Вы здесь

Блеск и немощь миссионеров

Ю. Вознесенская. «Жила-была старушка в зеленых башмаках…» - М., 2008.

Книги этого автора в православной среде достаточно известны и любимы. Прежде всего, наверное, самая первая из них: «Мои посмертные приключения». В свое время ею зачитывались многие из нас, удивляясь, что ее автору удалось создать захватывающую, временами смешную, а нередко и страшную, современную версию «повести о мытарствах преподобной Феодоры». Вдобавок, сделать ее героиней нашу современницу. Первоначально - далекую от Православной веры. Но, после всех своих «посмертных приключений» - пришедшую к ней.

Надо сказать, что еще в той, первой своей книге Ю. Вознесенская показала себя, как автор-экспериментатор. Причем, достаточно смелый. Ведь, что таить, и поныне не каждый православный, подобно ей, дерзнет писать о Боге, о пути человека к Нему, об искушениях и победе над ними, используя для этого жанр приключенческой повести, детектива или «фэнтэзи». Она была одной из первых, кто сделал это. Однако, в каком бы жанре ни была написана та или иная книга Ю. Вознесенской, основная тема лучших из них – путь человека к Богу. Таким образом, ее с полным основанием можно назвать «писателем-миссионером».

Вероятно, преобладание в творчестве Ю. Вознесенской именно этой тематики связано, прежде всего, с ее личным духовным опытом. Потому что человек, испытавший радость от встречи с Богом и прихода в Православие, никогда не сможет ее забыть. Мало того – он будет считать своим долгом приобщить и других к счастью быть верующим. Например, показывая им духовную красоту православных людей. Так, чтобы читатель полюбил их. После чего захотел стать подобным им, как по делам, так и по вере.

Действительно, героини новой книги Ю. Вознесенской – три старые интеллигентные жительницы Петербурга: Агния Львовна, Варвара Симеоновна и Лика Казимировна – личности очень милые и симпатичные. Надо сказать, что рассказы о них воскрешают в памяти известную историю из «Древнего Патерика» о двух женщинах, проживших всю жизнь под одной крышей в мире и согласии, в верности своим мужьям. И, в итоге, угодивших Богу больше, нежели монах-пустынник. Вот и «три старушки-подружки» из книги Ю. Вознесенской тоже сызмальства живут в одном доме, и, несмотря на разницу характеров и интересов, дружат с самого детства. Секрет такой прочной и давней дружбы достаточно прост – это жертвенная дружба. Запоминаются сцены, когда Агния Львовна отдает Лике Казимировне последнюю купюру, оставшуюся от пенсии. Или, когда Варвара Симеоновна, не щадя себя, ухаживает за тяжело заболевшими подругами. В итоге одна из них, католичка, решает принять веру своих подруг - Православие.

Мало того – эти три женщины не только сами живут в любви и согласии, но относятся с той же любовью и к другим. Например, к юноше-инвалиду Павлу, которому они заменяют умершую бабушку. Или к спившимся бедолагам Иннокентию и Гербалайфу, благодаря их помощи и участию сумевшим начать новую жизнь. Или к совершенно незнакомым людям, приезжим монахам, которым главная героиня книги, Агния Львовна, в свой день рождения, ничтоже сумняся, отдает лучшие продукты, купленные ею для праздничного стола на половину только что полученной пенсии. Но не случайно в книге Ю. Вознесенской ближайшими соседями трех подруг оказываются их полные антиподы - озлобленная скандалистка Клавдия со своим «крутым» дружком Димоном, лже-профессор Магилиани, обирающий доверчивых простаков, за большие деньги «воскрешая» их четвероногих любимцев, и его пособники-аферисты. Ведь, по словам Апостола Иоанна Богослова, «мир лежит во зле» (1 Ин. 5, 20). И, если читатель задастся вопросом – что же помогает героиням книги противостоять царящим вокруг них ненависти, обману, стяжательству – ответ напрашивается сам собой – их вера.

