Вы здесь

Басни Эзопа

Эзоп

Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот (II, 134) пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю, жил во времена египетского царя Амасиса (570 — 526 до н.э.) и был убит дельфийцами; за его гибель Дельфы заплатили выкуп потомкам Иадмона. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путём ненадёжных умозаключений (например, Фракия как родина Эзопа навеяна тем, что Геродот упоминает об Эзопе в связи с фракиянкой гетерой Родопис, бывшей также в рабстве у Иадмона). Аристофан («Осы», 1446 — 1448) уже сообщает подробности о смерти Эзопа — бродячий мотив подброшенной чаши, послужившей поводом для его обвинения, и басню об орле и жуке, рассказанную им перед смертью. Спустя век это утверждение героев Аристофана повторяется уже как исторический факт. Комик Платон (конец V в.) уже упоминает и о посмертных перевоплощениях души Эзопа. Комик Алексид (конец IV в.), написавший комедию «Эзоп», сталкивает своего героя с Солоном, то есть уже вплетает легенду об Эзопе в цикл легенд о семи мудрецах и царе Крезе. Его современник Лисипп также знал эту версию, изображая Эзопа во главе семи мудрецов.

Рабство у Ксанфа, связь с семью мудрецами, смерть от коварства дельфийских жрецов, — все эти мотивы стали звеньями последующей эзоповской легенды, ядро которой сложилось уже к концу IV в. до н.э. Важнейшим памятником этой традиции стало составленное на народном языке «Жизнеописание Эзопа», дошедшее в нескольких редакциях. В этой версии важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у древних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа. В этом сюжете, как ни удивительно, почти никакой роли не играют собственно басни Эзопа; анекдоты и шутки, рассказываемые Эзопом в «Жизнеописании», не входят в дошедший до нас от античности свод «эзоповых басен» и жанрово довольно далеки от него. Образ уродливого, мудрого и хитрого «фригийского раба» в готовом виде достаётся новоевропейской традиции. Древность не сомневалась в историчности Эзопа, Возрождение впервые поставило этот вопрос под сомнение (Лютер), филология XVIII век обосновала это сомнение (Ричард Бентли), филология XIX века довела его до предела (Отто Крузиус и за ним Резерфорд утверждали мифичность Эзопа с решительностью, характерной для гиперкритицизма их эпохи), XX век стал вновь склоняться к допущению исторического прототипа образа Эзопа.

Ближе к 20 веку образ Эзопа рассеивается и становится понятным, что если этот человек действительно существовал, то басни он скорее собрал из известных мудростей народа, также как и братья Гримм в своё время собирали сказки. Сохранились басни Эзопа, собранные в сборник, но не являющиеся доказательством подлинности автора и высказывания им самим философских мыслей.

Что представляют собой басни Эзопа?

Басни Эзопа представляют собой сборник прозаических произведений, содержащий не менее 400 басен. Легенды гласят, что по мудрому сборнику эзоповских басен обучались дети в эпоху Аристофана в Афинах.

В чем особенность сборника? В том, что изложение текстов скучное, без литературного лоска, но крайне проницательное. Конечно, этим фактом не могли не воспользоваться недобросовестные писатели.

Всё началось ещё в 3 веке до нашей эры. Первым решил переписать на новый лад басни Эзопа — Деметрий Фалерский — древнегреческий философ. Однако эта первая переработка была утеряна.

В 1 веке уже нашей эры император Август Федр изложил басни Эзопа на свой лад, в стихах. Он добавил несколько своих мыслей и удачных комбинаций. Однако важной особенностью перевода был латинский язык, позволивший в дальнейшие века многим авторам воспользоваться работами Федра.

Во 2 веке нашей эры басни Эзопа читать и переводить начал Бабрий — древнегреческий писатель. Именно его переводы стали основой основ басенного творчества (некоторые историки называют Бабрия истинным автором сборника).

Начало 5 века нашей эры. Известный поэт-баснописец Рима — Авиан предложил обществу 42 басни. На текущий момент не предоставляется возможности узнать, заимствовал ли он сюжеты из басен Августа, Известно лишь, что басни Авиана не отличались высокой художественностью, правда были очень популярны.

Пролетали годы и века, и басни Эзопа становились «музами» для таких известных писателей и баснописцев, как Жан Лафонтен, Лев Толстой и даже Иван Крылов. Переводили эзоповские басни и другие авторы: Гаспаров, Смирнов, Алексеев. Однако именно басни Крылова благодаря своей складности, высокой литературной ценности, стали эталоном современного басенного жанра.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Удалось Ворону раздобыться куском сыру, взлетел он на дерево, уселся там и попался на глаза Лисице. Задумала она перехитрить Ворона и говорит: «Что за статный молодец ты, Ворон! И цвет-то твоих перьев самый царственный! Будь только у тебя голос — быть тебе владыкой всех пернатых!» Так говорила плутовка. Попался Ворон на удочку. Решился он доказать, что у него есть голос, каркнул во все воронье горло и выронил сыр. Подняла Лисица свою добычу и говорит: «Голос, Ворон, у тебя есть, а ума-то не бывало». Не верь врагам — проку не выйдет.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная Лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом обстоятельства.

