Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος,Эсопос) — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.
Эзоп — уроженец Фракии в Малой Азии, древнегреческий баснописец, считающийся зачинателем басенного жанра. Все басни, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые сочинил Эзоп: и про волка и ягнёнка, и про лису и виноград, и многие другие.
Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. От имени Эзопа иносказательный язык получил название «эзопов язык» или «эзоповский язык». Внешность Эзопа была безобразной: голова как котёл, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая. Но зато он имел острый ум, обладал даром слова и умел сочинять басни.
Когда работорговец повёл Эзопа с партией других рабов на рынок острова Самос, чтобы продать их, рабы стали разбирать дорожную поклажу. Эзоп сказал: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показал на самую большую и тяжёлую. Все засмеялись и отдали ему корзину. На первом же привале, когда все поели, корзина стала значительно легче. Тут все поняли, что уродец не так-то прост.
Купил Эзопа философ Ксанф. По своей неосмотрительности и из любви к хвастовству Ксанф нередко попадал в трудные положения. Выручал его Эзоп.
Однажды Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек всё может сделать!»
— А море выпьешь?
— Выпью! — ответил Ксанф. Побились об заклад. Утром Ксанф пришёл в ужас от позора, который ему грозил. Спас Ксанфа Эзоп, дав такой совет: «Скажи: море выпить я обещал, а рек, что в него впадают, не обещал. Запрудите все реки, впадающие в море, тогда я его выпью!» Подивились все мудрости ответа Ксанфа.
Послал Ксанф Эзопа за покупками. Градоначальник увидел его и спрашивает:
— Куда идешь, Эзоп?
— Не знаю!
— Как не знаешь? Говори!
— Не знаю.
— В тюрьму упрямца, — рассердился градоначальник.
— Видишь, — сказал Эзоп, — что я говорил правду? Разве я знал, что в тюрьму иду?
Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.
Много раз за оказанные услуги Ксанф обещал освободить Эзопа, но никогда не выполнял обещаний. Боялся расстаться с Эзопом. Однажды случилась на Самосе тревога. Во время заседания государственного совета перед народом, налетел орёл, схватил государственную печать и с вышины уронил её за пазуху рабу. Стали Эзопа просить растолковать знамение. «Растолковать могу, — сказал Эзоп, — да не к лицу рабу давать советы свободным. Освободите меня!» Народ освободил Эзопа. «Орел — птица царская, — говорит Эзоп. — Не иначе Лидийский царь Крёз решил покорить Самос и обратить его в рабство». Эзопа отправили к Крёзу просить снисхождения. Крёз не стал нападать на Самос, а Эзопа сделал своим советником.
По преданию, погиб Эзоп в Дельфах. Дельфийцы, которые кормились от жертв, приносимых в храм Аполлона всеми эллинами, боялись, что Эзоп разнесёт об этом молву по всему свету. Они подбросили Эзопу в мешок золотую чашу из храма и обвинили Эзопа в краже. Приговорили Эзопа к смерти и сбросили со скалы. За это Дельфы постигла чума, а потом ещё много других бед. Долго пришлось расплачиваться дельфийцам за смерть Эзопа.
По книге «Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре»