Вы здесь

Тайна соловецкого послушника

Повесть о преподобных Зосиме и Германе, Соловецких чудотворцах

ГЛАВА 1. В которой мы знакомимся с мальчиком, у которого было сразу два имени, его бабушкой и его таинственным дедом-художником.

Жил на свете мальчик, у которого было не одно имя, а сразу два. Вы спросите – разве бывает такое? Значит, бывает. И ничего странного и чудесного в том, что он имел целых два имени, не было. Просто этого мальчика звали Эдуардом, по-домашнему, Эдиком. А, поскольку имя это не православное, при крещении священник дал ему другое, православное имя – Зосима. Вот так и вышло, что у одного мальчика оказалось сразу два имени.
Жил Эдик, он же Зосима, в Москве, вместе с папой и мамой. Вот как-то раз вздумалось его родителям съездить отдохнуть за границу, в теплые края, на остров Кипр – в море покупаться, позагорать, а заодно и всяких заморских диковинок насмотреться. А Эдика на семейном совете решено было отправить погостить к бабушке. Не на юг, на Север. В город с необычным, небесным названием – Архангельск.

Первые дни в Архангельске показались Эдику сплошным праздником. Не видал он в пыльной, многолюдной Москве такого раздолья. Бабушка жила в собственном деревянном домике, на самом берегу речки Соломбалки. А по соседству, у самой воды, стояли другие, такие же деревянные домики, и жили в них люди, добрые да приветливые. И текла их жизнь, словно речка Соломбалка, тихо, без шума и суеты. Наверное, благодаря таким людям и идет по свету молва, что северяне – самые добрые люди на свете.
Эдик (впрочем, бабушка его все больше Зосимой называла) быстро подружился с соседскими ребятами, а также с бабушкиным псом Налетом и кошкой Мухой. И в речке Соломбалке с друзьями вволю накупался, и на самодельном плоту накатался, и позагорал, и рыбешку половил, и малины в бабушкином палисаднике вдоволь наелся. Да на каком Кипре найдется столько удовольствий, как в Архангельске?!

А потом вдруг погода испортилась, и зарядили проливные дожди. Новые друзья Зосимы засели по домам – кто за телевизор, кто – за компьютерные игрушки. А Зосима заскучал. Потому что ни видеокассет, ни компьютера у бабушки не было. Зато было много книг. В том числе – и старых - престарых, с переплетами, оклеенными мраморной бумагой и кожаными корешками. Попробовал было Зосима их читать, да только прочесть почти ничего не смог – вроде бы и по-русски там напечатано было, да такие буквы попадались, которых он никогда прежде в глаза не видел… А еще в бабушкином доме было много картин. С деревянными церквями и крестьянскими избушками, с оленьими упряжками, несущимися по заснеженной тундре, в общем, с северными пейзажами, чаще всего – зимними. Все эти картины нарисовал дедушка Зосимы – известный художник. Когда дома, в Москве, мама водила Зосиму в музей, там он тоже видел две дедушкины картины. И очень обрадовался, что у него был такой знаменитый дедушка. Между прочим, при крещении Эдику дали имя Зосимы в честь этого самого деда-художника, которого как раз и звали Зосимой. Но не только именем походил Зосима на своего деда, но и талантом – любимым его занятием было рисование. Поэтому родители собирались по осени отдать его в художественную школу – вдруг он тоже станет знаменитым художником, как и его дед?

Деда своего Зосима помнил плохо, потому что тот умер, когда он был совсем маленьким. Помнил только, как дед сажал его к себе на колени и напевал ему что-то про «соловецкую свет-дороженьку», которая золотом посеяна, серебром вымощена, а по ней течет речка медвяная в сахарных берегах. А ведет та дороженька «во церковь соборную», где «почивают угодники Зосима, да Савватий, да Герман». Больше ни от кого никогда не слыхал Зосима такой чудесной песни, похожей на сказку. Умер дедушка, и вместе с ним куда-то навсегда ушла и сказка.

Была в бабушкином доме еще одна необычная картина, вернее, не картина, а икона. Бабушка говорила, что ее тоже когда-то нарисовал, или, как говорят об иконах, написал, дед Зосимы. Правда, висела она не на стене, а в углу, а перед нею покачивалась на цепочках красная стеклянная лампадка. На иконе были изображены два человека в монашеских одеждах, а за ними виднелся остров, а на нем - монастырь, похожий на чудесный город князя Гвидона из пушкинской сказки. Перед этой иконой бабушка Зосимы молилась каждый вечер, а, возможно, и каждое утро, когда внук еще спал.
И вот, в дождливый летний вечер, когда бабушка, как обычно, зажигала лампадку перед иконой, а Зосима уже лежал в кроватке, он спросил ее:
-Бабушка, а кто это нарисован на иконе?
-Это Соловецкие святые - преподобные Зосима и Савватий, - ответила бабушка. – Ты когда-нибудь слышал о них?
Увы, ее внучек Зосима, хоть и звался в крещении Зосимой, о преподобном Зосиме Соловецком не знал ничегошеньки. И тогда бабушка рассказала ему историю жизни, или, говоря по-церковному, житие святого, имя которого носили и дедушка Зосимы, и он сам. А вместе с житием своего святого узнал Зосима и об одной тайне, связанной с его дедом-художником, имевшей удивительное начало и таинственный конец. Но, чтобы разгадать эту тайну, не обойтись без знания жития преподобного Зосимы Соловецкого. Поэтому сейчас я, по примеру бабушки мальчика Зосимы, расскажу вам житие преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. Правда, возможно, немного иначе, чем это сделала она. Постараюсь, чтобы рассказ мой получился интересным и занимательным. Однако, каким бы чудесным, напоминающим сказку, он вам не показался, знайте, что история преподобного Зосимы – вовсе не сказка, придуманная людьми, а рассказ о реальных событиях, происходивших давным-давно, причем не где-то, «в некотором царстве-государстве», а в краю том, в котором мы с вами живем.