ОСЕЛ, ПЕТУХ И ЛЕВ

На скотном дворе были осёл и петух. Голодный лев увидел осла и хотел уже подкрасться и растерзать его. Но в этот самый миг запел петух, а львы, говорят, петушиного пения боятся; припал лев к земле и пустился бежать. А осёл воспрянул духом, видя, что лев петуха боится, и бросился в погоню; и тут-то, когда они отбежали подальше, лев повернулся и сожрал осла.

Так и некоторые люди, видя унижение своих врагов, преисполняются самоуверенности и, сами того не замечая, идут к гибели.

ЖУК И МУРАВЕЙ

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к Муравью и попросил еды. А тот ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, — а ты смеялся надо мной, — не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».

БЕДНЯК

У бедняка была деревянная статуя бога. «Сделай меня богатым», — молился он ей, но молитвы его оставались напрасны, и он сделался еще беднее. Зло взяло его. Схватил он божка за ногу и ударил об стенку головой. Вдребезги разлетелась она, и из нее высыпалась горсть червонцев. Собрал их счастливец и говорит: «Низок же и глуп ты, по моему мнению: почитал я тебя — ты не помог мне, хлопнул об угол — послал великое счастье». Кто обращается с негодяем ласково — останется в убытке, кто поступает с ним грубо — в барыше.

ДВА ГОРШКА

Река несла в своем течении два горшка — глиняный и медный. «Держись от меня подальше, не подплывай близко, — просит глиняный горшок медного. — Чуть ты дотронешься до меня, ты расколотишь меня в куски, а самому мне касаться тебя нет охоты». Нет житья бедняку, если под боком у него поселится богач.

БЫК И ЖАБА

Бык пошел пить и раздавил детеныша жабы. Приходит на то место его мать — ее там не было — и спрашивает своих детей: «Где ваш братишка?» — «Он умер, матушка, — говорят они, — сейчас приходил огромный зверь о четырех ногах и раздавил его». Надулась жаба и спрашивает: «Что, будет тот зверь с меня величиной?» — «Перестань, мама, — слышит она в ответ. — Не сердись, — скорей ты лопнешь, чем сравняешься с ним». Опасно слабому тягаться с сильным.

КРЕСТЬЯНИН И ЕГО СЫНОВЬЯ

В предсмертный свой час призвал крестьянин своих сыновей и, желая приохотить их к занятию земледелием, говорит им: «Дети мои, я умираю. Обыщите наш виноградник, в нем вы найдете спрятанным все, что я имел». — «Должно быть, там зарыт клад», — думают сыновья и после смерти отца перерыли весь виноградник. Клад они, правда, не нашли, зато хорошо вскопанная почва дала сбор винограда обильней прежнего. Истинное сокровище для людей — умение трудиться.

ОРЕЛ и ЛИСИЦА 

Орёл и лисица решили жить в дружбе и сговорились поселиться рядом, чтобы от соседства дружба была крепче. Орёл свил себе гнездо на высоком дереве, а лисица родила лисят под кустами внизу. Но вот однажды вышла лиса на добычу, а орёл проголодался, слетел в кусты, схватил её детёнышей и со своими орлятами их сожрал. Вернулась лисица, поняла, что случилось, и горько ей стало — не столько оттого, что дети погибли, сколько оттого, что отомстить она не могла: не поймать было зверю птицы. Только и оставалось ей издали проклинать обидчика: что ещё может делать беспомощный и бессильный?

Но скоро орлу пришлось поплатиться за попранную дружбу. Кто-то в поле приносил в жертву козу; орёл слетел к жертвеннику и унёс с него горящие внутренности. И только донёс их до гнездовья, как дунул сильный ветер, и тонкие старые прутья вспыхнули ярким пламенем. Упали опалённые орлята наземь — летать они ещё не умели, и тогда лисица подбежала и съела их на глазах у орла.

Если предавшие дружбу и уйдут от мести обиженных, то от кары богов им всё равно не уйти.
 

                      ОРЕЛ, ГАЛКА И ПАСТУХ   

Орёл слетел с высокой скалы и унёс из стада ягнёнка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чём дело, не подбежал и не схватил её. Он подрезал ей крылья, а вечером отнёс своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил:

— Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она — орёл.

Соперничество с людьми вышестоящими ни к чему не приводит и неудачами только вызывает смех.
 

