Вы здесь

Моё десятихрамие

Это было в пасмурном октябре 2007 года. Той осенью умерла моя бабушка. После похорон и прочих малоприятных мероприятий её дети, то есть мой отец и его сёстры решили в 10 храмах заказать сорокоусты о новопреставленной Евдокии и определились с днём, когда они втроём проедутся по близлежащим приходам нашего благочиния. И хотя специально заказывать несколько сорокоустов одновременно нет особого смысла, так как во всех храмах совершается единое поминовение на единой Божественной литургии, но мои родные приняли решение сделать именно так. Учитывая, что в машине будет свободное место, я попросился в эту поездку с ними, так как я знал, что помимо горловских храмов будут посещены и храмы соседнего Дзержинска. А так, как я в то время хотел написать статью о Святом Макарии Великом (Египетском), именно дзержинский Свято-Макарьевский храм и стал основной моей целью поездки. И, казалось бы, в такой обыденной поездке, по прискорбному поводу, я попытался увидеть историю моего края, через призму православия.
Итак, серым пасмурным будним октябрьским днём мы отправились в путь. Мой родной окраинный посёлок находится в нескольких километрах от городка Артёмово дзержинского городского подчинения (до 1921 хутор Нелеповский). Проехав шахту имени Гагарина, спустились в балку, утонув в молоке тумана, а потом, преодолев резкий крутой подъём, мы попали в центр городка. И вот первая наша остановка – Свято-Пантелеимоновский храм, находящийся в переулочке, в сторонке от центральной улицы Первомайской.
Эта церквушка – первый мой храм, в который я вошёл, в прямом смысле этого слова (до 15 лет я ни разу не бывал в церкви, не считая моего крещения в младенчестве). Это был закат советской власти, на дворе было начало 90-х годов, и то был наш первый шаг. Помню, что ничем не примечательное снаружи здание (кроме маленькой луковки над входом, на крыше не было ни большого заметного издали креста, ни маковки), поразило нас внутренним великолепием, вся его центральная часть сверкала и играла красками. На лазурном потолке были большие, сверкающие сусалью изображения Святых и всё пространство дышало дивным непознанным светом, всё это заставляло учащенно биться сердце, а впечатления, полученного в то посещение, хватило на многие месяцы. В те времена, это был самый известный храм в нашем регионе, там служил отец Валерий, к которому со всех окрестных городов и посёлков привозили бесноватых на службы по болящим. Для многих сотен людей с исковерканными воинствующим атеизмом душами, собиравшихся на церковном дворе – это было первой встречей с духовной стороною бытия.Сам храм появился как молитвенный дом, освящённый в честь Святого Николая Мир Ликийского, ещё в 1911 году. Храм был приписан к Щербиновскому собору Феодора Стратилата (в безбожное время уничтожен властями). И, как водилось в Сталинское время, молитвенный дом в 1927 году был закрыт, в нём устроили столовую, все иконы и святыни были вывезены, их судьба, к сожалению, до сих пор не известна. И только в 1943 году, при немецкой оккупации, прихожанам удалось добиться разрешения на восстановление храма. Первая икона, которую в то время удалось отыскать и принести в церковь, была икона Святого Пантелеимона. Приняв это, как знак свыше, храм был освящён в честь этого Святого. Но в 1979 году храм сгорел, восстанавливать здание местные власти запретили (не исключался и поджёг местными атеистами). И тогда настоятель отправил в Москву делегацию из прихожан к самому Брежневу. Удалось получить разрешение и на восстановление, и даже на увеличение площади храма за счёт реконструкции. В наши дни здесь служит отец Николай, сын отца Валерия.
И вот наша новая встреча с этой примечательной церковкой. Пока мои родственники разговаривали возле свечного ящика и оплачивали сорокоуст, я прошёл в храм. Я медленно передвигался по старым скрипящим половицам, подходил к иконам, узнавая их, прикладываясь. От былого «великолепия» не осталось следа, не стало былого блеска и помпезности, которая тогда мне казалась доминирующей. Всё было так тихо, уютно, умиротворяющее. Зажжённые нами свечи добавили тихой атмосфере сердечной теплоты. Я был несказанно счастлив вновь побывать здесь, хмурые мысли ушли, щемило сердце от нахлынувших воспоминаний. В притворе мы видели проект, на котором начерчен план возведения куполов над зданием. (Хотя сейчас, после празднования 110-летия прихода, появился новый проект построить рядом новый типовой храм). А значит, рано или поздно я снова приеду туда, чтобы увидеть Свято-Пантелеимоновский храм в новом облике, порадоваться вместе с его прихожанами.
