Вы здесь

Храм и человек

Каждую весну Мосальск буквально утопает в садах. Плывёт над городом сладковатый дурманящий запах, колыхается под лёгким ветерком бело-розовое цветущее марево. Почти под каждым окном посажены одно -два фруктовых дерева, ну а садов не счесть. Не случайно даже императрица Екатерина 11 была изумлена такой красотой и, по преданию проезжая мимо, остановилась на денёк в этом маленьком уездном городке. Говорят, что, отведав вкусных яблок, она не переставала восхищаться прозрачными родниками, вековым сосновым бором и гостеприимством местных жителей.
Императрицу приветствовал звон церковных колоколов, звучали молитвы о здравии и долгоденствии.
Мосальск – город намоленный. Храмов по всей округе насчитывалось в начале ХХ века более пятидесяти. В самом городке было построено четыре великолепные церкви. Из них поражает своей красотой и величественностью собор, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и который зовётся в народе – Никольский.
Наверное, потому что город будто-то бы окружён молитвенным щитом не коснулись его разрушительные набеги монголо-татар, да и прочие войны и потрясения обошли стороной. Во время Великой Отечественной, правда, край был два года под немцем. Люди натерпелись немало, испытали на себе зверства фашистов, однако сумели выстоять, хранимые молитвами предков. К тому времени все храмы города и района были разрушены, но народ пронёс веру в Бога через все испытания, бережно храня святые иконы, которые удалось спасти во время разрухи.
Церкви, возведённые в глубокой древности, долгое время были украшением города. Все постройки отличало изящество форм, красивое внутренне убранство. Особо отличался Никольский собор с приделами во имя Грузинской Божьей Матери и апостолов Петра и Павла.
Собор строили на свои средства богатейшие купцы Хлюстины. Как и когда занесло их в древний город неизвестно. Видимо привлекло торговых людей удобство речного пути, по которому баржами сплавляли пеньку и лес, да разнообразие, изготавливаемых мастерами товаров. Это полотно и рогожа, воск, конопляное и льняное масло, оригинальные изделия кузнецов. Кузнецами особенно славился Мосальский край. Подковать лошадь, выковать засов или крюк – это умел каждый. Но были и именитые мастера, которые изготавливали хитроумные домовые, амбарные, сундучные замки, выездные сани, телеги и тарантасы, железные путы с секретом для стреноживания лошадей, да звонкие «болобоны» на шею коровам.
Хлюстины прочно обосновались в Мосальске, построив на свободной городской земле большой дом на кирпичном высоком фундаменте.
Несколько поколений этих купцов выросло на Мосальской земле. Один из них Антон Семёнович Хлюстин вошёл в историю края как благотворитель, который давал из своего состояния огромные суммы на строительство общественных зданий, на помощь обездоленным. Причём помогал не только Мосальску. Так, например, он построил дом для инвалидов в Калуге, а затем и целый больничный городок с лечебными корпусами, богадельней, сиротским домом, аптекой, до сих пор известный калужанам, как Хлюстинские заведения. Комплекс и сейчас служит людям.
Ну а в родном городе Антон Семёнович заменил на каменную обветшавшую деревянную церковь постройки 14 века во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы, возвёл новый храм Бориса и Глеба на городском кладбище, заложил Никольский собор. Достроить собор Антон Семёнович не успел, скончался в почтенном возрасте. Но перед смертью завещал похоронить себя в стенах собора, что благодарные мосальчане и сделали.
Дело отца продолжили сыновья Семён и Михаил, щедро жертвуя деньги и на больничный комплекс в губернском городе Калуге, и на помощь бедным. Городу Мосальску братьями Хлюстиными была подарена каменная больница у церкви Бориса и Глеба, которая впоследствии стала уездной земской. А в 1818 году Семён Антонович закончил строительство собора, начатого отцом.
Собор явился выдающимся произведением искусства. На его колокольне высился длинный шпиль. Вначале он был посеребрён, имел позолоченный купол и такой же крест. Шпиль ярко сиял на солнце и был виден за многие километры.
Внутри собора, над алтарём, на колоннах возвышалось полушарие, украшенное крупными резными позолоченными звёздами. В иконостасе находились большие иконы в серебряных ризах. На самом верху – распятие с коленопреклоненными и плачущими женами и два апостола. Над распятием – святой Дух в виде голубя, а ещё выше Господь Саваоф.
Перед алтарем висела серебряная люстра. Очень славился церковный хор. Горожане особо почитали собор, считая Николая Чудотворца, во славу которого был освящен храм, своим покровителем. В соборе находилось немало месточтимых и чудотворных икон. Прихожане с любовью ухаживали за могилой купца Хлюстина, непрестанно поминая его в своих молитвах.
Дальнейшая судьба храма печальна, как впрочем, и многих храмов на Руси.
В 1931 году с колокольни верёвками стянули шпиль, подрубив его дубовое основание. Собор перестал существовать. После войны в нём располагались кинотеатр и библиотека, затем здание разрушили. А на колокольне установили водонапорный бак и даже одно время…светящуюся красную звезду.
Во время слома собора прах Антона Семёновича Хлюстина был утрачен и предан забвению. Как же, должно быть тосковала и томилась его душа, видя, как постепенно теряют веру люди, ради которых он, собственно говоря, и жил.
«Красная» горячка захлестнула маленький среднерусский городок. В 1932 году был закрыт Троицкий храм, построенный на средства прихожан ещё в 17 веке. В 1936 году начали рушить Пятницкую церковь. Решив завалить колокольню, проявили «изобретательность»: по очереди подрубали «кирпичные ноги», закладывали брёвна, обливали их бензином и поджигали. Колокольня упала к реке, расколовшись на огромные куски. Затем пришла очередь Борисоглебского храма. Его также закрыли, а затем разрушили.
Откуда было понять одурманенным большевизмом людям, что они разрушали не «здания» - они уничтожали самих себя и…почти уничтожили.
Но, слава Богу, остановились, задумались, вспомнили. Чтобы, хотя и поздно начать другой путь: самый главный, и может быть, самый трудный – путь возвращения к своим истокам, обретению утерянной веры в Бога, в Россию, в себя.
В конце 80-х годов началась реставрация Троицкого храма, и только в 1998 году приступили к восстановлению собора, от которого к тому времени почти ничего не осталось. Решено было построить его по тем чертежам, которые использовал А.С. Хлюстин. Они были найдены в архиве, воссозданы в рисунках и макетах. А во время строительства произошло настоящее чудо: был найден прах благодетеля и благотворителя Мосальского Антона Семёновича Хлюстина. В один из дней при большом стечении народа состоялось захоронение его праха здесь же на территории собора.
В 2000 году Никольский собор был открыт для верующих. Как и прежде устремился ввысь шпиль колокольни, засиял на солнце купол, увенчанный крестом. И вновь обрела покой душа раба Божьего Антона Хлюстина.
Плывёт, плывёт над городом колокольный звон, возносится к небу вместе с пламенем свечи горячая молитва верующих. И вместе с ними незримо молится коленопреклонённый человек, который подарил городу прекрасные храмы, а вместе с ними возможность верить и любить.

Комментарии

НАДЮША.. спасибо за ваши рассказы, которые учат доброте и СПРАВЕДЛИВОСТИ.