Да, их объединяет именно Православная вера. И именно она дает им силы выстоять перед «соблазнами мира сего». И скрашивает их старость, превращая ее не в горестное «доживание», а в полноценную жизнь, где есть место и заботам, и радостям, и новым встречам, а иногда – даже приключениям. Одним словом – в жизнь, наполненную смыслом. Поэтическим символом такой жизни являются «последние цветы» из помещенного в книге стихотворения Ю. Вознесенской. Пусть уже тронутые увяданием, но все равно прекрасные. Потому, что они стоят перед иконами, как прощальный дар человека, покидающего этот мир – Богу. Однако, если вспомнить, что в церковной гимнографии (см., напр. Пс. 102, 15) жизнь человека сравнивается с цветком, обреченным вскорости отцвести, можно сказать, что Ю. Вознесенская исподволь подводит читателя к выводу – она обретает смысл лишь тогда, когда освящена верой в Бога и посвящена Ему. Это – самое главное и лучшее, что остается в душе и памяти человека, прочитавшего ее новую книгу.

Но, как уже говорилось ранее, Ю. Вознесенская является не просто православной писательницей, но писательницей-миссионером. А проповедовать веру можно по-разному. Можно показать, как православный человек, благодаря своей вере, выживает и остается собой там, где атеисты гибнут физически и духовно. Причем неважно, живет ли он в давно минувшие века, во времена «воинствующего безбожия» или в наши дни. И где именно – в древних Риме или Палестине, в Гулаге или рядом с нами. Потому что «невидимая брань» христиан с силами тьмы ведется со времен прихода в мир Христа-Спасителя, и будет длиться до Страшного Суда… Кстати, Ю.

Вознесенская имела возможность сделать это. Ведь одна из трех героинь ее книги, Варвара Симеоновна, происходит из старого дворянского рода, а дядя другой – Лики Казимировны - был адмиралом. И, наверняка, этим женщинам на протяжение их долгой жизни пришлось много выстрадать. В том числе – пережить войну. Возможно, и репрессии. Но, тем не менее, сохранить веру и не утратить любовь… Однако можно писать о вере и иначе. Исключительно с поучительной целью. Помещая героев в ситуации, хотя и надуманные, однако откровенно назидательные. К большому сожалению, именно таковы приключения героинь новой книги Ю. Вознесенской.
Скажу сразу – я не задаюсь целью критиковать человека одной со мной веры. Тем более, наверняка искренне хотевшего написать хорошую книгу о Православии и о православных людях. И заранее прошу прощения у всех упоминаемых мною авторов, а также их читателей и почитателей. Моя цель – не обличать и не чернить их. А, на примере книги Ю. Вознесенской о трех старушках, показать – насколько трудно быть писателем-миссионером.

Теперь же вернусь к тому, о чем шла речь прежде. Итак, новая книга Ю. Вознесенской явно и откровенно назидательна. Вот в самой первой ее главе главная героиня - Агния Львовна (та самая «старушка в зеленых башмаках», в честь которой она названа) справляет свой день рождения. И, поскольку она – православная, то, соответственно, и празднует его по-православному. Поэтому, вместо того, чтобы поутру усесться пить кофеек с подругами, вычитывает молитвенное правило. После чего идет в храм и причащается Святых Таин. Получает от батюшки в подарок душеполезную книгу. Затем жертвует продукты, купленные для праздничного стола, приезжим монахам. Вернувшись домой, приглашает к себе бомжей, чтобы угостить их. А последние оставшиеся деньги отдает подруге Лике на лекарство для ее любимого песика Титаника, страдающего несварением желудка. В итоге к приходу родственников остается с пустыми холодильником и кошельком. Однако заботливые дети и внуки Агнии Львовны (разумеется, тоже православные) тут же отправляются в магазин за продуктами. А впридачу дарят ей замечательные подарки. В том числе – и сумму, вдвое большую, чем та, в которую обошлись пожертвованные ею монахам фрукты и рыба. В итоге: «засыпая в эту ночь, Агния Львовна сказала мысленно: «Спасибо Тебе, Господи, за этот чудесный день рожденья!»