                            ОРЕЛ И ЖУК

Орёл гнался за зайцем. Увидел заяц, что ниоткуда нет ему помощи, и взмолился к единственному, кто ему подвернулся — к навозному жуку. Ободрил его жук и, увидев перед собой орла, стал просить хищника не трогать того, кто ищет у него помощи. Орёл не обратил даже внимания на такого ничтожного заступника и сожрал зайца. Но жук этой обиды не забыл: неустанно он следил за орлиным гнездовьем и всякий раз, как орёл сносил яйца, он поднимался в вышину, выкатывал их и разбивал. Наконец орёл, нигде не находя покоя, искал прибежища у самого Зевса и просил уделить ему спокойное местечко, чтобы высидеть яйца. Зевс позволил орлу положить яйца к нему за пазуху. Жук, увидав это, скатал навозный шарик, взлетел до самого Зевса и сбросил свой шарик ему за пазуху. Встал Зевс, чтобы отрясти с себя навоз, и уронил ненароком орлиные яйца. С тех самых пор, говорят, орлы не вьют гнёзд в ту пору, когда выводятся навозные жуки.

Никого не должно презирать, ибо никто не бессилен настолько, чтобы не отомстить за оскорбление.

          СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришёл ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил:

— Совсем бы я ума решился, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался за добычей, которой и не видать.

Нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

 ДОЛЖНИК

В Афинах один человек задолжал, и заимодавец требовал с него долг. Сперва должник просил дать ему отсрочку, потому что у него не было денег. Не добившись толку, вывел он на рынок свою единственную свинью и стал продавать в присутствии заимодавца. Подошёл покупатель и спросил, хорошо ли она поросится. Должник ответил:

— Ещё как поросится! Даже не поверишь: к Мистериям она приносит свинок, а к Панафинеям кабанчиков.

Изумился покупатель на эти слова, а заимодавец и говорит ему:

— Что ты удивляешься? Погоди, она тебе к Дионисиям и козлят родит.

Многие ради своей выгоды готовы любые небылицы подтвердить ложной клятвою.

                                   
             ДИКИЕ КОЗЫ И ПАСТУХ

Пастух выгнал своих коз на пастбище. Увидав, что они пасутся там вместе с дикими, он вечером всех загнал в свою пещеру. На другой день разыгралась непогода, он не мог вывести их, как обычно, на луг, и ухаживал за ними в пещере; и при этом своим козам он давал корму самую малость, не умерли бы только с голоду, зато чужим наваливал целые кучи, чтобы и их к себе приручить. Но когда непогода улеглась и он опять погнал их на пастбище, дикие козы бросились в горы и убежали. Пастух начал их корить за неблагодарность: ухаживал-де он за ними как нельзя лучше, а они его покидают. Обернулись козы и сказали:

— Потому-то мы тебя так и остерегаемся: мы только вчера к тебе пришли, а ты за нами ухаживал лучше, чем за старыми своими козами; стало быть, если к тебе придут ещё другие, то новым ты отдашь предпочтение перед нами.

Не должно вступать в дружбу с теми, кто новых друзей предпочитает старым: когда те станут старыми друзьями, он опять заведёт новых и предпочтёт их прежним.

ДВЕ ЛЯГУШКИ

Две лягушки, когда пересохло их болото, пустились искать, где бы поселиться. Пришли они к колодцу, и одна из них предложила, недолго думая, туда и прыгнуть. Но другая сказала:

— А если и здесь вода пересохнет, как нам оттуда выбраться?

Не стоит браться за дело, не подумав.
 

ДВЕ СОБАКИ НА СЛУЖБЕ

У одного человека были две собаки: одну он приучил охотиться, другую — сторожить дом. И всякий раз, как охотничья собака ему приносила добычу с поля, он бросал кусок и другой собаке. Рассердилась охотничья и стала другую попрекать: она, мол, на охоте каждый раз из сил выбивается, а та ничего не делает и только отъедается на чужих трудах. Но сторожевая собака ответила:

— Не меня брани, а хозяина: ведь это он приучил меня не трудиться, а жить чужим трудом.

Так и сыновей-бездельников нечего ругать, если такими их вырастили сами родители.

ГУСЫНЯ, НЕСУЩАЯ ЗОЛОТЫЕ ЯЙЦА

Один человек особенно чтил Гермеса, и Гермес за это подарил ему гусыню, которая несла золотые яйца. Но у того не было терпения богатеть понемножку: он решил, что гусыня внутри вся из золота, и, недолго думая, зарезал её. Но и в ожиданиях он обманулся, и яиц с этих пор лишился, потому что в гусыне он нашёл одни потроха.

Так часто люди корыстолюбивые, льстясь на большее, теряют и то, что имеют.

ЗЕВС И ЛЮДИ

Зевс сотворил людей и приказал Гермесу влить в них разум. Гермес сделал себе мерку и в каждого вливал поровну. Но получилось, что людей малого роста эта мерка наполнила до краёв, и они стали разумными, а людям рослым питья на всё тело не хватило, а хватило разве что до колен, и они оказались глупее.