ГЛАВА 2. В которой мы из ХХ1 века переносимся в ХУ век и знакомимся с монахом Зосимой и его другом Германом.

Более пятисот лет назад на берегу Онежского озера стояло село Толвуй. Жили в этом селе крестьянин Никифор со своей женой Варварой, перебравшиеся в эти края из славного торгового города Новгорода. Был у Никифора и Варвары сын Зосима. Об его детстве и юности известно немного – слишком уж много времени прошло с тех пор. Известно главное - то, что родители Зосимы были глубоко верующими людьми. Свои веру и благочестие они передали и сыну. А еще они позаботились о том, чтобы Зосима научился грамоте и полюбил читать книги. Надо сказать, что в те времена люди любили читать совсем иные книги, нежели те, что сейчас – не детективы, не фантастику, не романы, а жития святых и их творения. Поэтому, как бы сказали сейчас, любимыми героями юного Зосимы были не храбрые и жестокие воины, не славные и богатые цари, а святые. Прежде всего, монахи, уходившие в леса и пустыни, чтобы служить Богу. И по примеру святых, чьи жития так любил читать Зосима, он тоже решил стать монахом.
Недалеко от села, где жил Зосима, стоял Палеостровский монастырь. Когда Зосима подрос, он принял монашеский постриг в этом монастыре. О первых годах монашеской жизни Зосимы известно немногое, потому что жизнь монаха, как правило, небогата на события. Известно, что, после принятия пострига он жил «в пустынном месте» возле своего родного села. Но такой образ жизни казался молодому монаху недостаточно строгим – ведь он жил в родных местах, недалеко от своих родителей, и родственники и друзья нередко посещали его. «Если я живу так, в чем же мое отвержение мира?» - спрашивал себя Зосима и не мог найти ответа. Печалило его и еще одно – все, что он знал о монашеской жизни, он почерпнул из книг, потому что с ним рядом не было человека, который бы научил его монашеской жизни. Поэтому Зосиме оставалось только просить Бога о том, чтобы Он помог ему найти духовного руководителя, который наставил бы его, прежде всего собственным примером.

И Бог услышал его молитвы. В тех краях появился монах по имени Герман, родом карел. Познакомившись с юным Зосимой, Герман рассказал ему о своем друге и сподвижнике, умершем около года тому назад. Этот человек тоже был монахом и звался Савватием. Он был нездешним и пришел на Север с Валаамского монастыря. А до этого он долгие годы прожил на Вологодчине, в Кирилло-Белозерском монастыре, откуда ушел в поисках пустынной жизни, пока, после долгих скитаний, не нашел того, что искал, на необитаемом Соловецком острове посреди Белого моря. Рассказал Герман Зосиме и о том, как вдвоем с Савватием они решили поселиться на Соловецком острове. Как два дня плыли они к нему по морю, на небольшом суденышке-карбасе. А еще поведал о чуде, очевидцами которого стали они с Савватием. Дело в том, что местные рыбаки надумали прогнать монахов с острова, и один из них поселился там со своей семьей. Но Сам Господь указал, кому – монахам или мирянам - должно быть хозяевами на Соловках. Жене рыбака явились два ангела в образе светлых юношей и велели покинуть остров, предназначенный Богом для того, чтобы на нем жили монахи. А для острастки побили рыбачку прутьями. После этого чуда семья рыбака спешно покинула Соловецкий остров, и ни один местный житель уже не пытался поселиться на нем.

Преподобные Савватий и Герман прожили на Соловецком острове несколько лет в трудах и молитвах. Но потом Герману пришлось отправиться на материк на необходимыми припасами и вещами. Он думал, что расстается с Савватием ненадолго, а оказалось – навсегда. Сначала непогода, а затем – тяжелая болезнь помешали ему вернуться на Соловки.
Тем временем преподобный Савватий, получив от Бога известие о своей скорой кончине, решил покинуть остров, чтобы перед смертью причаститься Святых Христовых Таин. Бог помог ему осуществить это желание, послав ему и карбас, и попутный ветер, и священника Нафанаила, оказавшегося в то время как раз в том месте на реке Выге, куда пристал карбас Савватия. Причастившись Святых Таин, преподобный Савватий отошел ко Господу. После его кончины маленькому монастырьку, основанному Савватием и Германом на Соловецком острове, грозило запустение. Ведь больше не находилось людей, которые бы захотели поселиться в нем. Потому что стоял тот монастырь на необитаемом острове, и жизнь в нем была крайне сурова и тяжела.
Однако встреча Зосимы с преподобным Германом была не случайной. И по воле Бога именно Зосиме суждено было стать преемником преподобного Савватия и возобновить монашескую жизнь на Соловецком острове. Выслушав рассказы Германа, Зосима попросил его стать его наставником в монашеской жизни и вместе с ним отправиться на Соловки. Герман согласился. И оба монаха принялись готовиться к дальнему пути на Соловецкий остров.

В это время Зосима утратил последнее, что еще могло бы удержать его в родных краях – своих родителей. Как раз в это время его отец тяжело заболел и вскоре умер. А мать, по совету Зосимы и по обычаю благочестивых людей того времени, ушла в монастырь. Дом и оставшееся после родителей имущество Зосима раздал беднякам. Теперь он окончательно порвал с миром и был готов навсегда покинуть родные края, чтобы отправиться на далекий Соловецкий остров.

ГЛАВА 3. Где повествуется о том, какие опасности и труды ждали преподобного Зосиму на Соловецком острове, а также о том, как возник Соловецкий монастырь.

