниками у нас та же история получается. Как бы и Рождество есть (государственный праздник все ж-таки!), но и Новый год никто еще не отменял. Хотя Рождество de facto отменяется самим широким, как русская душа, празднованием Нового года. Два праздника в Советское время имели ярко выраженную идеологическую составляющую (1 мая и 7 ноября), два нейтральную (23 февраля и 8 марта) и два (Новый год и День Победы) были почти аполитичны и почти личностны для каждой советской семьи. Времена поменялись, СССР распался, но новая Россия унаследовала от Союза все праздники практически без особых изменений в их смысловом и моральном наполнении. «Идеологические» праздники народ как не любил, так и не любит. На «добровольно-принудительные» демонстрации (то кнутом, то пряником) как загоняли, так и загоняют. Остальной народ 1 мая радуется весеннему солнышку и копошится себе на дачах в грядках. А «День народного единства», призванный заменить собой празднование неактуального как бы ныне «Дня Великого Октября», унаследовал от 7 ноября пофигизм народа, уставшего, признаться, за 80 с лишним лет от государственной идеологии, уловившего и тут идеологическое науськивание «на единство», хотя какое там единство может быть в стране, где даже головы орла на гербе смотрят в разные стороны? 23 февраля для всей страны- это праздник всех мужиков (кто теперь помнит, что там и при каких обстоятельствах подписал 23 февраля 1918 года Троцкий?), как и 8 марта- праздник всех женщин. И кто такие были Роза Люксембург и ее пламенная подруга Клара Цеткин, и какое вообще отношение они имеют к дате 8 марта? Кто это помнит и кому это надо? Праздник 8 марта- это праздник весны, женщин, мимозы! И точка! Да так, собственно, и раньше было. А вот с аполитичными и самыми любимыми в Советское время праздниками (Новый год и День Победы) нужно бы разобраться, проследив их тихий дрейф рука об руку в наши прекрасные самозабвенные времена. С 1945 года День Победы отмечался как праздник и выходной день. Но 23 декабря 1947 года Сталин подписывает указ, по которому этот день снова становится рабочим, а вместо него выходным днем учреждается Новый год. С 1948 года День Победы как праздник не отмечался. Думаю, за эти последние два послевоенных года страна просто захлебывалась в слезах в эти дни, хоть и праздничные, слишком болевыми воспоминаниями в каждой семье о совсем недавней войне! И нужно было переключить людей на позитив. Нужно было, чтобы люди оторвали свои взгляды от пропитанной кровью земли, подняли взгляды выше свежих могил и зияющих еще повсюду руин к свету «нового счастья», которое, безусловно, принесет Новый год! А куда еще было бежать, если не в эту временнУю фрамугу от раздирающих душу, как рев «катюш», воспоминаний?! Так празднование Нового года стало в Советском Союзе логической парой Дню Победы. Нерабочим День Победы становится только в 1965 году. Тогда проходит и первый Парад Победы на Красной площади. Раны от войны немного зарубцевались, и можно было уже снимать новые фронтовые фильмы. С середины 60-х советская идеология начинает пошатываться, и чтобы ее укрепить, беспроигрышно эксплуатируется работающая на «облико-морале» советского человека героическая и патриотическая тема войны, одинаково «на ура» воспринимаемая всеми возрастами и слоями советского общества, кроме тех, кто реально, не по киношному, воевал. Помню, как плевались от этих фильмов мои родители, фронтовики, и их друзья. А ведь сейчас все эти фильмы на фоне того, что нынче снимается про войну, воспринимаются почти как документальная хроника! И появился лоск. На груди фронтовиков рядом с тускнеющими уже и не очень многочисленными боевыми орденами и медалями стали появляться свеженькие и яркие новые, юбилейные. Раз в пять лет. Чем дальше, тем больше… И точно по такой же схеме шла «канонизация» празднования Нового года. Первую кинематографическую икону этого праздника написал, безусловно, Эльдар Рязанов своей бессмертной «Карнавальной ночью» (1957 год). Или посмотрите фильм «Карьера Димы Горина» (1961 год), как просто тогда это было: собрались за столом, сверили часы, зазвенел будильник- и вот вам Новый год! Чокнулись по-фронтовому кружками, засветились счастливыми лицами! И какая прекрасная песня! «А снег идет, а снег идет…» И «Голубые огоньки» были такие же легкие, светлые! И действительно казалось: где-то совсем рядом счастье! И еще попытка. И еще... Дальше - больше. И тот же Рязанов со своей неминуемой «Иронией судьбы»."