Цветная технология впервые применена против проамериканского режима, а протесты спровоцированы намерением власти ускоренно интегрировать Черногорию в НАТО, замечает Ростислав Ищенко.
В Черногории один из лидеров коалиции Демократический фронт и председатель партии «Новая сербская демократия» Андрия Мандич фактически призвал к смене власти в стране с использованием «цветной технологии». Он потребовал добровольной отставки премьера Мило Джукановича — ветерана борьбы против Слободана Милошевича и за сепарацию Черногории от Сербии и формирование переходного правительства.
При этом Мандич заявил, что скупщина (парламент Черногории) «потеряла легитимность». Чтобы заставить власть выполнить требования оппозиции, Мандич пообещал вывести на улицы «всю Черногорию» и продолжать митинг до тех пор, пока Джуканович не уйдет.
Это чистой воды «цветная технология», когда оппозиция требует передачи ей власти в обход легитимных процедур, мотивируя свое требование делегитимацией действующей власти. Однако это нестандартная «цветная технология».
Нестандартная потому, что впервые она применена против проамериканского режима, а протесты спровоцированы не только и не столько двумя с половиной десятилетиями бессменного нахождения Джукановича во главе страны, сколько намерением правящего режима ускоренно интегрировать Черногорию в НАТО.
Интересно и то, что после того, как первые протестные акции были разогнаны полицией, МИД России «выразил сожаление». Ну совсем как поступали в аналогичных случаях американцы. Бумеранг вернулся в Вашингтон.
Но почему вдруг осмелела черногорская оппозиция? Ведь Джуканович не первый год проводит проамериканскую политику, совершенно не считаясь с волей народа. Даже отрыв Черногории от Сербии был организован с опорой на более чем сомнительные результаты референдума, явно не позволившие говорить о ясно выраженной воле большинства населения. И цель ускоренной интеграции страны в НАТО заявлена не сегодня.
В нынешних условиях появилась возможность, что США, опасающиеся ускоренного возвращения России на Балканы, постараются активизировать прием Подгорицы в Североатлантический альянс с целью застолбить место. Но решить этот вопрос не так просто, как кажется. В свое время аналогичные намерения Буша-младшего в отношении Украины и Грузии, которым планировалось предоставить план действий по достижению членства в НАТО, были заблокированы Францией и Германией на Будапештском саммите. Париж и Берлин не желали портить отношения с Россией.
Сегодня Германия и Франция идут по пути медленного, но неотвратимого сближения позиций с Москвой по основным международным проблемам, параллельно отдаляясь от США. Значит, были основания считать, что и черногорская авантюра США может быть блокирована в рамках натовских механизмов без особого шума. А тут вдруг революция в Подгорице.
Конечно, простые черногорцы могут не вникать во внутринатовские проблемы, а резонно опасаться, что американская база, которая неизбежно появится на черногорском побережье в случае вступления страны в альянс, убьет курортный бизнес, кстати, ориентированный преимущественно на Россию. Кроме того, вступление в НАТО будет расценено Россией как недружественный шаг.
Легко предугадать, что это приведет не только к сворачиванию российских инвестиций в черногорскую недвижимость, но и к массовому выводу уже существующих вложений. Российский бизнес с каждым годом становится все патриотичнее и патриотичнее, иногда начиная действовать даже раньше, чем власть успеет выдать соответствующие рекомендации.
Черногория — страна небольшая, нефть в ней пока не нашли, строевые леса не растут, руды не залегают, авиалайнеры или ракетные двигатели она не выпускает: туризм и намертво с ним связанная сфера обслуживания, да иностранные инвестиции в недвижимость (также курортную) — основа черногорской экономики, обеспечивающей скромное процветание маленького народа.
Кто-то сможет пристроиться обслуживать базу, но когда еще она появится. К тому же американцы здесь не будут создавать ничего особо крупного. Им надо только занять место, на которое потенциально может прийти Россия, а для этого достаточно построить несколько домиков, поселить в них десятка три солдат и вывесить флаг. Это явно не то, что может заменить российских туристов и инвесторов, обеспечивающих свыше 50% поступлений в черногорский курортный и сопутствующий бизнес.
И все же таких опасений тоже явно недостаточно для того, чтобы оппозиция открыто призвала народ к свержению действующей власти, нарываясь на потенциальное обвинение в попытке государственного переворота.
Еще раз подчеркну, что Джуканович правит Черногорией с 1991 года в качестве премьера или президента (то есть 24 года, а неформально — на пару лет дольше). Все это время он проводит проамериканскую, а значит антироссийскую политику. Вступление в НАТО и ЕС заявлены в качестве его цели все эти два с половиной десятилетия. А выступления начались только сейчас, хотя никакие серьезные потрясения Черногории пока не угрожают.
Так почему же так осмелела оппозиция?
Думаю, что ответ лежит на противоположном берегу Средиземного моря, где Россия не просто начала силовую акцию по уничтожению проамериканских исламистов в Сирии и спасению законного правительства Асада, но продемонстрировала способность и готовность блокировать американскую военную активность.
Закрытие неба Сирии российской авиацией и удары российских крылатых ракет с Каспия убедительно продемонстрировали, что эра неограниченных военных возможностей США закончилась. Вашингтон больше не может лезть куда пожелает, не рискуя получить по рукам. А рисковать США не любят.
Именно сейчас Америка начинает пожинать плоды своей безумной политики последних двадцати пяти лет. Власть США над миром держалась на страхе перед их военной мощью, которую Вашингтон готов был применять против кого угодно и по любому поводу, совершенно не считаясь с международным правом.
Сейчас те, кто боялся, убедились в том, что Россия может защитить, что если Москва скажет «нельзя», то морские носители «демократии» не приплывут, а воздушные не прилетят и никого уже Америка не сможет безнаказанно вбомбить в каменный век, и начинают открыто отстаивать свои национальные интересы. Мило Джуканович правил не волей народа Черногории, но волей США. Возможность США навязывать свою волю народу Черногории закончилась, и Джукановичу пора уходить.
А активная позиция МИД РФ, который от «сожалений» может перейти и к «осуждению», должна помочь Джукановичу думать и направить его мысли в правильное русло.
Примет он правильное решение — и у него всегда будет хороший дом на прекрасном черногорском побережье, в котором куда приятнее встречать старость, чем в камере Гаагского трибунала по бывшей Югославии.