Вы здесь

О самом существенном. Унылый год литературы (Александр Бобров)

Александр Бобров

Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени
до времени заметки о самом существенном, надо всем нам.

Александр БЛОК

День весеннего равноденствия 21 марта выдался пасмурным. По решению ЮНЕСКО с 1999 года он отмечается как Всемирный день поэзии. Под вернувшимся редким снегом начал писать эти печальные заметки. Вспомнил старших друзей и наставников, яркие праздники прошлого и вздохнул: из всех известных мне поэтических столиц мира день поэзии бездарней всего отмечается в городе Пушкина и Лермонтова — Москве! Анна Андреевна Ахматова восклицала:

Все в Москве пропитано стихами,
Рифмами проколото насквозь...

Теперь всё пропитано духом торгашества и рвачества, проколото рекламами и «точечной застройкой». Вбил в строку поиска: День поэзии в Москве 21 марта 2015 года (Года литературы!) — ничегошеньки... Только всё та же тусовка по точкам и кафе собирается — Кедров, Коцюба, Кибиров. Ка-ка-ка! — как смеялся ехидный герой Василия Шукшина. Но мне — не до смеха!
Объявленный президентом Путиным Год литературы, казалось бы, должен был всколыхнуть писательскую и преподавательскую общественность, заставить СМИ чаще обращаться к классике и современной литературе, чтобы в очень непростое время опереться на лучшие её традиции, воспитывать патриотизм, а не потрясать словесами. Только что ушедший от нас Валентин Распутин написал: «Мы, к сожалению, неверно понимаем воспитание патриотизма, принимая его иной раз за идеологическую приставку. От речей на политическом митинге, даже самых правильных, это чувство не может быть прочным, а вот от НАРОДНОЙ ПЕСНИ, от ПУШКИНА и ТЮТЧЕВА, ДОСТОЕВСКОГО и ШМЕЛЁВА и в засушенной душе способны появиться благодатно-благодарные ростки. РОДИНА ПРЕЖДЕ ВСЕГО — ДУХОВНАЯ ЗЕМЛЯ, в которой соединяются прошлое и будущее твоего народа, а уж потом „территория“. Слишком многое в этом звуке!..».

Звук приглушён или искажён. Пример с недавней годовщиной возвращения Крыма показал, что наши либералы воспринимают полуостров именно как оторванную от Украины территорию — и только! А что это за духовная земля, как думает и чувствует народ, живущий на ней? — плевать! Вот Лия Ахеджакова написала в Твиттер: «Пришел в гости Олег Басилашвили. Решили за чаем включить телевизор, а там этот ужасный, позорный фильм о Крыме. Чудовищный фильм совершенно. Отняли, украли Крым, сделали врагами близкий народ. Врагами на века. Очень тяжело на душе, камень, просто камень лежит».

Как тут не вспомнить шествие интеллигенции под бандеровскими флагами в центре Москвы, концерт Макаревича в Донбассе «для беженцев» или выходку той же лауреатки премии правительств Москвы им. Собянина Ахеджаковой, которая посетила эфир российской радиостанции и снова заявила, что яростно не приемлет политику президента Путина, в очередной раз доказала общественности, что ее мнение неизменно. Лия Меджиновна на 77-м году жизни процитировала стихотворение какого-то Андрея Орлова, посвященное сбитому Боингу-777. Разыскала же сладострастно такую гадость! В стишках говорится о том, «как стыдно быть русским»:

И пока политиков умы
не готовы для перезагрузки
Я за них признаюсь — сбили мы,
я виновен, потому что русский.

Такими строками заканчивается бездарное и лживое стихотворение Орлова. Прокурор Крыма Наталья Поклонская лаконично выразила на этот счет свое мнение, написав на странице в социальной сети, что ее удивляет позиция артистки: «Это печально, особенно с учётом того, что она адыгейка из Днепропетровска». А чего удивляться? — пропаганда и деньги работают. Сергей Пахоменко на газпромовском «Эхе Москвы» вторит, ухает как филин: «Можно подумать, что нет никакой связи между тем, что Россия воюет в соседнем государстве, между тем, что Россия организовала эту войну, и тем, что происходит внутри России». «Воюет», «организовала войну», — запросто клеймящие ярлыки в эфир уходят, и всё как с гуся вода. Кстати, на том же «Эхе Москвы» в питерском варианте Александр Невзоров измывается над образом русского: «Я в русские не прохожу никак. Я непьющий, неверующий, на балалайке не играю».