Действительно, в этой истории благочестие героини – налицо. Равно как и прочие ее добродетели: щедрость, нестяжательность и милосердие к обездоленным. Налицо и мораль – человек, подающий милостыню, дает ее как бы Самому Христу. А потому его добрый поступок не останется без награды. Все это так. Вот только странно, что, совершая все эти, действительно замечательные поступки, Агния Львовна, тем не менее, преспокойно принимает в подарок от бомжей роскошный букет роз, зная, что они срезаны в городском парке. Проще говоря, украдены оттуда. Как будто не ведая, что тем самым нарушает восьмую заповедь... А потом, скормив тем же бомжам все содержимое своего холодильника, решает притвориться больной, чтобы таким образом оправдаться перед родней за отсутствие на столе угощений. Конечно, стремление героини сохранить свой поступок в тайне вполне понятно и похвально. Вот только стоило ли ради этого прибегать ко лжи? И вообще, слишком плохо верится, что бывают в реальной жизни такие бомжи, которые, хотя и пьют, но при этом не буянят и не сквернословят, и всегда готовы поднести знакомой пенсионерке тяжелую хозяйственную сумку. Да и вряд ли кто-то из нас решится на свой день рождения пригласить в гости бомжей. Даже если это наши бывшие соседи… И что есть на свете такие инфантильные старушки, которые, будучи уже на восьмом десятке, называют друг друга слащавыми детскими прозвищами: Ликуня, Агуня, Варежка, и ведут себя подстать этому (чего стоит, например, «игра в карты», придуманная благочестивой Варварой Симеоновной в альтернативу «подкидному дураку»!)… Вдобавок, старушки, беззаботно и счастливо, на манер птиц небесных, живущие на свою грошовую пенсию. Увы, в действительности судьбы российских стариков совсем не таковы. Для примера расскажу одну историю. Тоже, так сказать, «из жизни одной старушки». Только не выдуманную, а реальную.

В 1989 г. в доме престарелых, находившимся под г. Архангельском, жила старая женщина, О. И. Г-ва. Однажды из города туда пожаловали ее дочь и внучка, и, устроив там скандал, забрали мать. Как они заявили - насовсем. А примерно месяц спустя они на такси привезли ее к крыльцу дома престарелых и оставили там. И больше никогда не навещали ее. Но она регулярно, до самой смерти, посылала им те деньги (десять процентов от пенсии), которые выдавались на расходы каждому обитателю дома престарелых. Потому что материнское сердце умеет любить и прощать так, как это под силу только Богу.

Увы, в новой книге Ю. Вознесенской нет подобных сюжетов. В описываемом ею мире, или скорее, мирке, «все спокойно», и все счастливы. Героини ходят в храм и в кафе, ездят на дачу, где успешно борются с зловредным сорняком-борщевиком, сочиняют песни и распевают их под гитару в дружеской компании. А одна из них, Лика Казимировна, взяв себе псевдоним «Орхидея Нежная», даже публикует на сайте под изысканным названием «Кастальский ключ» куртуазные стихи про рыцарей и прекрасных дам. Священники непременно оказываются «кроткими и все понимающими» и выглядят «ну, вылитыми ангелами, разве что с бородками». «Злодеи», типа «профессора Магилиани», всегда оказываются разоблачены и посрамлены. Или, как Димон, «не то спортсмен, не то бандит», пообщавшись с православными, в одночасье становятся добродетельными. Даже спившиеся Гербалайф и Иннокентий в конце концов возвращают себе некогда отобранную обманом квартиру и превращаются из бомжей в преуспевающих владельцев фотоателье… Все это слишком напоминает умилительные истории, которые писала госпожа Туркина из известного рассказа А.П. Чехова «Ионыч», где говорилось «о том, чего никогда не бывает в жизни» . Но стоит вспомнить известные слова отца Брауна из рассказа Г.К. Честертона: «вполне вероятно, ложью можно послужить религии, но я твердо верю, что Богу ложью не послужишь». Ведь «отец лжи» - не Бог, а совсем другое, враждебное Ему существо (Ин. 8, 44). И у человека, далекого от веры или приходящего к ней, при чтении новой книги Ю. Вознесенской вполне может сложиться искаженное представление о Православии, как о некоем идиллическом мирке, чуждом реальности и ее проблемам. Но что произойдет, когда он увидит, что это отнюдь не так? К сожалению, в данном случае уместно вспомнить поговорку о том, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями...