ЗЕВС И ЧЕРЕПАХА

Зевс справлял свадьбу и для всех животных выставил угощение. Не пришла одна лишь черепаха. Не понимая, в чём дело, на следующий день спросил её Зевс, почему она одна не пришла на пир.

— Свой дом — лучший дом, — ответила черепаха.

Рассердился на неё Зевс и заставил её повсюду носить на себе собственный дом.

Так многим людям приятнее жить скромно у себя, чем богато у чужих.

МУЖ И ЖЕНА

Была у человека жена, нрава которой никто вынести не мог. Решил он проверить, будет ли она так же вести себя и в отцовском доме, и под благовидным предлогом отослал её к отцу. Через несколько дней она вернулась, и муж её спросил, как её там приняли.

— Пастухи и подпаски, — отвечала она, — смотрели на меня очень сердито.

— Ну, жена, — сказал супруг, — уж если на тебя сердились те, кого с их стадами и дома не бывает с утра до вечера, то что же скажут другие, от кого ты целый день не отходила?

Так часто по мелкому можно узнать важное, по явному — скрытое.

РЫБАК И РЫБЕШКА

Рыбак забросил невод и вытащил маленькую рыбёшку. Рыбёшка стала умолять, чтобы он пока отпустил её, ведь она так мала, а поймал бы потом, когда она подрастёт и от неё больше будет пользы. Но рыбак сказал:

— Дураком бы я был, если бы выпустил добычу, которая уже в руках, и погнался бы за неверной надеждой.

Лучше выгода малая, но в настоящем, чем большая, но в будущем.

 КОШКА И КУРЫ

Кошка прослышала, что на птичьем дворе разболелись куры. Она оделась лекарем, взяла лекарские инструменты, явилась туда и, стоя у дверей, спросила кур, как они себя чувствуют.

— Отлично! — сказали куры, — но только когда тебя нет поблизости.

Так и среди людей разумные распознают дурных, даже если те и прикинутся хорошими.
 

ИСКУССТВО И СЛУЧАЙ

Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.

Так часто случай нам дарует то, чего не могло принести искусство.

ЗИМОРОДОК

Зимородок — это птичка, которая любит уединение и всегда живёт в море; и чтобы укрыться от птицеловов, она, говорят, вьёт себе гнездо в прибрежных скалах. И вот, когда пришла ей пора нести яйца, она залетела на какой-то мыс, высмотрела себе над морем утёс и свила там гнездо. Но однажды, когда она вылетала на добычу, море от сильного ветра разбушевалось, доплеснуло до самого гнезда, залило его, и все птенцы потонули. Вернулась птичка, увидела, что случилось, и воскликнула:

— Бедная я, бедная! Боялась я опасности на суше, искала прибежища у моря, а оно оказалось ещё того коварнее.

Так и некоторые люди, опасаясь врагов, неожиданно страдают от друзей, которые много опаснее.
 

СЛЕПЕЦ

Один человек незрячий умел про каждое животное, которое ему давали в руки, наощупь угадать, что это такое. И вот однажды ему подложили волчонка; он его ощупал и сказал, раздумывая:

— Не знаю, чей это детёныш — волка, лисицы или ещё какого подобного животного, одно только знаю: в овечье стадо его лучше не пускать.

Так свойства дурных людей часто бывают видны и по их наружности.
 

СОБАКА И ХОЗЯИН

У одного человека были мальтийская собачка и осёл. С собачкою он всё время возился и всякий раз, обедая во дворе, бросал ей кусочки, а она подбегала и ласкалась. Ослу стало завидно, он подскочил и тоже стал прыгать и толкать хозяина. Но тот рассердился и велел прогнать осла палками и привязать к кормушке.

От природы не всем даётся одинаковый удел.
 

ЭЗОП НА КОРАБЕЛЬНОЙ ВЕРФИ

Баснописец   Эзоп  однажды  на  досуге  забрел  на  корабельную  верфь. Корабельщики  начали смеяться над ним и подзадоривать. Тогда в ответ им Эзоп сказал:  «Вначале  на  свете  были  только хаос да вода. Потом Зевс захотел, чтобы  миру явилась и другая стихия — земля; и он приказал земле выпить море в  три  глотка.  И земля начала: с первым глотком показались горы; со вторым глотком открылись равнины; а когда она соберется хлебнуть и в третий раз, то ваше мастерство окажется никому не нужным».

Басня  показывает, что, когда дурные люди насмехаются над лучшими, этим они, сами того не замечая, только наживают себе от них худшие неприятности.

ЛИСИЦА И КОЗЕЛ

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козёл, которому захотелось пить, подошёл к тому колодцу, заметил в нём лисицу и спросил её, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду — уж так-то она хороша! — и звать козла вниз. Спрыгнул козёл, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что у неё есть хорошая мысль, как спастись им обоим:

— Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу.

