Человек был худ и сед. Сжатые тонкой нитью губы глядели уголками вниз и придавали его лицу выражение то ли отчаяния, то ли злобы, то ли просто угрюмости. Глаза же смотрели прямо, и ровно, не бегая из стороны в сторону. Покоен и гладок казался и широкой лоб человека. Две контрастные части лица – невозмутимую и тревожную - разделяли густые усы, рыжие с проседью, которые венчались острой седой бородкой.
Человек ходил по горенке, поглаживая рукой то бороду, то лоб. Затем решительно сел за стол. Придвинул к себе чернильницу и лист бумаги. Бумага эта была разлинована, и видимо, когда-то являлась частью приходской книги. Человек обмакнул перо в чернила, но мысль, тенью пробежавшая по его лбу, остановила его. Он откинулся на стул и подняв вверх большие светлые глаза, вздохнул. Сложил троеперстие и широко, крепко перекрестил чело, беззвучно шепча: «Господи, прости!» Раньше креститься было также легко и естественно, как дышать, но в последние годы, а особенно месяцы после суда приходилось эту привычку удерживать, скрывать, а то и выживать из себя.
Человек снова потянулся к перу, в правом углу листа крупными буквами вывел:
В ВОЛОГОДСКИЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
ОКРУЖНОЙ КОМИТЕТ
И следом чуть меньше:
Заштатного /безместного/[i]
Протоиерея бывшей Двинницкой
Михаило-Архангельской церкви
Алексея Николаева Казанского
Заявление
Человек поставил перо и погладил в раздумье седую бороду. Достал из-за пазухи записную книжицу, в которой хранил важные для себя пометки. Открыл нужную страницу и положил перед собой. Уголки его губ поползли ниже. Он обмакнул перо, и принялся писать мелким бисером:
«При выявлении объектов обложения общая сумма моего дохода за 1929-1930 с\хоз год была выявлена в сумме –
он сверился с записями в книжице-
706 руб. 24 коп. Из каковых 613 руб. 42 коп от неземледельческих заработков и 82 руб. 82 коп от домашняго хозяйства. Каковая сумма совершенно произвольно и в нарушении ст 27 и 31 Разд. 2 Закона о с\хоз
– статьи были заранее выверены в соответствующем документе –
преувеличена и налог Волостной и Районной Налоговой Комиссиями начислен несправедливо в сумме 547 руб. 65 коп. Последствии чего я, при нервном
Перо пересохло и пришлось слово «нервном» обводить заново, отчего оно вышло жирно и некрасиво, и человек досадливо сморщился, но продолжил писать.
- я, при нервном разстройстве и слабости своего здоровья, вышел заштат и оставил службу в Сентябре месяце 1929 года и с этого времени не получаю никаких доходов.
Он облизал пересохшие губы.
Несмотря на это Двинницкий С\совет начислил на меня зернового хлеба
– Человек перелистал книжицу –
62 пуда \10 цент\, какого у меня совершенно не было, так как я совсем не имею земли и сбора руги зерновым хлебом за настоящий (прошедший) год за выходом со службы не производил и хлеб должен был покупать, а впоследствии просить и хлебный паек.
Человек сглотнул, вспомнил что с утра ничего не ел, и тут же отмахнул эту мысль, как ненужную и даже вредную:
Все это было известно Председателю Двинницкого С\совета, который заранее при описи производил осмотр хлебного амбара и кладовых два раза.
За неуплату и невывоз хлеба Председатель С\совета представил меня к суду. Суд по этому делу был 24 октября 1929 года. Один из заседателей на Суде, видя полную несправедливость начисления на меня хлеба остался при особом мнении, что излишка хлеба у меня нет и Суд приговорил меня за неуплату и невывоз хлеба к 1 месяцу принудительных работ.
Председатель Двинницкого С\совета -
Человек с особой любовной аккуратностью выводил эти три ненавистных слова "Председатель Двинницкого С\совета" – слова, которые олицетворяли того, кто был виною всех или почти всех его напастей. Завитки на заглавных буквах взлетали вверх, и человек довольный, что отныне его обидчик увековечен не именем-отчеством, а бездушным названием должности, писал:
Председатель Двинницкого Совета и тут остался недоволен судом, сделал протест и обжаловал снова, чтобы меня приговорили за неуплату к высшей мере наказания.
К высшей мере! К расстрелу то есть. Вот, сволочь, прости, Господи.
Последствие чего был второй Суд по сему делу, каковой тоже не обратил внимания на мои доводы, что я не имею хлеба, приговорил меня к 6 месяцам принудительных работ, каковое наказание я в настоящее время и отбываю. Моя кассационная жалоба, направленная в Вологодский Окружной Суд по сему делу осталась без разбирательства.
Он поставил жирную точку, и добрые его глаза заблестели недобрым светом.
После этого начислено на меня самообложение -
Человек нашел нужную сумму на потертых страничках -
- 274 руб. , какового я уплотить был не в состоянии и в следствии этого произведена была опись моего имущества на сумму 282 руб. 40 коп. которое и было продано с торгов на сумму 429 руб.
Таким образом – продолжал писать человек. – уплочено было самообложение и осталось за Двинницким С\советом около 155 рублей,
- Эта цифра получилась при отнятии двести семидесяти четырех из четыреста двадцати девяти-
- Несмотря на это Двинницкий С\совет тоже совершенно произвольно сделал другую опись. Описал дом в 300 рублей и хлебный амбар в 20 рублей, ссылаясь будто бы на то, что я не уплотил начисленный на меня лен в количестве 8 пудов, наложив на это на меня штраф около 400 руб., точно и оффициально мне не объявил. Опись произвел одновременно с объявлением наложения на меня льна. Лён начислен на меня неправильно, потому что не имею земли 6 лет и по должности льна не собирал тоже 6 лет. Двинницкому С\совету хорошо известно было, что у меня такого количества льна не могло быть и при первой описи и по проверке моего имущества тоже столько обнаружено не было. Таким образом сделано означенное начисление льна и штраф за невывоз его с явным намерением отобрать дом.
Вскоре после описи дома, дом с разрешения Сямженскаго РИКа без ведома Округа, чего по моему мнению не должно быть был продан без всякого объявления торгов за 80 рублей, стоимость котораго по страховой оценке с двором была-
Человек знал сумму наизусть –
960 рублей.
Сразу же после продажи Председатель Двинницкого С\совета объявил мне что дом продан Кооперативу за 80 руб. и в него переводится Двинницкий С\совет несмотря на то, что дом для С\совета был куплен и исправлено было под него место в центре волости и в этом огромном кругом в окнах в два этажа доме, купленном у крестьянина, могли поместиться свободно все учреждения Волости.
Одновременно с продажей моего дома Председатель Двинницкого С\совета предложил мне с семейством немедленно выходить из дома, указав комнату в ветхом доме бывшего диакона, без печи, с частию провалившегося потолка, с гнившим полом и разбитыми стеклами у рам, совершенно не пригодную для жилья. Крыша на доме совершенно сгнила.
Лицо человека приняло и вовсе унылый вид, но в глазах читался нарастающий гнев. Всю жизнь человек проповедовал о смирении и кротости. Но унижения рождали в нем гордость и бунтарство, и он теперь горячо утверждал сам себе, что смирение не есть раболепство. А вот раболепство чаще всего от зависти и человекоугодия, и потому оно противно Богу.
Дом этот Двинницкий С\совет хотя и считает общественным, но он был куплен как непригодный для училища диаконом за наличный расчет у Земской Управы – хотел поставить точку, но добавил после запятой - на то есть достоверные свидетели.
И его губы чуть заметно дрогнули словно хотели улыбнуться, но не позволили себе это сделать.
В конце Декабря 1929 года при таких обстоятельствах, когда у меня уплочены были все Государственные налоги, я вышел из своего дома и за невозможностию жить в указанной мне квартире, нашел приют в квартире того же диакона, с каковым совместно жил 4 недели, покуда происходил небольшой ремонт моей небольшой комнаты, на который я израсходовал около 40 рублей, продав на это два улья и в котором живу без всяких удобств с семейством в 5 человек, и с опасностью для жизни, так как потолок сгнил и сделаны подпорки и подкрепления, благодаря которым он только и держится.
С выходом самого и семейства из дома, я принужден был убирать из дому и свою небольшую пасеку в 6 домиков,
Тут что-то теплое появилось в его взгляде. Пасека была любимым детищем священника.
- каковыя пришлось поместить в старой сгнившей избе одного гражданина, где при больших морозах они прозимовали несовсем благополучно, потеряв и истратив при плохом и холодном помещении все запасы корма, взять которого негде, а без чего грозит гибель всей пасеке в 6 домиков.
