Вы здесь

Карлик Карл

Меня зовут Карлик — уменьшительное от Карл. Не помню, кто впервые меня так назвал, но, видимо, всем это прозвище так понравилось, что оно полностью заменило мое настоящее имя.

Роста я самого обыкновенного — не высок и не низок. Когда я впервые с кем-то знакомлюсь, люди, обычно, удивляются, потому что внешне я мало похож на карлика.

Я перестал расти душой, когда мне было лет шесть или семь, или, может быть, восемь — не больше. То ли испугало меня что то, то ли разочаровало, но дверца души моей как бы захлопнулась изнутри, и я перестал жить по-настоящему. Вместо меня жила моя шкура, телесная оболочка, походившая на сомнамбулу по причине отсутствия главной составляющей человека. Я так глубоко спрятался внутри, что сам забыл о себе. Совершенно. Я потерял себя и даже не подозревал, что надо себя искать.

Учился я вначале неплохо, мозг моей оболочки работал исправно, запоминал все необходимое. Хотя, сейчас я подозреваю его в бессознательном контакте со мной. По мере взросления этот контакт ослабевал, и вскоре я уже относился к себе весьма насторожено. Меня учили восхищаться красивыми описаниями природы, но изображаемые в литературе чувства были чужды мне. Я смотрел на деревья, кусты, траву — все это было так прозаично, так привычно и так плоско, что я никак не мог понять откуда берутся эти красивые слова и мысли. Я хотел почувствовать то же самое, но не мог. Я заподозрил в себе что-то неладное, чувствовал себя ущербным уродцем, внутренним карликом.

Я был на грани отчаянья. Неужели у меня нет сердца? — думал я. Кому такой Карлик Карл будет нужен?

Как-то я сидел у себя в подъезде, боясь выйти во двор и не желая идти домой. Зажатый между двух миров, я не мог найти себе места. Именно тогда я подружился с бродяжкой кошкой. Она была такая же, как я, облезлая и никому ненужная. Ничего съестного у меня с собой не было, потому угостить ее я не смог. Мы с ней просто молча сидели рядом. Наверное долго. Но мне стало легче, и я нашел силы подняться к себе.

Кошка стала встречать меня из школы. А я, в конце концов, начал таскать ей булочки и котлеты. Мне нравилось, что она полюбила меня просто так, что скучала за мной, а не за приносимой едой.

Кто заговорил первым, не помню. Возможно, кошка. С какого-то времени она рассказывала мне про свои кошачьи беды и пела кошачьи песенки, а я выслушивал ее, а потом рассказывал о себе. Я был очень счастлив, что в моей жизни появилось живое существо, которому я был небезразличен. Потому что даже родителям своим я не был нужен. С тех пор, как появился младший брат, я превратился для них в работника, слугу — только не сына. Я был всегда и во всем виноват. Младший брат шалил, а я нес из-за него одно наказание за другим.

Кошка стала мне другом. Но однажды она просто исчезла. Не приходила больше в мой подъезд. И я опять погрузился в жалкое и тоскливое одиночество.

Были ли у меня друзья среди людей? У моей оболочки вроде да, а у меня — нет. Разве можно назвать дружбой столь поверхностное общение? Это фарс, игра, имитация, попытка убежать от одиночества, но всегда неудачная. В общем, я опять потерял себя.

Жизнь кружила меня в калейдоскопе лиц и шкур. Я что-то делал, с кем-то общался, жил, дружил, пытался даже играть в любовь. Но красота была мне неведома. Я по-прежнему не восхищался ничем, а внутри носил камень вместо сердца.

Когда умерли родители, я даже не понял что случилось. Их просто зарыли в землю, друг за другом, с интервалом в год. Но я ничего не ощутил. Казалось внутри у меня — вечная мерзлота или пустота.

О брате я ничего не знал. Мы давно жили порознь, и я даже не узнал бы его на улице, если бы случайно встретил.

Девушки? Долгое время я сторонился их, потому что надо мной всегда смеялись. Но как-то раз я почти влюбился. Она очень пристально на меня смотрела, прямо в глаза, словно желая уединиться. Но когда я набрался смелости заговорить с ней, она просто украла мою сумку, вытащила из нее бумажник и записную книжку, и убежала прочь, выбросив обесцененную для нее вещь. Я инстинктивно побежал за ней, но она быстро скрылась из вида. Это был первый и последний раз, когда я бегал за девушками.

А потом у меня снова появился друг — сосед по площадке. Он всегда так ласково со мной здоровался, что я сразу полюбил его. Несколько лет мы только здоровались, но каждая встреча с ним была для меня праздником. Потом он пригласил меня на чай.

Его любезная супруга была тоже мила со мной, хотя раньше я никогда ее не видел. Оказалось, что она — художница, и я напросился взять у нее несколько уроков.

Они стали брать меня с собой, когда выезжали на природу. Я учился смотреть и видеть, чтобы потом запечатлевать увиденное на бумаге. Сначала, конечно, моя мазня была похожа на детские каракули. Но, со временем, Клара начала хвалить меня. Она помогла мне даже выставку организовать в ближайшей к дому галерее.

Мои картины стали продаваться, причем намного лучше, чем Кларины. Сначала она радовалась вместе со мной, а потом начала сердиться.

Но у меня к тому времени появились новые друзья — холст и краски. И, главное, в моей жизни обнаружилась красота, видеть которую научила меня Клара.

Создавая картину за картиной, я все больше приближался к себе. И однажды я таки вышел наружу. Совсем. Я вспомнил о себе и, почти сразу, нашел себя. Дверца моей души распахнулась, как в далеком детстве. Я снова начал чувствовать: воздух, солнце, зелень, тепло, дружбу… Теперь вот ищу, кому бы подарить эту ценную находку — не Карлика, но Карла. Где ты, моя Клара, Клава, Лара, Лаура?…

Комментарии

ты очень хорошо описала обссесивную личность. Там, где “думание" преобладает  для человека и где наблюдается выраженная диспропорция со способностью чувствовать, ощущать, интуитивно понимать играть, мечтать, получать удовольствие, а также с другими видами деятельности, которые в меньшей степени управляемы разумом, мы имеем дело с обсессивной структурой личности. И в их терапии и правда весьма полезны все виды искусства.

Как хорошо, что ты его вылечила

Как всегда, дорогая Светлана, Ваши рассказы отличаются легкостью слова и глубиной мысли.

Соглашусь и с тем, что у каждого из нас душа не вполне взрослая, что то еще в ней не выросло, что-то затормозило свой рост – есть к чему стремиться.

Творческих успехов Вам, и побольше новых работ.
 

СпасиБо, Ирочка! Просто у меня большой опыт общения с самыми разными людьми. Мне очень интересен человек, его внутренний мир. Потому в запасе у меня целый калейдоскоп образов и попыток их транскрипции. Надеюсь, получилось увлекательно )))

Интересно Вы слова обыгрываете. Вообще игривая вещица, хотя серьезная ведь. Вам удается балансировать на грани. Даже не понимаю пока своего впечатления. Забавно, но заставляет думать.

Елена Гаазе

состояние души, конечно, страшное. Но через что-то подобное,думаю, многие проходят. Ужасно, если такая вот Клара не встретится. Я себя хорошо помню в детстве (разумеется Карликом я не была) , но вот красоту природы не очень воспринимала, описания у классиков всегда пропускала. Всегда была как-то погружена в себя, иногда смену времен года не замечала. Была чисто городской девочкой. С возрастом это все пришло, ценить начала каждый листочек. Говорят, чтобы ребенок непосредственно и адекватно воспринимал красоту Божьего мира, ему прежде чем говорить "Восход солнца - это очень красиво!", нужно показать этот восход, чтобы он сам испытал потрясение. А последствия своей детской отрванности от природы, я ощущаю до сих пор. Ингда дети на прогулке спрашивают "Что это за дерево?",а я и не знаю. И на даче у меня не очень-то получается...

   Простите за многословие.

Да, такая вот Клара, которая научит работать мышцы души в процессе какого-то труда - это дар Небес. Я думаю, что чувствовать можно научиться и, значит, можно научить. Высокие переживания - это и приобщенность к культуре, и практическая реализация - дело, опыт, и нормальное- позитивное и конструктивное общение.

Когда  я встречаюсь с такими вот недоразвитыми душевно персоналиями, как Карлик, всегда думаю о том, что не повстречалась им ни Клара, ни мама/папа хорошие, ни воспитатели/учителя, которые бы научили душу действительно быть.

Кстати, думаю, что с возрастом определенные параметры, не развитые в детстве, довольно трудно поддаются начальному развитию. Есть такой закон апперцепции, который можно объяснить так: усвоение того или иного вида знания зависит от имеющегося в душе "зародыша" этого самого вида. Если его нет, то человек остается невосприимчивым, нечувствительным к нему (в Педагогике прот. Василия Зеньковского есть об этом).

Думаю, главная задача учителя - сеять эти самые "зародыши", чтобы ребенок уже сам тянулся к тем или иным видам знаний и переживаний. Если подходящее для этого детское время упущено, возникают всякого рода сложности. Тогда, видимо, многое уже зависит от природных или генетических способностей.

СпасиБо, Леночка, за отзыв!

Елена Гаазе

это уповать на Господа, когда в уныние приходишь при встрече с такими Карликами (у меня есть небольшой опыт работы в школе - я там много таких детей видела). Ведь "своих" он всегда узнает и книжку, учителя, Клару обязательно пошлет в нужный момент.