Обращает на себя внимание и множество советов, которые по ходу действия книги ее героини дают знакомым и собеседникам. А попутно и нам, читателям. Например, как и кому следует приступать к Таинству Соборования, и каково его значение. Или в какие игры может, а в какие не должен играть православный человек. Или какие книги ему следует читать. Разумеется, это тоже связано с миссионерским характером книги Ю. Вознесенской. Все это прекрасно. Однако в иных случаях откровенная назидательность оных советов уж слишком бросается в глаза. Вот, например, как одна из героинь, Лика Казимировна, поучает соседку по даче, любительницу смотреть телевизор:

«-Взрывы и землетрясения – это не новости, а происшествия. Ими должны заниматься только те, кого это касается по службе… Зачем тебе видеть горе людей, которым ты не можешь помочь? Грех это – любопытство к чужой беде!
-Верно, грех… Да ведь делать-то мне все равно нечего! Только телевизор и остался!
-Смотри программу «Культура» или православный канал «Спас».
-Там думать надо, напрягаться. А тут сиди себе и сиди, чаек попивай, а тебе все покажут, расскажут, подскажут, что думать. И время пройдет незаметно!

-Оно не пройдет, Марусенька, а уйдет безвозвратно и даром».
Действительно, эта беседа соседок весьма поучительна и информативна. Тут и обличение любителей просиживать дни и ночи перед «голубым экраном», и реклама православной телепрограммы. Вот только опять-таки с трудом верится в то, что простая, вдобавок, достаточно далекая от веры женщина столь четко осознает, что телевидение – одно из мощных средств влияния на людские умы и манипулирования ими. Ведь как правило, человек, привыкший «проглатывать» информацию, которую ему поставляют СМИ, даже не подозревает, что они подсказывают ему, «что думать», а просто и бездумно пялится в телеэкран.

Это вполне касается и другого совета, который в первой главе книги дает работницам подворья Коневского монастыря (куда ходят молиться «старушки-подружки») тамошний священник, отец Моисей: «Бог посылает гостей – Он и угощенье пошлет!» Действительно, едва только туда приезжают несколько монахов, сразу же находится и доброхот-христолюбец в лице Агнии Львовны, жертвующий на трапезу отборные продукты. Согласимся – ситуация весьма назидательная. Да, Бог часто помогает нам. Но стоит знать и помнить другое – делать это постоянно Он не обязан. Увы, есть множество примеров тому, как человек, не получив от Бога желаемой помощи, терял веру. Так стоит ли после этого уверять читателей в том, что в любой трудной ситуации Бог непременно им поможет?

А иные советы, которые дает читателям своих книг Ю. Вознесенская, и вовсе вызывают сомнения. Например, рекомендации, касающиеся православной литературы. Заметно, что она старается быть в курсе книжных новинок. И замечательно, что в своих произведениях она упоминает ряд действительно хороших произведений, как западных христианских, так и православных авторов. Например, такие, как рассказы протоиерея Н. Агафонова и его роман «Иоанн Дамаскин». Или книги К. Льюиса и Д. Макдональда. Но вот в более ранней ее книге, «Юлианна, или опасные игры», продавец иконной лавки советует юным героиням почитать повесть Е. Чудиновой «Ларец», в которой «три девочки победили ужасного древнего демона». И вот этот совет кажется несколько опрометчивым. Дело в том, что данная книга выдержала несколько изданий. В частности, в 2003 г. она была выпущена московским издательством «Аваллон». Наряду с иными книгами, список которых приведен на последней странице данного издания: «Сонник эзотерический», «Магические Карты», «Закон, или Открытая книга Кармы», «Третий Луч- путь к Новой Эре. Духовная миссия России», «Рифы эзотерики, или о чем молчат учителя». А в аннотации к книге объясняется, что пресловутые три ее героини олицетворяют три вида магии: деревенской, цыганской и дворянской (магии драгоценных камней). Думаю, комментарии здесь излишни. Впрочем, сейчас не только среди «нью-эйджеров» всех мастей, но и среди нас, православных, имеет место своеобразная «мода» на книжки о борьбе с «темными силами». Вроде известных «Козней бесовских» или «Исповеди одинокого воина». Жаль, что книг о «жизни во Христе» (типа «Лета Господня» И. Шмелева), без мистики, отдающей явным оккультизмом, куда меньше… Впрочем, увлечение подобной тематикой – опять-таки не вина авторов, а общая беда нас, православных. Ведь, как известно, «спрос рождает предложение». А мы, чаще всего – новички в вере. И потому особенно жаждем всего «чудесненького». Так сказать, «Креста и магии». Не ведая, что это «две вещи несовместные».

