Вместо эпиграфа:
Жало же смерти – грех…
Новый Завет, Первое послание к Коринфянам, Глава 15, Стих 56
Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
Новый Завет, Книга от Матфея, Глава 18, Стихи 6, 7
Грех – это яд. Есть доза смерти в нём…
Но яду больше – если не покаюсь…
Стократно больше – если оправдаюсь:
Я, дескать, не один в грехе таком.
Грех – это грязь. Всего один комок…
Но если грех как грязь осознавая,
Других я к этой грязи призываю –
- То попадаю в грязевой поток.
Грех – это хворь, пронырливый микроб…
Когда в грехе болезненно нуждаюсь,
Когда болезнью грешной наслаждаюсь –
- При жизни превращусь в ходячий гроб.
Грех – это страх и тайный жгучий стыд…
Когда за грех я брата осуждаю,
А сам грешу или грешить мечтаю –
- Мой тайный стыд меня испепелит…
Комментарии
Смерть как раз в грехе
Алекс, 25/12/2013 - 17:04
"Грех есть беззаконие" (1 Ин. 3, 4).
"Что такое грех?.. Это отступление от Бога живого и животворящего. Это измена, нарушение присяги, данной Богу при крещении. Это разорение святого, праведного и вечного Божиего закона, сопротивление святой и благой воле благого Бога. Это оскорбление вечной и бесконечной Божией правды, оскорбление великого, бесконечного, неизреченного, страшного, святого, благого и вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, перед Которым благоговеют блаженные души, святые Ангелы". Святитель Тихон Задонский
Вы очень прнавильно
Вадим Негатуров, 26/12/2013 - 17:38
Вы очень прнавильно, Алекс, говорите... Но Ваши слова не доказывают непосредственную связь греха со смертью. Если бы это было так (за грехом сразу бы следовала смерть согрешившего), на Земле бы живых не было))) Господь милостив, и почти всегда у согрешившего есть хотя бы толика времени для покаяния. А вот отсутствие раскаяния, упорство во грехе, оправдание греха - вот это как раз и приводит прямо и непосредственно к смерти...
Об этом и стих)))
СпасиБо! Храни Вас Господь!
Не соглашусь с трактовкой
Татьяна Бобровских, 25/12/2013 - 05:17
Не соглашусь с трактовкой "греха" в последнем катрене, когда Вы утверждаете, Вадим, что "грех - это...тайный жгучий стыд".
Поскольку стыд - это особое внутреннее нравственное состояние человека, при котором он может соизмерять свои поступки и согласовывать их с голосом совести, то говорить о том, что грех - это стыд - никак нельзя. Об этом же говорит и архимандрит Платон Игумнов:
Вообще, обратите внимание, что в настоящее время стыд как таковой в современном мире и даже современной психологией рассматривается как нечто угрожающее свободе личности. И поэтому должен быть изжит из недр подсознания как ненужный сдерживающий фактор. Поскольку состояние стыдливости подавляется большинством людей, то и сам грех в их понимании не является грехом. Поэтому в Вашем стихотворении допущена ошибка, по моему глубокому убеждению.
Извините за подробный "разбор полётов", но для меня, как психолога, тема стыда очень близка и потому я не могу пройти мимо допущенной смысловой ошибки.
С теплом, Татьяна.
А я, Татьяна, позволю не
Валентина Назарова, 25/12/2013 - 06:53
А я, Татьяна, позволю не согласиться с вами. Очевидно вы по молодости лет не ощущали этого жгучего чувства стыда, который испепеляет душу и вместе с тем не даёт человеку остановиться, покаяться, придти за помощью в храм или к тому же психологу. Сколько совестливых алкоголиков залезали в петлю лишь по тому, что совесть жгла их, а плоть просила огня. И вот так - между двумя огнями и погибают многие люди. Я по себе знаю - мне было пятьдесят лет, когда я впервые пришла в храм, а до этого жила в безбожии. И как трудно, даже уже окрестившись, отстать от пагубных привычек. Это как в народе говорят - из огня, да в полымя! Я думаю автор это имел ввиду.
Вообще, что касается
Татьяна Бобровских, 25/12/2013 - 07:06
Вообще, что касается "замученных совестью алкоголиков, которые залезли в петлю", то в нравственно-ориентированной психологии такое состояние называется "неразрешимым внутренним конфликтом", когда как раз голос совести совершенно заглушается "Наличным Я". У Тамары Флоренской это состояние очень хорошо описывается. Там ни о какой совести и речи нет, поскольку главенствует САМОСТЬ.
Алкоголизм - это всего лишь
Валентина Назарова, 25/12/2013 - 12:07
Алкоголизм - это всего лишь один из видов пагубных пристрастий у человека. А самости у нас у всех предостаточно. Гордыня - разве это не самость? Все мы сами с усами.
На Руси говорили: «В ком есть
Татьяна Бобровских, 25/12/2013 - 07:02
На Руси говорили: «В ком есть Бог, в том есть и стыд» Это как раз подтверждает то, о чём я пытаюсь сказать. Невозможно слить воедино грех и стыд - это диаметрально противоположные состояния.