Чинопоследование" там расписано подробно. Новый год становится культом с атрибутами поклонения, со своими канонами и догматами. На столе обязательно должны быть салат оливье и селедка «под шубой», мандарины и шампанское. И даже такая гадость, как заливная рыба, картины не портит. А во что еще верить, если вера запрещена?! В пьяную чудо-сказку! Елка мигает гирляндами, а по телевизору крупным планом показывается циферблат часов Спасской башни. Поздравление главы государства и «Голубой огонек». Это непреложно, как «Символ веры»! До 12-го удара курантов нужно откупорить шампанское и написать записку с пожеланиями на грядущий год, сжечь записку, ссыпать пепел от записки в бокал с шампанским и судорожно все это потребить… Кто-нибудь из читающих это проделывал? Я не против сказки. Я против остановившегося времени и идиотизма... «Идиотизм- это … состояние, при котором развитие интеллекта остановилось, достигнув уровня детского возраста» («Википедия») И у нас теперь с празднованием Нового года наблюдается совершенно классический клинический случай. И ведь хватило же ума у кого-то из предержащих власть чиновников в этом году подать горделивую заявку в ЮНЕСКО (!) с предложением внести традицию празднования Нового года в современной России (!) для сохранения как ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ!!! Там отказали. Представляю, как весело тогда было в штаб-квартире ЮНЕСКО… И ведь больше России гордиться нечем! Нечего больше сохранять! Нет, ребята, этого мало. Вот если бы вы Волгу толокном замесили и щуку с яиц согнали, как глуповцы Салтыкова-Щедрина,- вот тогда еще можно было бы рассмотреть ваши предложения!
Слушая целую неделю разрывы петард и наблюдая салют, прихожу к мысли, что эти праздники (День Победы и Новый год) слились, перемешавшись, в один флакон, из которого разливаются просто порционно на два сезона, зимой и весной, одним содержимым: пьяное застолье, салют, специальное кино и массовый выход на улицу, чтобы выгулять свое частное семейное ликование со всем остальным праздным народонаселением. Сразу оговорюсь: в семье, где я вырос, День Победы был главным праздником. (Таким он останется, кроме Пасхи, разумеется, и для моих детей.) Мать в Белоруссии девчонкой была связной партизанского отряда. Вся большая семья была расстреляна, деревня сожжена. Чудом остались в живых она и ее старшая сестра Аня. Отец сапером принимал участие в операции «Багратион», освобождал Белоруссию. Был ранен. Брал Кёнигсбрег. Их портреты несу я 9 мая во время шествия «Бессмертного полка». И нет такого транспаранта, на котором уместились бы все мои родственники, погибшие в той войне! Но я против того, что страшнее забвения! Я против лжи, когда мордастые современные актеры бездарно играют фронтовиков, и никак не наиграются! Я против надписей на машинах: «Дошли до Берлина. Можем повторить!» Что ты можешь повторить?! Вчерашнюю пьянку, ругань с женой и перебранку с соседом?! Повторишь, конечно, и не раз… Тот, кто действительно воевал, старался войну забыть как можно скорее. После смерти отца на сайте «Подвиг народа» я прочитал текст представления его к одному из орденов: «Тов. Кульков М.И. во время боевых действий с 23. 06. 44 г. по 27. 06. 44 г. … в районе деревни Комары со своим взводом отбил шесть контратак противника и лично уничтожил одиннадцать немецких солдат и офицеров…» При жизни отец никогда об этом не рассказывал. И это вполне понятно! Может ли нормальный человек, если он не идиот и не маньяк, хвастаться тем, что убивал других людей, пусть и врагов, пусть и на войне?! Большой друг нашей семьи по Семипалатинску полковник Иван Акимович Евдокимов, тоже фронтовик, был таким же заядлым рыбаком, как и отец, был виртуозным музыкантом, одаренным художником. И был таким же спокойным, как отец, человеком. Только один раз я наблюдал его в гневе, когда у повзрослевшего своего сына-старшеклассника он обнаружил детские игрушечные пистолетики, гильзы и пистоны. «И когда ты повзрослеешь?!»-кричал он в гневе на сына. И все эти игрушечки в тот же миг полетели в форточную фрамугу к великой радости всей уличной детворы. Вот бы и у нас, явно заигравшихся, нашелся бы кто-нибудь решительный и властный, кто вышвырнул бы все эти киношные и компьютерные «муляжи героизма» на помойку!