Итак, преподобные Герман и Зосима вместе отправились на Соловецкий остров. По милости Господней, море было спокойным, а ветер – попутным. Высадившись на берег, монахи стали искать место, на котором, по изволению Божию, можно было бы устроить монастырь. Наконец, подходящее место было найдено. Оно находилось недалеко от моря и отличалось необычайной красотой. Вдобавок, рядом было озеро, а также залив, годившийся и для ловли рыбы, и для устройства пристани. На этом месте монахи устроили шалаш и совершили всенощную, моля Господа и Его Пречистую Матерь помочь им в их пустынном житии.
На другое утро, когда преподобный Зосима вышел из шалаша, он увидел, что местность вокруг озарена ярким светом. Но это был не солнечный, а какой-то необыкновенный, более яркий, свет. Зосима посмотрел на восток и увидел большую и прекрасную церковь, как бы парящую над землей. Никогда прежде не видел Зосима ничего подобного. Объятый изумлением, он бросился к преподобному Герману. По лицу своего молодого спутника тот догадался, что тот увидел что-то необыкновенное. А когда услышал рассказ Зосимы об его видении, раскрыл молодому монаху его смысл: «не ужасайся, мой возлюбленный. И поверь, что через тебя, я думаю, Господь хочет собрать здесь множество монахов». После чего напомнил ему о чуде с женой рыбака, а также о тех словах, которые тогда сказали ей Ангелы: «на острове этом иноки жить будут, и соберется здесь множество братии». «Ныне же, - завершил преподобный Герман свой рассказ о чуде, очевидцем которого был он сам, - сказанное Ангелами должно исполниться вскоре. И основателем монастыря на месте этом хочет Бог сделать тебя, Зосима».

Так Господь открыл преподобному Зосиме будущее Соловецкой обители. А также то, что, по Его воле, именно он, Зосима, должен создать здесь, на пустынном безлюдном острове, монастырь, населенный множеством иноков. Казалось бы, разве по силам такое одному человеку? Но то, что не под силу совершить человеку в одиночку, становится возможным, если ему помогает Бог. Ведь, как сказал давным-давно, два тысячелетия назад, святой апостол Павел: «если Бог за нас, кто против нас?»
Однако до того, как на Соловецком острове возник монастырь, преподобным Герману и Зосиме пришлось много потрудиться. Вдвоем, не покладая рук, они рубили и корчевали лес, строили кельи, возделывали землю под огород. Разумеется, их труды чередовались с молитвой и сопровождались ею. Потому что Зосима и Герман знали – только с Божией помощью они смогут построить на Соловках монастырь.

Однако прежде чем это произошло, им, прежде всего преподобному Зосиме, пришлось перенести многие испытания и опасности. Однажды преподобный Герман решил отправиться на материк за съестными припасами и другими вещами, необходимыми для монастыря. К сожалению, он задержался, и из-за наступившей осенней непогоды не смог вернуться на Соловки. Преподобный Зосима остался зимовать на Соловецком острове в полном одиночестве. Вдобавок, у него почти не осталось съестных припасов. Таким образом, впереди его ожидала неминуемая смерть.
Если бы на месте преподобного Зосимы оказался современный человек, он, скорее всего, впал бы в отчаяние, принялся роптать на Бога и на того, «по чьей вине» он попал в беду. И такой человек непременно погиб бы, если не от голода, то от отчаяния и страха. Но люди того далекого времени в чем-то были мудрее нас. Преподобный Зосима знал, что спасти его сможет только Бог. Поэтому он стал молить Его о помощи. Каждый день, неотступно, он просил Бога не оставить его в беде. И верил, что, хотя по всем человеческим предположениям, ему не пережить эту зиму, Господь не даст ему погибнуть.

И Бог услышал его молитвы. Когда у преподобного Зосимы кончились съестные припасы, к нему неожиданно явились два незнакомца с тележкой, наполненной хлебом, мукой и маслом. Вручив все это Зосиме, они сказали ему: «возьми это, отче, и употребляй. А мы, если Господь повелит, позже придем к тебе». После чего исчезли. Тогда преподобный Зосима понял, что это были ангелы. Ведь в ту пору ни один человек не смог бы добраться до Соловецкого острова. Значит, надежда на Бога не обманула Зосиму. С благодарностью Богу принял Зосима Его дары. Благодаря запасу пищи, который принесли ангелы, он смог пережить зиму.
Но не только голод угрожал гибелью преподобному Зосиме. Нападали на него и демоны. Каких только устрашающих обличий не принимали они, чтобы испугать и погубить Зосиму. Но и тут молодой монах прибег к помощи Божией. С помощью молитвы и крестного знамения, которых бесы боятся, как огня, он прогонял их прочь. И «бессильная дерзость» демонов вынуждена была отступить перед силой крестного знамения, перед человеком, которому помогал Бог.

По весне на Соловки вернулся преподобный Герман. Причем не один, а с молодым рыбаком Марком, который остался там послушником, а позднее был пострижен в монахи с именем Макарий. Постепенно к ним присоединялись все новые и новые люди, желавшие поселиться в Соловецкой обители. Среди них был иеромонах по имени Феодосий. Теперь в монастыре появился свой священник. Тем временем строительство монастыря на Соловецком острове продолжалось. При этом в нем, помимо келий, была построена и деревянная церковь в честь Праздника Преображения Господня. Сейчас на этом месте стоит главный собор Соловецкого монастыря – Спасо-Преображенский. По имени его, Спасо-Преображенской, зовется и Соловецкая обитель. Трудно сказать, почему первый и главный храм Соловецкой обители получил свое название в честь именно этого Праздника. Возможно, в память о том дивном Божественном свете, в котором преподобному Зосиме предстал в видении дивный храм, как бы парящий над землей? И в котором когда-то предстал перед изумленными учениками в Своей Божественной славе на горе Фавор Христос-Спаситель.
Вот так, с нескольких деревянных келий и маленькой церквушки, построенных двумя монахами-пустынножителями на необитаемом острове, и начался Соловецкий монастырь. Видя его сейчас, или глядя на его фотографии, невозможно поверить, что когда-то, более пяти веков тому назад, все начиналось именно так – с маленького деревянного храма и нескольких келий на морском берегу. Но нынешние красота, величие и слава Соловецкого монастыря – доказательство тому, что Бог всегда помогает тем, кто, подобно основателям Соловецкой обители – Савватию, Герману и Зосиме, верит в Него, надеется на Него, и со смирением выполняет не свою, а Его волю.