В марте Владимир Войнович обратился с открытым письмом к президенту, угрожая тому мировым скандалом и мировым презрением: «Если молодая украинская героиня Надежда Савченко умрет в российской тюрьме от голода, это, может быть, никак не оскорбит чувства вашего электората. Но вам следует подумать о том, какое впечатление это произведет на мировое общественное мнение. Вполне возможно и легко предсказуемо, что оно отреагирует на это даже острее, чем на присоединение Крыма и войну в Донбассе». «Героиня», «мужественная женщина» — так либералы о Зое Космодемьянской не писали, скорее произносили слова с фашистской таблички на груди: «Поджигатель». Странные аргументы сей автор Чонкина выдвигает: «Вам лучше будет не появляться в столицах западных государств». Эти «западники» думают, что важнее их делишек, гешефтов и отражений в нужных глазах — ничего нет. А ведь есть ещё Россия, её честь, безопасность граждан, на которую посягнула «героиня». Или на это глубоко наплевать? О, уничтожала русских или непокорных украинцев — уже «героиня»!

Больше всего в последние годы обласкана государственным вниманием Людмила Улицкая: Роспечать её включает во все официальные делегации, созданный институт перевода финансово способствует моментальному переводу её книг на европейские языки (не сами эти страны расхватывают!), а какова благодарность? Вот писательница дала интервью Le Mond, где сладострастно рассказала, что российские СМИ манипулируют коллективным сознанием россиян и уже побили мировой рекорд по вранью. В частности, утверждает писательница, телеканалы «транслировали кадры из Сирии и Венесуэлы, выдавая их за события в Донецке». Зачем это? — на Востоке такого кошмара, как в освобожденном аэропорте Донецка или на станции Дебальцево — не найдёшь. И потом: куда денешь грязный снег, бушлаты военных, русский мат с двух сторон? При этом российская интеллигенция, по убеждению Улицкой, ничего не может сделать, так как свободу слова в России ущемляют. Попробуй её ущеми: книжки Улицкой вовсю выходят, за счёт государства переводятся на другие языки, гнусные письма от имени ПЕН-центра за её подписью публикуются, русофобская пьеса «Русское варенье» идёт. В московском центре «Вишневый сад» разгорелся скандал: русский актер побывал в Донецке и отказался играть в спектакле авторши, которая заняла антироссийскую позицию и унижает репликами, вроде: «Русские любят прикидываться дураками, хотя на самом деле они полные идиоты». Тогда Александру Борисову указали в театре на дверь. Вот как «демократично»!

Вообще политика Федерального агентства по печати вызывает много вопросов. Недавно Роспечать провела совещание с представителями СМИ, но информация о выделении Роспечатью средств была получена лишь в день совещания. «Ещё раз подчеркну, — пишет главный редактор «Литературной России» Вячеслав Огрызко, — чтобы добиться этого, ушло более пяти лет. Да за одно это г-на Григорьева, по нашему мнению, давно следовало уволить...Теперь посмотрим, как агентство подало важную информацию. Оно подготовило таблицу «Государственная поддержка литературно-художественных изданий в 2008–2014 гг.», включив в неё 19 изданий. Но по каким критериям Роспечать отобрала издания? Непонятно, как в категорию литературно-художественных изданий попал, к примеру, журнал «Наше наследие». Он ведь позиционирует себя как «иллюстрированный историко-культурный журнал». Роспечать из года в год самые большие деньги выделяло своим любимчикам. «Знамя», «Октябрь», «Иностранная литература» всегда получали в пределах миллиона рублей. А журналам «Москва» и «Наш современник» доставалось вдвое меньше. «Молодая гвардия» и вовсе получала крохи — от 69 тысяч до 184 тысяч рублей. И это называется справедливостью?

