Вы здесь

«Зов сердца» или «перст закона»?

С 1 сентября 2012 году в обязательную часть российской школьной программы четвёртого класса был введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), включающий в себя 6 модулей: основы православной культуры (ОПК), основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители школьников выбрали один из этих модулей для обучения своего ребенка. Как сообщили в Управлении общего образования, в четвертых классах обнинских школ обучается 1055 человек. Из них «Основы светской этики» выбрали 570 человек, ОПК — 460 человек и «Основы мировых религий» — 25 человек.

Поговорить о сложившейся ситуации мы решили с преподавателем Калужской духовной семинарии священником Виталием Шатохиным, который нынешним летом проводил курсы повышения квалификации для обнинских педагогов по предмету «Основы православной культуры» от Калужского государственного института модернизации образования.

— Каковы проблемы преподавания ОПК в обнинских школах?

— Я достаточно много общаюсь с родителями и детьми и могу сказать: у школьников нет никакого отторжения этого предмета. Они с большим удовольствием слушают о православии, и родители, как правило, это приветствуют. Но педагоги, относясь с большой подозрительностью к ОПК, воспринимают этот предмет, прежде всего, как средство воцерковления детей, а к Православной Церкви у них неоднозначное отношение. Выходит, отторжение «Основ православной культуры» исходит, скорее, от педагогов и директоров школ. Хотя на самом деле этот предмет более культурологический, нежели религиозный, а культурообразующим началом в России всегда была Православная Церковь. Поэтому ОПК не предполагает воцерковление, а лишь знакомство с православной культурой.

Насколько мне известно, не во всех учебных заведениях проводили анкетирование родителей — просто ввели новую дисциплину по умолчанию. Разумеется, речь идет об «Основах светской этики».

Между тем, ректор Калужского государственного института модернизации образования Татьяна Александровна Артемова на своем опыте убедилась: спустя некоторое время после введения в школах «Основ светской этики», значительное количество регионов отказываются от этого предмета и переходят на «Основы православной культуры». Дело в том, что педагоги и родители недопонимают, что такое основы светской этики. Обратившись к словарю, можно узнать, что этика — это раздел философии, философский предмет, изучать который в 4-м классе, считаю, рановато. В рамках этого курса перед ребенком ставят задачу самому философски обосновать, что такое добро, а что такое зло, и сделать выбор на основании этих философских выводов... Четвероклассник, в силу своего возраста, конечно, не может сделать такой выбор. Однако у многих родителей такое представление, что этика сродни этикету, правилам хорошего тона: как правильно сидеть за столом, как быть вежливым и т.д. Но это заблуждение: этика — философское обоснование нравственности, а этикет — правила поведения в обществе.

— То есть ОПК предпочтительнее для изучения в школе, чем этика?

— Культура — это язык. Человеку, совершенно не знакомому с православием, будет сложно понять язык этой культуры. Он никогда не сможет быть ее носителем, будучи не способным воспринять для себя эту ценность. Если ребенок не будет изучать «Основы православной культуры», то потом ему сложно будет освоить этику Достоевского, Толстого и Чехова: он не поймет целого ряда вещей, так как творчество классиков базируется на православном мировоззрении. И наша задача объяснить детям этот язык, раскрыть эти символы, эти знаки, показать их глубину, ценность, красоту. Будут они говорить этим языком или нет — их выбор. Но необходимо научить детей хотя бы считывать знаки той культуры, в которой они родились и живут.

— Да и сам школьный учебник «Основы светской этики», с позиции православного вероучения, не выдерживает критики.

— Чтобы почувствовать разницу между светской этикой и православным мировоззрением, нужно сразу отметить, во-первых, происхождение самих понятий. «Этика», «этикет», «этикетка» — однокоренные понятия, и они предполагают именно внешнюю форму поведения, некую вывеску, маску, за которой может скрываться все, что угодно. То есть светская этика не говорит о внутреннем содержании человека, да и не может говорить. Здесь мы входим в область духовной, религиозной жизни человека, совершенно не определимой, с точки зрения философии.

Приведу определение того, что такое «стыд», из школьного учебника «Основы светской этики» для 4-5 класса (издательство «Просвещение»), рекомендованного Министерством образования для преподавания в школах: «Это тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения окружающими людьми». Акцент в этом светском определении стыда делается на внешнее — осуждение людьми. А если человек делает что-то безнравственное тайком, например, изменяет супруге или посещает развратные мероприятия? Он не нарушает ничью свободу, никто его за это не осуждает, значит, он не должен испытывать стыда и угрызений совести? С этой позиции стыд уже можно рассматривать вообще как психическое нарушение, комплекс, от которого нужно избавляться. Кроме того, понятие «мораль» в этом учебнике тоже не раскрыто: там неоднократно оговаривается, что «мораль» — понятие трудноопределимое. А в качестве образца морали предлагается ориентироваться на... Конституцию РФ (?!). Вместе с этим на 34 странице авторы учебника задают четвероклассникам риторический вопрос: «Что значит быть моральным?» (15 урок) и здесь же указывают, что однозначного ответа быть не может. Согласитесь, когда в 4-м классе ребенок должен сам выбирать между добром и злом, при этом не понимая, что такое мораль, — это, мягко говоря, очень странно.