ГЛАВА 4. Повествующая о том, как преподобный Зосима стал игуменом Соловецкой обители.

Итак, в Соловецком монастыре появился собственный храм. Однако, чтобы в нем можно было совершать Богослужения, его необходимо было освятить, а также получить от епископа антиминс для него. Кроме того, поскольку на Соловецком острове постепенно собралось около сорока монахов и послушников, необходимо было, чтобы монашеской общиной управлял опытный монах-игумен, который смог бы заботиться о ней как в духовном, так и в хозяйственном отношении. Поскольку Соловецкий монастырь в ту пору находился на территории, принадлежащей Новгороду, просить об этом следовало новгородского архиепископа Иону. И вот, по благословению преподобного Зосимы, один из иноков отправился в Новгород, к владыке Ионе, за антиминсом для нового храма, а также с просьбой послать в Соловецкий монастырь опытного настоятеля. Удивился архиепископ, когда услышал о том, что на необитаемом Соловецком острове возник монастырь. Но потом, поразмыслив немного, сказал: «невозможное для человека – возможно для Бога. Наше дело – начать, Божие же – завершить начатое. Да будет имя Господне благословенно во веки!» После чего исполнил просьбу Соловецких иноков – дал антиминс для храма, а также послал в монастырь опытного монаха – игумена Павла. Прибыв на остров, игумен Павел и освятил Преображенский храм.
Вам может показаться странным, что игуменом Соловецкого монастыря были назначены не преподобный Зосима или Герман, а совсем другой человек. И опять-таки, окажись на их месте кто-то из нас, мы непременно обиделись бы на то, что нас «обошли», «не заметили», «оказались неблагодарными». Но преподобные Зосима и Герман отличались одним свойством, редким даже в людях того времени – смирением. Они вовсе не хотели власти и славы. Ведь и Соловецкий монастырь они основали совсем не для того, чтобы управлять им, а для того, чтобы этим послужить Богу. Поэтому, когда в обители появился новый игумен, они встретили его с радостью и стали во всем подчиняться ему.
Но странное дело – бывает, что всю жизнь и изо всех сил рвется человек к власти, да так и не получает ее. Но неожиданно для всех дает ее Бог смиренным людям, которые вовсе не хотят ее, и даже не думают о ней. Не хотел преподобный Зосима управлять основанным им монастырем. Но вскоре именно ему все-таки пришлось стать игуменом Соловецкого монастыря. Потому что ни первый игумен – Павел, ни его преемники – Феодосий и Иона, не вынесли трудностей жизни на Соловках и покинули остров. Наотрез отказался стать настоятелем и преподобный Герман. Тогда монахи объявили преподобному Зосиме: «если и ты откажешься принять священство, то мы уйдем отсюда, а ты будешь в ответе за души наши!» И, ради любви к братии, пришлось преподобному Зосиме принять на себя новое послушание – настоятельское. Он отправился в Новгород, где архиепископ Иона рукоположил его в священники и назначил игуменом Соловецкого монастыря. А благочестивые новгородцы собрали для обители пожертвования – церковные сосуды, книги, одежду, съестные припасы. Каждому – от богатого боярина до простого человека – хотелось что-то пожертвовать на монастырь, и многие обещали и впредь помогать святой обители. Потому что уже прошла по северным землям добрая слава о Соловецкой обители и подвижнической жизни ее иноков. В особенности же - ее игумена – преподобного Зосимы.

ГЛАВА 5. В которой читатель найдет ответ на вопрос, почему перед Соловецким монастырем находится Просфорная часовня, а также узнает о том, кто помогал строить Преображенскую церковь, и как на Соловки вернулся преподобный Савватий.

Если вы посмотрите на фотографии Соловецкого монастыря, то непременно увидите поблизости от него небольшую часовню – белую, похожую на лежащую на блюдечке просфору. Как ни странно, эта часовня и называется «Просфорной». Потому что она была построена на месте, где, при жизни преподобного Зосимы, произошло чудо, связанное как раз с просфорой. А случилось оно именно в ту пору, когда преподобный Зосима, теперь уже священник и игумен Соловецкого монастыря, вернулся в родную обитель. С радостью встретила братия во главе с преподобным Германом своего нового игумена. На другой день преподобный Зосима отслужил в Преображенском храме Божественную Литургию. И, когда на ней он причастился Святых Таин, увидели все – священники и братия, что лицо его стало светлым, как лик ангела. А по храму разлилось благоухание, не сравнимое ни с какими земными ароматами. И иноки поняли, что в лице Зосимы Господь избрал для них самого достойного и лучшего настоятеля.

В это время в монастыре гостили некие купцы. После Литургии преподобный Зосима подарил им просфору и пригласил разделить трапезу вместе с братией. Но по дороге в трапезную купцы обронили просфору, и, как ни искали ее, так и не смогли найти. Занятые поисками, они опоздали к трапезе. Поэтому преподобный Зосима послал за ними монаха Макария. За ним увязалась монастырская собака и побежала по дороге к морю, опередив монаха. Вдруг Макарий увидел, что собака с громким лаем скачет вокруг какого-то предмета, лежащего на земле. Но, как только пытается схватить его зубами, из земли вырывается пламя. Подойдя поближе, он увидел лежащую на земле просфору. Подняв ее, Макарий пришел к купцам, позвал их на трапезу и, между прочим, спросил, не потеряли ли они что-нибудь по дороге из храма. Опечаленные купцы рассказали ему о потере просфоры. Тогда Макарий вручил им свою находку и поведал о случившемся. Придя в трапезную, Макарий и купцы рассказали о чудесном происшествии преподобному Зосиме и другим монахам. Узнав о чуде, все единодушно прославили Бога. А в память о нем, на месте, где инок Макарий нашел просфору, впоследствии, в 1855 году, и была построена белая часовенка, чем-то напоминающая просфору, и прозванная «Просфорной часовней».