А еще - страдаем неофитским максимализмом. В этом отношении особенно примечательна одна история из новой книги Ю. Вознесенской, помещенная в самой последней ее главе. Вот отставной военный, вдовец-пенсионер Егор Александрович, делает предложение главной героине Агнии Львовне. Но та отказывает ему, объясняя свой отказ так: «…представьте себе: вот я умираю…и вот там, в новом для меня мире, мой муж встречает меня, он приближается ко мне, светясь от радости. И Вы меня встречаете тоже. И что я скажу своему первому мужу? «Познакомься, Юрочка, с моим другим мужем!»-так, что ли?...Это же такой стыд будет, что я и представить себе не могу». В качестве комментария к этим словам следует ссылка на слова, сказанные Спасителем апостолам: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе…» (Мф. 18, 18), а также пояснение, что «верные и любящие супруги, соединенные «во едину плоть» венчанием, имеют обетование от Бога и после смерти обрести друг друга и свою любовь».
Вроде бы, все правильно и убедительно. Даже подтверждено соответствующей цитатой из Священного Писания. Но можно взглянуть на данную проблему и с другой стороны. Между прочим, тоже основываясь на словах Спасителя. Правда, из другого Евангелия – от Марка, где в одной из глав саддукеи задают Христу каверзный вопрос о женщине, которую, соблюдая ветхозаветный закон левирата, по очереди брали замуж семеро братьев – «…в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк. 12, 23-25). Можно вспомнить и совет, данный Св. Апостолом Павлом вдовым коринфским христианам (1 Кор. 7, 9). Таким образом, мнение героини книги относительно возможности вторичного вступления вдовых лиц в брак, отнюдь не является единственно правильным. Как не является и обязательным для всех православных.

Кстати, в одном из произведений русской литературы, романе П. Мельникова-Печерского «На Горах», имеется история, весьма похожая на ту, что описана в книге Ю. Вознесенской. Правда, речь идет не о вдовце и вдове, а о разлученных женихе и невесте, которые встречаются снова лишь через много лет, будучи уже немолодыми людьми. Но, пожалуй, стоит сопоставить ответы героини этой истории, Дарьи Сергеевны, которой ее состарившийся жених предлагает обвенчаться, и вышеприведенный ответ Агнии Львовны. Как мы помним, причина ее отказа – то, что ей-де будет стыдно встретиться на том свете сразу с двумя людьми, женой которых она была. А вот как обосновывает свой отказ Дарья Сергеевна: «ежели захочешь жениться, за невестами дело не станет, найдется много. А мой бы совет – к Богу обратиться, ты уж не молоденький. Так и надо бы тебе теперь вспомнить святоотеческие предания и примирить свою совесть с Царем Небесным». Думаю, сравнив эти два ответа, читатель сделает выводы сам.

Вероятно, тем же максимализмом Ю. Вознесенской следует объяснить и ее неприязнь ко «всему советскому», что заметно, как по ее новой книге про «старушку в зеленых башмаках», так и по ее прежним произведениям. Типа утверждения, что «диссидентство – это орудие Божие» (в «Моих посмертных приключениях»). Или переделки советского гимна – в гимн антихристу-«Мессу» («Путь Кассандры…»). Конечно, наверняка в реальной жизни какой-нибудь таксист называет памятник Ленину «балеринкой». А какой-нибудь бомж, вроде Гербалайфа, именует памятник героическим защитникам Ленинграда – «стамеской». Как песик Лики Казимировны – Титаник – не делает разницы в том, где задирать ножку… Но все-таки, как говорится, всему есть предел. И стоит ли, вместе с героинями книги Ю. Вознесенской, предаваться ликованию по поводу того, что «ленинская кликуха» Санкт-Петербурга – Ленинград – постепенно забывается людьми? Куда важнее и страшнее то, о чем упомянуто лишь вскользь - что одновременно с этим забываются и подвиг защитников блокадного Ленинграда, и мученичество его жителей. В том числе – и православных. И для моей матери, трехлетним ребенком вывезенной весной 1942 г. по льду Ладожского озера из Кронштадта, Ленинград навсегда останется именно Ленинградом. Как и для многих других блокадников, которые, как и она, отнюдь не относятся к помянутым в книге старым коммунисткам-«лимонкам», «сослепу и от обидной жизни вступившим в партию лимоновцев»… Кстати, обращает на себя внимание то, что Ю. Вознесенская ничего не пишет о «военном» периоде жизни своих семидесятипятилетних героинь. Словно Великой Отечественной войны и не было вовсе. А ведь, если они с детства живут в Ле…, пардон, Петербурге, то наверняка пережили и блокаду… Или все, что связано с самим названием «Ленинград» должно быть забыто?! К сожалению, печальные уроки нашей недавней истории идут впрок отнюдь не всем. Впрочем, такое уже было…в 1917 г., когда большевики, придя к власти, в жестокости превзошли своих гонителей… И они тоже перекраивали историю на свой лад. Вот только вопрос – стоит ли уподобляться им?