И это её предложение принял козёл с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась на рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козёл её бранить за то, что нарушила она их уговор; а лиса обернулась и молвила:

— Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти.

Так и умный человек не должен браться за дело, не подумав сперва, к чему оно приведёт.

ЛИСИЦА И ЕЙ ДАР

Была у неразумных животных сходка, и обезьяна отличилась перед ними в пляске; за это они выбрали её царём. А лисице было завидно; и вот, увидев в одном капкане кусок мяса, привела к нему лисица обезьяну и сказала, что нашла она этот клад, но себе не взяла, а сберегла для царя как почётный дар: пусть же обезьяна возьмёт его. Та, ничего не подозревая, подошла и угодила в капкан. Стала она корить лисицу за такую подлость, а лисица сказала:

— Эх, обезьяна, и с таким-то умом будешь ты царствовать над животными? Так и те, кто берётся за дело неосмотрительно, терпят неудачу и становятся посмешищем.
 

ЛИСИЦА И ЛЕВ

Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретясь с ним нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива; встретясь во второй раз, опять испугалась, но уже не так сильно, как впервые; а в третий раз, увидав его, она расхрабрилась до того, что подошла и с ним заговорила.

И к страшному можно привыкнуть.
 

РЫБАК

Один  рыбак  был мастер играть на дудке. Однажды взял он дудку и невод, пошел  к  морю,  встал  на выступе скалы и начал играть на дудке, думая, что рыбы сами выйдут из воды на эти сладкие звуки. Но как он ни старался, ничего не  получалось. Тогда он отложил дудку, взял сети, забросил в воду и вытащил много  разных  рыб.  Вывалил  он  их  из  невода  на берег и, глядя, как они бьются,  сказал: «негодные вы твари: играл я вам — вы не плясали, перестал — пляшете».

Басня относится к тем, кто все делает невпопад.

ЛИСИЦА И БАРС

Лисица и барс спорили, кто красивей. Барс на все лады хвастался своей испещрённой шкурой; но лиса ему на это сказала:

— Насколько же я тебя красивее, раз у меня не тело испещрённое, а душа изощрённая!

Тонкость ума лучше, чем красота тела.
 

РЫБАКИ

Рыбаки тянули сеть; сеть была тяжёлой, и они радовались и приплясывали, предвкушая богатый улов. Но когда сеть вытащили, оказалось, что рыбы в ней совсем немного, а полна она камнями и песком. И стали рыбаки безмерно горевать: досадовали они не столько из-за самой неудачи, сколько из-за того, что надеялись совсем на другое. Но был среди них один старик, и сказал он:

— Полно, друзья, думается мне, что радость и горе друг другу сёстры, и сколько мы радовались, столько должны были и горевать.

Так и мы должны взирать на изменчивость жизни и не обольщаться успехами, словно они наши навек: даже после самой ясной погоды приходит ненастье.

ЛИСИЦА И ОБЕЗЬЯНА

Лисица и обезьяна шли вместе по дороге, и начался у них спор, кто знатнее. Много наговорил каждый про себя, как вдруг увидели они какие-то гробницы, и обезьяна, глядя на них, принялась тяжко вздыхать.

— В чём дело? — спросила лисица.

А обезьяна, показав на надгробия, воскликнула:

— Как же мне не плакать! Ведь это памятники над могилами рабов и вольноотпущенников моих предков!

Но лиса на это ответила:

— Ну, ври себе, сколько хочешь: ведь никто из них не воскреснет, чтобы тебя изобличить.

Так и у людей: лжецы всего больше бахвалятся тогда, когда изобличать их некому.      

ЛИСИЦА И ТЕРНОВНИК

Лисица карабкалась через забор и, чтоб не оступиться, ухватилась за терновник. Колючки терновника искололи ей шкуру, стало ей больно, и начала она его попрекать, ведь она к нему обратилась как будто за помощью, а от него ей стало ещё хуже. Но терновник возразил:

— Ошиблась ты, голубушка, вздумав за меня уцепиться: я ведь сам привык за всех цепляться.

Так и среди людей лишь неразумные просят помощи у тех, кому от природы свойственнее приносить вред.
 

ЛИСИЦА И КРОКОДИЛ

Лисица и крокодил спорили, кто знатней. Много наговорил крокодил о славе своих предков и наконец заявил, что праотцы его были гимнасиархами.

Лисица на это ответила:

— И не говори! Даже по шкуре твоей видно, как усердно ты трудился в гимнасии.

Так действительность всегда изобличает лжецов.