Прошло время. И вот уже число иноков и послушников в Соловецком монастыре настолько увеличилось, что их уже не могли вместить старый Преображенский храм и старая трапезная. Тогда преподобный Зосима решил построить новую Преображенскую церковь. Однако, когда братия принялась строить новую церковь, на строителей прямо-таки посыпались всевозможные неприятности. Сперва, откуда не возьмись, налетели комары и мошки, и принялись жалить строителей. Когда же, с помощью дыма от разведенного костра их удалось отогнать, на стройке вспыхнул пожар, и начатая церковь сгорела дотла. Это напугало некоторых монахов. Но преподобный Зосима, знавший на опыте «немощные дерзости» демонов, которые всеми силами пытались помешать Богоугодному делу – постройке храма, не устрашился и не впал в уныние. Он сам отслужил молебен на месте пожара, окропил пепелище святой водой и своими руками заложил основание нового храма. Ободренные примером игумена, монахи снова взялись за дело. И теперь уже бесы больше не смели им вредить. Когда же, устав от работы, иноки-строители прилегли отдохнуть, то услышали, как на стройке кто-то словно продолжает рубить и тесать бревна. Это повторялось неоднократно. Тогда монахи поняли, что это ангелы невидимо помогают им строить храм. После этого чуда постройка новой церкви вскоре была завершена. Вслед за Преображенским храмом была возведена другая церковь – в честь Праздника Успения Пресвятой Богородицы, а также новая трапезная. Постепенно Соловецкий монастырь разрастался и наполнялся иноками и послушниками. И примером для всех их была подвижническая жизнь настоятеля монастыря – преподобного Зосимы.

Как уже говорилось ранее, даже став игуменом Соловецкого монастыря, преподобный Зосима остался все тем же смиренным монахом, каким был прежде. И он также продолжал трудиться наравне с простыми иноками, так что служил для них примером, как в молитве, так и в работе. Не забыл он и о своем предшественнике – преподобном Савватии, и решил перенести в монастырь его мощи. Для этого в 1472 году он сам отправился на Выг. Мощи преподобного Савватия были обретены нетленными и морем доставлены в Соловецкий монастырь, где были торжественно встречены братией и помещены в гробнице за алтарем Успенского храма. При этом, по молитвам к преподобному Савватию, исцелилось несколько больных. Между прочим, в это время в Соловецкий монастырь приехал тот самый купец Иоанн из Новгорода, которому перед смертью преподобный Савватий давал последние наставления, и который участвовал в его погребении. Позднее Иоанн подарил монастырю написанную в Новгороде по его заказу икону преподобного Савватия, которую поставили возле его гробницы. Так, благодаря преподобному Зосиме, преподобный Савватий Соловецкий вернулся в основанную им обитель. С тех пор в Соловецком монастыре установился обычай - два раза в день, после того, как завершалась служба в храме, игумен Зосима и вся братия приходили к гробнице преподобного Савватия, чтобы поклониться иконам Спасителя, Пресвятой Богородицы и его святым мощам. И преподобный Зосима часто обращался в молитвах к основателю Соловецкой обители, преподобному Савватию: «моли Бога о нас, недостойных, живущих в этой святой обители. Да твоими молитвами к Богу невредимы будем на месте этом, славу воссылая Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков». И, хотя преподобный Зосима не был знаком с преподобным Савватием при его жизни, это не препятствовало ему быть в молитвенном общении с ним.

ГЛАВА 6. Где рассказывается о поездке преподобного Зосимы в Новгород, об его встрече с боярыней Марфой-посадницей, а также о том, что такое настоящее счастье.

Как при жизни преподобного Савватия, так и при жизни преподобного Зосимы, находились люди, которые стремились причинить зло Соловецкому монастырю. Разумеется, они делали это не столько по своей воле, сколько по наущению злых демонов. Среди этих людей были и местные крестьяне, и слуги новгородских бояр. Они запрещали монахам ловить рыбу в озерах, как будто ее не хватало на всех, и всячески обижали и притесняли их. А некоторые даже похвалялись, что и вовсе выгонят монахов с острова, поскольку он принадлежит не монастырю, а Новгороду. Особенно же часто оскорбляли соловецких иноков люди новгородской боярыни Марфы Борецкой, которая вошла в историю под именем «Марфы-Посадницы». Хотя на самом деле Марфа не правила Новгородом, а была лишь вдовой посадника, но, благодаря своим знатности и богатствам, все-таки имела в нем большое влияние. И вот к этой-то сказочно богатой боярыне и другим новгородцам вынужден был отправиться за помощью и защитой преподобный Зосима. Отправиться, как смиренный проситель.
Архиепископ Феофил, к которому обратился за помощью преподобный Зосима, принял участие в судьбе Соловецкого монастыря.