Ребенку необходимо четко осознавать, что такое добро и что такое зло. А стыд должен появляться не только тогда, когда тебя осудили люди. Нужно воспитывать в школьниках совесть и дать им понять, что есть незыблемые нравственные законы, заложенные в наши сердца Самим Богом, не зависящие от Конституции той или иной страны.

В указанном учебнике оговаривается, что Конституция — главный закон, основанный на моральных нормах. Однако наше законодательство сейчас активно дрейфует в сторону европейских ценностей, высшей из которых является свобода. Соответственно, зло — это то, что ограничивает свободу твою и окружающих, а добро — это то, что эту свободу расширяет.
Европейская страна, достигшая широчайших возможностей для проявления своей свободы — это, конечно, Нидерланды. В Гаагский суд по правам человека обращаются все, кто считает, что его права ущемлены. Но немногие знают: в Нидерландах официально разрешены легкие наркотики, официально разрешен однополый брак, официально существуют публичные дома, разрешены половые сношения даже в публичных местах и прочее. Неужели это образец нравственности?.. Выходит, мораль, критерием которой является свобода, — очень условное понятие, которое можно изменять, как угодно. В данном случае никакие моральные нормы не могут быть устойчивыми. И как здесь определить, что добро, а что — зло? Из истории известно: философы, которые вырабатывали этику как философскую науку, сами были и педофилами, и гомосексуалистами. Таких примеров, когда зло не ограничивает свободу другого и тем не менее является злом, может быть очень много. Я коснулся только одной из них.

Другое дело заповеди Божии. Если Моисей 3,5 тысячи лет назад, сойдя с горы Синай, произнес от имени Бога: «Не прелюбодействуй», — это звучит так же и сейчас, незыблемо. А светская нравственность в угоду современным ценностям, политике, может меняться как угодно. Это очень неустойчивое понятие.

— Кстати, Сократ руководствовался внутренним голосом, его даже называют «христианином до Христа».

— Да, называли. Кстати, он один из немногих философов, осуждавших педофилию в древности. И мы, христиане, говорим, что совесть — это голос Божий в душе человека.

И еще один момент. В учебнике приводится «золотое правило нравственности» в двух формах — отрицательной: «Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» — и положительной: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Отрицательная форма этого правила действительно была широко известна в древности, но положительная форма — призыв делать добро по отношению к другим — это слова Христа (см. Лука 6:31, Матфей 7:12), а это здесь нигде не указано. Здесь упоминаются математик Фалес, Конфуций и Сенека, но нигде не указано, что положительная форма — христианская.

— Чем изучение ОПК лучше изучения мировых религий?

— Я бы вообще не ставил вопрос таким образом. Кому-то могут быть чужды основы православной культуры, если он совсем не чувствует себя частью нашей культуры, ее носителем. Пускай изучает светскую этику, не так уж это и плохо. Но если говорить об «Основах мировых религий», то там конспективно дается религиоведческий курс, — опять же, это очень сложно. На своем опыте могу сказать, что по этому курсу мы пытались немного продвинуться в воскресной школе с детьми старшего школьного возраста: 15-16 лет. Сложные религиоведческие экскурсы подростки усваивали с большим трудом: огромный перечень понятий, совершенно новых терминов, которые в каждой религии — свои. Думается, ребенок в 11-12 лет не способен это усвоить. Было бы здорово, если бы родители выбрали для ребенка основы все-таки какой-то конкретной религиозной культуры. А в одиннадцатом классе человек, уже знакомый, скажем, с православной культурой или с любой другой, может конспективно познакомиться с другими религиозными традициями. Думаю, это будет полезно. Я видел учебник «Основы мировых религий», он рассчитан на старшеклассников. Мне сложно понять, как в четвертом классе можно усваивать этот предмет.

— Какова культурно-историческая роль Православия для нашей страны?

— В свое время для нашей страны Православие было всем. В монастырях горела духовная жизнь. Они были источником всего, что мы сейчас называем культурой. Там зародилась славянская письменность, летописание, риторика, философия, развивались различные виды искусства: иконопись, гимнография, книжная миниатюра, архитектура, церковное пение, оказавшее огромное влияние на последующую музыкальную культуру. Это если говорить о культурных элементах. Но, прежде всего, христианство говорит о любви к Богу и ближнему. Это коренным образом изменило и самих русских людей. Арабские летописи (они в этом случае интересны своим взглядом «со стороны») до крещения князя Владимира рисовали этого человека ужасным. Он действительно был большой женолюб, содержал большой гарем, и даже приносил человеческие жертвы — он был жестоким человеком. И то, как он изменился, благодаря христианству, — это образ того, как Православие преображает душу человека. Что было с нашим великим князем до крещения и что с ним произошло после — хорошо показывает, как повлияло христианство на русского человека. Это был достаточно жестокий варварский народ, который нередко занимался грабежом. Но под влиянием Православия было создано великое государство, великая империя и прекрасная этика, основанная на любви друг к другу.

Комментарии

Андрей Сигутин

Спаси Господи, дорогая Светлана! Несколько дней подряд порывался написать Вам письмо, да все подкидывают мне срочную работу. Послезавтра начало кинофестиваля "Встреча". Приятно вновь на сайте увидеть родные лица! smile