Мы сели в машину и отправились дальше.
Вот и Дзержинск, город, который носит имя главного чекиста, и при этом покровителем города почитается Святой Макарий. Сам Дзержинск образовался благодаря выселенцам из слободы Зайцево, которые в 19 веке образовали хутор Щербиновку. А позже Петром Горловым на землях хутора была заложена новая шахта «Чегарская копь» (недалеко протекает речушка с таким дивным названием Чегари, приток Кривого Торца, хотя на территории Горловки её называют Железная). Петр Николаевич любил Святого Макария и почитал его, как покровителя рудокопов. Поэтому и в Горловке, и в Дзержинске первые храмы были освящены в честь этого святого.
Итак: Свято-Макарьевский собор, вот он! Строгая колокольня, сверкающие маковки. В тот пасмурный будний день, собор был пуст. На территории возвышался гранитный памятный крест – знак того, что в 2001 году храм отметил 100-летие. Во дворе я испросил благословения у священника, чтобы сфотографировать иконы Св. Макария. Внутри светло, храм не очень большой, напоминает наш горловский Свято-Николаевский кафедральный собор, но в этом-то нет ничего удивительного, оба собора строились в одно время, в конце 19 века.
И как все храмы нашего края церковь закрывали в тридцатых годах прошлого столетия, были сброшены купола, снесена колокольня. Здание было отдано медицинскому техникуму. А когда в 1959 году удалось получить разрешение на восстановление, долго не могли начать ремонтные работы из-за вмешательства тогдашних властей. Говорят, что долгое время не разрешали поставить крест, а когда разрешили восстановить купол и колокольню, храм застроили вокруг многоэтажками, спрятав его от глаз. Когда мы въезжали в этот жилмассив, меня порядком удивило то, что вход в храм находится практически в десяти метрах от подъезда жилого дома. На протяжении многих лет Свято-Макариевская церковь оставалась единственной в Дзержинске.
За те полчаса, что мы находились там, я успел сфотографировать несколько образов покровителя шахтёров. В храме пять икон Святого Макария, все они написаны академическим стилем, одна из них – часть иконостаса. До сих пор жалею, что у меня не было хорошего фотоаппарата, и те фото годятся для фотоальбома, но к сожалению, недостаточно чётки, чтобы изготовить икону. Зато в храме удалось приобрести акафист с житием Святого Макария Великого Египетского.
После этого мы взяли курс на Горловку, проехали строящийся новый храм памяти погибших шахтёров, который будет освящён в честь Святого Клементия. Выехали из Дзержинска, пролетев через Майорск и уже через 15 минут въехали в Никитовский район нашего города. Никитовка – так в 19 веке назвали окраинную часть Зайцевской слободы в честь Никиты Девятилова, пользовавшегося заслуженным авторитетом у своих односельчан за незаурядные организаторские способности. И поэтому, когда в этих местах прокладывали Курско-Азовскую железнодорожную магистраль, то станцию, находившуюся в нескольких верстах от Зайцево, назвали Никитовкой. Станция очень скоро стала важным железнодорожным пунктом. На это указывает тот факт, что во время своей роковой поездки по Южнороссиии в сентябре 1888 года царская семья останавливалась здесь, встречалась с купечеством и промышленниками Никитовки и Горловки. Этот факт мне стал известен благодаря монастырским хроникам, наместник Святогорской общежительной пустыни игумен Герман (ныне причисленный к Собору Святогорских святых отцов благочестия) встречался с императором Александром ІІІ и подарил ему от имени всех насельников икону. Позже Никитовка разрослась, стала городком, который только в конце 40-х годов прошлого столетия стал Никитовским районом Горловки. Этим и объясняется, почему в одном не очень большом городе два храма освящённых в честь Николая Чудотворца.
И хотя прошло немало лет, Никитовка остаётся своеобразно-независимым микрорайоном в городе, заштатным купеческим городишком, со своим рынком, железнодорожной узловой станцией, со своим провинциальным бытом.
