Недавно, перелистывая публикации по такому понятию как «брендирование», я наткнулась на информацию по теме проектирования и построения ИТ инфраструктуры через брендирование интерактивного пространства и рекламный рендеринг. Подобная фраза звучит слишком сложно для уха обычного обывателя, даже не предполагающего, насколько тесно он вовлечен в этот самый процесс. Для начала, стоит определиться, что же такое ИТ инфраструктура. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, «Информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». Но начну свою статью я с отвлеченной ситуации.
Представьте себе, что вы живете в темной пещере (той самой, платоновской). Ее темнота – это незнание законов, определяющих возникновение, существование и устремление пространства вашего настоящего пребывания. Конечно, Вы захотите вырваться из этого неведения. Но сознание людей устроено так, что оно воспринимает серьезно лишь внешнюю, физическую сторону стен, окружающих течение жизни. В этой пещере живут по-разному: кто-то плачет, ну а кто-то смеется. То есть свойства этой мрачной пещеры проявляются анизотропией условий по всем направлениям. Власть в этом запутанном мире принадлежит разным людям, в том числе и тем, кто всячески препятствует выходу человека из мрачного плена. Что сделают эти люди? Как попытаются они обмануть ваше сознание? Повесят перед вашими глазами красивые фантики, написав на них или озвучив их бодрыми лозунгами иллюзорных целей. Тех целей, что будут вести вас лишь от стены к стене, не открывая выхода. Так поступает с нами современная медиа культура.
Заглянем в ВИКИПЕДИЮ, что говорит народная энциклопедия о брендировании?
Бренд — единое обозначение (название, символ, лозунг, слоган, девиз, стиль, термин, идея, математическая модель), узнаваемое потребителем, концептуально выработанный набор товаров и услуг, обычно объединённых в направлении деятельности компании или объединения (для экономической и стратегической целесообразности).
Брендирование включает в себя и анонс событий, и продвижение конкретной марки любых товаров и идей, ну а для общества на уровне социокультурного программирования оно принимает формы типовых моделей поведения, зачастую разбавляя отрицательное значение основного концепта положительной коннотацией: благородный гангстер, несчастный киллер. Брендирование присваивает окружающей реальности ярлыки и слоганы. Называется данный феномен маркетинговой стратегией, выполняя функцию поводыря человечного сознания в пространстве товарных и информационных потоков, зачастую разработанных с целью удержать ход мысли в плену фатального пространства заблуждений.
На какой-то определенной точке подобных экономических процессов в сознании происходит подмена объективных факторов окружающего порядка вещей «о большей части которых субъект находится в неведении» искусственными концептами потребления товаров, услуг и прилагаемых к ним идей, с добавлением к реальной значимости продукта и модели поведения добавочной виртуальной полезности, существующей только в интерактивном пространстве самой системы брендирования. Постепенно эта ложная добавочная полезность-концепт товара становится онтологическим правилом комфортного существования современного человека, уже не мыслящего личного пространства без искусственных правил товарного и идейного потребления. Происходит процесс перемещения жизненного пространства из реального в ирреальное, иррациональное, наполненное рекламно-информационными слоганами, клиширующими жизнь концепцией всеобщего ложного блага доступных удовольствий посредством раскручивания привлекательной модели существования, якобы являющейся экзистенциально необходимой человечеству.
Брендирование с точки зрения языкознания можно рассматривать как раздел прагматики языка homo economicus – человека экономического. Но феномен этого явления в современном информационном обществе заключается в том, что бренды, через означающее (знак) перемещают сознание в область ложно означаемого ценностного вывода. Стоит, я думаю, говорит о новом явлении в семиологии языка: означающее (знак) без реально означаемого (подмена).
Еще Фердинанда Де Соссюр определял создаваемую им семиологию как «науку, изучающую жизнь знаков в рамках жизни общества». «Она должна открыть нам, что такое знаки и какими законами они управляются». Открыв эти законы, семиология вступила в новую область – область когнитивного программирования ментального уровня современного человека.
Брендирование и его знаки, символы и прилагаемые к ним модели поведения, перемещаемые в сознании потребителя в разряд экзистенциальных поведенческих парадигм, являются основой проектирования нового общества тотального потребления, составляя интерактивное пространство совершенно новой информационной инфраструктуры жизни, подменяющей реальные, истинные ценности бытия человека.
Стоит отметить, что этот процесс многопланов: он касается как качеств самих потребительских товаров, так и сопутствующих им атрибутов жизни как таковой, изменение которых закладывает новые поведенческие стереотипы, осознаваемые их носителями как собственные (так зарождаются субкультуры). Культурное пространство человека становится программируемым и обновляемым. Культурный пласт жизненно важных для выживания общества понятий: соборность, вера, труд подменяется новыми брендами успеха: полезность, чувственная привлекательность, удовольствие. Подмена базовых культурологических концептов обновляет экзистенциального пространства человека до нового удобного формата, открытому любому ребрендингу в пустоту.
Приведу одно из определений интерактивного пространства, найденное в интернете и относящееся к дизайну интерьеров: «комбинация реального пространства и реальных объектов с виртуальными (генерированными компьютером) изображениями, или полностью компьютерные модели в виртуальной среде». Парадокс заключается в том, что данная комбинация не всегда преследует только утилитарные цели, если мы чуть расширим границы ее приложения. Чаще она моделирует жизненное пространство, изменяя не только форму, но и идейное содержание. Так рождается новый человек, воспринимающий мифологемы потребления как объективные законы среды обитания, измененной удачным дизайном.
Сила влияния на человеческое сознание новейших брендов-идей столь огромна, что мы можем смело назвать брендирование – инструментом управления человеческим сознанием. Лишенное культурного фундамента базовых ценностей, человечество не утратило стремление к ним. Идея счастья – это идея рая, утраченного миром. Но трагедия современного homo economicus заключается в том, что он не хочет терять собственных заблуждений, присваивающих мрачной пещере красивые мифологемы пути от одной стены до другой, тем самым отрицая пространство утраченного единства с Господом.