Обещали помочь обители и новгородские бояре. Все, кроме Марфы. Узнав о приходе Зосимы, гордая боярыня велела слугам прогнать его прочь со двора, как последнего нищего. Преподобный Зосима по смирению своему не обиделся, но сказал своим ученикам: «настанет время, когда жители этого дома не будут ходить по своему двору, двери дома навсегда затворятся, и этот двор опустеет».
Тем временем архиепископ Феофил и новгородские бояре дали преподобному Зосиме грамоту на владение Соловецким островом, а также островами Анзер и Муксалма. Теперь Соловецкий остров становился собственностью монастыря, и никто больше не мог заявлять о своих правах на него. Помимо этого, знатные новгородцы собрали для монастыря богатые пожертвования. Тогда и своенравная боярыня Марфа сменила гнев на милость и тоже подарила монастырю земли из своих обширных северных владений. Пригласила она преподобного Зосиму и в свои хоромы на обед, позаботившись и усадить его на почетном месте, и накормить повкуснее. Но преподобный Зосима так и не притронулся к яствам и сидел на пиру, исполненный печали. Потому что на развеселом пиру новгородской знати он увидел видение, ужаснувшее его. Шестеро знатнейших бояр, беззаботно пировавших у Марфы, сидели без голов.

Впоследствии это видение преподобного Зосимы сбылось. В 1477 г. великий князь Иван Третий покорил вольный Новгород. И шестеро бояр, которых во время пира преподобный Зосима увидел обезглавленными, действительно, сложили свой головы на плахе. А несчастная Марфа-посадница в одночасье лишилась и двух сыновей, которые стали жертвами борьбы за власть между Новгородом и Москвой, и богатства, и свободы. Все это отнял у нее великий князь, а саму Марфу отправил в ссылку в Нижний Новгород. Говорят, что перед смертью она ушла в монастырь. А ее новгородские хоромы, как и предсказал преподобный Зосима, опустели и обезлюдели.
Печальная история, но поучительная. Сейчас говорят, что человек должен жить ради того, чтобы нажить богатство, хотя бы даже нечестным путем. Или ради славы, хотя бы недоброй и скандальной. Или ради того, чтобы иметь такую власть, чтобы смотреть на весь мир свысока, хотя бы при этом тебя не любили и уважали, а боялись и ненавидели. К сожалению, многие верят, будто это правда. И живут только ради денег, власти и славы. А потому, когда, как боярыня Марфа, внезапно лишаются всего этого, считают свою жизнь конченой. А вот святые, в том числе и преподобный Зосима, не имели богатства, славы и власти, и, тем не менее, были счастливы. Потому что они знали, что секрет настоящего счастья – совсем в другом. Только тогда человек по-настоящему богат, счастлив и спокоен, когда он живет по-Божьему, и с Богом. А без Христа – в душе пустота. 

ГЛАВА 7. В которой рассказывается о кончине преподобных Зосимы и Германа.

Долгие годы мудро управлял преподобный Зосима Соловецкой обителью. Ни единого дня, ни единого часа не провел он в праздности, без молитвы. Но, наконец, он состарился и пришло ему время умереть. К смерти преподобный Зосима приготовился заранее, как делали в те времена многие благочестивые люди. Сам приготовил себе гроб и выкопал могилу. Преемником себе назначил монаха Арсения. Простился с безутешной братией, поручив их Богу и Его Пречистой Матери. Умирая, он дал своим ученикам такое завещание: «…если будут угодны Господу дела мои, то не оскудеет святая обитель наша до скончания века и еще больше расширится. Но только храните вы любовь друг к другу и искреннее смирение, и к страннолюбию и милостыне прилежание имейте, без чего никогда не будет принят Богом. И пусть Господь Бог направит стопы ваши к исполнению заповедей Его, молитвами Пречистой Богородицы, и всех святых и преподобного отца нашего старца Савватия, и путь утвердит и сохранит вас Господь в любви Своей. И да будет известно вам: если обрету я благодать перед Богом, то обитель эта еще более расширится, и соберется здесь множество братии в любви духовной, и в телесных потребностях недостатка у вас не будет». После чего преподобный Зосима обратился к Богу с молитвой: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя в последний день, когда придешь судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его!» С этой молитвой на устах игумен Зосима почил о Господе. Это произошло 17 апреля (30 апреля по новому стилю) 1478 года.
Братия погребла тело преподобного Зосимы за алтарем Преображенского храма. На девятый день он явился иноку Даниилу и сказал, что Господь причислил его к лику преподобных. Спустя три года над могилой преподобного Зосимы была построена гробница. Теперь иноки Соловецкой обители приходили каждый день и к гробу преподобного Зосимы, прося его помощи и заступления. И не раз убеждались в том, что святой основатель Соловецкой обители не оставляет его.

Преподобный Герман ненадолго пережил преподобного Зосиму. Спустя год, в 1479 году, он отправился по делам монастыря в Новгород. Там, добравшись до обители, основанной преподобным Антонием Римлянином, преподобный Герман понял, что умирает. Перед кончиной он, как некогда преподобный Савватий, сподобился причастия Святых Христовых Таин. Из-за весенней распутицы ученики не смогли довезти его тело до Соловецкого монастыря, поэтому похоронили его на берегу реки Свирь, в часовни в деревне Хавроньино. Уже при новом настоятеле, игумене Исаие, в 1484 г., были обретены его мощи, оказавшиеся нетленными, и перевезены на Соловки. Так преподобные Зосима, Савватий и Герман снова оказались вместе, в стенах своей обители. До 1920 года мощи преподобных Зосимы и Савватия находились в Спасо-Преображенском соборе, а мощи преподобного Германа – в монастырском храме его имени. А в 1992 году, после возвращения в Соловецкую обитель мощей трех ее основателей – преподобных Зосимы, Савватия и Германа, они, теперь уже в одной раке, находятся в монастырском Благовещенском храме. Так и по смерти своей неразлучно пребывают в Соловецком монастыре его святые основатели – преподобные Зосима, Савватий и Герман. 

ГЛАВА 8. Где рассказывается о том, как преподобный Зосима продолжал помогать людям и после своей кончины, а также о тайне одного соловецкого послушника.

