Вы здесь

День рождения в приюте

Вечер домов силуэты спрятал.
Радостно многим в тот вечер было…
В детском приюте ребенок плакал,
Горечь предательства скрыть не в силах.

Ждал он в надежде, весь день, упрямо,
Занят заветным одним желаньем:
Чтобы родные отец и мама
В двери вошли, затаив дыханье;
Чтобы людей самых близких речи
Душу его обогрели нежно,
Пропасть разлуки покрыла встреча,–
Встреча, которая даст надежду.
Но не в экранном дурном кошмаре,–
В самой печальной российской были,
Мать и отец не о нем скучали,
Совесть и память в бреду пропили.

Вечер домов силуэты спрятал.
Каплями дождик стучался в лужи…
В детском приюте ребенок плакал,
Зная, что он никому не нужен.

                                        2009

Комментарии

Елена Гаазе

очень близка, т.к моя покойная мама выросла в детдоме. Её мама умерла в самом в начале войны, а отец, вернувшись с фронта, не забрал детей к себе под смехотворным предлогом. Все мое детсво прошло под рассказы мамы о своем горьком детстве, о боли предательства (как она в каждом военном, заходившем в ворота детского дома видела отца). А он так и не пришел... Говорят, дети, выросшие без родительской любви, никогда не становятся взрослыми. Это так...

   Спасибо, батюшка, за Вашу искренность и очень прошу помолиться за меня - завтра у меня очень ответственный день, сильно волнуюсь.

Храни Вас Господь.

Спасибо за искренность, отец Алексей!
Я все думала предложить Вам помощь по работе в детском доме, но жизнь, кажется, по-другому складывается, увы, а может быть, к радости, я не знаю.
Думала и сомневалась, потому что своего ребенка не хотела оставлять, чтобы пойти к другим детям, хотя они тоже наши, не чужие. А теперь, возможно, осталось мне здесь жить совсем немного...

Сто лет назад, Мария, в России не было детских домов. Приюты в царской России были пристанищем для беспризорных детей (это были дети умерших или убитых на войне родителей, или дети проституток, подброшенные в приют еще в младенчестве). Однако, в более 90% случаев беспризорников брал кто-то в семьи. Сегодня в России эту функцию исполняют детские дома и дома малютки (для детей до 3 лет).

Безусловно, в приюте психологические кризисы протекают более остро, чем у детдомовцев. Чего только стоит предательство собственными родителями и родственниками, которые официально отказываются от него (родители-алкоголики, когда ребенок попадает в приют, обещают исправиться и скоро забрать его отсюда, но потом они понимают, что без ребенка лучше, живи в свое удовольствие, никто не плачет под боком, не беспокоит…) или, когда ребенка заставляют давать показания в суде против своих родителей…

Спасти таких детей можно только через усыновление. Система специализированных государственных учреждений для сирот признана в своей основе абсолютно неэффективной, так как для нормального развития ребенку нужны близкие любящие люди. Правильное воспитание и, главное, благодать Божия могут изменить душу ребенка и воспрепятствовать тому, чтобы в его сердце не возобладали родительское греховные недуги.

Мария, Ваши комментарии всегда приятны мне, если даже они будут иметь критический характер. Всегда интересно, как другие видят твое стихотворение, какие эмоции это в них вызывает…

Я сделаю себе небольшое пояснение к этому стихотворению, так как видимо не все знают…

В России и большинстве стран СНГ существуют приюты и детские дома. В детских домах находятся дети, имеющие статус сироты. Их уже давно предали (или оставили) родители. Поэтому они в некоторой степени смирились со своим положением. Жажда ожидания возврата в семью или усыновления сменилась чувствами агрессии и недоверия к окружающему миру.

В приюты попадают дети, которых ловит милиция на улицах; дети, которых избивали родители; дети, родители которых неспособны исполнять своим родительские обязанности по причине пьянства и наркомании и т.д. Эти дети приходят в приют зная о том, что у них есть родители, бабушки-дедушки, другие родственники… Дети уверены, что их скоро обязательно заберут отсюда. Может быть, родители бросят пить, а может быть возьмет их под опеку кто-нибудь из многочисленных родственников.