Из телеэфира писатели в Год литературы исчезли почти совсем. Только «Дежурные по стране» — Михаил Жванецкий и Андрей Максимов идут по Красной площади... Они вели беседу по поводу объявленного Года литературы и сходились на том, что литература и всякое там искусство ничему не может научить простого человека... «Хороший фильм, например, „Москва слезам не верит“, а чему и кого он научил?» — заметил один меланхолично. Другой бойко, не без иронии как бы возразил: «А слесарь... один на всю страну». Крайне неудачный пример: Рональд Рейган признавался, что, когда готовился к поездке в СССР, к встрече с Горбачёвым, пересмотрел этот фильм несколько раз. Президента США и звезду Голливуда он чему-то учил, а вот Максимова — нет. Профнепригодность и снобизм!

Каждую неделю на центральном государственном телеканале «Россия-24» с разбором истории России выступает Николай Сванидзе — человек крайне пристрастный, если не сказать лживый. Приведу лишь несколько тезисов из сванидзевских анонсов. Иногда даже по таким рекламным лозунгам можно судить о сути: «Нация утратила веру в светлое будущее», «Маршал Устинов довооружил СССР до смерти», «Председатель правительства Алексей Косыгин после расстрела демонстрации в Новочеркасске просит Минторг поставить в город продукты». Стоит ли напоминать, что во время новочеркасских событий председателем правительства был Н.С. Хрущёв? Либеральный телеисторик однажды в эфире у В. Соловьёва прямо заявил, что учёного-историка Юрия Жукова неплохо бы расстрелять. За что? За исследования о Сталине. Не огульные, а основанные на архивных документах. Они, видите ли, не вписываются в сванидзевские гулаговские представления о сталинизме.

Всё чаще появляется на экранах персонаж по имени Сергей Станкевич. Человек отсиживался за границей, чтобы истек срок давности по его статье, а теперь вещает со всех каналов, учит жить. Куда ни сунешься: «Специальный корреспондент», «Право голоса — в каждой передаче эта личность, везде вещает „эксперт фонда Ан. Собчака“. Кто его приглашает постоянно, не понимаю, — пишет читатель на сайте ЛГ. — И есть ли такой фонд на самом деле ? И откуда в этом фонде денежки? Чудны дела твои, Господи». И впрямь удивительно, что его пригрел столичный канал ТВЦ: ведь он подозревался как раз в растрате средств из московского бюджета!

Вместо того, чтобы исторически осмысливать наше прошлое, в том числе недавнее, мы всё чаще слышим восторги по поводу не лихих, а «демократических» 90-х. Актриса Наталья Фатеева в эфире «Эха Москвы» говорила о начале 90-х как о лучших годах России: «Про лихие и разрушительные 90-е врёт путинская пропаганда». Самое смешное, что в начале путинской карьеры она поддерживала бывшего разведчика вместе с другой бывшей красавицей Элиной Быстрицкой и восторгалась в эфире во время предвыборной компании: «Ну, мужик настоящий! Даже по походке видно — мужик...». Разве походка у Путина изменилась? Чуть сбился с либерального шага, проявил державный подход к Крыму и чуток повернулся к Новороссии — сразу захромал.

А уж о провале «Левиафана» на Оскаре кто только ни скорбел! А ведь история героя «Левиафана» один в один списана с американского персонажа — небезызвестного Мартина Химейера. То есть режиссёр Звягинцев по европейским законам банальный плагиатчик, к тому же приправивший свое «творение» классическим коктейлем в духе «экзотика а ля ватники». И все это глумление мало того, что преподносится чуть ли не как эпохальная страница в истории отечественного кинематографа — оно, оказывается, еще и снималось за деньги из нашего кармана. Фильм с надоевшим «канадским» актером российского происхождения Алексеем Серебряковым в главной роли победил под кураторством большого патриота на словах Мединского и получил финансирование по линии Фонда кино! На сайте Минкульта есть Протокол № 3 заседания Экспертного совета по игровому кино от 26 июля 2013 года. Согласно этому Протоколу, государственные субсидии выделены 12 картинам, «Левиафану» в том числе.