ЛИСИЦА И ДРОВОСЕК

Лисица, убегая от охотников, увидела дровосека и взмолилась, чтобы он её приютил. Дровосек велел ей войти и спрятаться в его хижине. Немного спустя показались охотники и спросили дровосека, не видал ли он, как пробегала здесь лисица? Тот отвечал им вслух:

— Не видал, — а рукою меж тем подавал знаки, показывая, где она спряталась. Но знаков его охотники не приметили, а словам его поверили. Вот дождалась лисица, чтобы они ускакали, вылезла и, не говоря ни слова, пошла прочь. Дровосек начал её бранить: он-де её спас, а от неё не слышит ни звука благодарности. Ответила лисица:

— Уж поблагодарила бы я тебя, если бы только слова твои и дела рук твоих не были так несхожи.

Есть и среди людей такие, которые речи говорят хорошие, а дела делают дурные.

ЛИСИЦА И МАСКА

Лиса забралась в мастерскую лепщика и обшарила всё, что там было. И тут ей попалась трагическая маска. Подняла её лисица и сказала:

— Какая голова, а мозгу в ней нет!

Так и среди людей есть те, что телом величественны, а душой неразумны.
 

ПЕТУХИ И КУРОПАТКИ

Были у человека петухи. Однажды попалась ему на рынке ручная куропатка, он её купил и понёс домой, чтобы держать вместе с петухами. Но петухи её стали бить и гнать, и с горечью куропатка подумала, что невзлюбили её за то, что она не из их породы. Но немного спустя увидела она, как петухи друг с другом бьются до крови, и она сказала про себя: «Нет, больше я не жалуюсь, что петухи меня бьют: теперь я вижу, что и себя они не щадят».

Умным людям легче переносить обиды от соседей, если они видят, что те и ближних своих не щадят.
 

РАСТОЛСТЕВШАЯ ЛИСИЦА

Голодная лисица увидела в дупле дерева хлеб и мясо, которые оставили там пастухи. Она влезла в дупло и всё съела. Но утроба у неё раздулась, и вылезти она не могла, а только стонала и охала. Другая лисица пробегала мимо и услышала её стоны; подошла она и спросила, в чём дело. А узнав, что случилось, сказала:

— Придётся тебе здесь сидеть, пока снова не станешь такою, какой вошла; а тогда уж нетрудно будет выбраться.

Трудные обстоятельства со временем сами собой делаются легче.
 

ПРОДАВЕЦ СТАТУЙ

Один человек сделал деревянного Гермеса и понёс на рынок. Ни один покупатель не подходил; тогда, чтобы зазвать хоть кого-нибудь, он стал кричать, что продаётся бог, податель благ и хранитель прибыли. Какой-то прохожий спросил его:

— Что же ты, любезный, продаёшь такого бога, вместо того чтобы самому им пользоваться?

Ответил продавец:

— Мне сейчас польза от него нужна скорая, а свою прибыль он обычно приносит медленно.

Против человека корыстного и нечестивого.
 

МАЛЬЧИК, ОБЪЕВШИЙСЯ ПОТРОХОВ

Зарезали люди в жертву богам быка в поле и созвали соседей на угощение. Среди гостей пришла и одна бедная женщина, а с нею её сын. Во время долгого пира наелся мальчик до отвала потрохов, напился вина, заболел у него живот, и закричал он от боли:

— Ой, мама, из меня потроха лезут!

А мать и говорит:

— Не твои это потроха, сынок, а те, которые ты съел!

Эту басню можно применить к должнику, который берёт чужое с охотою, а когда приходит пора платить, страдает так, словно отдаёт своё собственное.
 

ЛЯГУШКИ, ПРОСЯЩИЕ ЦАРЯ

Лягушки страдали оттого, что не было у них крепкой власти, и отправили они к Зевсу послов с просьбой дать им царя. Увидел Зевс, какие они неразумные, и бросил им в болото деревянный чурбан. Сперва лягушки испугались шума и попрятались в самую глубь болота; но чурбан был неподвижен, и вот понемногу они осмелели настолько, что и вскакивали на него, и сидели на нём. Рассудив тогда, что ниже их достоинства иметь такого царя, они опять обратились к Зевсу и попросили переменить им правителя, потому что этот слишком уж ленив. Рассердился на них Зевс и послал им водяную змею, которая стала их хватать и пожирать.

ЛЯГУШАЧЬЯ ЖИЗНЬ

Две лягушки жили по соседству: одна — в глубоком пруду в стороне от дороги, другая — на самой дороге, где воды было мало. Та, которая жила в пруду, уговаривала другую перебраться к ней, чтобы жить и сытнее, и спокойнее. Но другая не соглашалась и всё говорила, что привыкла к своему месту и не может расстаться с ним, пока наконец случайно проезжавшая телега её не раздавила.

Так и люди с дурными привычками погибают раньше, чем приобретают хорошие.

ОБМАНЩИК

Один бедняк занемог и, чувствуя себя совсем дурно, дал обет богам принести им в жертву гекатомбу, ежели они его исцелят. Боги пожелали его испытать и тотчас послали ему облегчение. Встал он с постели, но так как настоящих быков у него не было, слепил он сотню быков из сала и сжёг на жертвеннике со словами: «Примите, о боги, мой обет!»