Если у ребенка в приюте день рождения, то он, безусловно, ждет своих родителей и близких родственников, в надежде на лучше. Он ждет весь день… а если они не приходят, то понятно что происходит… рушатся последние надежды…

Я несколько лет работаю с одним из приютов Челябинска и мне приходилось видеть какой истерикой и болью может закончиться для ребенка день собственного рождения…
 

Мария Коробова

Но о жизни "приютских" знаю, действительно, очень мало. В основном, от Лидии Чарской ("Приютки") - столетней давности история. Вы разъяснили очень важный смысловой акцент. Вот об интернате для детей с нарушениями психики - немного больше (тоже благотворительная работа) -но все это все равно недостаточно. Можно согласиться, что неопределенность судьбы таких детей  порой много горше, чем  детдомовских.

Мария Коробова

 - Здравствуйте, батюшка! Я несколько робею слишком часто докучать Вам своим "литературно-критическим" энтузиазмом. Кстати, когда я дочитывала последнюю строку, то вспомнила, что  о поэме Антокольского "Сын" (о только что погибшем на фронте Володе, сыне писателя) было сказано - "Такое не комментируют". 

Вы так остро чувствуете чужое горе, что эти стихи написаны  на болевом уровне, написаны кровью сердца - это ведь всегда видно - сквозь самый сложный стиль, как бы глубоко автор ни прятал свою душу... А Ваши стихи, отец Алексий, как раз распахнуты навстречу читателю, они просты, они чисты, как музыка Шуберта (прошу прощения за, может, неуместное сравнение - просто Шуберт  для меня - единственная яркая звезда на музыкальном небосклоне).

Мы с мужем пытались взять такого ребенка - нам не дали. Его хотели взять итальянцы, а когда узнали  "наследственность" - передумали - уже  показавшись четырехлетнему малышу, уже подарив вместе с кучей игрушек нечто большее - надежду.   Я подрабатывала летом в курортном садике (у нас такая зеленая зона есть под Нижним - так и зовется "Зеленый город") - в группе "домашних" детей были несколько детдомовских. Знаете, батюшка, они уже не плакали. Ревели по дому как раз домашние, а эти несчастные - уже нет. Плакал один этот отвергнутый Коля, вот я и решилась... Жилплощадь и зарплата оказались недостаточными.

Ваши стихи так остро напомнили эту самую, верно, печальную историю в моей жизни. Ведь это дико, что пятимесячного малыша на Автозаводе просто бросили в подъезд многоэтажки в какой-то тряпке, зимой! Я котенка не могу оставить в страдании и беде (у меня пять кошек и две собаки) - а взять ребенка - нельзя! Сейчас, впрочем, не дадут уже по возрасту и здоровью...

Вот я думаю, люди, читая такие стихи - увидят этих детей, эти "невидимые миру слезы". За одно это Ваши стихи  можно назвать подвигом человеколюбия.

Дай Бог Вам здоровья и сил, батюшка, пишите, пишите еще. Верно, Вам Бог помогает. С огромным уважением и признательностью Ваша нижегородская собеседница.

Спаси, Господи, Ирина!

Грустное, конечное, получилось стихотворение. Мне кажется, автор не часто имеет право обращаться к таким темам, чтобы в стихах не было много боли. Однако совсем проходить мимо таких явлений мы не имеем право.
 

Ирина Богданова

 И примерно 50 процентов детей, посещающих учебные заведения, имеют родителей очень далёких от нормы.

Всё  время вспоминаю слова из письма о. Иоанна Крестьянкина:

"Пожалейте детей, которых Вы учите, ведь они искалечены от младенчества взрослыми, которые ничему не научили их и не научат, не имея к этому ни желания, ни понятия. Несчастные дички, готовые на погибель, если Господь не призрит Своею милостью и не войдет в их жизнь когда-нибудь".