Вы здесь

Деловой подход (продолжение)

Уже на следующий день все церкви Михайловска облетела новость о совершившемся чуде. Причем по мере распространения из храма в храм она обрастала все новыми и новыми подробностями. Будто бы известному в городе антиквару Борису Жохову, по слухам, не гнушавшемуся даже скупкой краденого, во сне явился сам Святитель Николай Чудотворец, гневно обличил его и призвал к покаянию, угрожая в противном случае небесной карой. А в подтверждение своих слов дал грешнику некое устрашающее знамение, после которого насмерть перепуганный Жох сразу же побежал в Свято-Лазаревскую церковь и слезно покаялся перед тамошним настоятелем, отцом Андреем, обещая отныне вести исключительно праведную жизнь. И посвятить остаток своей жизни служению Господу.

Кто-то умилялся этой новости. А кто-то и скептически хмыкал, сомневаясь не столько в возможности чудесного явления святого, сколько в вероятности покаяния такого жоха, каким слыл михайловский антиквар. Однако за первым чудом последовала целая цепочка новых чудесных событий. Да еще каких!

И первым из них стало то, что антиквар Борис Жохов передал в дар Михайловской епархии две иконы, по его словам, написанные в конце 17 века. Это событие тут же стало достоянием прессы. И на первых страницах городских и даже областных газет появились статьи под броскими заголовками: «Антиквар передал Церкви ценные иконы», «Бескорыстный дар», «Возвращенные святыни». Разумеется, не обошлось и без фотографий, на которых Борис Жохов вручал пожертвованные иконы епископу Михайловскому и Наволоцкому Михаилу и получал от него архипастырское благословение. Однако ушлые журналисты пошли дальше, решив выяснить, какое чудо подвигло михайловского антиквара на столь беспримерный и бескорыстный поступок. После чего в тех же газетах появился новый цикл статей, где повествовалось о явлении Борису Жохову Святителя Николая Чудотворца, причем с такими подробностями, словно авторы статей сами были очевидцами этого события. В итоге Жох прославился на всю Михайловскую область не только, как благотворитель и жертвователь, но и как человек, с которым произошло чудо. Да еще какое! Это не какую-нибудь летающую тарелку с зелеными человечками на борту или ихтиозавра на пригородном пляже по пьяни увидеть… Нет, здесь совсем другой случай — настоящее чудо, которое происходит не с кем попало, а лишь с избранными людьми!

О чуде, случившемся с Жохом, читали по всей Михайловской области. А еще дольше судили и рядили о нем. И потому мало кто обратил внимание на крохотную заметку, появившуюся в областной газете в то же самое время или чуть позднее. В ней сообщалось об аресте прежде неуловимой преступной группы Толяна Котлова, занимавшейся так называемым лесосплавом4. Иначе говоря, кражами икон. Причем в последнее время преступники, поверив в собственную безнаказанность, настолько обнаглели, что грабили не только пустые дома и заброшенные церкви, но даже действующие храмы. Во время следствия выяснилось, что с недавних пор они стали сбывать добытое не местным антикварам, а их конкурентам из соседней Вологодской области. Разумеется, похищенные иконы были возвращены, куда следовало, а воры и их заказчики получили по заслугам. И никому было невдомек, что эта маленькая заметка имеет самое непосредственное отношение к пресловутому «чуду о Борисе Жохове». Точнее сказать, является ключом к разгадке истинной сути оного чуда!

* * *

А тем временем чудеса продолжались. Борис Жохов начал быстро, можно сказать, стремительно воцерковляться. Он не пропускал на одной службы в Свято-Лазаревском храме и молился так истово, что отец Андрей дивился силе его покаяния. Разумеется, священник усердно наставлял Жохова в заповедях Божиих, ибо считал себя в ответе за его спасение. Ведь как-никак, именно к нему этот человек пришел после совершившегося с ним чуда…значит, Сам Господь избрал отца Андрея ему в духовные отцы… Похоже Жохов был того же мнения и постоянно обращался к настоятелю Свято-Лазаревского храма то за советом, то за благословением:

— Батюшка, а Вы не могли бы научить меня читать по-церковнославянски? — однажды смиренно попросил он отца Андрея. И тот, усмотрев в этом желании намек на некое новое чудо, лично дал Жохову первый урок церковной грамоты.