Принадлежащая мне медогонка дана была для пользования тоже пчеловоду гражданину Двинницкаго С\совета дер. Макаровской Вас. Вас. Пантину. У котораго и находилась временно. При производстве у него описи имущества Секретарем С\совета была описана в 25 руб., как его собственность, несмотря на то, что они заявляли, что вещь не ихняя, а моя. Председатель Двинницкаго С\совета на наше заявление об этом не обратил внимания и она продана была при первых торгах за 2 рубля, как вещь мне непринадлежащая.
- Все суммы человек тщательно проверял по своим записям.
При выходе из дома я по распоряжению Двинницкого С\совета с дочерью был направлен на лесозаготовки, где пробыл и работал при непривычных для меня условиях целые месяцы, не имея дня отдыха и только благодаря участию Тотемского Военного Комиссара, который видя мою старческую немощь, меня снял с работы незадолго до окончания лесозаготовок.
«Помогай ему Господь!» - хотелось сказать человеку, но он промолчал, ведомый ходом письма далее:
В бытность мою на лесозаготовках по распоряжению Председателя Двинницкого С\совета увезены были без моего ведома принадлежащие мне около 80 тесин, хранившиеся у меня для ремонта крыши своего убогаго жилища, около котораго есть небольшой на столбах дворик…
Человеку казалось, что чем больше он напишет деталей, чем точнее приведет все суммы и цифры - эти неоспоримые знаки человеческой логики - тем яснее станет читающему вся несправедливость, обрушившаяся на долю стареющаго заштатного священника. А любая несправедливость в советской стране должна быть изкорена, ведь новые власти строят именно общество равенства и общество справедливости. Ведь так?
+++
- Вот поп дает, а? – ухмыльнулся розовощекий офицер, вальяжно сидящий в кресле в просторной комнате. Он оттолкнул от себя рукопись, и откинув руки за голову взглянул на своего компаньона.
- А что он хочет? – зевнул другой офицер и, подойдя к столу, пробежал глазами по нескольким листам, испещренным мелким витиеватым почерком.
- Так… Заявление… Налоги, хлеб, пасека из шести домиков… забавно. А… вот «О возвращении мне отобранного тесу, медогонки, хлевов и другого имущества, проданного с торгов…»
- Ха-ха – загоготал читающий. – Да он сбрендил что ли? Или зажрался? Ему тут высшая мера светит…
- Машенька! – обратился первый офицер к молоденькой девушке-секретарю, набивающей что-то на машинке.
- Машенька. Возьми эти бумаги и пометь, как дело о служителе религиозного культа. Надо найти какие есть на него судебные документы и жалобы.
ПРИМЕЧАНИЯ:
Рассказ основан на реальном документе - заявлении Протоиерея Алексия Казанскаго от 12 мая 1930 года. Последующая судьба протоиерея неизвестна.
[i] Текст заявления печатается с орфографией и пунктуацией оригинала.
Комментарии
Для нас в мире современном
Ольга Бессережнова, 01/04/2017 - 22:48
Для нас в мире современном все эти вещи кажутся пустяковыми, а они составляли жизнь человека в трудное время, наживались потом и скорбями. Очень ценно это ваше обращение к документальному.
они составляли жизнь человека
Инна Сапега, 02/04/2017 - 09:24
Да, Ольга, я согласна с Вами. Я сама, читая этот документ, ужаснулась вроде мелким унижениям, которые полностью разрушили быт и саму жизнь человека. во всех этих цифрах виден масштаб трагедии. пусть одной судьбы, но в ней и тысячи других. я раньше не понимала, как это было.
спасибо Вам!
Потрясающий рассказ, Инна!
Галина Минеева, 31/03/2017 - 18:16
Потрясающий рассказ, Инна!
Потрясло то, как ты через документ заштатного священника передала трагедию времени, человека, страны, веры. Человек тщательно и скрупулезно перечисляет свои бытовые утраты - дом, пасеку, медогонку... обижается за непосильный труд...
Молодчина! Как ты это сделала! Ведь он плачет без слез не об утерянном имуществе, он, словно Иов, плачет о забытости Богом, которую он не в силах понести, потому и перечисляет тщательно мелочи, так берут незначительное при пожарах... когда бегут от набегов... Маленькое горе, которое прикрывает невозможную вместиться в сердце огромную трагедию века. Спасибо тебе.
Маленькое горе, которое
Инна Сапега, 02/04/2017 - 09:18
Благодарю Вас, Галинушка! Всегда очень ценно получить слово от Вас! Спасибо.