Вот теперь и вы, дорогие читатели, знаете, кем были преподобные Зосима и Герман, Соловецкие чудотворцы. Узнал об этом от своей бабушки и мальчик Зосима, тот самый, внук художника, о котором рассказывалось в самой первой главе. Заканчивая свой рассказ о Соловецких святых, бабушка Зосимы, между прочим, сказала:

-А знаешь, ведь после своей кончины преподобный Зосима много раз приходил на помощь людям…
-Да как же это так? – удивился Зосима. – Ведь ты же говоришь, что он жил давным-давно. Как же он мог кому-то помочь, если он умер?
-А точно так же, как другие святые, - ответила бабушка. – Ведь для святых не существует ни времен, ни расстояний. И они помогают тем, кто просит их о помощи. Вот, например, не раз бывало так – застигнет рыбаков на море буря. А говорят, «кто в море не бывал, тот Богу не молился». Смерть в глаза глядит – что тут делать, кто поможет? И начнут молиться преподобным Зосиме и Савватию. Глядь – а на карбасе вдруг неведомый монах появился и правит судном. А тут и буря вдруг стихать начнет… Или читала я, что был в старину такой случай – заболел у одного человека сынишка, да так тяжело, что никто не мог ему помочь. А человек этот очень почитал преподобного Зосиму и всегда жертвовал на Соловецкий монастырь. В тех краях жило несколько соловецких монахов, которые ловили рыбу для монастыря. И вот стал тот человек просить монахов, чтобы они помолились преподобному Зосиме об исцелении сына. Тогда один монах, особенно почитавший преподобного Зосиму, говорит отцу мальчика, как бы в шутку: «а ты продай мне его на Зосимино имя». Поглядел отец – а больной ребенок уже дышать перестал. Но он тоже верил, что преподобный Зосима может совершить любое чудо – не только больного исцелить, но даже мертвого оживить. «Бери его», - говорит он монаху. Тогда монах взял на руки мертвого ребенка и говорит: «теперь он не ваш, а преподобного Зосимы, основателя монастыря Соловецкого». И вдруг тот ожил…

-Так ведь это когда же все было? - не поверил бабушке Зосима. – Может, это и вовсе сказка?..
- Да нет, не сказка, а правда, - уверенно заявила бабушка. – Ведь это не только «когда-то давно» бывало, а и до сих пор случается. Между прочим, преподобный Зосима исцелил и твоего дедушку. И даже помог ему стать художником. А ты говоришь – «сказка»… Между прочим, твоему дедушке лет тогда было примерно, как тебе. Родители отправили его на Соловки по обету. Что значит «по обету»?

Видишь ли, когда твой дедушка Зосима был маленьким, он тяжело заболел, так что все думали, что он умрет. И тогда его отец и мать стали молиться преподобному Зосиме, чтобы тот исцелил его. И пообещали – если случится чудо и мальчик выздоровеет, они отдадут его в монастырь на год или два. В те времена многие люди по разным причинам давали такие обеты, поэтому в Соловецком монастыре жило много ребятишек. Называли их «годовичками», потому что чаще всего родители отдавали их в монастырь на год. Жилось ребятам в монастыре хорошо – монахи их не обижали, кормили, учили грамоте и ремеслам. Некоторым из них так нравилась жизнь в монастыре, что они потом просили родителей оставить их еще подольше. Иные и вовсе не хотели возвращаться домой, и оставались в монастыре послушниками, а потом и монашество принимали. Так вот, после того, как родители твоего дедушки Зосимы дали обет отдать сына в монастырь, он стал поправляться. И тогда отец отвез его в Соловки. В ту пору Зосиме шестой год шел, да только росточка он был маленького и после болезни ослаб, поэтому надумали монахи отправить его в иконописную школу – учиться иконы писать. Только, как ни старался твой дедушка научиться рисовать – ничего у него не получалось… Да-да, ты вот не веришь, а именно так все и было – не давалось ему рисование, да и все тут! Да еще ребята постарше над ним потешались, дразнили «неумехой». А он тихий был да робкий, заплачет, а они еще сильнее дразнятся, пока монахи не видят. Раз пошли послушники-живописцы в лес погулять. Взяли с собой и Зосиму. Набрели на большущий камень-валун, и решили над Зосимой подшутить – посадили его на камень, а сами поразбежались – слезай себе, как знаешь! Вот он и сидит на камне и плачет, а слезть боится – высоко. Вдруг подходит к камню старенький незнакомый монах и спрашивает его: «что ты плачешь, чадо?» Потом берет Зосиму на руки и снимает с камня. Поклонился ему Зосима в ноги, попросил благословения. Тот благословил его, а потом опять спрашивает: «скажи, чадо, какое у тебя горе?» Заплакал Зосима, потому что отец и мать его были люди бедные и больные. А еще – потому, что очень хотел он научиться рисовать, да вот никак не мог. Тогда монах, словно читая мысли Зосимы, говорит ему: «Добро, чадо. Да даст тебе Господь по сердцу твоему». Благословил Зосиму и исчез. А Зосиме вдруг так хорошо и легко на душе сделалось, что он плакать перестал, да и прилег тут же у камня. Тем временем мальчишкам-послушникам за их злую шутку совестно стало. И пошли они назад, чтобы Зосиму с камня снять и прощения у него попросить. Приходят и видят – лежит он возле камня на траве и спит, и улыбается во сне. А рядом с ним лежит кисточка, какой художники рисуют. Только откуда она взялась – о том и сам Зосима не знал. Так вот, после этого чуда Зосима стал так хорошо рисовать, что и ребята-насмешники, и монахи только диву давались. Прожил Зосима на Соловках послушником несколько лет, а потом его приметил один художник, в прошлом тоже выученик соловецких монахов-иконописцев, и взял в Питер, к себе в ученики. Так вот и стал твой дед художником. Писал он и иконы, и картины рисовал. А потом гонения на веру начались, и писать иконы небезопасно стало. Потому и пришлось твоему дедушке рисовать только одни картины. Только рисовал он не всяких там «красных вождей», а наш Север, все больше пейзажи. Потому что только так в те времена мог он напомнить людям о Боге, сотворившем всю эту красоту. И поведать о нашей земле, многими святыми обителями знаменитой, многими святыми прославленной...

