Вы здесь

Слухи о вреде раннего развития несколько преувеличены

Что я считаю ранним развитием

 

Существуют разные мнения насчёт раннего развития детей. С одной стороны, мода на него появилась уже давно, до сих пор с каждым годом растёт число всевозможных развивающих центров для малышей. С другой стороны, некоторые психологи считают, что это вредно. Попробуем разобраться…

Если называть развитием посещение «развивающих» кружков и центров, то вряд ли оно принесёт пользу ребёнку до трёх лет. Тем более если во время занятий в этих заведениях рядом с ребёнком нет мамы или папы, – тогда я тоже против такого «раннего развития». Потому что в этом случае малыш недополучает очень важного в таком нежном возрасте общения с родителями. Да и компетентность преподавателей в подобных центрах вызывает сомнения.

Также очень вредны для малышей так называемые «развивающие видеофильмы», которые не только угнетают детскую психику и сознание, но и портят зрение и, опять же, ограничивают столь необходимое в этом возрасте общение с близкими взрослыми.

Но если развитие ребёнка происходит в кругу семьи, в тесном общении с родителями или другими любящими взрослыми, то здесь нет никакой опасности, кроме одной: родительских амбиций. Все остальные опасения я считаю беспочвенными.

 

Чтобы малышу было интересно…

 

Почему же психологи бьют тревогу?

Основная причина: потому что в таком нежном возрасте ребёнка нельзя чрезмерно напрягать занятиями или подгонять, ибо развитие малыша должно идти постепенно, без резких скачков. И самое главное в раннем возрасте – дать ребенку три главные возможности: тесного общения с любящими родителями, возможность двигаться и возможность исследовать окружающий мир  (и самостоятельно, и со взрослыми). Вместо того, чтобы без конца показывать ему буквы, цифры, картинки и так далее. Полностью с этим согласна! Но вот только не понимаю, почему, например, те же самые буквы и цифры нельзя показывать время от времени. Чтобы ребёнок запоминал названия не только всех предметов, которые его окружают, но и букв, а чуть позже – цифр.

Например, можно уже годовалому малышу положить к игрушкам букву А. Мы же показываем ребёнку: «Это мишка. Это кубик. Это мячик». Абсолютно никакого вреда психике не будет, если мы ещё скажем: «Это буква А». Через неделю можно добавить другую букву, лучше гласную. Потом – ещё. Так малыш привыкнет к виду букв и будет их запоминать наряду с остальными окружающими предметами. Только буквы не должны быть слишком мелкими, чтобы ребёнок случайно не проглотил.

Знаю, что многие дети в раннем возрасте примерно так и выучивали буквы. А потом их благополучно забывали. Ничего страшного в этом нет. Если не поддерживать эти навыки – то ребёнок, конечно, всё забудет. Но если заниматься дальше – то можно постепенно научить малыша и читать.

Получается, что можно заниматься ранним развитием, не источая психику малыша. Для этого вся информация, которую мы хотим ему сообщить, должна даваться малыми порциями в виде игры. Так, чтобы ребёнку было интересно.

Если разумно подходить к вопросу раннего развития, включать его в естественный процесс познания ребёнком окружающего мира и игры постепенно, не теряя доверительного контакта с родителями, то никакого вреда психике быть не может.

 

Гонки за победами и достижениями…

 

Под разумным подходом к раннему развитию я подразумеваю наличие у взрослых чувства меры и отсутствие родительских амбиций и тщеславия. Понятно, что в реальной жизни полностью свободных от тщеславия родителей, наверное, не существует. Но нужно всеми силами души стараться его в себе побороть. Хотя бы ради ребенка. Ведь ребенка мы развиваем для его пользы, а не для того, чтобы похвастаться всем вокруг: смотрите, какие мы хорошие родители и какой у нас гений растёт! Остыньте, дорогие родители: все дети гении! Только не всегда получается сразу разглядеть, кто в чём гениален.

Именно родительские амбиции и тщеславие извращают идею раннего развития ради блага ребёнка, превращая её в никому не нужную гонку за победами и достижениями чад, в стремление во что бы то ни стало перещеголять остальных родителей, доказать всем (или хотя бы самому себе) свою родительскую состоятельность. И в этой безумной гонке часто забывают об интересах детей. Поэтому психологи и бьют тревогу. И правильно делают. Но только здесь нужно обязательно расставить акценты: вредно не само раннее развитие, а стремление родителей вырастить из ребёнка вундеркинда и удовлетворить свои амбиции.

 

Зачем рано учить читать…

 

Нужно ли учить малышей грамоте? Многие считают, что двухлеток учить чтению бесполезно, потому что они всё равно ещё ничего не поймут. Странный подход. С шестимесячным ребёнком мы ведь разговариваем, читаем стишки, потешки – для того, чтобы он научился родному языку. И нас не смущает, что малыш ещё ничего не понимает. В год или полтора ребёнку уже читают «Курочку Рябу» и «Репку». Тем более двухлетний малыш способен многое понять. А тексты он всё равно научится читать не раньше трёх-четырёх лет. И тогда уже станет способен понять прочитанное. Конечно, если это будет «Теремок», а не «Война и мир».

Одна из главных причин, почему стоит учить ребенка читать как можно раньше, –  ради формирования у него так называемой «врождённой грамотности». У маленьких детей образная (в основном – зрительная и слуховая) память развита очень хорошо. Когда человек читает с раннего детства, в его памяти бессознательно откладывается правильное написание слов и зарождается литературный вкус (конечно, если сами тексты «правильные» – без грамматических ошибок и стилистически грамотные). Поэтому, чем раньше ребенок научится читать и полюбит это занятие, тем грамотней он будет потом писать. В моем окружении очень много примеров, подтверждающих это правило. (Но, конечно, бывают и исключения. Если человек много читал в детстве, но неграмотно пишет, то, по-видимому, это связано или с плохой зрительной памятью, или с отсутствием лингвистического чутья. И наоборот – если читать в детстве не любил, а пишет грамотно, то значит очень хорошая зрительная память и (или) языковое чутье.)

Кроме того раннее умение читать весьма способствует формированию у ребенка любви к чтению, а значит – и всестороннему развитию личности. Эта любовь к печатному слову, мне кажется, появляется примерно лет в пять-шесть, если ребенок к тому времени уже хорошо читает. А если для него чтение – мучение, то о какой любви к мучителю может быть речь?

Но, конечно, чтобы малыш полюбил самостоятельное чтение, одного умения читать не достаточно. Для этого ещё нужны, как минимум, родительский пример (чтобы родители тоже дружили с книгой) и регулярное совместное чтение (когда взрослые читают детям вслух). Если всё это имеется, то очень велика вероятность, что и ребёнок подружится с книгой.

Да и учить читать ребёнка в два года намного легче, чем лет в пять-шесть (по своему опыту знаю). Мама для двухлетнего малыша пока ещё непререкаемый авторитет и одновременно «лучшая игрушка», и ребёнку, как правило, интересно всё, о чём она говорит. Необязательно, конечно, мама. Это может быть любой близкий взрослый (или даже старший брат или сестра), кому нравится заниматься с ребёнком. Но когда малыш подрастёт, у него появится много других интересов, и тогда обучение грамоте ему может показаться просто скучным.

Поэтому если есть желание и возможность организовать такие уроки-игры с малышом – очень хорошо. Если нет – тоже хорошо. Главное, не делать из этих занятий какую-то повинность – ни для себя, ни для малыша. Развитие ребёнка, приобретение определённых навыков (чтения, рисования и т.д.) не должно быть самоцелью. Лучше заниматься тем, что нравится в первую очередь взрослому. А если взрослому что-то нравится, то скорее всего он сможет увлечь этим и ребёнка. Столько всего интересного вокруг: можно рисовать и раскрашивать, вырезать и клеить, лепить, читать вслух, петь, танцевать, готовить, шить куклам наряды, что-то строить из кубиков или конструктора, играть в подвижные игры на свежем воздухе. И многое, многое другое. Общайтесь с ребёнком так, как и вам, и ему комфортно, удобно и приятно.  Чтобы малыш чувствовал, что он нужен и любим. Тогда и развиваться ребёнок будет правильно – и эмоционально, и интеллектуально.

Комментарии

Сергей Голубь

Я как то серьезно зарубился с немецкой школой и законодательством в целом, когда моему сыну пришла пора идти в школу. В семь лет. Я хотел чтобы в восемь. Тогда я думал, что это вредно. Просто здесь детей с семи лет загружают по максимуму. Школа, потом продленка, потом дома уроки на завтра. Летние каникулы полтора месяца. Казалось это контрпродуктивно. Мне не))) позволили и сын пошел в семь лет. Сейчас думаю, что это нормально. Детства конечно меньше, но таковы реалии. А человечек... человек привыкнет, человек ко всему привыкает.

К слову. Раньше я больше отвергал немецкую манеру жить, все как то по русски. Но со временем, не то что обнемечился , нет, сознательно стал делать. Особенно когда приехали беженцы. Им пофиг законопослушание до последней буквы, когда, например, переход дороги только на зеленый, без разницы есть на горизонте машина или нет. Немец на велике не поедет, если тормоза не проверит или осветительные, опозновательные примочки. А для ребенка - -  каску, флажок на длиннющем шесте. Иной раз кажется глупым следование правил там, где нет никого. Ан нет, не глупо. Такой народ. И порядок кругом. И заицы с белками прямо в городе живут. А за городом столько кабанов, косуль и оленей, что охотников нанимают, отстреливать. Вот я и стал также следовать закону во всем. Правда у семьи иногда вызываю смех)))

Так вот к теме. Немцы учат с детства уметь много работать. Но дело в том, что они учат еще как правильно и продуктивно расслабляться.

( Сразу говорю, я не коей мере ни кого не ругаю, ни кого не выделяю и не восхваляю. Просто мнение по теме от немца. Действительно хвалить немецкие законы и полностью следовать им я буду тогда, когда они перестанут голубых оправдывать. А пока я тяну руку «против» и детей учу. Это же касается всяких дьявольских игрушек.)

Людмила Громова

Да уж, нам, русским, в отношении законопослушания очень далеко до немцев. Не знаю, хорошо это или плохо, всё от конкретной ситуации зависит. Может быть, так сложилось, потому что русский человек всегда больше надеялся на Бога, на помощь Божию, чем на законы государственные.

А мне вспомнился случай нашего русского «авось». Мы с мужем ехали в машине, а впереди женщина, уже в возрасте, стала переходить дорогу в неположенном месте. Потом, видимо, засомневалась, что успеет перейти, и вернулась на обочину. Потом опять решилась и пошла… И опять вернулась… И тут вдруг с обреченным видом сама себе махнула рукой (типа: «эх, была-не была!») и всё-таки перебежала дорогу перед самой нашей машиной. Но как выразительно её мимика и движения отображали внутренние терзания между риском и благоразумием! Это надо было видеть!