Итак, первый наш горловский храм – никитовская Свято-Николаевская церковь. В 1903 году в Никитовке был открыт молитвенный дом, освящённый в честь Святого Николы, но после октябрьского переворота в 1917 году, его закрыли. Позже его стали использовать как кинотеатр, и назывался он «Петровский», в 1980-х годах, я был в нём на киносеансе, не подозревая, что это бывшее святилище. Разрушено это здание уже в наши дни, буквально несколько лет назад. Последние фрагменты стен пока ещё можно наблюдать на пятачке между улицами Фадеева и Покидько (ныне, в конце 2011 года было принято решение на этом месте построить храм в честь Иверской иконы Божьей Матери)... Но тогда, когда верующим в 1950-х годах удалось организовать здесь приход, было ясно, какому Святому он будет посвящён. Несмотря на то, что я родом из этого района, церковь я бы сам не нашёл, она располагается в стороне от основной магистрали Артёмовского шоссе среди частного сектора, в Зайцевском переулке. Как говорят местные жители, это строение с небольшой усадьбой был некогда домашним очагом семьи Слипченко. Церковная община выкупила их жилище в конце пятидесятых годов 20 века и обустроила его под церковь, а чуть позже дом расширили за счёт боковых пристроек. Перед нашим взором выросло невысокое здание с маковкой и двумя луковками на крыше, небольшой церковный дворик. Внутри – сельский быт. Много старых икон в потёртых киотах, на полу домотканые половички. Я встретил знакомого священника (отец Дмитрий одно время сослужил вместе с отцом Сергием в Свято-Крестовоздвиженском храме). Атмосфера Свято-Николаевского храма незабываемо-своеобразна. Однажды, спустя пару лет я, будучи на отдыхе в Скадовске, посетил местный Свято-Ильинский храм. Первое чувство было – дежа-вю, потому что передо мною сразу же возник образ никитовского храма, то же уютное ощущение простого быта, и особая тёплая атмосфера.
После Свято-Никольского храма мы отправились в Калининский район. Проехав микрорайон Румянцево, миновали железнодорожные мосты, под насыпью справа исток реки Железная Балка, ручеёк несколько десятков метров бежит за нами вдоль трассы, омывая косы плакучих ив, а потом вдруг резко ныряет под асфальт и через коллектор вытекает на другой стороне, спеша к Кривому Торцу. Мы въезжаем в жилмассив Солнечный (405 квартал), до нашей цели рукой подать, но нам нужно объехать полквартала, чтобы проехав мимо райисполкома попасть на улицу Шепелева. Здесь на 405 квартале располагается церквушка Рождества Пресвятой Богородицы. Я уже бывал здесь ранее, но тогда внутри полным ходом шли отделочные работы, ведь храм в то время только открылся.
Он был основан недавно - в 2003 году - в помещении бывшей школьной столовой, находившемся в аварийном состоянии. Силами прихожан этой общины храм был благоустроен. Первая служба в новосозданном помещении прошла в престольный праздник - 21 сентября 2003 года. Уже через год храм украсился куполом. А в этот день, когда мы приехали, нам удалось оценить окончание отделочных работ. Светлый, хоть и не очень просторный для такого крупного жилмассива, храм. Большие иконы канонического письма. Сразу же в глаза бросается список Святогорской иконы Божьей Матери – одной из главных святынь Донбасса. Мы восхитились убранством храма, образами, резным иконостасом. В храме было оживлённо, наводили порядок женщины, что-то передвигали мужчины, несколько человек намечали на стенах роспись, чтобы не мешаться, мы не стали долго задерживаться и вышли. Церковный двор просторный, стоит колоколенка с билами. Я знаю, что епископ получил разрешение городских властей, чтобы рядом построить типовой просторный храм. В этом, 2011 году, он был торжественно заложен. Для многотысячного микрорайона – это очень важно. А мы поехали дальше, настроение было светлое-светлое, хотелось ничего не упустить, сохранить в памяти все детали поездки. А наш путь уже вёл нас в Калиновку.
В конце 19 века, на землях села Государев Байрак была открыта шахта Святого Андрея, рудничный посёлок к 30 годам 20 столетия разросся до того, что получил статус города. Своё название городок получил в честь всесоюзного старосты, который спускался в шахту Святого Андрея, где попробовал рубить обушком уголь, во время своего визита на Донбасс. И хотя Калиновка – до 1947 года тоже был отдельный городок Горловского района, но своего храма не имел. Поэтому местным жителям приходилось ездить в Байрак или (что значительно реже) в кафедральный собор в центр.
А хотелось создать свою общину. Церковь в честь Святой Марии Магдалины в Горловке была открыта в 2004 году в здании бывшего детского сада. Как говорят местные жители, благоустраивали его в первое время женщины и дети. Белили и красили, носили кирпич, корчевали заросли деревьев во дворе заброшенного сада. Полгода всего прошло с момента передачи здания общине и уже к 4 августа, в День Святой Марии Магдалины храм распахнул свои двери для всех мирян.
