«Эти своды выгнул хозяин жизни, тихий и праздничный, создавший колонны по своему подобию и положивший на них по образу самой жизни крышу, что лежит на коренастых опорах темным бременем, но не подавляет их мыслящего о себе роста». Не только мысль об архитекторе эпохи кватроченто, но и предположение о собственном пути. Флоренция для молодого Рильке — не только тема, но и средство. Город как помощник в поиске себя и в размышлениях об искусстве. Средство говорить с любимой — Лу
В «миг, когда воздух становится подобен голубой стали, о которую затачиваются до остроты контуры вещей», происходит окончательное расставание с околофольклорными увлечениями юности. Открывающие дневник стихи — уже иные. Робость входа в весну, которая — как ссылка. Принятие света — и желание тут же его пересоздать и отдать, передать дальше. Радость и отвага Возрождения — и рядом уставшая Мадонна. А «„народ“, в сущности, — всего лишь ступень развития, ступень незрелости и страха, когда всякий умоляет ближнего побыть рядом, не уходить». И человека еще нет, он — только цель для себя, а не данность. Первый шаг возникновения — отрыв от коллективности. «Нет на свете никаких общих переживаний, делить можно только разрывы да разлуки». Путь к себе требует молчания и одиночества. Там человек очищает себя от мелких и пустых страданий и радостей. «Тогда в нем становится просторно и празднично, и он творит достойное жилище… для себя самого». Там он учится смотреть.
«Учебник по Италии, задуманный как введение в наслаждение ею, должен состоять из
Ключевые слова «Дневника» — спокойствие, доверие, лето.
«Работа мастера в том, чтобы найти себя», и созданное им — не результат, а условие этой работы (потом Мандельштам в «Разговоре о Данте» скажет о полете, чье непременное условие — создание тут же, на лету, нового летательного аппарата). Может быть, потому и печальна душа персонажа Боттичелли, что «ощущает в себе неисчислимые сокровища — но, желая поделиться ими, не умеет достать из своих закромов ни грана. Она остается неимущей, ибо никого не может сделать совладельцем своих сокровищ». А Микеланджело — «словно
Общество ждет от художника «этакой возвышающей душу или снимающей напряжение отрады», заражение обоюдно, и одни бредят «воспитательным воздействием искусства», другие — «стимулами, воспринимаемыми мастером от народа». А искусство — путь к свободе. Даже не рвать цепи, а просто вырасти из них. И
И Бог тоже — будущее, возможность. Он становится нищим, когда люди — думая, что этим демонстрируют любовь к нему — сжигают то, что им дорого (как во Флоренции при Савонароле). И очень богатым, когда в церковь приходят двое влюбленных. «Когда святоши говорят: «Он есть», а отчаявшиеся ощущают: «Он был», мастер смеется: «Он будет!». Потому что то, что он делает, добавляется к этому будущему Богу.
И любимая: «Ты — чудо, Ты, что сделала меня таким просторным». Часто ли хватает сил делать любимых просторнее, а не ограничивать их возле себя? Но «всякий разлад, всякое заблуждение происходят оттого, что двое ищут общее в себе, а не в вещах за собой — в свете, в ландшафте, в рождении и в смерти… Они только смешиваются друг с другом, потому что не умеют соединиться. Они держатся друг за друга, но не умеют крепко держаться на ногах…».
Рильке еще слишком восторжен, представляет в пустом кресле рядом с собой отсутствующую возлюбленную и с упоением читает ей стихи. Отрицает путеводитель — и сам воспроизводит его. «Изысканность композиции, хорошо мотивированная распределенность фигур и не в последнюю очередь нарядность и насыщенность красок делают эту картину одним из шедевров непреходящего значения», — кто догадается, о чем это? В относящихся к тому же времени замечаниях о «Рождении трагедии из духа музыки» Рильке еще думает о сцене, общности слушающих. Далее слово «мы» из его словаря исчезнет. «Когда же люди научатся понимать, что именно человеческая природа и есть то самое, что делает нас одинокими! Чем больше мы очеловечиваемся, тем больше отличаемся друг от друга». Коллективное имя становится слишком узким, нужно отдельное имя для каждого, а не — народы, нации, семьи.
Ответы Рильке более чем приложимы и к нашему времени. Ситуация, когда знак или вещь не подавляют другие знаки и вещи, вовсе не обязана быть пространством тепловатого равнодушия — она может быть пространством свободного разговора. «Ни одна вещь не должна казаться больше другой, и каждая должна обуздывать соседку. Тогда все получает свой смысл, и самое главное — вся совокупность вещей становится гармоничным целым, исполненным покоя, уверенности и равновесия». У этой игры есть центр, но он подвижен и возможен везде. И одиночество возможно всегда. Доверие и спокойствие — вопрос личного выбора и личной энергии. «Не обретет плода тот, кто не испытал благоговения. Ведь бесстыдство — точно буря, срывающая с ветвей все, что только еще зреет». Тороплива не только наша, но любая современность. «Гадальщики на картах, вы перевернули добытый хитростью кусок вчерашнего дня, прочли его изнанку, словно убогое односложное слово, и торжественно заверили: это — голос грядущего». Но голос будущего — одинокие. Те, кто любит «