Ох, какой страшный рассказ.
Алла Немцова, 30/03/2017 - 20:02
Ох, какой страшный рассказ. Мы-то, читатели, знаем масштаб трагедии, а персонаж еще нет. Он еще наивно надеется на хоть какую-то справедливость. Наивность обреченного. Он уже принесен в жертву, а беспокоится о пасеке. Жуть.
Тонкой кистью написан персонаж, минимум авторских слов, но обрисован краткими репликами живо и ёмко. Здорово!
Не знаю, права я или нет, если не права, прошу прощения. Но на всякий случай поделюсь сомнениями. Меня немного смутило слово "офицер" применительно к сотрудникам НКВД (ГПУ или ОГПУ - 1930г.???). Слово "офицер" в те годы, как мне кажется, имело белогвардейский оттенок, и для обозначения сотрудников госбезопасности вряд ли использовалось. Комиссар, лейтенант, майор, что-то такое, наверное. Интересно было бы узнать мнение знатоков истории.
Спасибо, Инночка! Радуюсь каждому Вашему новому сочинению!
Я думаю Вы правы, Алла. Про
Инна Сапега, 31/03/2017 - 13:06
Я думаю Вы правы, Алла. Про офицера надо исправить. Сам заявитель пишет "комиссар". Наверное, так будет вернее.
Это заявление у меня оказалось случайно. Я писала о священнике Николае Казанкском в повести Николушка - и отец Алексий - сын о. Николая. Из архива мне прислали клировую ведомость Двинницкой церкви и копию этого заявления. в углу заявления есть пометка "Как служителя Религиозного культа Протоирея Казанского собрание ВОИК от 26-28 мая 1930 г. поставновило... СУД..." к сожалению, что постановило не разобрать, потому что буквы стерты и неразборчивы. В архивах говорят, про батюшку больше ничего не известно. В известных базах новомученниках он тоже не значится..
Но заявление меня очень впечатлило и мне захотелось поделиться им.
С Богом!
Инна
"За что боролся..."
Монахиня Евфимия Пащенко, 30/03/2017 - 22:15
И ведь что страшно - человек сам себя губит. Может, если бы не эта борьба - уцелел бы. Ан нет!
Для меня это рассказ касается всех нас. Мы обречены на смерть. И Божий Суд готовится над всеми нами. Но нет же! Боже, покарай врагов наших! Пусть вернут пасеку! И заодно любимую медогонку!
История одного человека, история из прошлого, оказывается вневременной. И походящей к каждому человеку.
Да, человек сам себя губит,
Инна Сапега, 31/03/2017 - 13:08
Да, человек сам себя губит, но я думаю, из-за последней надежды на помощь.
Земная справедливость обманет
Монахиня Евфимия Пащенко, 31/03/2017 - 19:53
Земня справедливость обманет... Собственно, это наглядная иллюстрация исконной веры в то, что жалует-де царь, да не жалует псарь. Человек взывает к верховной людской справедливости, веря, что она-де восторжествует. Мало ли, что "не надейтеся на князи, на сыны человеческия..."!
Нет смысла упрекать его в маловерии - любой из нас на его месте повел бы себя так. Опять же, и то исконно - несправедливо отняли то, что он нажил своим трудом. Ведь этот священник вел такой же почти образ жизни, как селяне-миряне. Сам и пасеку завел, и прочее.
Но там, в самом начале челобитной, есть ярчайшая веха - что-то отняли, и человек оставил службу. Не удержался... как отец Петр из моей "Ненависти".
Однако и здесь любой человек, наверное, поступил подобным образом.
Вспомнился трагикомичный реестр награбленного добра, который предъявил Пугачеву верный Савельич... И заячий тулупчик не забыл помянуть...
Тему Вы подняли преинтереснейшую - оживился народ!
Обманет, да.
Инна Сапега, 02/04/2017 - 09:27
Обманет, да.
но столько в этом письме не духовности, а просто - человечности, что невольно содрогаешься.
Несчастный человек!
Монахиня Евфимия Пащенко, 30/03/2017 - 07:31
Несчастный человек! Комиссар сказал верно - ему вышка светит, а он требует вернуть имущество. И теперь понятно - с ним это и сделают.
Но как описана психология человека! Мелочность, несоответствие слов и дел, повседневное житие и нежные чувства к медогонке. Вся гамма чувств. И это - тот самый "маленький человек", каковыми являемся и мы. Вселенская скорбь по поводу потерянного кольца или залитой чаем книжке. А ведь нам тоже "вышка светит" - Вышний Суд Господень. И бесы собирают компромат.
