И сказал ближний мне: «Хочу сесть тебе на шею и посидеть чуток». Что ответить?
С одной стороны, носить на шее других мне не в новость — могу и понести, если надо, если, действительно, нужда в том есть. Боль ближнего — моя боль, скорбь ближнего — моя скорбь.
С другой стороны, силы мои уже не те, и на шее уже сидят очень многие — осилю ли?
Примеряюсь к весу, который мне предлагают понести. Тяжко. Непосильно тяжко.
Примеряюсь к просьбе ближнего, проверяю, действительно ли нужда заставляет его обратиться ко мне.
Нет, лишь прихоть, банальнейшая прихоть. Если бы не так тяжело было нести уже лежащую на мне ношу, то, может быть, и не отказала бы. А так:
— Прости, ближний! Не могу.
Ближний надувает губу и чувствует себя обиженным и обманутым в своих лучших ожиданиях.
— Ну, прости, — говорю, — умру я иначе — понимаешь?
Не понимает. Его прихоть ему важнее моей нужды — нужды выжить.
— Ну это же не жизненно необходимо для тебя, — хочу сказать я ближнему, но он отрекся уже от меня, он уже заявил себя дальним, не желающим ничего слушать.
— Что ж, прости меня, ближний. Я, увы, не могу перестать быть для тебя ближним и оттого скорблю: мне болит твоя обида.
И все же, дорогой мой ближний, ты — неправ. Если бы ты просил о жизненно важном, необходимом, я бы бросилась исполнять твою нужду, не думая даже о своём безсилии. Но прихоть твою мне не осилить.
Я ведь нужна ещё тем, кто уже сидит на моей шее по нужде, а не просто из прихоти. Я должна их нести, понимаешь? Для них это жизненно необходимо, а значит, и для меня: я же для них — ближний.
Читайте также "Христос в нас"
"Какое ты дерево"
Комментарии
ответственность
Светлана Коппел-Ковтун, 03/10/2009 - 19:45
Да, совершенно верно, приходится брать ответственность, иначе разорвут на части. И разорвут вовсе не те, кто действительно нуждается. Но думать об этом, возможно, стоит не раньше, чем жизнь поставит перед тобой задачу.
На самом деле, выбор мы делаем постоянно. Даже говоря о нищих, все зависит от того, где ты живешь и как часто и в каких количествах их наблюдаешь. Их может быть так много, что твой кошелек станет пуст быстрее, чем тебе хотелось бы. А если так каждый день?
Все не так просто, как нам хотелось бы. Умение сказать "нет" - очень важное умение с точки зрения икономии :)
право другого человека на свою нужду
Светлана Коппел-Ковтун, 02/10/2009 - 14:31
Верно, Евангелие учит нас не застывать в своем эгоизме. В нашем сердце должно оставаться место для того, чтобы вместить нужду и скорбь другого человека.
Но фишка то именно в том и есть, что это самое право другого человека на свою нужду часто отрицают те, кто требует во что бы то ни стало исполнения своей прихоти. Именно они не видят другого рядом, не желают считаться с ним и его нуждой. Имеет место быть посягательство на другого человека: его жизнь и свободу, во имя своей прихоти. Им нет дела до тебя, твоих возможностей и потребностей, когда они требуют желаемого.
Это от эгоизма своего мы
Иван Нечипорук, 30/09/2009 - 19:48
Это от эгоизма своего мы спешим переложить свои прихоти на ближнего. И нужно подумать, как можно облегчить жизнь ближнего, не нагружая своими пустяками. Это притча, и надо её примерить на себя.
Да, все дело в эгоизме
Светлана Коппел-Ковтун, 02/10/2009 - 12:22
Люди настолько привыкают видеть себя в центре вселенной, что им и в голову не приходит, что другой человек может быть не в состоянии просто ответить тем же, что у него может быть совсем иное в центре.
Хорошо, с юмором об этом сказано в пословице: "Эгоист этот тот, кто любит себя больше, чем меня"
СпасиБо за отзыв, Иванко!
