Вы здесь

В жаркий денек

– Как все- таки жарко этим летом, – сказала мама, обмахиваясь разноцветным бумажным веером.
– Мама, сделай и мне ветерок! – попросила маленькая Тонечка, придвигаясь поближе. – Я тоже совсем уже «зажарилась»!
– Странно, – задумчиво произнес Богдан, сооружая некое подобие веера из плотного бумажного листа, – почему движение воздуха вызывает ощущение прохлады? Вот и вентиляторы люди придумали. А я где-то читал, что воздух при этом остается той же температуры. Например, ветер в жарких странах называется так: «горячее движение пустыни». А жители там почему-то носят в жару теплые халаты и меховые шапки. Туркмены, например.
– Это ты неправильную книгу читал! – заспорила до того молчавшая Валя. – Давай мы сейчас на тебя теплый халат и шапку наденем и вентилятор выключим! Станет тебе прохладно?
Богдан не знал, что возразить. С одной стороны, он привык как-то доверять книгам, которые папа подбирал ему для чтения. А с другой стороны, действительно, несоответствие какое-то получается.
– Папа, – попросил он, поворачиваясь к отцу, слушавшему их разговор. – Объясни нам, почему так получается. Ты всегда так понятно все объясняешь…
– На самом деле вопрос не такой уж сложный, – отозвался отец. – Ты, Богдан, мог бы и сам догадаться. Дело в том, что воздух, приходящий в соприкосновение с лицом, от нашего тепла нагревается еще больше. Получается что-то вроде тепловой маски. Веер или вентилятор эту маску смахивает, лицо соприкасается с новыми порциями воздуха, отдает им свое тепло, и мы ощущаем прохладу.
– Так просто! – ахнула Валя. – А в пустыне? А теплые халаты и валенки?
– В пустыне воздух обычно горячее, чем человеческое тело. Значит, тепло передается уже не от тела к воздуху, а наоборот, воздух нагревает тело. Чем больше воздуха к телу прикасается, тем жарче человеку. Поэтому жители теплых стран носят плотную, а не легкую одежду, чтобы воспрепятствовать этому соприкосновению.
– Все-таки как-то трудно это представлять, – сказал Богдан, – в жару, да еще в теплом халате. Сколько градусов человек может выдержать?
– А помнишь, Богдан, как мы читали в Библии о друзьях пророка Даниила: Анании, Азарии и Мисаиле? За отказ поклониться идолу царь Навуходоносор велел бросить их в раскаленную печь. Пламя было таким сильным, что воины, бросившие юношей в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал Ангела Своего сохранить их среди пламени. И они пели, прославляли Господа. А когда вышли, оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежда и волосы не опалились, и запаха дыма не было от них.
– Так это же было чудо!
– Да, чудо, но вполне объяснимое с точки зрения законов физики. Вокруг нас совершаются дела Божии, и одно какое – либо из Его бесчисленных средств Он всегда может приспособить к любой нашей нужде. Кстати, это тоже слова из Библии, из Послания филиппийцам.
– Но при чем здесь физика?
– А вот при чем. Представь себе, английские физики Благден и Чентри проводили ради опыта целые часы в натопленной печи хлебопекарни. Они доказали, что при постепенном нагревании человеческий организм в сухом воздухе может выдержать не только температуру кипения воды (1000С), но иногда даже более высокую, до 1600 Цельсия. Правда, в рассказе из Библии такой постепенности не было, но это опять же дела Божии. Ведь Господь может для кого-то замедлить время, а для кого-то ускорить его. «Один день у Бога как тысяча лет, и тысяча лет как один день», – говорит Библия.
– И что, эти ученые физики – Благден и Чентри не погибли, когда залезли в хлебопекарную печь?
– Представь себе, они не получили никакого вреда для себя! А ведь в воздухе той печи, где они находились, запросто можно было сварить яйца или поджарить бифштекс.
– И все же, чем объясняется такая выносливость?
– Тем, что организм человека фактически не принимает такой температуры, а сохраняет температуру, близкую к нормальной. Он борется с нагреванием, обильно выделяя пот. Испарение пота поглощает значительное количество тепла из того слоя воздуха, который прилегает к коже. И в результате понижает его температуру. Единственное необходимое условие - тело не должно соприкасаться с источником тепла, а воздух оставаться сухим.
– И правда, я летом много раз замечала, что при сухой погоде жара переносится легче, – добавила мама.
– Конечно. Кто был в Средней Азии, знает, что там сравнительно комфортно чувствуешь себя при температуре 37 и больше градусов. А в Петербурге, наоборот, при 24 градусах человек обливается потом. Причина в том, что в Петербурге воздух постоянно влажный, а в Средней Азии – сухой.
– Дивны дела Твои, Господи!!! – воскликнула мама.

Комментарии

"человеческий организм в сухом воздухе может выдержать не только температуру кипения воды (1000С), но иногда даже более высокую, до 1600 Цельсия".

Температура кипения воды - 100 град.Цельсия. При 1600 град.Цельсия - кипят многие металлы.

Надежда, если при наборе текста Вы не нашли значок градуса, то лучше написать сокращенно словами, чем опубликовать существенную ошибку.

"Да, чудо, но вполне объяснимое с точки зрения законов физики."

Чудо Божье совершается не согласно, но вопреки законов естества. И объяснить его нельзя.

а почему же тогда при пожаре люди получают ожоги, если все так просто? "организм человека фактически не принимает такой температуры, а сохраняет температуру, близкую к нормальной. Он борется с нагреванием, обильно выделяя пот. Испарение пота поглощает значительное количество тепла из того слоя воздуха, который прилегает к коже. И в результате понижает его температуру. Единственное необходимое условие - тело не должно соприкасаться с источником тепла, а воздух оставаться сухим." При пожаре что воздух влажный? или тут соприкосновение с источником тепла?

Надежда Ефременко

Уважаемый Гость, читайте физику! ПРИ ПОСТЕПЕННОМ НАГРЕВАНИИ человеческий организм может выдержать огромную температуру, что доказано опытами ученых. А при пожаре где же постепенность? За внимание к рассказу спасибо.

Надежда Ефременко

Инночка, спасиБо. Мне кажется, в доступной форме о таких вещах надо рассказывать и детям, и взрослым, чтобы люди потом не восклицали, что наука и Библия опровергают друг друга. Ведь правда, при внимательном прочтении становится ясно, что как раз Библия намного опережает науку? А наука только со временем приходит к объяснению и подтверждению многого, о чем сказано в Библии. Меня всегда это поражало: то, что Библия так материальна, а наука ее только догоняет.