-Бабушка, а что, преподобный Зосима действительно подарил дедушке кисточку? – спросил любопытный Зосима.
-Да, и дедушка твой хранил ее всю жизнь. Только после его смерти она куда-то пропала… Хотя, может быть, она и лежит в той шкатулке…
Зосима насторожился. Дедушкина тайна явно близилась к развязке. Сперва чудесная встреча с таинственным монахом, после которой робкий и неумелый крестьянский мальчик стал художником, потом чудом появившаяся и куда-то запропавшая кисточка, а теперь еще и какая-то шкатулка… Нет, сказка, или скорее, чудо, вовсе не умерли со смертью деда, а и поныне продолжали жить в его старом доме.
-Да-да, возможно, что именно она и лежит в той шкатулке, - оживилась бабушка. – Как же я про это забыла… Впрочем, как тут не забыть. Ведь твой дедушка велел мне передать эту шкатулку своему потомку по мужской линии, а сыновей у него не было, только дочь – твоя мама. Да и ты сколько уж лет не гостил у меня… Он не говорил мне, что лежит в этой шкатулке, просто сказал, что там – его завещание. Что ж, тогда получается, что твой дедушка завещал эту шкатулку тебе, Сима. Ведь ты – его единственный внук. А ведь я бы непременно забыла о ней, если бы не взялась тебе рассказывать про преподобного Зосиму…

С этими словами бабушка открыла ящик комода и, порывшись в нем, извлекла на свет небольшой квадратный предмет, завернутый в старинную шаль с орнаментом в виде птиц и виноградных листьев. Это оказалась деревянная шкатулка, обитая жестью с таким узором, какой оставляет на наших окнах мороз. Тут же обнаружился и ключик на цветном шнурке. Бабушка протянула шкатулку Зосиме, и тот, предчувствуя некую тайну, вставил ключик в отверстие и повернул его. Раздался мелодичный звон, словно внутри шкатулки был спрятан колокольчик, и шкатулка открылась. Теперь уже настал черед и бабушке изумиться. Внутри шкатулки лежала небольшая икона, изображавшая монастырь (теперь уже Зосима знал, что это был Соловецкий монастырь), на фоне которого стоял старец в схиме, казалось, ласково глядевший на Зосиму. Сбоку виднелась надпись: «преподобный Зосима, Соловецкий чудотворец». А рядом с иконой в шкатулке лежало еще что-то длинное и тоненькое, завернутое в кусочек батиста. И Зосима догадался, что это и есть та самая кисточка, которую подарил его деду преподобный Зосима.

Вы спросите, что же завещал старый художник своему внуку? На это можно ответить по-разному. Может быть, он завещал ему тоже стать художником? А может, он завещал ему нечто иное – свою любовь и свою веру – то, «что в любых испытаниях у нас никому не отнять»? Но на это пусть каждый из вас поищет и найдет ответ сам.
…В ту ночь Зосима видел сон, похожий на сказку. Может быть, он приснился ему потому, что под подушкой у него лежала шкатулка с дедушкиной кисточкой, а в головах стояла икона преподобного Зосимы – такого, каким когда-то, лет сто тому назад, увидел его дедушка Зосимы – в ту пору маленький соловецкий послушник. Снился ему монастырь, похожий на волшебный город князя Гвидона из пушкинской сказки, над которым в голубом небе летают белоснежные чайки. А из монастыря, по дороженьке, золотом посеянной, серебром вымощенной, идут навстречу Зосиме седой старенький монах и маленький мальчик в скуфейке послушника и сером подряснике со следами красок, и улыбаются Зосиме. А тот, узнав их обоих, протягивает к ним руки и говорит:
-Подождите меня! Вот скоро я вырасту, и тогда тоже приеду к вам! Непременно приеду!

Комментарии

Марина Алёшина

Матушка, повесть понравилась.
Серьезная работа, да и написано так, что детей заинтересует.
Какие у Вас планы насчет издания этого текста?
Православное имя Эдуард есть. Был благоверный король Эдуард в Англии, он канонизирован. Жил задолго до 1054 года.

Спасибо, уважаемая Марина! И за похвалу (эх, уже дуюсь от гордости! пых! пых! пых!) и за информацию насчет Эдуарда. Ну, в святцах-то наших его нет (как и Патрика Ирландского), а у меня просто начальник - Эдуард, вот и дала мальчику первое имя, что взбрело в голову. Кстати, эта вещь - слабая. У меня есть в этом жанре куда сильнее. Ужо попрошу повесить парочку. Кстати, сюжет взялся вот откуда - у нас в начале 20 века жил-был фотограф по фамилии Лейцингер (городской голова и владелец фотомастерской!). Ряд его фотографий переиздали альбомом. И у него есть групповая фотография соловецких послушников - самый маленький сидит на здоровенном валуне. Вот, собственно, откуда сюжет. Что до издания...планов никаких. Она издана в моей самиздатовской книжке "Пепел и Крест" (2008). Первоначально цикл рассказов о северных святых мне заказал один человек, священнослужитель, он планировал серию книг для детей, но издал только книгу о Св. Савватии (та еще хуже!), а прочие я у него назад забрала и деньги вернула, чтобы они были мои. 300 р. за рассказ (в 2005 г.) - для меня - не деньги. Может, если позарится на меня какое издательство, возьмет и такое. Пока желающих нет. Да и ладно - беда невелика. Вам спасибо - прочли такую пустельгу! Правда-правда, Вы просто не читали другого! Ну, ужо еще прочтете! Спасибо! Е.