Бедная Россия, добрая страна. И того милует, и этого не обижает… Себе только ничего не оставляет. Разрушает себя, как Рождественский пост разрушается празднованием Нового года. А какой выход? Праздновать Рождество Христово со всей Европой 25 декабря по гражданскому календарю, до Нового года? Нельзя! Раскол будет. Выйдут бабки с колами и бошки нам наши пораскалывают. Праздновать «Старый» Новый год, 14 января, как действительно «Новый»? Нельзя! Так и вовсе «крышу снесет»… Вот и стоят они, упершись друг в друга, два любимых народом праздника, тяжело дышат, движения вперед не дают, обессмысливая теперь друг друга. Вон и президент в своем новогоднем обращении говорил в основном о грядущем юбилее Дня Победы… А может, в самом деле, взять, да и не праздновать?! Я про Новый год. Да и что в нем будет нового, прости Господи, в этом Новом году?! Прошлогодний салат оливье? Прошлогодние пошлые и совсем не смешные шутки старых и выживших из ума и безнадежно выпавших из времени «юмористов» на бездарном, глупом и невеселом «Голубом огоньке»?! Мы, как бурлаки, тянем эту никому не нужную лямку. Нам, как мантру, твердят: «Новый год- это самый любимый народный праздник! Это скрепа для нашего многонационального и многоконфессионального народа!» С ужасом отмахиваются от Рождества: «Что вы! Мусульмане, иудеи и буддисты будут против! Они не празднуют Рождество! А у нас светское государство!» Так мусульмане с иудеями и буддистами и Новый год не празднуют! Празднуют одни русские «православные», все более забывая о том, что Новогодняя елочка- подмена елочки Рождественской, празднуют с каждым годом все «веселее» и пьянее, с каждым годом дальше отходя от своего православия, от своего Христа. Какая брань идет сейчас в обществе на Церковь, на духовенство! Все меньше веры и милосердия. Все больше злобы и безбожного обмана. Новорожденных детей выбрасывают на помойку. Беспомощных стариков оставляю без денег и вышвыривают на улицу. И наблюдая все это, все меньше уважают нас инославные и все громче посмеиваются: где вера ваша?! И поэтому стало возможно в этом Новом году в самый день Рождества Христова глумление по главному телеканалу страны перед многомиллионной аудиторий над Младенцем Христом… Что ж, заслужили… Не с Божьей ли помощью наши отцы и деды в войну победили непобедимого врага?! Так и День Победы потеряем! Пропьем, проедим, протрепим, прозвездим…
Ворочается в своем гробу товарищ Сталин и в ус прокуренный обиженно дует. Того и гляди встанет из могилы, медленной походкой дойдет до мавзолея, неторопливо поднимется на него по ступенькам, встанет на свое привычное место и обратится к нам ко всем: «Дорогие товарищи! Граждане и гражданки, труженики тыла и героические труженики еще более глубокого тыла! Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои! Долго ли вы будете хромать на оба колена? Отойдите от безумств своих. Кто вам сказал бежать от настоящего и будущего в героическое прошлое? В карете прошлого далеко не уедешь! Я породил Новый год как государственный праздник. Я его и упраздняю…»
Думаю, никто бы не ослушался...