Вы здесь

Ирина Богданова: «Я пытаюсь писать не так, как хотела бы написать, а так, как хотела бы прочитать...»

Ирина Богданова

Предлагаем нашим читателям интервью с Ириной Богдановой, автором книги «Мера бытия», отмеченной на конкурсе «Просвещение через книгу» в 2015 году (первое место в номинации «Лучшее художественное произведение»).

— Ирина Анатольевна, как возник замысел книги? Менялся ли он в процессе работы?

— Во-первых, я хочу поблагодарить всех, кто сказал мне добрые слова по поводу книги «Меры бытия» и, конечно, организаторов и жюри конкурса «Просвещение через книгу», столь высоко оценивших моё произведение.

Замысел книги о блокаде возникал постепенно, и не один год накапливались впечатления факт за фактом, пока разрозненные обрывки мыслей и чувств не оформились в желание рассказать о тех, о ком мало рассказано, и напомнить то, о чём страшно вспомнить.

Этот роман сразу был задуман в формате большой прозы, чтобы читатели успели сродниться с героями, узнать, кто они, откуда родом, о чём мечтали и кого любили. Говорят, что каждая книга хранит души тех, кто живёт в ней, кто её писал и читал. Надеюсь, что это так.

О войне в целом и о блокаде в частности издано много книг, сняты фильмы, написаны стихи, казалось бы, что еще можно добавить? Но есть две категории защитников города, о которых мне захотелось рассказать особо: это девушки — бойцы МПВО (Местная противовоздушная оборона) и шофёры на Дороге Жизни. В военные годы многие жители Ленинграда называли Ладожское озеро Дорогой Смерти.

Знаете, если бы все машины, что лежат на дне озера, однажды смогли подняться из глубины и выехать на берег, то их колонна, наверное, растянулась бы от Осиновецкого маяка до самого Санкт-Петербурга.

Именно бойцы МПВО и водители из автомобильных батальонов, доставлявшие продовольствие, были теми ангелами-хранителями, чьи руки поддерживали умирающий город.

Часто, когда упоминаешь название МПВО, слышишь вопрос: «А кто это? А что они делали?». Делали всё: вывешивали воздушное заграждение, патрулировали территорию, организовывали эвакуацию в бомбоубежища, уносили раненых, собирали по домам сирот. А ведь в большинстве своём бойцы МПВО были совсем молоденькими девушками, даже детьми. Работая над книгой, я читала вспоминания блокадницы, которую взяли в пожарный полк в пятнадцать лет.

Кроме того, разговаривая со знакомыми о блокаде, я убедилась, что о Дороге Жизни большинство знает лишь в общих чертах: да, была дорога, возили хлеб, спасали город, эвакуировали население. И всё. А мне хотелось, чтобы мои читатели вместе с шофёрами автомобильного батальона немного посидели за баранкой полуторки и, пусть не своими глазами, но увидели, что Дорога Жизни — не просто путь по льду длиной в тридцать километров, а общий труд тысяч людей: военных, ремонтников, электриков, медиков, регулировщиков, не имеющих возможности даже уйти из-под обстрела или спрятаться.

Кроме того, в этой книге передо мной стояла очень трудная задача: описать действительность, не приукрашивая, но так, чтоб у читателя не возникло психологического отторжения от происходящего на страницах.

Казалось бы, какой может быть позитив в блокаду? И тем не менее, перечитывая воспоминания блокадников, я искала и находила те малые крупицы добра и человечности, без которых человеку сложно выжить в аду войны.

— Есть ли в книге какие-то моменты, связанные с историей Вашей семьи?

— Так или иначе, но во всех моих книгах я опираюсь на память о дорогих для меня людях. Я не мыслю человека без его предков, в отрыве от семьи.

В «Мере бытия» я описала эпизод, как бойцы МПВО выносили из квартиры моего погибшего дедушку — инженера Трамвайно-троллейбусного управления.

Очень горжусь тем, что в работе легендарного блокадного трамвая есть и частичка его труда.

