Вы здесь

Почему Пушкин - христианский поэт

 6 июня, у нас был праздник: день русского языка и память Пушкина — прекрасного удивительного поэта, который для многих людей ассоциируется с русской культурой.

 

И это, в общем-то, правильно. Один известный сербский старец, Фаддей Витовницкий, говорил удивительную вещь. Он утверждал, что если бы он оглянулся на ту веру, которую он имел еще юношей, по сравнению с той верой, которую он имеет как старец и подвижник, то его юношеская вера была бы почти неверием (хотя он верил и тогда). Эти слова говорят о том, что вера в душе каждого человека растет. И растет она не от умножения знаний, но иначе.

Может быть, кто-то из вас помнит слова Паскаля, когда он советовал своему другу умножать веру не увеличением доказательств, а уменьшением грехов. И это правильно. Дело в том, что вера, по мысли Святых отцов, это присутствие Бога в человеке. И чем больше это присутствие, тем больше вера. Поэтому неудивительно, что Пушкин начала, середины и конца своего пути — это разный поэт.

Если юный Пушкин позволяет себе вольности в отношении религии, то Пушкин зрелый — это человек, который не так уже часто обращается к православной тематике, но в своем творчестве он являет этот мир православно. В том смысле, что он показывает, что христианство — это единственно правильный взгляд на мир, который охватывает все бытие целиком. Не частями, не кусочками, но целиком и полностью! Только в христианстве мы можем понять все: и почему собака похожа на своего хозяина; и почему кошка убегает от пьяницы и идет к любящей маме; и почему у добрых такие светлые лица, а на злых так страшно смотреть — только в христианстве мы можем все это понять.

И Пушкин — он христианин в своем творчестве не просто потому, что он иногда пишет о храмах или о монахах, или перелагает молитвы в стихотворный размер, нет. Он христианин, потому что он являет этот мир как христианскую красоту. Необыкновенную красоту Господню, где Господь лучится из каждой клеточки мироздания. Пушкин понимает, что искусство должно не просто служить каким-либо идеалам — народным, государственным, социальным или каким-то еще, вовсе нет. Но искусство — тот Божий дар, с помощью которого человек умножает свет на Земле. Поэтому оно имеет онтологическое значение, а не прикладное, и даже не просто нравственное. Хотя, чем человек нравственнее, тем выше и светлее то, что он создает.

 

Мне хочется вспомнить другого классика — ирландской литературы XX века, и завершить наш разговор его стихотворением. Потому что оно во многом отражает и то мироощущение, которое имел Пушкин.

 

Итак:

Все, что на свете грустно, убого и безобразно:

Ребенка плач у дороги, тележный скрип за мостом,

Усталая пахаря поступь и тучи осени грязной —

Искажает твой образ, цветущий в сердце моем.

 

Как много зла и печали! Я заново все перестрою —

И на холме одиноко прилягу весенним днем,

Чтоб стали земля и небо шкатулкою золотою

Для грез о прекрасной розе, цветущей в сердце моем.

 

(Йетс Уильям Батлер, «Влюбленный рассказывает о розе, цветущей в его сердце).

Комментарии

Цитата с одного ресурса:
Пушкин был сыном своего Отечества, своей культуры, своей веры и своего народа. «Вот почему мы, русские люди, — пишет И.А.Ильин в статье «Пророческое призвание Пушкина», — уже научились и должны научиться до конца и навсегда – подходить к Пушкину не от деталей его эмпирической жизни и не от анекдотов о нем, а от главного и священного в его личности, от вечного в его творчестве, от его купины неопалимой, от его пророческой очевидности, от тех божественных искр, которые посылали ему навстречу все вещи и события, от того глубинного пения, которым все на свете отвечало его взору и слуху… Пушкин был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных узлов».

Не случайно Провидению было угодно, чтобы именно простой народ бросил последнюю горсть земли на могилу того, кто его так любил и понимал – только крестьяне села Михайловского присутствовали на похоронах поэта в семейной усыпальнице Святогорского монастыря.

«Всепрощающая любовь и искренняя вера, ярко вспыхнувшая в его сердце на смертном одре, — пишет митрополит Анастасий, — озарили ему путь в вечность, сделав его неумирающим духовным наставником для всех последующих поколений. Нравственный урок, данный им русскому народу на краю могилы, быть может, превосходит все, что оставлено им в назидание потомству в его бессмертных творениях. Христианская кончина стала лучшим оправданием и венцом его славной жизни».

отец Петр ( из Конюшенной Церкви ) по выходу от поэта, после продолжительной исповеди, со слезами на глазах сказал, что хотел бы умереть так как Пушкин...
Последние слова Поэта были : в горнее, в горнее...

умножать веру не увеличением доказательств, а уменьшением грехов.

Актуальные для наших дней слова. Нынче ведь и собратья по вере упрощаются до того, что зачастую не в состоянии следовать в русле текста. Но это не та простота, к сожалению, в которую мы любим рядиться. Глупость - от душевной неразвитости развивается, от эгоизма и самодовольства. Бич времени - отупление. А причины его - обмельчание сердца.

Артём Перлик

Да, спасибо. Очень часто так и бывает. Упрощенческая тенденция весьма печальна. Одна замечательная преподавательница мировой литературы из университета моего города Ольга Даченкова на своих лекциях замечает например, что люди сейчас не читают высокую поэзию (Того же Пушкина) по двум причинам: 1.Отсутствие соответствующего образования для понимания. 2. Отсутствие той высоты жизненных устремлений, без которой невозможно приобщение  к поэзии. 

А потому редко кто может, подобно Довлатову, сослаться на переписку Пушкина с Вяземским, например, или на исследования поэта Лотманом... 

Ещё раз благодарю вас за комментарий!