Надо сказать, что не только содержание, но и оформление книги «Жила-была старушка в зеленых башмаках…» оставляет желать лучшего. И иллюстрации к ней явно напоминают кадры печально известного мультфильма про «Симпсонов», где старики изображены смешно, вернее, карикатурно. Чего стоит хотя бы помещенный на обложке групповой портрет обнимающих друг дружку «старушек-подружек»! Вдобавок, одну из них, Лику Казимировну, художник и вовсе изобразил стоящей с задранной ножкой… При всем ветрености этой героини, которой, кстати, уже за 70, давайте все-таки вспомним мораль известной басни С. Михалкова: «старость нужно уважать». А не смеяться над нею, по примеру создателей зарубежных мультфильмов и комиксов. Тем более, что это противоречит традиции не только православной, но и христианской в целом.

Однако, несмотря на все это, прочесть новую книгу Ю.Вознесенской все-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы в очередной раз убедиться в истинности слов Апостола Павла, о том, что в немощи человеческой совершается сила Господня (2 Кор. 12. 9). И немощь человека, искренне желавшего проповедать безбожному миру Православие, восполняет Сам Господь. Вот и Ю. Вознесенской Он дал возможность ненароком сказать нечто действительно важное и значимое для нас - именно вера наполняет надеждой, радостью, подвигом и смыслом жизнь каждого православного человека. В том числе – и нашу с вами.

Комментарии

Вы знаете, м.Евфимия, мне кажется, проблема многих читателей и писателей, как тех, кто сам себя называет православными, так  и тех, кого к ним причисляют другие, заключается в том, что они не хотят знать даже основ Православия. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с произведениями известных авторов, членов Союзов писателей, лауреатов престижных литературных премий, в которых содержатся ошибки, грубо искажающие Православную веру. К сожалению, пока не вижу тенденций к явному улучшению этой ситуации.

Вы правы, уважаемый о. Василий. Таких писателей немало. Здесь я поминаю Е. Чудинову. Можно вспомнить и известную Е. Хаецкую с ее "Голодным греком...", где герой (монах-католик) воспринимает Богородицу на фреске, как "Бабищу". Честно говоря, меня смущает и помянутый роман А. Сегеня "Поп" - сцена с причащением некрещеных (равно, как и то, что все охотно причащаются), и не менее странное - когда после Литургии ("когда в храме остаются только свои") священник, не потребив Святые Дары, лезет с Потиром под купол причащать партизана... Смущает и  увлечение  "борьбой с темными силами" в ущерб жизни во Христе. Или из недавнего каталога "Лепта-Пресс" - аннотация на книгу ("мистический детектив"), где "главный герой - отперуполномоченный линейного отдела ГОВД...встает на пути членов антихристианских сект, стремящихся завладеть кулоном Николая Чудотворца, который...препятствует неминуемому порабощению мира силами зла". Одно дело, когда такое происходит в сказке (типа "Властелина колец"), но тут-то не сказочное Средиземье... Я могу говорить много - это и мне больно - но будет ли прок?.. И соглашусь с Вами - вряд ли ситуация изменится - и представления и знание о Православии у людей размыты, и спрос на такие опусы был, есть и будет. Слава Богу, что есть Шмелев, Шергин, Никифоров-Волгин и прочие старые надежные авторы... Опять же - "приходит с возрастом и опыт, и наука, уменье различать, где - уж, а где - гадюка"... Отрадно, однако, что мы с Вами думаем одинаково. С уважением - м. Е.