Мы въезжали с западной стороны, минуя ЦОФ Калининскую, проехав станцию Байрак, исток речки Лугань, а потом, после хитрых манёвров во дворах микрорайона, мы разыскали подъезд к церкви. К тому времени новый храм уже благоустроен и отличается от настоящего типового только невысоким потолком и отсутствием куполов на крыше.
Двор большой, просторный, на перекладине два била из кислородных баллонов. Мы вошли в здание, свечная лавка находится на первом этаже, вначале зашли туда, а уж потом поднялись по лестнице в сам храм. Но там велись строительно-ремонтные работы. Мы аккуратно передвигались по «центральному нефу», помещение светлое и просторное, иконостас в силу специфики здания невысокий, ясные бело-голубые тона преобладают во всём интерьере. Я узнавал храмовое убранство и некоторые иконы, которые я запомнил по фоторепортажу в «Вечерней Горловке», хранящийся у меня. Но на молитву нам не дали настроиться звуки дрели и снующие рабочие. Многие иконы сняты, понимаем, что работы ведутся по расширению помещения. Мы вышли из церкви и стали решать, ехать ли нам в Байрак или на Семидорожки. Решили – вначале в Байрак, ведь там находится старейший действующий храм на территории современной Горловки.
Дорогу на Байрак спрашивали несколько раз. Проехав шахту имени Калинина, съехали на плохонькую дорогу и из урбанистического пейзажа резко вписались в сельский ландшафт. Мгновения назад у нас за спиной виднелись копры, а через минуту уже мелькали изгороди из дикого камня, дощатые скособочившиеся заборы, заколоченные и полуразвалившиеся домишки. За заборами виднелись то покосившиеся саманушки, то мазанки, то дома из камня, то добротные кирпичные.
Село Государев Байрак на картах появилось в 1754 году, образовалось оно на месте запорожских зимовников, по одной из версий в этой местности останавливался на привал царь Пётр, возвращавшийся из азовского похода в 1696 году. В Горловке считается, что именно здесь он изрёк слова о каменном угле, когда увидел его горящим в костре: «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет». (Но, дончане считают, что это Пётр говорил на берегу Кальмиуса, а лисичанцы утверждают, что в районе Лисьей Балки). Поначалу в слободе расселили солдат девятой роты (и поселение поначалу так и называлось - Девятая Рота), но после набега ногайских татар, село было вырезано и сожжено, уцелела малая часть жителей. Поэтому в 1770 году, по указу Екатерины Великой на эти земли были переселены православные валахи, которые расселились по берегам речушек Лугань и Вошивая. В 1793 году в селе был построен первый Свято-Вознесенский храм, который был деревянным, но уже через несколько лет, рядом с деревянной церковкой была начата постройка нового здания и нынешняя каменная постройка относится к 1824 году.
И вот мы попали в центр слободки, просторная сельская площадь, мы подъехали к храму. Обнесенный каменной оградой церковный двор был тих и безлюден. Крестообразный храм поражал своими толстыми, более 1,5 метра стенами и отсутствием куполов. Может быть, эти массивные стены и послужили спасением храму в 30-е годы? Подумав об объёме работ, чтоб стереть его с лица земли безбожники испугались и удовлетворились поруганием. Кстати, семью священника отца Николая, ставшего на защиту храма уничтожили, не пожалев детей. Ограбленный и закрытый в 1936 году Свято-Вознесенский храм был лишён и колокольни, и купола, были разбиты и вывезены колокола, внутри было устроено зернохранилище. И только оккупационные власти в 1942 году разрешили возобновить службы в заколоченной церкви. После освобождения Донбасса храм больше не закрывали, но восстановить купол и колокольню не разрешили. Сейчас, когда я описываю наше «путешествие», над Свято-Вознисенским храмом возвышается синий купол с золотистой маковкой, который теперь виден издалека. Ну, а в тот раз мы приехали, когда храм был ещё под нехитрой железной крышей с простым крестом. Мы поднялись на высокое крыльцо, церковная дверь была закрыта на большой амбарный замок. Горько, я так мечтал увидеть этот храм, моя мечта была так близка к осуществлению, но увы… Я прикоснулся к колоне над папертью, пытаясь ощутить тепло рук, которые созидали этот храм более 180 лет тому назад. Окинув взором дворик, заметили несколько пристроенных к ограде помещений. Мы спускаемся и идём к хозяйственным постройкам, в одном из кирпичных «сарайчиков» обнаруживаем канцелярию, где мы благополучно заказали сорокоуст у женщины-казначея. С чувством сожаления покидаем Байрак, через всё село и Калиновку мы едем в Новогорловку, вернее на Семидорожки.