В ком есть Бог, в том есть и стыд
Светлана Коппел-Ковтун, 25/12/2013 - 14:15
Конечно! Стыд - начало покаяния. Стыд - это голос совести, а она, как известно, жива, пока ей внимают. Если человек попирает свою совесть, то постепенно её голос умолкаетт. Стыд - это не грех, а счастье человека, спасительный луч света во мраке страстей.
Валя, я прекрасно понимаю о
Татьяна Бобровских, 25/12/2013 - 06:59
Валя, я прекрасно понимаю о чём Вы. Но я О ДРУГОМ, я говорю о подлинном стыде, о подлинном голосе совести. А вы говорите - о ложном стыде. Это разные вещи. Ложный стыд не даёт человеку прийти на покаяние, но в таком случае опять в стихотворении неправильно выстроена логическая цепочка. Голос совести - это по словам православного психолога Тамары Флоренской - голос Вечности, голос Божий. Никак нельзя назвать в таком случае алкоголика "совестливым", если он не раскаялся, а напротив, - совершил непоправимое - самоубийство.
Смею Вас заверить, что возраст в данном случае не имеет к делу никакого отношения.
Я вас обидела, упомянув
Валентина Назарова, 25/12/2013 - 12:21
Я вас обидела, упомянув молодость? Но я думаю, это большущее преимущество передо мною. Вы молоды и так уже мудры, разве это плохо? Можно только позавидовать чистоте мыслей и поступков. Я говорю о сугубо личном примере - в тридцатилетнем возрасте я уже достаточно нахлебалась греха и чуть было не утопла в нём, если бы Господь не вытащил меня из бездны. Но и сейчас, я ещё стою на глиняных ногах. Я не хвалюсь этим, просто говорю - как оно есть, ни больше, ни меньше. Простите, если задела вас.
Валя, мне часто приходится
Татьяна Бобровских, 27/12/2013 - 18:01
Валя, мне часто приходится отвечать на самые разные вопросы и потому я просто приучила себя отделять частное от объективного, личное от предмета разговора. Поэтому я считаю, что при объективном рассмотрении данной темы, возраст не имеет никакого значения. От того что я стану старше, само понятие "стыда" не изменится в природе вещей, так ведь? Никакой обиды не было, было - недоумение, вот и всё.
СпасиБо за беседу! Света и тепла Вам, дорогая Валентина!
Ключевое слово - "тайный". И
Вадим Негатуров, 25/12/2013 - 09:39
Ключевое слово - "тайный". И по себе, и по рассказам близких друзей знаю, что даже самый заклятый грешник испытывает стыд на уровне безсознательного: согрешил, чувствую, что это плохо, но заглушаю это чем-либо или убеждаю себя, что всё хорошо у меня, что все так живут, что много таких, которые хуже меня... И т.п.
И в конце концов - испепеление, петля, водка, деградация... Или обвинение других в своих проблемах. Или показное осуждение других именно за те грехи, которые ТАЙНО (и для себя, и для окружающих) являются также и моими (для темной стороны моей личности) вожделенными грехами. Специалисты мне рассказывали, например, что лучше всего психологию вора понимает тот следователь, который сам не состоялся как преступник)))) И т.д.
И лишь при обращении к Православию (а это самая честная система нравственных установок для человека, не скрывающая от него его же сущность) грех мой для меня самого обнажается и меня самого приводит в ужас, уже ничем не заглушаемый, кроме как истинным покаянием, признанием Христа как личного Спасителя и дальнейшим наблюдением "за путями своими" согласно христианской этике...
Именно такое понимание я хотел вложить в словосочетание "тайный жгучий стыд". Но Вы правы, Татьяна... Скорей всего, у меня это не получилось.)))
Стыд - это совесть, а не грех
Светлана Коппел-Ковтун, 25/12/2013 - 14:21
Да, получается смысловая ошибка. Стыд - это не грех, а последствие греха. Причем, не всегдашнее, к сожалению. Если посмотреть на грех, что лезет в нашу социальную жизнь ныне, - гомосексуализм, даже политический гомосексуализм, инцес, педофилия - стыдятся ли те, кто устраивает уличные акции с рекламой этих грехов? О, если бы они стыдились, было бы невозможным то, что есть ныне. В том весь ужас погружения во грех - утрата стыда.
Стыд - это совесть, а не грех.
Мысль автора понятна, но выражена она - некорректно, очень некорректно.
Скажем так, Вадим, не сам
Татьяна Бобровских, 25/12/2013 - 09:53
Скажем так, Вадим, не сам грех, а как возможное последствие греха - это стыд и т.д. Но только возможное, поскольку есть такой уровень бесстыдства, которое является следствием распада личности. Поэтому я конечно же понимаю о чём Вы хотите сказать читателю, но может быть как-то иначе выразить, не всё так однозначно и не тождественно.
СпасиБо за беседу, Вадим!
Радости Вам!