Спасибо, уважаемая Виктория! По правде сказать, я не сторонник "битья" авторов, если, конечно, речь идет не о богохульниках. А Ю. Вознесенская  -автор православный, т.е. свой. Есть люди, которые ее читают и бранят.  А я думаю, что ее миссионерско-писательская деятельность достойна уважения. Писать вообще - трудно, а писать хорошо, наверное, еще труднее (я не писатель, не знаю наверняка). Но, если человек промахнулся или не угодил читателю (наверняка и раскритикованной мною "Старушкой..." кто-то зачитывается. Почему б и нет? И что ж, ликовать на манер известного персонажа известного мультфильма: "Акела промахнулся! Акела промахнулся!" Критика не битье. Я просто пишу о своем восприятии этой книги. А сценка объяснения между героиней и влюбленным в нее человеком - автор ссылается на Писание, я - тоже. Каждый решает сам. Хотя ведь итог-то один и тот же - брак невозможен. Но Вы свое мнение высказали, и дельно, и хорошо, что Вы его имеете. И я с Вами во многом согласна. Спасибо и не теряйтесь. С уважением - м. Е.

Присоединяюсь к благодарности за статью. Толково, без запальчивости, аргументированно. Хочу признаться, что меня покоробила попавшаяся однажды критическая статья священника Алексия Плужникова против книг Юлии Николаевны. Ваша статья намного лучше.
Слишком большой разрыв между реальным и действительным в книге удручает. Отдельное спасибо за комментарий отказа героини от предложения связать жизни с Егором Александровичем! У меня этот эпизод оставил странный осадок, я ВДРУГ забыла, что говорит Писание по этому поводу. К сожалению, из-за подобных ляпов книга может оказать негативное влияние на жизнь тех же пенсионеров, кто зачитывается творчеством Вознесенской. Как говорится, не только книги для детей, но и книги для пожилых людей должны быть написаны чрезвычайно осторожно.

благодарю Вас за умную, дельную и содержательную статью.
Ляпы, на которые Вы обратили внимание, я замечала тоже. Меня насторожили и навязчивая апология диссидентства, и явная нелюбовь писателя к советчине, и несколько искажённое представление о современной российской действительности, но всё это понятно и объяснимо: автор в молодости была диссиденткой, отбывала за это наказание в тюрьме, а ныне живёт в эмиграции. В её героинях много от неё самой (я бы сказала, что слишком много, но ведь это, в сущности, недостатком не является...). Обращала я внимание и на другие детали. Сверххорошая и сверхправославная девочка Аня из книжки "Юлианна" показалась мне совершенно неживой, но это сошло бы для детской нижки, если бы девочка не была ко всему прочему ещё и сверхумной. Где-то на страницах она говорит, что её любимая книга - "Властелин Колец" Толкиена. Девочке десять лет. Я "Властелина" кое-как осилила в четырнадцать, и это было для меня тяжким испытанием. Через "Войну и мир" мне и то было проще продраться. Любимая книга десятилетнего ребёнка - четырёхтомник о Средиземье? Ну и ну...
Недостатков много, Вы правы. И дидактичность, и риторичность, и надуманность - да. И всё-таки...
В данный момент я как раз перечитываю "Путь Кассандры". Знаете, я настолько люблю эту книгу, что просто не могу воспринимать критику всерьёз. Сколько бы ляпсусов там не было - всё равно это отличная, очень интересная и очень хорошо написанная книга. "Старушка" уступает дилогии о будущем, но и её мне было интересно и приятно читать.
Я, в общем, не считаю эту книгу такой уж опасной. Ну кого она может ввести в искушение? Помимо батальных полотен должны существовать и лубочные картинки, на которых изображена упрощённая, выглаженная, подсвеченная версия мироздания. Все ведь понимают, что это лубок. Хотите любоваться серьёзной живописью - идите в Третьяковку. Нужны вам нравственно-философские размышления о человеке между Богом и дьяволом - читайте, ну, хоть Томаса Манна, что ли. Ждать от массовой развлекательной литературы каких-то духовных откровений просто глупо. Юлия Николаевна - замечательный автор книг "для отдыха", она умеет развлечь и утешить читателя, сделать это ненавязчиво и "по-православному". За что ей огромное спасибо.

Есть куда более опасные для новоначальных книги. Тот же "Флавиан", например, которого я еле дочитала, а вторую часть и вовсе не осилила. Вот уж морализаторство в чистом виде.