Проехали гигант химической промышленности – концерн «Стирол», повернули с улицы Горловской дивизии на Енакиевскую трассу и сразу же остановились возле двухэтажного здания, здесь, в бывшем общежитии гороно, располагался храм Спаса Нерукотворного. А в это время, через дорогу, на том месте, где ещё несколько лет назад стояло здание ПТУ №10, уже воздвигался типовой храм и здание духовного центра. Но строительство только в разгаре, а тогда церковная община проводила службы в этом невзрачном сером «под шубу» здании. В моём родном микрорайоне располагаются два подобных строения, в которых размещаются общежития, и в которых нам приходилось бывать, а средней сестре моего отца - Валентине пришлось пожить не один год. Поэтому, никогда прежде не бывав здесь, мы вошли в здание, прекрасно ориентируясь в нём.
Свечная лавка и библиотека располагались на первом этаже, зашли сперва туда, купили свечи, подали записку и поднялисья на второй этаж. Зал, где проводились службы, располагался сразу в нескольких условных помещениях. В одной из комнат убрана перегородка и был установлен иконостас, клирос располагался практически в «коридоре». Много больших новых икон, но встречались и старые, потемневшие образа, старинные репродукции икон и даже старые потемневшие холсты. За окном центрального «нефа» - балкон, на котором висело несколько малых и средних колоколов. Чуть позже, на следующий год, мне удалось побывать в этом храме на службе. Это была суббота, людей было много, особенно радовало большое количество детей. Атмосфера, царящая на службе была замечательная, за год внутри временного храма не произошло никаких изменений, зато на созидаемом храме через дорогу уже были установлены купола, храм белили и готовили к скорому освящению, на которое ждали Блаженнейшего Владимира. Сейчас этот храм – истинное украшение Новогорловки, по-моему, если я не ошибаюсь, в 2008 году он был назван самым красивым храмом Донбасса.
Осмотревшись, мы вышли на улицу, окинув взором строительство, сели в машину. И вот мы отправились в центр Горловки. Проехали посёлок Солидарности, миновали насыпь, которая служит мостом над речушкой Корсунью. Ещё в 1943 году, отступавшие итальянцы взорвали мост через эту реку, в районе хутора Стенки. И местным жителям приходилось ходить 2 километра, чтобы перейти водную преграду вброд. Нынче эту речку спокойно перепрыгнет ребёнок.
А мы, выехав с улицы Горловской Дивизии, попадаем в Центрально-Городской район. Не смотря на то, что мы проезжали через площадь Восстания, в кафедральный собор решено было не заезжать, потому что отец уже наметил три следующих храма. И всё равно, я не могу обойти вниманием это православное сердце Горловки стороною, кратко расскажу об этом соборе.
В 2005 году Свято–Николаевскому кафедральному собору, главному храму нашего города исполнилось 100 лет.
Как я уже упоминал, первым храмом рабочего поселка Горловка была домовая церковь Святого Макария, устроенная в «новом» здании горного училища имени С.С. Полякова, которая была освящена в честь покровителя горняков в 1891 году. Но Свято–Макарьевская церковь, рассчитанная на триста человек, не могла удовлетворить духовные потребности крупного рабочего поселка. Поэтому на большие праздники множество мирян были вынуждены добираться либо в Зайцево в Свято–Покровский храм, либо в Государев Байрак в Свято–Преображенский. А потому уже в 1893 году Обществом Южнорусской каменноугольной промышленности было выделено на постройку новой церкви 66 тысяч рублей. И в том же году храм был заложен. Достраивался храм уже за пожертвования рабочего народа. 9 мая (ст.ст.) 1905 года храм был освящен в честь Святого Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Первым настоятелем храма стал о. Михаил (Муравьёв) священник Свято–Макарьевской церкви (примечательно, что имя этого священника, встречается в житии Иоанна Затворника Святогорского, переизданного в начале 20 века, где отец Михаил свидетельствует о чудесном исцелении, его запись датирована 1903 годом). В новом просторном храме были две особо почитаемые иконы: икона св. Николая Мирликийского Чудотворца, освященная на мощах святого в городе Бар, а также чудотворный образ Божьей Матери – Тихвинская: это с ней во время эпидемии холеры в начале 1917 года жители Горловки ходили по поселку крестным ходом и страшная эпидемия отступила. С тех пор икона Божьей Матери Тихвинская – почитается как покровительница города.
