Вы здесь

Учительницы (Священник Ярослав Шипов)

Учительницы

Пригласили в сельскую школу. Долго не решались, а потом вдруг и пригласили: эпидемия гриппа началась, и учителей не хватало. Пришел я в старое двухэтажное здание, строенное, похоже, ещё до того, как люди повели свое родословие от обезьяны, и узнал много нового и неожиданного. Во-первых, обнаружилось, что старшеклассники читают еле-еле, словно толстовский Филиппок, — по складам.

— Чему вы удивляетесь? — спросили учительницы. — Дети давно уже книжек не раскрывают — теперь с утра до вечера телевизор да магнитофон…

Во-вторых, меня попросили «не напрягаться насчет души, поскольку всем цивилизованным людям известно, что человек — сумма клеток и ничего более». Заодно учительница биологии объяснила теорию эволюции: «Один побежал — стал зайцем, другой пополз — стал змеей, третий замахал передними конечностями — и полетел, четвертый поднялся на задние лапы — стал человеком… Но вообще — все животные вышли из воды: это надо запомнить…» По поводу происхождения видов я даже не возражал: ну, такое вероисповедание у людей, что тут поделаешь! А с водой какая-то неурядица получилась:

— Как же, — спрашиваю, — крокодилы там разные, черепахи? Древние животные, а рождаются на земле и только потом лезут в воду…

— Вы, — говорит, — что: биолог?

— Нет.

— Тогда не задавайте псевдонаучных вопросов.

Я больше и не задавал.

Учительница истории сообщила, что Советский Союз участвовал во Второй мировой войне на стороне великой Америки, которая разгромила фашистов — оказывается, так теперь принято трактовать памятные события. Завуч, в соответствии с последними рекомендациями министерства, предложила рассказать, кто я по астрологическому календарю, кто — по восточному, кем был в «прежней жизни» и что ожидает меня в жизни будущей… Этих тоже не о чем было спрашивать.

Определили мне: занимать «окна» — уроки, на которых учительниц по какой-то причине не было. А причин таких на селе много: и уборка картошки, и ягнение козы, и приобретение поросенка, и заготовка клюквы с брусникой, и, понятное дело, хвори… Иной раз «окна» растягивались на целый день. Однажды, в конце такого дня директриса полюбопытствовала, чем занимал я урок истории, темой которого было Смутное время? Отвечаю, что рассказывал о Смутном времени, о Патриархе Ермогене, который отказался помазывать на престол польского королевича, о том, как оборонялась Троице-Сергиева лавра, как её келарь Авраамий Палицын плавал туда-сюда через Москва-реку, замиряя противоборствующие русские полки…

— А на уроке физики: «Подъемная сила»?

Про подъемную силу я, конечно, рассказал, а заодно — про авиаконструктора Сикорского и его богословские работы.

— А на уроке литературы: «Снежная королева»?

— Эта сказка, — говорю, — христианская по своему духу, так что мы никуда не уклонялись, а беседовали о добре, любви, самопожертвовании…

Историю и физику мне простили, поскольку я просто «ввел дополнительную информацию», что методическими указаниями не запрещается, а с литературой вышла беда. Приглашают на педсовет:

— В каких, — спрашивают, — методичках раписано насчет христианского духа сказки «Снежная королева»?

— Это, — отвечаю, — и так видно, невооруженным глазом.

А они пристали: подавай им методичку — без методички никак нельзя! И отстранили меня от занятий! Вспомнились мне тогда слова апостола Павла: «А учить жене не позволяю… Ибо прежде создан Адам, а потом Ева». Апостол говорит здесь об изначальной зависимости женщины, — вот и ждут они указаний. Само по себе это нисколько не страшно, вполне естественно и целесообразно, но когда ожидание «методичек» из поколения в поколение прививается мальчикам… Боярских детей поди в семилетнем возрасте отнимали от мамок и нянек и передавали в войско, где начиналось мужское воспитание: вот и вырастали великие полководцы — спасители Отечества. Да и просто — нормальные мужчины, готовые самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, ведь именно ответственность, пожалуй, и является главным отличительным качеством мужчины. А то дожили: военные министры один за другим жалуются, что армию разоряют, — и что делать в таковом случае они не ведают: указаний ждут…

Хорошо ещё, литературная учительница после нескольких дней раздумий отыскала исчерпывающее объяснение моим рассуждениям:

— А ведь Андерсена и зовут-то Ганс Христиан. — И на следующем педсовете решено было снять с меня суровую епитимью.

«Русская неделя»

Комментарии

Очень понравилось. Спасибо. Я согласна с апостолом. Сейчас очень моден феминизм, особенно здесь, на Западе. Мужчины уже боятся иногда и слово сказать женщинам, чтоб не попасть "в кабалу" закона. Институт семьи разрушен полностью. Причём, прививается всё с детства: и самоуважение, и как связаться с вашим адвокатом, если вам покажется, что вас оскарбили, брачный контракт, информация как правильно поделить имущество при разводе, чтоб тебе больше досталось.
Иногда употребляю слово "скормность" при общении с местными "аборигенами". Они переспрашивают: "А что это такое?" Женщины здесь определённо знают себе цену. Знания, образование абсолютно не популярны. Зачем? Шоппинг! Вот! Это по-современному! Красивое тело, здоровый образ жизни, герои, кореальности. Интернет-это да! Сказал пакость, выключил компьютер, и всё! Иногда, если хочешь оказать помощь или поддержать кого-то сто раз подумаешь-сделать или пройти мимо, чтоб потом за слово, которое может обернуться против тебя же не засудили. Жаль, очень жаль, что весь этот мрак окутывает Россию!
торые могут силой отобрать всё, что захотят, а непокорных излупить. Люди не хотят общаться в Простите, может не в тему...

 Один из лучших в сборнике "Долгота дней"! Тема анекдотична, но как столько тяжеловесных терминов сделать играющими на сюжет, чтобы сохранить ясность повествования?

Северный цикл о. Ярослава писался на живом материале северных районов Вологды. Начало 90-х гг., сейчас таких нагромождений не встретишь, жизнь изменилась, люди. Что-то привычном стало, другое ушло,  как шелуха.  Когда я собирался на Вожегу и Воже, "Долготу дней" использовал в качестве путеводителя...

Ольга Денисенко

Спасибо за рассказ!
Я не думала, что такое ещё есть в деревнях. Сама несколько месяцев живу в деревне, и моё обывательское представление о "дремучести" сельских жителей развеялось. Здесь у жителей бывают такие тебования, что и городской житель "отдыхает".