Просматривая библиотеку одной южноукраинской епархии, я обнаружил несколько машинописных томов, бережно переплетенных в 80-е годы прошлого века. К моему удивлению, авторство большинства томов принадлежало не митрополиту Антонию, не другому известному проповеднику, а неведомому мне тогда протоиерею Борису Старку.
О том, что он был сыном адмирала и «возвращенцем» из Парижа, я узнал позже, а тогда лишь принял к сведению его «херсонскую прописку». Некоторое время спустя у священника Александра Шантаева в книге «Между небом и Львами» обнаружились сведения не менее интригующие. Отец Александр, недавно рукоположенный во священника, увидал протоиерея Бориса в алтаре Никольской церкви ярославского кафедрального собора незадолго до его смерти. «Он был, что называется, «одной ногой в могиле»: заостренный нос, опавшие мучнистые щеки, почти неживая белизна кожи, настолько в нем, казалось, не оставалось никаких жизненных сил, - вспоминал отец Александр. – Но стоял он у престола необыкновенно величественно, даже сурово. И, - редкое зрелище, какое мне прежде не приходилось видеть, - его ризу украшали три наперстных креста: один по центру и два – накрест. Нечто удивительное представлял собой этот старец…».
Какова же была моя радость, когда при изучении архива храма, куда меня назначили настоятелем, обнаружилось письмо протоиерея Бориса Старка. Да еще какое! В письме шла речь о передаче по акту херсонским собором Свято-Покровскому храму с. Качкаровки огромной иконы Спаса Нерукотворного с ростовыми образами святителей и преподобных Земли Русской и комплекта старообрядческой месячной Минеи. Поначалу кажется, когда смотришь на икону, будто часть алтаря расписана, поскольку образ занимает все пространство восточной стены алтаря.
С тех пор, изучая историю своего храма и церковную историю близлежащих градов и весей, я целенаправленно искал малейшие сведения об отце Борисе.
«И все же мы начали эту
реставрацию с материальной помощью Патриарха»
Скажем несколько слов о самом храме Покрова Пресвятой Богородицы с. Качкаровка. Первый каменный храм в селе построен в середине XIX века. Строился он в течение нескольких десятилетий, но уже к началу XX века обветшал. В 1905 году Александр Бернардацци, знаменитый главный архитектор Одессы, выполнил проект нового качкаровского храма, причем эта его работа оказалась единственной в Херсонской области.
Для реализации крупного храмостроительного проекта в Качкаровку из другого села этой же Качкаровской волости был переведен энергичный и ревностный священник Илия Глядковский. За успехи в строительстве храма в трагические годы войн и революций отец Илия был возведен в сан протоиерея, а в 1918 году избран и утвержден в должности благочинного Бериславского округа.
Через несколько лет после смерти строителя храма отца Илии его постигла участь большинства храмов страны: гонения на духовенство и прихожан, изъятие церковных ценностей, использование храма для хозяйственных нужд, частичное разрушение. В довершение к довоенным разрушениям добавились военные: при отступлении немцы поставили на колокольню своего снайпера, советские артиллеристы «накрыли» его, однако при этом снесли правое крыло колокольни.
Сразу после войны начинается восстановление храма. Первый послевоенный настоятель делает все возможное для ремонта храма и проведения богослужений. Однако для качественного ремонта шедевра архитектора Бернардацци требуются огромные средства, строительная техника и опытные мастера. «Реставрационные работы столь велики, - пишет протоиерей Борис Старк во вторник Пасхальной седмицы 1957 года, - что никто не хотел за них браться. И все же мы начали эту реставрацию с материальной помощью Патриарха. Надеюсь, что к осени это будет закончено, но мне придется часто туда ездить, чтобы следить за работами, а это – в ста сорока километрах от Херсона».
Старейшие прихожане храма и священники, вышедшие из Качкаровки, объясняют обстоятельства участия Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) в реставрации. Патриарх путешествовал на теплоходе по Днепру, точнее, по недавно образованному рукотворному Каховскому морю. Осматривая берега, он увидал большой храм с разрушенными куполом и колокольней. И распорядился выделить средства на его капремонт. Причем, как уточняет прот. Борис Старк в приведенной выше цитате, Патриарх выделил личные средства.
