Вы здесь

Почему в молитвах мы обращаемся в святым Митрофану Воронежскому и Александру Невскому по «ветхим» именам?

Пожалуйста, скажите, почему в Церкви человеческому имени (при наречении, а также смене имени) придается не просто социальное, а сакральное значение, а в церковных молитвах мы обращаемся в святым епископу Митрофану (в схиме Макарию) Воронежскому и благоверному князю Александру (в схиме Алексию) Невскому по «ветхим» именам, и эти же «ветхие» имена даем при крещении младенцам (как если бы к преподобному Сергию Радонежскому продолжали обращаться по имени: «Варфоломей»)?

Ответ

Нарекая человеку имя во святом Крещении, мы действительно придаем этому имени сакральное, а не только социальное значение. Ведь это имя человека перед лицом Божиим, а также имя, которое мы используем в святых молитвах об этом человеке. Таким образом, имя человека, данное в Крещении, употребляется не только в социальном общении между людьми, но и является именем в духовном мире.

Что касается благоверного князя Александра Невского и епископа Митрофана Воронежского, то в святом Крещении можно давать как эти имена, так и те, которые эти святые получили в схиме. Имена в Крещении нельзя называть «ветхими» (если даже человек потом принял монашество с другим именем), они навсегда остаются святыми именами. При этом, если у святого было два святых имени (в Крещении и в монашестве), то в подавляющем числе случаев людей нарекают тем из двух этих имен, с которым связан подвиг святости угодника Божия. Например, Александр Невский прославлен Церковью именно как благоверный князь, а не как монах; владыка Митрофан Воронежский прославлен именно как святитель, а не как схимник; преподобный же Сергий Радонежский просиял именно в монашеском подвиге, а не как отрок Варфоломей.