Вы здесь

Россия и море

Морская экономическая держава

 

Андрей Окулов

 

Сколько морей омывает Россию? Это в школе на географии проходят. Много. Моря теплые и холодные, широкие и небольшие. И выход в Мировой океан, который гораздо больше суши: 73 процента площади всей Земли.

Россия – самая большая страна на свете. Именно поэтому, многие из наших сограждан моря не видели никогда. Но их повседневная жизнь все равно зависит от моря, прямо или косвенно.

Казалось бы, что здесь нового? Но, представляется, что до сих пор многие этого не понимают.

 

Где водится камчатский краб?

 

Известно где – у берегов Камчатки. Но попытки акклиматизировать его в Баренцевом море предпринимались с тридцатых по восьмидесятые года. Неожиданно для многих, они увенчались успехом. В 2006 году популяция камчатского краба в Баренцевом море достигла 100 миллионов особей. Камчатские крабы добрались до побережья Шпицбергена и Норвегии. Норвежцы обеспокоены тем, что эти крабы нарушают экологический баланс в регионе, пожирая морских ежей, моллюсков и гребешков. Но рыбаки с удовольствием добывают пришельца, чье мясо является известным на весь мир деликатесом.

А что Россия? Та самая страна, что явилась инициатором расселения камчатского пришельца в новых морях? Озаботилась ли она переработкой и производством столь ценных и дорогих во всем мире консервов из этого животного? Ведь продажа консервов из мяса камчатского краба могла бы принести стране солидный доход. Это же касается быстрозамороженного филе мяса этого животного. Есть ли на побережье Баренцева моря хоть один завод по переработке крабового мяса?

Но сегодня многие считают, что добывать и продавать нефть проще и выгоднее.

 

Пришел невод с травою морскою

 

О полезных свойствах морской капусты известно многим. В российских прибрежных водах существуют обширные заросли ламинарии, как ее научно называют. Причем, ламинария, произрастающая в северных морях, считается самой полезной. Многие пренебрегают ею, хотя по содержанию йода, железа, магния и витаминов, она заменяет многие биологически активные добавки.

Водоросль анфельцию складчатую не только употребляют в пищу, используют для изготовления мармеладов и желе, но она еще и широко применяется в медицине.

Заросли водорослей в районе Курильской гряды являются  крайне важной зоной для развития  водорослевой промышленности. Многие медицинские препараты, которые сегодня закупаются заграницей, могли бы не только производиться в нашей стране, но и отправляться на экспорт. Не говоря уже о том, что на основе препаратов из водорослей российские фармацевты могли бы создать лекарства, не имеющие аналогов.

 Много ли сегодня в России предприятий, занимающихся переработкой ценных видов водорослей?

 

 

 

 

Зачем японцам Южные Курилы?

 

Народ, живущий на островах и не имеющий серьезных запасов полезных ископаемых, давно научился ценить то, что может дать мировой океан. Недаром, японская морская кухня известна во всем мире. Нелишне вспомнить и про большое количество долгожителей в Стране восходящего солнца. Во многом – благодаря морской кухне.

В конце войны Япония согласилась передать СССР Курильские острова. Но потом заявила, что Южные Курилы на японских картах не входят в Курильскую гряду. И на этом основании продолжает свои территориальные претензии к России. Пытаясь вбить клин между Японией и США, советы намекали на возможное возвращение двух островов, но американские базы все равно появились в Японии. Они находятся там до сих пор. Намеки и обещания оказались излишними. Остались лишь многолетние территориальные претензии.

Хотя Россия, пользуясь той же японской логикой, могла вспомнить, что на старинных русских картах в Курильскую гряду входил также остров Хоккайдо. Можно было бы «великодушно» отказаться от претензий на Хоккайдо в обмен на отказ японцев от претензий на Южные Курилы.

Практичный народ десятилетиями наблюдал за советской бесхозяйственностью. В столь богатой биоресурсами зоне не наладить производство по переработке даров моря… Японских браконьеров ловили постоянно, но вот наши рыбаки сами начали вывозить выловленных обитателей моря на продажу в Японию. Поскольку выгодно сдать добычу у себя дома не получается.

Но если бы это происходило только на Дальнем Востоке.

 

Свое  не отдадим, лучше купим у других

 

Сколько споров идет о вылове рыбы и квотах на ее вылов. Сколько разговоров о том, какая страна и какое количество, и каких сортов рыбы может выловить в данном секторе мирового океана. Заключаются договоры, игроки обвиняются в их несоблюдении. Выясняется: какие виды рыбы, и в каких морях, находятся в наибольшей опасности. Пограничная охрана охотится на браконьеров, спасая национальное достояние страны. Все правильно.

Но что, если государство не в состоянии переработать собственные морские биоресурсы? Что, если рыба, крабы и кальмары, выловленные нашими рыбаками, отправляются на переработку за границу? А потом возвращается на наши рынки, как товар. Который оплачивает наш потребитель.