«Из переживаний этого лета отмечу освящение реставрированного храма в с. Качкаровке, на берегу Каховского моря»
В 1953-1960 годах отец Борис служил в Херсоне настоятелем, затем одновременно благочинным городских храмов и секретарем по Херсонской области. По его признанию, деятельность его в этот период жизни была обширной и насыщенной. Важнейшие события своей жизни он передал в письмах своему парижскому другу протоиерею Льву Липеровскому. В то же время, в 50-е годы, без ведома отца Бориса его письма были опубликованы в «Хронике жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе». Дополнительные сведения о херсонском периоде содержатся в его более поздних воспоминаниях, где особенное внимание уделяется архиепископу Никону (Петину), преподобноисповеднику Варсонофию (Юрченко) Херсонскому, отдельным священникам, матушкам, монахиням, певчим, взаимоотношениям с органами власти.
Сравнение различных источников, - Госархива Херсонской области, качкаровского приходского архива и воспоминаний отца Бориса Старка, - дает некоторое представление о напряженности жизни херсонского духовенства в период, непосредственно предшествовавший хрущевским гонениям на Церковь. Отец Секретарь обязан был постоянно общаться с Уполномоченным, отстаивать необходимость ремонтов, реставраций, строительства храмов в городе и Херсонской области, отстаивать священников. За годы секретарства в Херсоне прот. Бориса ни один священник области не был снят с регистрации. К 1957 году он освятил несколько сельских храмов, следил за ходом ремонтных работ десятков храмов и молитвенных домов, регулярно возглавлял богослужения на престольных праздниках.
Но возвратимся к реставрации качкаровского храма Покрова Пресвятой Богородицы. «Из переживаний этого лета, - пишет отец Борис 23 ноября 1957 года, - отмечу… освящение реставрированного храма в с. Качкаровке, на берегу Каховского моря. Этот чудный храм сильно пострадал во время войны. Весь пол был сорван немцами, которые из него устроили плоты для переезда через Днепр. Крыша была сорвана, куполов не было, колокольня – наполовину снесена артиллерийским огнем. Теперь все восстановлено… Внутри красиво расписано и, по благословению владыки, я ездил его освящать. Во время работ мне приходилось все время ездить туда, чтобы следить за работами… Народу на праздник собралось видимо-невидимо. Многие приехали на телегах, на арбах, другие пришли пешком. Были богомольцы за семьдесят километров. Все прошло очень торжественно и трогательно».
В своих воспоминаниях различных лет отец Борис ни разу не упоминает о пожертвовании Свято-Духовским собором качкаровскому храму огромной запрестольной иконы. Согласно Акту, подписанному настоятелем собора прот. Борисом Старком и настоятелем Покровской церкви с. Качкаровка свщ. Борисом Панковым, качкаровскому храму передается «запрестольный образ размером 6 на 4 м, написанный на холсте, изображающий композиционную группу русских святых», а также комплект месячных миней старообрядческой печати. Величественный запрестольный образ открыл череду святынь, передаваемых в храм на протяжении следующих десятилетий, до сегодняшнего дня.
Список использованной литературы и источников:
1. Архив приходской церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Качкаровка Новокаховской епархии УПЦ.
2. Государственный архив Херсонской области. Ф. 3727, о.1, д. 2.
3. Сергий (Петров), архиеп. Описание монастырей, семинарии и храмов Херсоно-Одесской епархии и их современное состояние на 1-е января 1970 года. Часть IV. – Одесса: 1971, машинопись.
4. Старк Б., прот. Вся моя жизнь – чудо. Воспоминания и проповеди. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. – 800 с.
5. Шантаев А., свщ. Между небом и Львами. – М.: Артос-Медиа, 2005. – 320 с.
Справка о храме:
Проект храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Качкаровка Качкаровской волости, Херсонской губернии и уезда, выполнил архитектор Александр Иосифович Бернардацци в 1905 году. Купол держится не на колоннах, а на больших перекрещенных арках. Благодаря этому внутреннее пространство храма значительно расширяется. Строительство продолжалось в 1910-1919 годах при настоятельстве протоиерея Илии Ивановича Глядковского. Основной строительный материал – пиленый известковый камень и бутовый известковый камень, в фундаменте использован гранит.
Реставрировался храм в 1956-1957 годах под руководством протоиерея Бориса Старка, прораба и художника Б. Вакора при настоятелях священниках Владимире Нечаеве и Борисе Панкове. Средства на ремонт перечислялись из епархиального управления Херсоно-Одесской епархии в Одессе. Капремонты в храме проводились также в 1973 году (настоятель иер. Иоанн Власенко) и в 1985-1989 годах (настоятель иер. Виктор Орлов).
В последние годы в храме производятся отдельные ремонтные работы, устраивается теплый храм на месте разрушенного старого каменного храма, построенного в середине XIX века.