Решили боги воздать ему обманом за обман и послали ему сон, а во сне указали пойти на берег моря — там он найдёт тысячу драхм. Человек обрадовался и бегом побежал на берег, но там сразу попался в руки разбойников, и они увезли его и продали в рабство: так и нашёл он свою тысячу драхм.

ОЛЕНЬ, РОГА И НОГИ

Олень, томимый жаждой, подошёл к источнику. Пока он пил, заметил он своё отражение в воде и стал любоваться своими рогами, такими большими и такими ветвистыми, а ногами остался недоволен, худыми и слабыми. Пока он об этом раздумывал, появился лев и погнался за ним. Олень бросился бежать и далеко его опередил, ведь сила оленей — в их ногах, а сила львов — в их сердцах. Пока места были открытые, олень бежал вперёд и оставался цел, но когда добежал он до рощи, то запутались его рога в ветвях, не мог он дальше бежать, и лев его схватил. И, чувствуя, что смерть пришла, сказал олень сам себе:

— Несчастный я! в чём боялся я измены, то меня спасло, а на что я больше всего надеялся, то меня погубило.

Так часто в опасностях те друзья, которым мы не доверяли, нас спасают, а те, на которых надеялись — губят.

МУХИ

В одной кладовой пролился мёд, и на него налетели мухи; они его отведали и, почуяв, какой он сладкий, набросились на него. Но когда увязли у них ноги и не могли они улететь, то сказали, утопая:

— Несчастные мы! за недолгую сладость погубили мы свою жизнь.

Так для многих сластолюбие становится причиной великих несчастий.

ОРАТОР ДЕМАД

Оратор Демад говорил однажды перед народом в Афинах, но слушали его невнимательно. Тогда он попросил позволения рассказать народу Эзопову басню. Все согласились, и он начал:

— Деметра, ласточка и угорь шли по дороге. Очутились они на берегу реки; ласточка через неё перелетела, а угорь в неё нырнул…

И на этом он замолк.

— А что же Деметра? — стали все его спрашивать.

— А Деметра стоит и гневается на вас, — отвечал Демад, — за то, что Эзоповы басни вы слушаете, а государственными делами заниматься не хотите.

Так среди людей неразумны те, кто пренебрегает делами необходимыми, а предпочитает дела приятные.

ОТЕЦ И ДОЧЕРИ

У отца были две дочери. Одну он выдал за огородника, другую — за горшечника. Прошло время, пришёл отец к жене огородника и спросил, как она живёт и как у них дела. Она отвечала, что всё у них есть и об одном только они молят богов: чтобы настала гроза с ливнем и овощи напились. Немного спустя пришёл он и к жене горшечника и тоже спросил, как она живёт. Та ответила, что всего им хватает, и об одном только они молятся: чтобы стояла хорошая погода, светило солнце, и посуда могла просохнуть. Сказал ей тогда отец:

— Если ты будешь просить о хорошей погоде, а сестра твоя о ненастье, то с кем же должен молиться я?

Так люди, которые берутся за два разных дела сразу, понятным образом терпят неудачу в обоих.

ЗВЕЗДОЧЕТ

Один звездочёт имел обыкновение каждый вечер выходить из дому и смотреть на звёзды. И вот, прогуливаясь однажды по окраине и всеми мыслями устремившись в небеса, он нечаянно провалился в колодец. Тут он поднял крик и плач; и какой-то человек, заслыша эти вопли, подошёл, догадался, что случилось, и сказал ему:

— Эх, ты! хочешь рассмотреть, что делается в небе, а что на земле, того не видишь?

Эту басню можно применить к таким людям, которые хвастаются чудесами, а сами не в силах сделать и того, что может всякий.

ЖЕНЩИНА И КУРИЦА

У одной вдовы была курица, которая каждый день несла по яйцу. Вдова подумала, что если курицу кормить побольше, то она будет нести и по два яйца в день. Так она и сделала, но курица от этого разжирела и вовсе перестала нестись.

Многие люди, стремясь из жадности к большему, теряют и то, что у них есть.

ВРАГИ

Двое врагов плыли на одном корабле. Чтобы держаться друг от друга подальше, один устроился на корме, другой — на носу; так они и сидели. Поднялась страшная буря, и корабль опрокинуло. Тот, что сидел на корме, спросил у кормчего, какой конец корабля грозит потонуть раньше.

— Нос, — ответил кормчий.

Тогда тот сказал:

— Ну, тогда мне и умереть не жалко, лишь бы увидеть, как мой враг захлебнётся раньше меня.

Так иные люди из ненависти к ближним не боятся пострадать, лишь бы увидеть, как и те страдают.
 