Спустя годы пришла более страшная зараза – безбожие. В конце 20-х годов храм был закрыт, купола снесены, разрушен притвор, в оскверненном помещение церкви разместилась лаборатория «Донэнерго».
Началась война, и оккупанты в 1942 году разрешили прихожанам Горловского района восстановить поруганные храмы, в их числе и Свято–Николаевская церковь вернулась к Богу и людям. После войны Сталин не посмел закрывать православные храмы, и хрущёвские, и брежневские гонения на церковь обошли этот храм стороной, и даже в 1980 году в церкви был освящен второй придел в честь Никона Радонежского Чудотворца. Так эта церковь стала собором. А 15 лет назад, когда Донецкая епархия была разделена на Донецко-Мариупольскую и Горловско-Славянскую, Свято–Николаевский собор стал кафедральным.
В эпоху перестройки в 1989 году была проведена реконструкция, восстановили купол и заново возвели колокольню, после чего собор принял тот вид, в котором мы могли его созерцать до 2009 года, когда перед приездом Патриарха Кирилла и колокольню, и купол реконструировали. Год назад в храме заменили старый иконостас, новые образа академического письма и резьба по дереву украшающая новый - авторская работа мастеров из Луцка. Работы по реконструкции территории храма продолжаются и сейчас, когда я пишу эти строки.
Даже когда в городе открываются, слава Богу, новые храмы, Свято-Николаевский собор остаётся любимым и способен собрать на праздники тысячи мирян.
А мы тем временем, проехав по проспекту Ленина, свернули на бульвар Димитрова (который тогда ещё не был пешеходной зоной), спустились к площади Революции 1905 года, и вот мы оказались возле Свято-Крестовоздвиженской церкви. Припарковавшись, мы прошли через кованые ворота во двор. Службы в храме по субботам и воскресеньям, но храм открыт всегда, в свечной лавке знакомая женщина приняла у нас записку, а я вошёл в храм, любуясь его новым обликом. Несколько лет подряд я был прихожанином этой церквушки. В 2001 году этот храм был построен на фундаменте заброшенной интернациональной стройки, которая после отъезда китайских строителей простояла в забытьи более 10 лет. Помню первое время, здесь стоял простой фанерный иконостас, с небольшими образами на нём, простые голые стены, минимум икон. Но расположение прихода в центральной части города сыграло важную положительную роль: благодаря большой пастве, храм в течении десяти лет благоустраивался. И внутри церковь очень преобразилась, и прихрамовая территория ныне похожа на цветник.
Рядом под навесом с маковкой ряд звонкоголосых колоколов. И вот я вновь стоял в этом храме, перед красивым резным иконостасом, с прекрасными иконами канонического письма. Панели уже обложены керамическими плитами «под мрамор», а стены украшает множество икон. И только маленькая внутренняя площадь храма – главный недостаток прихода, в праздничные дни, чтобы попасть вовнутрь, нужно приходить до начала службы, чтобы не оказаться во время литургии за пределами храма. Именно поэтому, уже в первый год открытия было решено, что на территории со временем вырастет просторное святилище (осенью 2011 года в церковный двор завезли стройматериалы, значит быть в нашем городе Крестовоздвиженскому собору!). Не смотря на то, что я стал прихожанином Благовещенской церкви, я люблю Крестовоздвиженский храм, и мне очень нравится бывать здесь. Поставили свечи, помолившись за новопреставленную и за живых. Я, восторгаясь тихой атмосферой, светлой аурой этого места, вышел во двор с теплом в душе. Благодаря нашему «рейду» по православным приходам, я был переполнен эмоциям. Несмотря на то, что мы несколько часов колесили по городам и весям, усталости не чувствовали.
Далее нас ждал Свято-Троицкий приход. Это мы, объехав город по кольцу, вновь въезжали в Никитовский район. За самой крайней улицей жилмассива Строителей, вдоль берегов уже упоминаемой мною гаснущей речушки Железная Балка, на несколько километров в длину растянулось бывшее село Железное, давно поглощенное Горловкой. На стыке села и города, возле конечной остановки троллейбуса расположена церквушка – Свято-Троицкий храм. Небольшое кирпичное здание с маковкой, окружённое кованой оградой. Если смотреть с девятого этажа в низину, взору открывается этакая лощина, заросшая вербами и кустарником, а в центре, между асфальтом, усадебками и огородами белеет это небольшое приземистое здание, венчанное православным крестом. Церквушка похожа на картонный, игрушечный макет храма, и только снующие маленькие человечки внизу, да разворачивающиеся троллейбусы, говорят о том, что храм настоящий. Здесь на конечной останавливаемся и мы, заходим в храм. Здесь тоже царит некая сельская атмосфера, потолок невысокий, но сам храм светел и благодушен. Солнце, наполняя храм золотыми лучами, делает наше посещение ярким и запоминающимся.
