Когда мне приходилось участвовать в разрешении какого-нибудь семейного конфликта, то почти всегда я принимал сторону женщины (да простят меня мужчины) по двум причинам. Во-первых, женщины — немощнейший сосуд (1 Пет. 3:7), как говорит апостол Петр. Какой с нее может быть спрос? Если ты считаешь себя настоящим мужчиной и главой семьи, как ты мог довести ситуацию до кризиса? Какой ты после этого хозяин? Во-вторых, наши мужчины действительно иногда очень недостойно и несправедливо обращаются со своими женами.
Один композитор, певец, побывав с гастролями в Америке, рассказывал мне: «Вы не представляете, какие там некрасивые женщины. Любая из наших девушек там могла бы быть актрисой кино, фотомоделью. У нас самые красивые женщины, но мы их совершенно не ценим. Женщины в России очень быстро стареют (в отличие от западных). Они загнаны работой, бытом и тяжелой жизнью». Этот человек поведал, что сам по молодости не жалел жену, не понимал, как тяжела женская доля: ведение хозяйства, воспитание детей... У них в семье много лет не было стиральной машины, жене приходилось стирать вручную. Но потом он понял, что не жалеть жену — это значит наносить вред своему семейному счастью и самому себе, и стал всячески стараться помочь ей и порадовать ее.
Иногда православные (да и не только) мужья рисуют идеал жены, матери таким образом. Жена сидит дома, воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, нигде не работает и ждет мужа, готовя ему вкусный ужин. Этот образ взят из дореволюционного времени, когда в основном так и было. Муж кормил семью, жена хранила домашний очаг. Но вспомним, какими были уклад жизни и система образования до революции. Образование было раздельным. Мальчики и девочки учились отдельно и в гимназии, и в других учебных заведениях. Притом юношей учили мужским специальностям (например, в Инженерном корпусе), а девушек учили женским занятиям: быть женами, вести хозяйство (к примеру, в Институте благородных девиц учили языкам, музыке, танцам, рисованию и другим предметам). Даже среди представителей таких профессий, как врач, учитель, женщины встречались очень редко. Только с конца XIX века женщинам было разрешено поступать вольнослушательницами или студентками в некоторые университеты. Подавляющее большинство женского населения вообще не работало, а лишь вело хозяйство и растило детей.
Переносить категории царской России в наше время — значит сбрасывать со счетов девяностолетнюю послереволюционную историю, когда женщины учились во всех вузах наравне с мужчинами. К сожалению, возврата к прошлому нет. Для этого пришлось бы полностью перестроить бытовую и образовательную системы.
Конечно, для матери, жены на первом месте должна стоять семья, и реализовывать себя она должна не в ущерб семье. Но требовать от женщины, чтобы она полностью отдавала все силы и время мужу и детям, тоже нельзя. Труд хозяйки подчас незаметен, но очень тяжел. И в этом труде нужна бывает иногда какая-нибудь отдушина. Кому-то хочется завершить образование, кому-то работать с небольшой нагрузкой, чтобы не потерять квалификацию. И хорошо, когда это можно осуществить. Но, опять же, это не всегда обязательно. Некоторые мамы прекрасно себя реализуют, занимаясь с собственными детьми, обучая их рукоделию или музыке. Сколько семей, столько и ситуаций. Но задача мужа не отметать желание жены иметь занятие, кроме ведения хозяйства, как блажь, а по возможности помочь ей в этом.
Еще немного поругаю наших мужчин. Когда мы ухаживали за нашими будущими женами, то уделяли им много времени, говорили комплименты, дарили цветы. Часто ли мы делаем это сейчас? Неужели они этого не достойны? А ведь как это замечательно: купить хотя бы один цветок и подарить как-нибудь просто так, не в праздник, а просто потому, что сегодня, например, воскресенье. А когда мы в последний раз водили любимую в театр, музей, на концерт? Или гуляли вместе, ведя душевную беседу? Как хорошо иногда, уложив детей, приготовить что-нибудь вкусное и посидеть, поужинать вдвоем. Такие счастливые минуты любви способствуют укреплению и обновлению отношений. Супруги как будто возвращаются в то время, когда были женихом и невестой или праздновали свой медовый месяц.
Из книги «Малая Церковь»