То, что произошло затем, потрясло отца настоятеля до глубины души. Едва он показал Жохову буквы церковнославянской азбуки и раскрыл перед ним Псалтирь, предложив попрактиковаться в чтении, как раб Божий Борис бегло и без единой ошибки в ударении одолел первый псалом, затем второй… А ведь священник по личному опыту знал, что научиться читать по-церковнославянски не так-то легко. Сколько раз его покойный предшественник, отец Алексий, строго выговаривал ему за это! Правда однажды, на Рождество, будучи навеселе, старый протоиерей доверительно признался «Андрюше», что некогда и сам, еще будучи мальчишкой-иподьяконом, сподобился замечания от легендарного епископа Нифонта, возглавлявшего Михайловскую епархию в шестидесятые годы:

«-Вышел я, значит, в Великую Субботу читать паремию…самую последнюю, помнишь, про царя Навуходоносора и золотой истукан. — лукаво улыбаясь в седую окладистую бороду, рассказывал отец Алексий. — Ну, думаю, сейчас я ее как прочту! Так прочту, что все позавидуют! И возьмет меня тогда Владыка к себе в собор…а там и дьяконом сделает… Вот я и начал: «В лето осмонадесятое сотвори Навудохоносор царь тело злато…»5 И вдруг слышу из алтаря голос Владыки:

— Навуходоносор…

Что такое? — думаю. Может, я поторопился? И начал я сызнова: «…сотвори Навудохоносор царь тело злато…»

А из алтаря опять:

— На-ву-хо-до-но-сор…

Вот искушение! Читаю снова: «…сотвори Навудохоносор…» И тут Владыка из алтаря как грянет:

— Не Навудохоносор…, а На-ву-хо-до-носор! Снимай стихарь, пентюх, и вон отсюда!6

Все! — решил я. — Теперь выгонят меня из церкви взашей! Да только Владыка Нифонт был хоть и скор на гнев, да отходчив…простил. А через два года рукоположил он меня в диакона. И при этом напутствовал меня словами:

— Ну, служи исправно и нелицемерно… На-ву-хо-до-носор…»

Вспомнив рассказ старого протоиерея, отец Андрей сходил на клирос за нужной книгой. И, отыскав последнюю паремию из Богослужения Великой Субботы, попросил Жохова ее прочесть. К его изумлению, тот прочел текст, ни разу не исказив неудобочитаемое имя древнего ассирийского царя. Это окончательно уверило отца Андрея — он стал свидетелем очередного чуда. В таком случае, человеку, с которым оно произошло, самое место на клиросе. Пусть дар, полученный им от Бога, послужит к прославлению Господа!

Вскоре Борис Жохов, облаченный в стихарь, уже бойко читал на середине храма Апостол и шестопсалмие. А в Свято-Лазаревскую церковь потянулись любопытные прихожане из соседних храмов, чтобы посмотреть на счастливца, сподобившегося нового чуда. Точнее, на избранника. Ведь не может быть, чтобы человек, с которым произошло столько чудес, не был избран для чего-то высшего! И наверняка в недалеком будущем это откроется…

Тем временем обнаружилось, что Борис Жохов обладает и немалой практической сметкой. Он сразу заметил, что крыша Свято-Лазаревского храма проржавела насквозь, и на собственные деньги приобрел где-то новенькую кровельную жесть. После этого начался ремонт церковной крыши… и тут-то открылось, для какого высокого предназначения был избран раб Божий Борис Жохов!

* * *

Все началось с восхождения на колокольню. Потому что на чердак Свято-Лазаревского храма можно было проникнуть лишь по узкой, крутой лестнице, ведущей на средний ярус колокольни. Именно там находилась чердачная дверь. А колокола висели выше, на верхнем ярусе, под самым шпилем колокольни.

Отец Андрей с Борисом Жоховым поднялись туда, чтобы осмотреть церковную крышу. Правда, путь на чердак преграждала самая настоящая баррикада из картонных коробок, ящиков, старых ведер, дырявых кастрюль, между которыми выглядывали то отслуживший свой век веник, то полуистлевший валенок. Тут же стоял самодельный, грубо сколоченный стеллаж из некрашеного дерева, на котором, сложенные друг на друга, громоздились какие-то черные доски, а по соседству с ними стоял заляпанный голубой краской эмалированный ночной горшок с торчащей из него кистью. И все это было покрыто густым слоем пыли вперемешку с белесыми следами птичьего помета: самая настоящая свалка!