Замолчал в Году литературы даже ПЕН-центр, а ведь недавно его писатели-либералы отличились, политиканствуя и вставая на службу нацизму: непроходимые демократы решили заступиться за своего обиженного коллегу, автора строк: «Вредителей этих возьмёшь лишь огнём — Горят колорады за милую душу!». Районный суд в п. Кромы Орловской области признал экстремистским стихотворение «Украинским патриотам», принадлежащее перу местного учителя Александра Бывшева и размещённое в интернете. Руководители ПЕН-центра в лице Улицкой, Ерофеева, Айзенберга, Войновича, Гельмана и проч. стали хлопотать за графомана Бывшева: «Мы не можем не выразить тревогу по поводу опасного прецедента возобновления в нашей стране практики уголовного преследования автора литературного текста (?! — А.Б.). Мы оставляем за собой право внимательно следить за ходом судебного разбирательства в Кромах». Ну, следите, это у вас в крови... Правда, восстали многие члены ПЕН-центра, ибо в стихотворении «Украинским патриотам», которое было признано экстремистским, речь идёт о «москальской банде», которую надобно накормить свинцовой кашей, вдохновляясь духом нацистского преступника Романа Шухевича.

В Год литературы отнимают здание у писателей в Волгограде, разоряют библиотеку имени А.Т. Твардовского в Москве, ссылаясь на кризис, перестают финансировать важнейшие мероприятия. Так, до сих пор неясно: найдёт ли деньги Ростовская область для приглашения писателей России на праздник «Шолоховская весна», посвященный 110-летию гениального земляка? А вот на пустые тусовочные проекты деньги всегда находятся. Нас приглашают радоваться, что уже в самом начале Года литературы была найдена новая результативная форма объединения писателей. Не на почве принятия долгожданного Закона о творческих организациях или прояснения статуса писателя, а вокруг любимой игрушки властей — проекта «Писатели играют в футбол». Его представление прошло в Москве, в литературном музее Серебряного века. Вовсю идёт набор команды, уже запланированы международные встречи. И на такую дурость деньги найдутся: это ведь не серию книг к 70-летию Победы издать для сельских библиотек. Тем более что сегодня футбольные команды есть и у артистов, и у органов власти — федеральных и региональных. У России, правда, национальной сборной много лет как нет — название одно и долги перед итальянским тренером.

Начинается с весенних каникул Неделя детской книги, которая отмечается в нашей стране больше 70-ти лет. История этого праздника уходит в военный 43-й, когда только готовилась Курская битва, а под сводами Колонного зала Дома Союзов зазвенели ребячьи голоса. Родившись в Москве, Неделя детской книги стала достоянием всей страны. Прежде это был праздник невиданных масштабов: сотни писателей, особенно, конечно, поэтов — шли в книжные магазины, поднимались на лучшие сцены. Традиции пытается возродить Московский Дом книги на Арбате. Посмотрел программу на всю неделю — чего там только нет! Даже Режиссер театра «Эрмитаж» Михаил Левитин и его дочь Маша Левитина представляют спектакль «Про то, как Вакса гуляла-гуляла, гуляла-гуляла...». Есть 100-летие Сергея Михалкова, которое отметили, правда, в 2013 году. Только нет... 200-летия Петра Ершова. А ведь автор поэтической сказки родился как раз в марте! Хорошо, что Бюро пропаганды литературы провело 22 марта в ЦДЛ вечер для учителей и кадетов.

И наконец, самое потрясающее: в последнюю неделю марта я всегда писал о весенней книжной выставке-ярмарке на ВДНХ «Книги России». В Году литературы она отменена! Приехали... Почему же весна стала унылой духовной порой в нынешней России?

Александр БОБРОВ,
секретарь Союза писателей России

rospisatel.ru

Комментарии

А для меня странно, что человек, занимающий такой пост, жалуется. А сам Союз писателей почему ничего не проводит? Правильнее было бы к себе обратить вопрос. Беда в том, что мы привыкли ничего не делать и ругать за бездействие других. Бери и делай, разве кто мешает?