История этого здания, как святилища не велика. В прошлом 2011 году, в декабре храм отметил своё десятилетие со дня открытия. А вот история самого строения началась в далёком тяжёлом 1924 году.
Однажды, местный житель Железного Виктор Кротинов, когда я сотрудничал с одной из горловских газет, поведал мне историю появления этого здания. В 1922 году, после отгрохотавшей Гражданской войны, сельская община на коллективной сходке решила построить для своих ребятишек в селе начальную четырёхклассную школу, за свой кошт. Роскошь по тем временам, но малышам было очень непросто ходить в школу в Комсомольск. Собрав средства, селяне заказали кирпич на очеретинском заводике, и возили его, согласно очередности, подводами на волах. Я не имею никакого представления о скорости гружёного кирпичом воза, запряжённого парой волов, но думаю, такое путешествие из Железного в Очеретино и назад занимало весь день. И вот в 1924 году школа «начала своё служение на ниве образования». Местные жители даже сохранили имена учительниц школы: Мария Антоновна Бондаренко и Надежда Лукинична Мищенко были первыми проводниками ребятишек в страну знаний. Позже, после четвёртого класса дети-старшеклассники, для продолжения образования, ходили в школу № 6, которая находилась тогда возле шахты 19/20 (в районе бывшего дворца культуры шахты им. Ю. А. Гагарина).
По непроверенной информации некие «историки» (?) утверждают, что на месте школы до 20-х годов была церковь, её разрушили, а на фундаменте возвели школу. Но это только досужие домыслы. Жители Железного в один голос заявляют, в их селе церкви не было, была домовая, но она располагалась в обычной сельской хате. И это легко проверить в архивах по документам духовного Правления Екатеринославской епархии (которые, к слову сказать, давно изучены нашими краеведами).
И вот, когда школа была закрыта и, по слухам сперва там разместился ЗАГС, а после здание было передано Горловскому комбинату хлебопродуктов.
Так храм образования превратился в продуктовую лавочку. Я помню тот магазин, его сельмаговский запах, его полумрачную тишину и малолюдность. Спустя некоторое время, когда вырос новый микрорайон, рядом открылись новые крупные продуктовые магазины, а потому функциональность магазина сошла на нет. А потом в безумные и шальные 90-е годы, частные предприниматели устроили там пивбар, но просуществовал он недолго, вскоре магазин «обанкротился», закрылся и несколько лет пустовал. Но в конце 20-го века бывший сельмаг был передан в собственность Горловской епархии. Дело в том, что до того времени молодой, весьма крупный жилмассив «Строителей» не имел храма, и верующие микрорайона были рады обрести церковь, что в значительной мере упрощало многие потребности православного населения. И вскоре, после надлежащего ремонта и чина освящения в 2001 году, бывший храм науки стал Божиим домом. Под руководством настоятеля отца Виктора в течение нескольких лет была благоустроена территория, преобразились стены храма, рядом пристроили колоколенку, а крышу венчает ныне - серебристая маковка, золочёным крестом взывающая к Творцу.
Мы выходили из церкви, а я всматриваясь в икону Троицы возле паперти, делаю открытие, меня осенила мысль: вот она – новая жизнь деяния рук наших предшественников, потомков запорожских казаков, которые не подозревали, насколько благое дело они замыслили. Строив школу – возводили Храм!
Мы проехали по традиционному мосту в виде насыпи речушку Железную Балку, и пошли на затяжной подъём, мы ехали на Комсомолец.
Итак, сделав кольцо, мы прихали в микрорайон, который до 47 года прошлого века назывался город Комсомольск Горловского районного подчинения. Сейчас – это крупный микрорайон, а далее тянутся посёлки шахты 19/20 и шахты Гагарина, бывшие ранее частью этого городка. Именно здесь в далёком 1943 году прозвучал призыв 19-летней Марии Гришутиной: «Девушки, в забой!». Отсюда, началось интенсивное восстановление шахт освобождённого Донбасса девичьими руками. И именно здесь в наши дни не осталось ни единой рабочей шахты.