Моя семья и семья моего мужа вышли из блокады с огромными потерями, или, как говорится о погибших на языке военных донесений, с «безвозвратными потерями».

Почти единственное, что смогла сохранить от прежней жизни моя бабушка Нина Михайловна — это множество фотографий, в том числе дореволюционных. С её стороны это был очень большой подвиг. Когда, чтобы не погибнуть от холода, было сожжено всё, вплоть до детских игрушек — зримую память о предках бабушка для нас сберегла.

— Известно, что в художественной литературе герои иногда сами «решают», как должно быть дальше, а автору остается это признать и следовать за ними. Вы вели своих героев на протяжении всего текста? Или они тоже проявляли «своеволие»?

— Конечно, герои проявляют своеволие, как любые живые люди. С самого начала книги у героев есть свой характер, и когда моделируешь ситуацию, то понимаешь, что данный человек может поступить только таким образом и не иначе. Часто неожиданный поступок героя тянет за собой следующий эпизод и приводит нового человека, который иногда из второстепенного персонажа становится главным.

Например, в моей повести «Жизнь как на ладони» нищенка Досифея появилась ради пары строчек в тексте, но ей так понравилось в книге, что она осталась и влюбила в себя очень много читателей.

— На какую читательскую аудиторию рассчитывали в первую очередь? Кто Ваш идеальный читатель?

— Идеальный читатель для меня — это позитивный человек, который, глядя на мир, в первую очередь замечает его доброту и радость. И, судя по откликам, таких читателей у меня, слава Богу, большинство. Я пишу для хороших людей и про хороших людей.

А что касается возрастной категории моих книг, то даже детские книги я стараюсь писать интересно и для детей, и для родителей. Я пытаюсь писать не так, как хотела бы написать, а так, как хотела бы прочитать.

— Когда Вы заканчиваете работу над книгой, уже больше к ней не возвращаетесь? Или возможно такое, что к следующим переизданиям книга имеет продолжение или как-то меняется?

— Я всегда готова работать над текстом и над ошибками. И сколь много я бы ни правила рукопись, всё равно остаётся очень много доработки. Тем не менее вторгаться в сюжет изданной книги у меня нет желания. Герои уже живут своей жизнью, и я не вправе её ломать. А вот продолжение по многочисленным просьбам читателей, я однажды написала («Жизнь как на ладони»). Но больше не буду, потому что очень трудно дважды входить в ту же воду с одинаковым результатом.

Беседовала Валентина Курицина

izdatsovet.ru

Комментарии

Часто, когда упоминаешь название МПВО, слышишь вопрос: «А кто это? А что они делали?». Делали всё: вывешивали воздушное заграждение, патрулировали территорию, организовывали эвакуацию в бомбоубежища, уносили раненых, собирали по домам сирот. А ведь в большинстве своём бойцы МПВО были совсем молоденькими девушками, даже детьми. Работая над книгой, я читала вспоминания блокадницы, которую взяли в пожарный полк в пятнадцать лет.

Кроме того, разговаривая со знакомыми о блокаде, я убедилась, что о Дороге Жизни большинство знает лишь в общих чертах: да, была дорога, возили хлеб, спасали город, эвакуировали население.

Да, так и есть. Только если человек вплотную заинтересуется этой темой, то узнает подробности. Удивляюсь, как много ты знаешь. Явно, история - твоя большая любовь.

В военные годы многие жители Ленинграда называли Ладожское озеро Дорогой Смерти.Знаете, если бы все машины, что лежат на дне озера, однажды смогли подняться из глубины и выехать на берег, то их колонна, наверное, растянулась бы от Осиновецкого маяка до самого Санкт-Петербурга.

Интересно, есть ли о них информация, кто, сколько...

Да, надо будет при случае купить эту твою книгу. Непременно надо её прочесть.

Тезис, вынесенный в заголовок, заставил задуматься. Я много раз встречала мысль, что книги автор пишет те, которые хотел бы прочесть. Но как-то не ставила вопрос, как ты поставила.

СпасиБо за повод лишний раз подумать smile