Принимая Вашу позицию и во многом соглашаясь с ней, я всё-таки выскажу и свою точку зрения:
Юлия Вознесенская - не писатель-миссионер. Это мы с нашим православнутым сознанием можем пропустить некоторые ляпчики, атеисты такое читать просто не будут, я уверена. Все мои неверующие подружки даже "Кассандру" не смогли дочитать, очень уж им не понравилось, что "тут всё про религию". А они ведь не ярые безбожницы, они совершенно обычные, ни о чём пока особенно не задумывающиеся девочки. Умные деятельные безбожники от этих книг просто камня на камне не оставили бы. Надеяться обратить кого-то в христинство с помощью "Посмертных приключений" или "Старушки" - ха-ха-ха! Не верю, что Вознесенская такая наивная. Она писала для нас с вами, господа, для уже православных. Чтобы мы могли скрасить свой досуг приятной и лёгкой книгой.

Вы правы, уважаемая Анастасия (извините, отчества не знаю, или Настя, если угодно). Я и сама люблю и "Кассандру", и "Ланселота", не говоря уже о "Посмертных приключениях". "Юлианну", каюсь, не читала, равно и детективную серию, правда, читала последний сборник рассказов - "Утоли моя печали". Что до Д. Толкиена, я его книги осилила в 42 года, после пары неудачных попыток, и полюбила, хотя не менее, чем их, люблю книги Д. Макдональда (тоже помянутого в "Юлианне"-2). Ну, что до девочки из книги Ю. Вознесенской - возможно, и есть такие девочки, которые их так же любят... Тут уж не мне судить - наверное, есть. Кстати, Вы, наверное, заметили, что рецензия - очень мягкая по тону (по крайней мере, я очень старалась не обидеть ни автора, ни его поклонников (сама, чай, из них)), тем более, что мы одной веры (может, сказывается профессия - я - врач, а у нас принцип коллегиальности худо-бедно соблюдается). Да в ней выражено мое мнение, и только. Кто-то считает так же, а кто-то - иначе. Вот вопрос - миссионер ли Ю. Вознесенская или нет - Вы считаете тако, я - инако. Скорее, это книги для приходящих к Православной вере или симпатизирующих ей. Тех, кто, так сказать, стоит "пред дверьми храма". Даже здесь их рассматривают по-разному - от чтения запоем до неприятия. Но дело не в этом - книги хорошие и полезные, и читать их - стоит и нужно. Я как раз так и считаю, и жаль будет, если у кого-то из читателей этой статьи создастся впечатление, что я - враг творчества Ю. Вознесенской, требующий запрета ее книг вообще или "Старушки..." в частности. Нет. Это мы просто привыкли - что критика - или похвалы безмертые, или оголтелая ругань: "запретить! не давать читать!" Речь-то в статье о другом - о немощи хорошего православного человека (искреннего, кстати!), желающего жить во Христе и служить Ему (например, своим писательским даром, как делает Ю. Вознесенская, или иным, как это делают другие). Но, как известно, сила Господня в немощи совершается (2 Кор. 12, 9). Правда, я не считаю, что Вознесенская пишет "для досуга" - у нее серьезные книги, по крайней мере, лучшие из них, со "жгучей идеей", которая заставляет простить погрешности автора. Бог с ними! Главное, что это - хорошие и полезные православные книги, достоинства которых перевешивают их недостатки. Думаю, мы в этом с Вами сходимся. Так что скажу строками Г. Честертона: "нам есть о чем потолковать, но спорить нет нужды". Спасибо - хороший Вы человек. С уважением - м. Е.    

Ирина Богданова

Наташенька, Мельниковым-Печерским всё моё поколение зачитывалось. Может быть его сейчас читают меньше, но сейчас вообще меньше читают...

Ан и нет, уважаемая Наталия! Его знаю многие простые люди, не филологи, а просто мало-мальски читавшие книги. Я на приеме иной раз расспрашиваю больных, что они читают. Мельникова знают, хотя больше "В лесах". Молодежи, конечно, он вряд ли ведом... Но мы без него - никуда. Тем более, что он - пример того, как не-писатель написал лучше иных писателей. Говорят, у него на могиле эпитафия (цитирую по памяти): "тот будет жить в веках, кто написал "В лесах" и "На Горах"". Присоединяюсь!

Нет, уважаемая Наталия, не Урала, а с Севера, с Архангельска. Ну, старообрядцев там и у нас много было (и есть), особенно так называемых беспоповцев. А к П.И. Мельникову меня приохотила бабушка по отцу, хирург. Она много читала,стихийно, но книги выбирала хорошие - русскую и зарубежную классику. Очень люблю эти книги. У меня о них есть статья. Со временем, Бог даст, прочтете. С уважением - м. Е.