А мы подъехали к площади, за которой виднелся строящийся храм.
Некогда, в этом районе, в километре отсюда, находилась церковь, освящённая в 1900 году в честь Александра Невского (тогда это был посёлок ртутного рудника Ауэрбаха, и храм был построен на средства «Ртутного товарищества»). В 30-х годах его закрыли и разрушили. В том районе открыли производственные цеха мясокомбината. А в 1942 году оккупанты (на Комсомольце стояли мадьярские войска, но начальствовали немцы), разрешили открыть службу в приспособленном помещении бывшей фабрики-кухни мясокомбината (которая, по слухам, стояла на месте Свято-Александровской церкви). Новый храм освятили в честь Преображения Господня. Но война закончилась, и в 1945 году советскими властями решено было восстановить и расширить на том месте Никитовский мясокомбинат (ныне производственное предприятие «Щирий кум» Бахмутского аграрного союза). Церквушка попала в зону социалистического строительства и была закрыта. Но общине удалось отстоять своё право на вероисповедание, и в 1946 году верующим выделили участок между шахтой 19/20 и конечной остановкой трамвая №2. И уже в 1950 году новый молитвенный дом был освящён в честь Казанской иконы Божьей Матери. (Говорят, что название для храма было выбрано не случайно: с возобновлением гонений на Церковь в 50-х годах ХХ века Пресвятая Богородица была Усердной Заступницей гонимых христиан). Более полувека храм был духовным маяком для прихожан, живущих в бурном мирском океане. Здесь крестили моего отца и тёток, здесь крестили меня и мою сестру, здесь я дважды стал приемником для своих крёстных детей и здесь я впервые причастился. Это приход, который посещают мои родители и сестра с моими крестницами. А в ночь на Новолетие 14 января 2005 года храм сгорел дотла. Обложенный кирпичом, внутри он был деревянным, что осложнило его тушение, пожарники ничего не смогли сделать, всё произошло молниеносно...
Мы подъехали под церковные ворота, стены нового созидаемого храма выросли уже на несколько метров, а пока службы велись во временно устроенной церкви, в просторном доме священника, построенном в 1952 году. В прихожей свечной ящик, где отец с сёстрами задерживаются.
Я прошёл в помещение церковки. Маленький иконостас, рядом небольшой клирос, храм состоял из трёх комнат, притвор расположенный слева от основного «зала», непосредственно центральная комната - «храм» и в третьей комнатке алтарь.
Здесь, в этой временной церкви, чуть позже я крестил свою третью крестницу. Сейчас, в 2011 году, когда новое типовое здание построено, установлен иконостас из Свято-Николаевского собора, службы проходят в нём. Храм получился высоким, красивым, правда не хватает наружных и внутренних отделочных работ. Но это будет скоро, очень скоро, и уже сейчас понятно, что церковь благополучно восстала из пепла.
И вот мы выходим из храма. Мои тёти и отец поехали на Глубокую (жилмассив Гагаринский), а я сел на 17 маршрут автобуса и поехал домой в центр. Меня переполняли чувства, как после первого моего посещения Никольского храма на меловом утёсе в Святогорске. Пасмурный день, но у меня, после утомительнейшей поездки, было светлейшее настроение, а в душе звонили колокола, и звучало «Богородице Дево, радуйся!»
 

Комментарии

Должен уточнить, что материал для краеведов очень полезный. Но, я потомок первопоселенцев из Белгородского уезда Курской губ. которые были переселены правительством для защиты Новороссии в 1778г. знаю, что на месте склада где хранили динамит, возле строго ствола ш. Южная- НИкитовская, бывший рудник Чегари, к появлению которого имел отношение и инженер Горлов, была в 17-18в вышка казаков - маяк.
Кроме того, и пласт угольный Чегарка, тянется до ш. К.Маркса в Енакиево, и речушка, тоже не Железная, там через холм есть своя Железная речешка, а именно наша, но она могла получить такое название после\. впадения в Черную речку (очевидно- это Шумка, вытекающая через Блаку Блюм -и речушка Блюма, а наши вытекают из криниц п. Шумы и вторая возле Гребенюков протекающая, берет свое начало под дубом теперь возле террикона ш. им. Гагарина. Спасибо за пос. Комсомолец, школу №6 на ш 19/20 и т.п. Информативно, но не всегда точно. У нас еще и Рыжков хутор был. Хоть я родился еще на хуторе Чигари Дзержинского р-на.