Да-а, интересно это все вытекает из Вашего рассказа. И интересно обыгран документ.
Кстати, номинантов Патриршей Премии объявили. В их числе - такая знаковая личность, как бард отец Роман (Матюшин). Омилийцы опять отличились - в номиантах Богданова. Поздравьте ее! Видит Бог, обрадуется человек.
Помните, как мы читали и обсуждали ее "Истории из Котофейска"? Фея Котофея и поход котят за молодильными мышками... Понятно, у нее полно серьезных вещей, но эта сказка...
Короче, есть повод порадоваться за нее.
Мне кажется, человек этот
Инна Сапега, 31/03/2017 - 12:58
Мне кажется, человек этот очень трагический. Он не понимает, он мыслит еще своем другими категориями. Но не мелочность я вижу в его заявлении, а аккуратность, абсолютную честность и даже принципиальность. Тут еще вот дело какое - этот батюшка вырос в бедной семье, тоже священника (священника о. Николая Казанского - я писала про него в повести о Николушке), и все что он нажил - это его, кровное - дом, пасека, медогонка - и вдруг все это отнимают и обесценивают, и когда? когда батюшке уже 57 лет, когда у него нет работы (храм-то закрыли, службы запретили, землю отобрали). Это страшно и несправедливо. И человек не может понять всю ту ситуацию до конца. И видит больше виновников злополучного Председателя, а тот и сам - пешка. Это трагедия.
Но Вы смотрите иначе, и мне интересен Ваш подход. И я где-то соглашаюсь с Вами - тут все мы.
А за Ирину я очень рада. Достойный автор и очень хороший человек. Помогай ей Господь.
Страшны люди в страшные времена, тем времена и страшны.
Светлана Коппел-Ковтун, 29/03/2017 - 23:40
Да, реальный документ потрясающий. Люди они всегда такие - разные, в трудные времена это особенно заметно. И неважно в чем именно суть трудных времен, важно лишь то, что злодей может безнаказано творить зло - типа по правилам времени, под благовидным предлогом.
Страшны люди в страшные времена, тем времена и страшны.
Страшны люди в страшные
Инна Сапега, 31/03/2017 - 12:47
как интересно ты подметила. я не смотрела с этого угла, но ведь так и есть. это правда. именно люди делают времена страшными.
Спасибо тебе!
Кстати говоря, мне понятна логика поведения героя
Светлана Коппел-Ковтун, 31/03/2017 - 12:58
Кстати говоря, мне понятна логика поведения героя. Попытка расставить всё по местам, как попытка наладить нормальный мир. Его ведь в любом случае приговорили. Непосильные поборы, за которые с него спрашивают. Что ему остается делать?
Вспомним Христа на судилище, который говорил: что ты бьёшь меня? Если я неправ, покажи в чём я неправ. Именно в этом ключе вижу и поведение священника.
И я тоже. Мне кажется именно
Инна Сапега, 31/03/2017 - 13:16
И я тоже. Мне кажется именно оттого он так скурпулезно все описывает - он очень честен. и принципиален. я вижу в этой черте даже что-то очень священническое.
Спасибо тебе!
Да, это именно налаживание
Светлана Коппел-Ковтун, 31/03/2017 - 13:39
Да, это именно налаживание мира - до последнего, следование логике здравости без всякой оглядки на корысть. Просто верность норме. Мир именно так налаживается на уровне структур. Другое дело: что по силам человеку в таких обстоятельствах? Верность тому порядку вещей, который здрав и хранит здравость, - последняя верность возможно. Тут даже не то чтоб честность, а, скорее, непогрешимость - потому что его поведение касается мира в целом, а значит и его потенциальных палачей.
Пастырь как бы создаёт поле, в котором выпрямить свои пути - проще, заметить свою неправду проще и покаяться, хотя бы в себе, на уровне сердца. При наличии доброй воли, конечно.
даже не то чтоб честность, а,
Инна Сапега, 31/03/2017 - 13:41
да. как связаны все наши действия...жаль, что мы не всегда мыслим себя в истории
не в истории даже
Светлана Коппел-Ковтун, 31/03/2017 - 13:48
Знаешь, это не в истории даже, нет. Просто - в жизни, живой и настоящей жизни, где все связаны со всеми, и все за всех в ответе, где нет меня без другого, без других.