Семьдесят три процента территории Земли занято водой. Люди, питающиеся морепродуктами, реже болеют, поскольку удовлетворяют потребность человека в минеральных веществах. В морских животных и растениях содержатся медь, фосфор, кальций, марганец, калий, магний, хлор, сера и йод. В мировом океане кальмаров больше, чем рыбы. Мясо кальмара считается более полезным для человека, чем мясо наземных животных: в нем очень высок процент белка, оно очень высоко  содержание микроэлементами фосфора, железа, меди, йода. Кальмар содержит витамин Е и селен, его мясо способствует выведению холестерина из крови.

Количество блюд, приготовляемых из мяса кальмара – огромно.

Сколько в России существует заводов по переработке мяса этих моллюсков? При должном подходе наша страна могла бы занять огромный сегмент рынка, торгующего мясом кальмара. Именно конечным продуктом, а не просто сырьем.

Мясо креветок также богато белками и содержит очень мало жиров. Оно  снижает уровень холестерина в крови и благотворно действует на сердце. Мясо креветок содержит кальций (для зубов и костей), калий (укрепляет сосуды, улучшает нервную систему), йод, цинк и многие другие. Известно, что народы, проживающие возле морей, более доброжелательны и уравновешены, чем их собраться из глубинки. Причина этого в том, что они постоянно едят морепродукты, богатые витаминами и минералами, столь необходимыми для организма человека.

Целебные свойства мяса трепанга известны со времен средневековья. За это его даже называют «морским женьшенем» Употребление трепанга в пищу способствует быстрому обновлению клеток и тканей тела.

Можно много писать о целебных свойствах ракушек, рыбы, крабов, водорослей, но это лучше сделают специалисты. Кухни различных приморских народов знают сотни, если не тысячи вкуснейших блюд из морепродуктов.

Когда автор увидел, как в России вареные креветки употребляют как закуску к пиву, он был несколько удивлен. Морской деликатес употреблять наравне с воблой и солеными сухариками?!

Хорошо ли мы осознаем ценность того морского богатства, которое даровал России Господь?

 

Выловить и продать, или растить, холить и множить?

 

Выращиванием рыбы в искусственной среде сегодня занимаются многие страны. Вот только знатоки предупреждают, что выращенная на специальных фермах рыба теряет многие из природных свойств и содержи больше вредных веществ, чем «дикая». Такую рыбу кормят комбикормами, в который входят витамины и гормоны, антибиотики и пестициды. Не случайно работники рыбных ферм не едят то, что вырастили, предпочитая дикую морскую рыбу. Рыба пангасиус, выращиваемая во Вьетнаме в большом количестве, импортируется во многие страны мира, включая Россию. Но из-за сообщений о том, что мясо генетически модифицированного пангасиуса содержит ряд вредных элементов, США, Канада и Япония принимают меры по ограничению поставок этой рыбы.

Норвежская рыба, поступающая в Россию с фермерских хозяйств, разделана и упакована очень красиво. Но в ней обнаружили большое количество металлов и вредных микроэлементов.

Тогда зачем Россия, обладающая доступом к несметным морским богатствам, закупает рыбу и морепродукты у других государств? Зачем российские рыбаки продают рыбу иностранцам?

У России недостаточно заводов по переработки рыбы, креветок, крабов, кальмаров и других даров моря. Да и существующие значительно устарели. Наши рыбаки с радостью сдавали бы свой улов на отечественные предприятия, если бы этих предприятий было достаточно. Если бы закупочная цена была достойной. Если бы дары моря перерабатывались в нужном объеме и на нужном качественном уровне. Ведь переработка морепродуктов могла бы стать практически безотходным производством.

Здесь и возможность изготовления комбикормов для животноводства и просто удобрений.

Несомненно, хищническая добыча рыбы и других морепродуктов есть зло. Но не является ли большим злом невольная отправка добычи на переработку за границу? Не пора ли озаботиться не только охраной и воспроизводством морских богатств, но также их грамотной переработкой?

Сегодня многим кажется, что добыча и экспорт нефти и других углеводородов есть быстрый прибыльный бизнес. Некоторые эксперты считают, что у России есть в запасе лет тридцать. Работы по поиску альтернативного топлива идут полным ходом, а запасы нефти не безграничны. Когда в 1991 году цена барреля нефти упала ниже 15 долларов, Советский Союз развалился: уродливая социалистическая экономика десятилетия работала благодаря торговле сырьем. Нефть может уже завтра оказаться никому не нужной, а морепродукты человек будет потреблять всегда. В большинстве стран Европы рыба и морепродукты стоят дороже мяса, но ассортимент их бедноват.

 Сдается, что если страна, обладающая огромными морскими биоресурсами, покупает рыбу за границей, то это – хуже, чем преступление. Это – глупость.