Вы здесь

Владимир Хотиненко представил экранизацию «Бесов» Достоевского

Кадр из фильма Хотиненко «Бесы»

16 мая первая немногочисленная публика увидела фильм Владимира Хотиненко «Бесы». Премьера 4-серийной ленты уже очень скоро состоится на телеканале Россия-1. Роман Достоевского экранизировали, как известно, много раз. Ещё в 1915-м за него взялся Яков Протазанов, но пленка с фильмом не сохранилась, назывался он «Николай Ставрогин». Спустя годы «Бесов» ставили Анджей Вайда, братья Таланкины. Но сколько бы ни пережил роман интерпретаций, осмыслений, в кино и в театре, процесс неостановим. Неисчерпаемость «Бесов» Владимир Хотиненко наверняка отчетливо представлял, но видимо искушение превратить этот роман в кино пересилило все сомнения.

С момента окончания съемок все, кто работал над фильмом, впервые собрались вместе, чтобы тоже — впервые — увидеть то, над чем трудились весь прошлый год. К съемкам готовились очень тщательно, процесс шел весело, Достоевский оказался ближе и интереснее, чем многие ожидали.

Владимир Хотиненко не раз говорил, что не будет экранизировать русскую классику. И уж тем более «Бесов», которых впервые прочел в школе, и которые в то время не произвели на него большого впечатления. Однако после работы над сериалом Достоевский, режиссер так проникся биографией своего героя, что не устоял перед искушением. И теперь признается: Достоевского ощущает как своего родственника.

Сценарий Хотиненко написал вместе с Натальей Назаровой. Изначально хотели изменить время действия на более позднее, когда уже появились телефон и электричество. Но передумали — не стали вносить суету. Зато ввели персонажа, которого нет у Достоевского. Следователь Горемыкин — в исполнении Сергея Маковецкого. Этот человек существовал в реальности — расследовал подлинное убийство студента Иванова группой Нечаева. Так что здесь авторы идут по тому же пути, по которому шел Достоевский, работая над романом.

«У Достоевского написано, Ставрогин — человек, который во всем доходил до края, — говорит Владимир Хотиненко. — Сегодняшний мир во всем доходит до края. А что, если в понимании мы зла дойдем до края? Мы уже во всех направлениях дошли до края. Чем это закончилось у Достоевского для Ставрогина, мы знаем. Если мы не остановимся, не придем к каким-то выводам, то для этого мира это закончится тем же самым».

Про актерскую команду Хотиненко говорит: если бы не они, не уложиться бы в сжатые съемочные сроки. На роль Петра Верховенского позвал актера театра «Ленком» Антона Шагина. Художник Владимир Гудилин одел его во все клетчатое — помог сделать образ сжатым, как бы упакованным. Надел на него перчатки — этот человек следов не оставляет. Шагин даже хотел забрать один из костюмов героя в обычную жизнь. Но вместо этого получил на память лишь пистолет, из которого убивает Шатова. Про своего героя говорит: неуловимый, как ртуть.

«Оправдать я его не могу, потому что я все-таки люблю Россию и желаю ей добра и сил, — признается Антон Шагин. — А те люди не о чем таком не думали, поэтому мне их оправдывать сложно».

Максим Матвеев специально для роли Ставрогина отрастил бакенбарды и увлекся бабочками. А Мария Шалаева долго не могла научиться правильно хромать, чтобы точно передать образ Марьи Тимофеевны. Лебядкиной — божьего человека. Получались какие-то хромые солдаты.

«На станции метро „Достоевская“ навстречу мне шла женщина, которая была в брюках, поэтому было удобно подсматривать, она хромала и как-то так „заваливалась“, — говорит актриса Мария Шалаева. — Пришлось немножко неприлично себя повести, проследить ее путь. И вот своровано было хорошо».

Со своим другом Игорем Костолевским Владимир Хотиненко мечтал поработать более 30 лет. «Бесы» впервые дали такую возможность.

«Хотелось бы, чтобы это было не очередной экранизацией Достоевского, а чтобы как-то заставило людей задуматься, — говорит Игорь Костолевский. — Подумать, что мы есть, куда мы идем, движемся, и что мы из себя представляем. Потому что мир стоит у какой-то самой последней черты. И эту черту главное не перейти».

За несколько дней до премьеры Владимиру Хотиненко сделали подарок — показали малоизвестное письмо Достоевского, в котором тот инструктировал почитательницу своего таланта, желавшую инсценировать «Бесов».

«В общих словах он говорит, что буквальное воплощение эпической формы невозможно, — рассказывает Владимир Хотиненко. — И будет лучше, если вы возьмете фрагмент, либо оставите идею, совершенно изменив сюжет, и я желаю вам в этом успеха. То есть Федор Михайлович дает такую инструкцию, по которой мы, строго говоря, снимали».

Получив неожиданный письменный привет от Достоевского, Хотиненко вновь обещает не снимать больше классики. Вслед за премьерой телефильма с нетерпением ждет премьеры полнометражных трехчасовых «Бесов», которые тоже готовы.

litcult.ru

Кадр из фильма Хотиненко «Бесы»
Кадр из фильма Хотиненко «Бесы»
Кадр из фильма Хотиненко «Бесы»
Кадр из фильма Хотиненко «Бесы»