Немного о госпитализме?
Мария Коробова, 29/09/2009 - 22:46
Здравствуй, Светлана! (вот опять вспомнила, что мы вроде бы "на ты") Сначала мне показались построения твои чуточку парадоксальными, а потом дочитала и поняла мысль. - Кстати, тонкую весьма. Есть люди, злоупотребляющие нашими щелдрыми душевными движениями. Иногда себе отказываем ради немедленной помощи - отказываем себе в общении с детьми, в элементарном отдыхе, в прстой возможности "не влезать" очередной раз в вязкую и не очень-то драматичную чужую проблему. Писали лет десять назад о проблеме госпитализма - люди счастливы, что вышли из игры и рады перевесить ответственность на другого. - Речь может идти даже не о в буквальном смысле больных и немощных людях. Ты правильно определила: "прихоть, а не нужда".
Хотя зарекалась сколько раз и все равно кого-нибудь сажаю и несу некоторое время. "Учитесь говорить "нет" - кричат умные книжки, но последовать благому совету нелегко. Твое размышление, Светлана, - еще один довод в пользу разумного... - нет, не "разумного эгоизма", а именно "разумного альтруизма" - православному человеку нужно рассчитывать силы, чтобы помочь тем, кто действительно нуждается.
Жму руку. Если я что-то поняла не так, прошу извинения. Успехов!
Все так
Светлана Коппел-Ковтун, 30/09/2009 - 09:52
Способов злоупотребить много, каждый злоупотребляет по-своему.
Спасибо за отзыв, Маша.
Евангельское добро
Марина Алёшина, 29/09/2009 - 14:39
Что ж, по сути эта миниатюра - о добре евангельском и добре падшего естества. И если второе присуще всем людям, то пробиваться к первому приходится с трудом, и понятия о нем тоже насаждать в себе непросто. Приходится учиться жесткости, твердости, учиться говорить "нет" и идти против общепринятых мнений, которых много и в церковной среде. То есть - так труднее. Но, по святителю Игнатию, труд поиска воли Божией сопряжен с отрадой.
Благодарю за глубокомысленную миниатюру!
нелюбовь как проблема
Светлана Коппел-Ковтун, 29/09/2009 - 14:44
Для меня трудным является то, что став в позицию дальнего, ближний не понимает моей скорби о нелюбви, ставшей между нами. Попытки объясниться воспринимаются, как чувство вины. Такие люди не страдают от того, что не любят. Видимо, они просто не умеют быть по-настоящему ближними. А я, видимо, не умею быть дальней.
Надо вооружаться принципом: не обижаться, не жаловаться и не оправдываться. Никак не научусь я стоять на этих трех "китах"
СпасиБо за отзыв, Марина!
Спасибо, Света!
Ольга Клюкина, 29/09/2009 - 12:15
Такая важная сейчас тема "сидения на шее", одна из самых актуальных! Вижу вокруг пугающее количество великовзрастных бездельников, которые в 40-50 лет живут за счет матерей, да еще и трясут их на грудки. И так жалко несчастных старушек-пенсионерок, которые ведь из любви к своим детям потакали их прихотям. И теперь это привело к настоящим трагедиям! Увы, зачастую необратимым (если только не обратятся к Богу). Уроки, как важно говорить "нет" даже самым близким, родным людям - для их же блага. Ох, и трудные...
Знаешь Оля, я каждый день
Ирина Богданова, 29/09/2009 - 14:38
Знаешь Оля, я каждый день сталкиваюсь с тем, что потакают детям как раз не из любви к ним, а чтоб от них побыстрее отвязаться. Так проще.
А истинно заботящиеся о детях родители, воспитывают, как правило, в строгости и заботе о внутреннем мире ребенка и его нравственности.
Слышу голос истинного педагога!
Мария Коробова, 01/10/2009 - 22:36
Ира, это Маша, как всегда, влезла. Умница!!!