— Да что за безобразие! — громко возмутился отец Андрей, наступив на обломок фарфорового блюдца, хрустнувший под его каблуком. — Помойку в храме устроили! А если, не дай Бог, сюда пожарная инспекция нагрянет, что тогда? Штраф за чужое разгильдяйство платить?! Сегодня же велю, чтобы весь этот хлам отсюда выбросили!

Тем временем наблюдательный Жохов взял с полки одну из черных досок, пригляделся… И под густым слоем копоти и пыли различил изображение женского лика, очертания фигуры… Да ведь это же икона!

— В самом деле икона. — равнодушно произнес отец Андрей, увидев находку Жохова. — Видимо, от какой-то умершей старухи осталась. Так часто бывает — умрет бабка, а родственникам ее иконы не нужны. Вот, чтобы не выбрасывать, и тащат их нам. Правда, сейчас все больше софринский новодел7 приносят…а старые иконы антикварам продают. Короче, на Тебе, Боже, что нам негоже… Да и это старье не лучше: какая в нем ценность? Только место занимают.

— А если их отреставрировать? — задумчиво спросил Жохов, продолжая внимательно рассматривать найденную икону.

— Овчинка выделки не стоит! — махнул рукой отец Андрей. — Вряд ли тут есть что-то стоящее. Вон, есть у нас в храме старые иконы: поновить бы их. Так ведь реставрация таких денег стоит! Да и кто этим займется?

— Я займусь, батюшка! — неожиданно воскликнул Жохов и склонился перед священником, не выпуская из рук своей находки. — Благословите!

(продолжение следует)

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Лесосплав — жарг. — кража и сбыт ворованных икон.
  2. Здесь на церковнославянском языке цитируется фрагмент из ветхозаветной книги пророка Даниила (Дан. 3, 1). По-русски это звучит так: «царь Навуходоносор сделал золотой истукан…» Паремия (множ.- паремии) — фрагмент из Священного Писания (чаще из Ветхого Завета), читающийся на Православном Богослужении и имеющий смысловую связь с празднуемым в этот день событием.
  3. Реальное событие, имевшее место в Архангельской епархии в те годы с одним из тамошних Владык. Правда, иподьякон читал другую паремию и никак не мог правильно прочесть имя «Еммануил». Реакция архиерея была именно такой.
  4. То есть, иконы, изготовленные на церковных заводах в подмосковном городе Софрино.

Комментарии

Татьяна Тюпина

Очень интригующее начало. Однако трудно поверить, что церковное покаяние можно так легко изобразить. Наверно мало я встречала воцерковленных псевдоверующих, больше слабоверующих и маловоцерковленных, но, тем не менее, богобоязненных.

А это и не покаяние...игра, притворство. Жох играет на "чудомании" свято-лазаревцев, а впридачу на гордыне отца Андрея. Хотя играет очень грубо. Что будет дальше - отчасти понятно...а что-то будет... Видите ли (и это, если смогу, скажу дальше) - Жох прекрасно знал церковнославянский (Ефимовский выучил...собственно, как антиквар, он должен знать этот язык), умел производить датировку икон и, в Уставе ориентировался и много-чего-еще-умел. Короче, умный вор... Эпизод с чудесным уроком чтения навеян пушкинской "Барышней-крестьянкой" (помните, как легко мнимая Акулина постигает грамоту?...) Лохом, увы, оказался отец Андрей (да и другие окажутся). Но это сказка...до полного реализма я не дотягиваю...сносит. Опять же - Жоху очень нужно втереться в доверие к церковным людям - а он знает их слабость - в данном случае, любовь к чудесам... А кто не любит чудеса? Е.LOL

Конечно, нет! Видите ли, одни издатели пожелали, чтобы я написала про покаяние Жохова. Ну, можно, конечно...были же попытки писать о том, как Остап Бендер, став честным советским управдомом, боролся с жуликами, используя свой опыт великого комбинатора. Ну, можно...ан скучно. Сама не знаю, дойдет ли Жох до обращения и покаяния - вряд ли. А пока...э-э-э..."прекрасны казались в ту пору все дела Мелькора"...все умиляются, все дивятся чудесам. А Жох просто разыгрывает перед ними рассчитанную до мелочей комбинацию. И она удастся. Потому что..."кто может обставить жоха"? А ведь может... Е.tongue