УГОЛЬЩИК И СУКНОВАЛ

Угольщик работал в одном доме; подошёл к нему сукновал, и, увидев его, угольщик предложил ему поселиться тут же: друг к другу они привыкнут, а жить под одной крышей им будет дешевле. Но возразил на это сукновал:

— Нет, никак это для меня невозможно: что я выбелю, ты сразу выпачкаешь сажею.

Вещи несхожие несовместимы.

СТАРИК И СМЕРТЬ

Старик нарубил однажды дров и потащил их на себе; дорога была дальняя, устал он идти, сбросил ношу и стал молить о кончине. Явилась Смерть и спросила, зачем он её звал.

— Чтобы ты подняла мне эту ношу, — ответил старик.

Всякий человек любит жизнь, как бы он ни был несчастен.
 

ПОТЕРПЕВШИЙ КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ

Один богатый афинянин вместе с другими плыл по морю. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все остальные пустились вплавь, и только афинянин без конца взывал к Афине, обещая ей бесчисленные жертвы за своё спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему:

— Афине молись, да и сам шевелись.

Так и нам следует не только молиться богам, но и самим о себе заботиться.
 

ЧЕЛОВЕК С ПРОСЕДЬЮ И ЕГО ЛЮБОВНИЦЫ

У человека с проседью было две любовницы — одна молодая, другая старуха. Пожилой было совестно жить с человеком моложе её, и потому всякий раз, как он к ней приходил, она выдёргивала у него чёрные волосы. А молодая хотела скрыть, что её любовник — старик, и вырывала у него седину. Так ощипывали его то одна, то другая, и в конце концов он остался лысым.

Так повсюду неравенство бывает пагубно.

ПОРОСЁНОК И ОВЦЫ

В одном овечьем стаде пасся поросёнок. Однажды схватил его пастух, а он стал визжать и упираться. Стали овцы укорять его за такой крик:

— Мы ведь не кричим, когда он то и дело хватает нас!

Ответил им поросёнок:

— Меня он не так хватает, как вас; от вас ему нужна шерсть или молоко, а от меня ему нужно мясо.

Недаром плачутся те, кто рискует потерять не деньги, а жизнь.

ЧЕЛОВЕК, ОБЕЩАЮЩИЙ НЕВОЗМОЖНОЕ

Один бедняк занемог и почувствовал себя совсем дурно; врачи от него отступились, и тогда он взмолился к богам, обещая принести им гекатомбу и пожертвовать богатые дары, если выздоровеет. Жена его, оказавшись поблизости, спросила:

— Да на какие же деньги ты это сделаешь?

— Неужели ты думаешь, — ответил он, — что я стану выздоравливать лишь затем, чтобы боги с меня это потребовали?

Люди легко обещают на словах то, чего и не думают выполнить на деле.
 

УБИЙЦА

Некий   человек   совершил   убийство,   и   родственники  убитого  его преследовали.  Он прибежал к реке Нилу, но тут столкнулся с волком. В страхе он  забрался  на  дерево,  нависшее над рекой, и спрятался на нем, но увидел змею,  которая  там  раскачивалась.  Тогда  он  бросился  в  воду;  но и тут подстерег его крокодил и сожрал.

Басня  показывает,  что  для  человека,  запятнанного преступлением, ни земля, ни воздух, ни вода не будут убежищем.

ХВАСТЛИВЫЙ ПЯТИБОРЕЦ

Одного пятиборца земляки всё время попрекали, что он трус. Тогда он на время уехал, а воротившись, стал хвастаться, что в других городах совершил множество подвигов и на Родосе сделал такой прыжок, какого не делывал ни один олимпийский победитель; подтвердить это вам могли бы все, кто там были, если бы они приехали сюда. Но на это один из присутствующих ему возразил:

— Дорогой мой, если ты правду говоришь, зачем тебе подтверждения? Вот тебе Родос, тут ты и прыгай!

Если что можно доказать делом, то на это незачем тратить слова.

ЧИЖ

Чиж в клетке висел на окне и пел среди ночи. На голос его прилетела летучая мышь и спросила, почему это он днём молчит, а ночью поёт? Ответил чиж, что есть у него на то причина: пел он когда-то днём и попался в клетку, а после этого стал умнее. Сказала тогда летучая мышь:

— Раньше бы ты был таким осторожным, пока тебя ещё не поймали, а не теперь, когда это уже бесполезно!

После несчастья раскаянье никому не нужно.

САМОЕ ЛУЧШЕЕ И САМОЕ ХУДШЕЕ

Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

— И это ты считаешь самым лучшим? — разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

— Да, — отвечал Эзоп,— именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, — все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:

— Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

— Вчера ты утверждал, что язык — самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим!  — злорадно воскликнул Ксанф.

— Совершенно верно, хозяин, — ответил невозмутимый Эзоп. — Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.

 

Эзоп об языке. Фрагмент фильма «Эзоп»