Увы
Светлана Коппел-Ковтун, 29/09/2009 - 12:21
Увы, обратиться можно только внешне или не до конца. Я вообще-то пишу о людях, уже "пришедших" к Богу, воцерковленных....
То есть, это тема наиболее актуальна именно в церковном кругу, где спекулирование необходимостью служить ближнему встречается нередко. Мы ведь наряжем свою ложность в красивые обертки, ибо знаем КАК НАДО, мы подменяем истину ложью...
А ближний, традиционно, это все же не родственник, а любой другой человек (и родственник возможно, но не обязательно), кто в тебе нуждается.
СпасиБо за отзыв, Оля!
Тоже
Ольга Клюкина, 29/09/2009 - 13:16
За неверующих и невоцерковленных тоже болит душа, Ваша тема всех касается...
Конечно :)
Светлана Коппел-Ковтун, 29/09/2009 - 13:26
Конечно :)
Господь учит нас, чтобы мы
Протоиерей Алексий Зайцев, 29/09/2009 - 00:33
Господь учит нас, чтобы мы были не только «просты как голуби», но и «мудры как змеи». Однако земные люди мудры только для стяжания земных благ, а духовные – для стяжания духовных.
Аминь, отченька!
Светлана Коппел-Ковтун, 29/09/2009 - 00:42
В самое сердце говорите Вы! Дай Бог научиться той самой мудрости и рассуждению! Храни Вас Господь!
В вопросе о помощи ближним,
Протоиерей Алексий Зайцев, 29/09/2009 - 00:10
В вопросе о помощи ближним, безусловно, хочется быть для всех открытым. Однако реальная жизнь часто заставляет становиться весьма разборчивым. Стяжание Царства Божия нередко уподобляется купле. Можно вложить Божии дары не туда куда следует – и останешься без прибыли.
СпасиБо!
Светлана Коппел-Ковтун, 29/09/2009 - 00:16
Да, есть о чем подумать, есть куда расти. Очень благодарна Вам!
Наша помощь - талант Богу
Протоиерей Алексий Зайцев, 28/09/2009 - 23:31
Что касается помощи ближних, то цель жизни православного человека – нести добро в окружающий мир (можно сказать: умножать добро в мире). Это наш талант, который мы приносим Богу. Только в этом случае наша помощь ближним в полной мере ценна и для нашего собственного спасения. Помощь которую мы направляем корыстным людям с иждивенческой идеологией – талант, который мы зарываем в землю. А он ведь мог бы принести и добрые плоды – отдай мы его другим, способным на благодарность и изменение к лучшему.
Так еще можно сделать акцент…
Верно
Светлана Коппел-Ковтун, 28/09/2009 - 23:54
сказано, о. Алексий! Но человек устроен как-то так, что сложно ему взвешивать: кому стоит помогать, кому нет. Даже думать об этом - больно. Сердце помогающего раскрыто навстречу людям, всем людям - без разбору. Как у Цветаевой "выхожу навстречу каждому ВСЯ", без остатка и без оглядки: всем и вся.
Сложность в том, что с одной стороны надо сохранить эту откртость всем, а с другой: не тратить силы и время попусту или, еще хуже, с убытком для Бога.
Где-то здесь раскрывается и тема бисера перед свиньями - одна из самых непростых, по-моему.
Тут ведь и есть суть, возможно. В каждом из нас есть истинный человек и ложный, требовать от других исполнения прихоти - уже знак того, что действует в человеке не лучшее в нем, а худшее. Истинная личность скромна и старается не обременять никого, даже при самой крайней нужде ей сложно вешать свои бремена на других.
Я, кстати, поняла, что христианство учит и в этом вопросе кротости и смирению, то есть при реальной нужде - просить о помощи и вешать бремя на ближнего можно и даже нужно. Христа ради в себе, чтобы не погибнуть. Или даже при не такой острой, но реальной нужде. А вот попусту напрягать ближнего - бесстыдство.
Страницы