Ну, намек есть - в конце "Золотого теленка". Собрался Бендер "переквалифицироваться в управдомы". Почему б нет? Есть же у нас в литературе покаявшиеся разбойники, резиденты, священники-ренегаты...даже подобревший Бармалей, угощающий детишек пряничками...Тема интереснейшая. Но Жох не из числа таких раскаявшихся. Жох везде жох...ох... Е.welcome

Татьяна Тюпина

Бывает, что человек пока "не дорос" до покаяния. Т.е. жизнь как следует по голове не ударила. Бывают такие "счастливчики", которые умудряются оставаться "растительными" до последнего вздоха. Как там у Некрасова: "Убаюканный сладостным пением средиземной волны, как дитя, ты уснешь, окружен попечением дорогой и любимой семьи (ждущей смерти твоей с нетерпением), привезут к нам останки твои, и почтят похоронною тризною, и сойдешь ты в могилу...герой...втихомолку проклятый отчизною, возвеличенный громкой хвалой"

Бывает...в случае некрасовского героя он, скорее всего, просто чужд Богу (любя "волокитство, обжорство, игру"). Но Жох играет в свои игры. Эх...а задремавший автор сегодня не написал и абзаца...да еще - то ои погода меняется, то ли голова болит от запаха подаренной лилии...но и красива же она! Е.give_rose

Воистниу! С Петровым днем Вас! А завтра - еще и память 12 Апостолов. Удивительные святые, удивительные люди... Видела в витрине иконной лавке Сретенского монастыря потрясающую икону, где они нарисованы...и то, как каждый и них принял смерть. Кстати,об иконах...в районе Китай-Города, рядом с некиим подворьем (то ли Афонским, то ли Болгарским) есть бесплатный частный музей русской иконы (с отдельным залом по искуству Эфиопии). И вот там видела похожую икону...а еще занятную мстерскую икону начала ХХ в. (и не одну!), изображающую...иконостас! Где это - сказать не могу, меня туда водили. Но место преинтересное, и иконы удивительные. Есть даже целый иконостас...точнее, реконструкция алтаря. Но икона с избражением иконостаса...

А тем временем Жох свое дело делает...уже, собственно, опробовал. И как искусно он подводит людей к тому, чтобы они...эх, Жох он везде жох! Е.rainbow

Взаимно! А в Москве чудес много...слишком, пожалуй. Вот, сегодня совершенно "за так" раздобыла четырехномник Мережковского...кто-то снес с детскую библиотеку, а им не надо - выставили "на шарап"... Чудеса... Е.whistling

Оно ценность и есть... Как-никак, всякое мы пережили. И иконы, выброшенные на помойку, видели. И другие вещи, в свое время тоже туда попавшие. Нечему удивляться... Но книжки попали в нужные лапы...в мои. А Мережковского читать люблю. Понятно - не Достоевский, но и на голову здрав, и огонь в его книгах пышет. Хотя читала мало: "Рождение богов" (в свое время купила в ларьке...есть тут такая серия исторических романов, и попадаются среди них весьма дельные...кстати, продолжения "Тутанкамона на Крите" в четырехтомнике не было, а тут есть) и "Блиана-отстуупника". "Петра и Алексея" пробовала читать, да не особо пошел...эх, книжечки... Е.readbook

Татьяна Тюпина

Так оно и есть. У нас на даче хранится бумажная иконка св.Артемия праведного Веркольского чудотворца, когда-то мой покойный двоюродный дедушка нашел ее на помойке, покойная бабушка сохранила, с тех пор она у нас. Дедушка Паша в Бога верил, он прошел 2 войны, финскую и ВО, воевал в Прибалтике, был ранен, но...на старости лет овдовел, остался один в северной деревенской глухомани, много пил и...по пьянке повесился. Не знаю, как за него молиться, слишком уж я сама духовно немощная, маму нужно отмаливать, которая по моей вине умерла без напутствия священника...и у меня самой в жизни все очень плохо, чувствую, что по грехам нашим. Жалко дедушку Пашу, ведь за него совсем некому молиться. Вот не знаю, как быть...боюсь молиться, как бы мне самой еще хуже не было, и в то же время так жалко его...

Этот-то вопрос - к священнику. Кто что отвечает...но, видимо, отчасти ответ будет зависеть и от Вас. А Жох благополучно завершил свои "подвиги", и вот-вот тут появится полный вариат истории - с другим заглавием.

Правда, что хотел сказать Жох своим последним поступком...сама не знаю!

Тем временем, похоже, надвигается осень...Е.

Страницы