Вы здесь

Царь царей. Рождественская пьеса

Действие первое

ДЕНЬ. ЦАРСКИЙ ДВОРЕЦ

ЦАРЬ возлежит. Его обмахивают опахалами с двух сторон РЫЖИЙ РАБ и НЕВЕСЁЛЫЙ РАБ.
ПРИДВОРНЫЕ ПОЭТЫ стоят перед царём с малюсенькими свиточками в руках. ЦАРСКИЙ СЛУГА примостился к ложу так, что виден зрителю и не виден царю.

                ПЕРВЫЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ
                О, царь! Ты славен! Ты велик!

Царский слуга держится за щёку, будто  у него болит зуб.
               
                ВТОРОЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ
                И твой светосиянный лик

Царский слуга в ужасе хватается за голову.
               
                ТРЕТИЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОЭТ
                Звездообразит даже ночь.
                
                ЦАРЬ
                (морщась и взмахивая рукой)
                Довольно. Все подите прочь.

Поэт пятится и уходит.   Появляется ДОБРЫЙ ЦАРЕДВОРЕЦ с огромным свитком и начинает медленно разворачивать его.
            
                ЦАРЕДВОРЕЦ
                Владыка?

                ЦАРЬ
                Что там у тебя
                За свиток?

                ЦАРСКИЙ СЛУГА
                (тихо, но внятно)
                Приговоры дня.

                ЦАРЕДВОРЕЦ
                Кому Вам милость оказать.

                ЦАРЬ
                (разочарованно)
                Сажайте всех. Мне лень вникать.

Царедворец, пятясь, уходит. Царь оглядывается, царский слуга тут же подносит ему фрукты.

                ЦАРЬ
                (жует и рассматривает перстни на руке)
                Ах, скука, скука! Мой тиран!
                Быть может, новостей из стран
                Иных послушать свод?
                А! Вот что! Где мой звездочёт?

                ЗВЕЗДОЧЁТ
                (вбегая)
                Я тут как тут! Звезда зари
                Шепнула мне…

                ЦАРЬ
                Поменьше ври.
                Что скажешь?

                ЗВЕЗДОЧЁТ
                Ныне чудеса
                Нам показали небеса.

                ЦАРЬ
                (усмехается)
                Сейчас придумал?

                ЗВЕЗДОЧЁТ
                (обиженно)
                Вовсе нет!
                Разбужен весь звездосовет.

Царь одним пальцем останавливает рабов и они застывают как вкопанные.

                ЦАРЬ
                Похоже, правда… Что сказал
                Мудрейший?

                ЗВЕЗДОЧЁТ
                Он-то и не спал:
                Глядел на небо, и не зря!
                Звезда Великого Царя
                И Повелителя земли
                Взошла. Она вдали.
                Зовёт к Нему…

                ЦАРЬ
                (садится)
                Вот это да!
                Немедленно иду туда.

Входит ЦАРИЦА-МАТЬ. За ней бегут две служанки с большими ушами и несут за ней низенькое сиденье. Ставят его за ней, кладут сверху подушку.

Царский слуга вскакивает, руки по швам, пытается что-то дожевать.

                ЦАРИЦА
                Уже всё знаю. Что ж, ступай.
                Не поворачивай. Дерзай!
                И пусть с тебя, как с плеч гора,
                Спадут и скука, и хандра,
                Коль там и вправду — Царь царей.

Царский слуга делает расстроенное лицо.

                ЦАРЬ
                (вскакивает на ноги)
                Готовьте караван! Скорей!

Занавес.

Действие второе

ВЕЧЕР. ПУСТЫНЯ. В НЕБЕ ГОРИТ ЗВЕЗДА.

Входят: АТАМАНША, ГРОЗНЫЙ РАЗБОЙНИК, за ними выходит МАЛЕНЬКАЯ РАЗБОЙНИЦА, ведёт за собой связанных: царя, царского слугу, невеселого раба, ставит их на колени в ряд лицом к зрителям.
Входит ДОЛГОВЯЗАЯ РАЗБОЙНИЦА и вместе с маленькой разбойницей становится по об стороны от пленных с ножами в руках.

                АТАМАНША
                (грозному разбойнику, потирая руки)               
                Всем вопреки и всем назло
                Нам наконец-то повезло.
                Вот караван, как каравай:
                Хватай! Бери! Да не зевай.
                А ты добычу досчитал?

                ГРОЗНЫЙ РАЗБОЙНИК
                Я только пленных повязал,
                Да провозился.

                АТАМАНША
                Это жаль.

Невесёлый раб поник головой. Царь гордо задирает нос. Царский слуга внимательно следит за атаманшей и грозным разбойником.

                ГРОЗНЫЙ РАЗБОЙНИК
                Один допёк: я, дескать, царь,
                Я, мол, летаю высоко…
                И с ним пришлось мне нелегко:
                Всё спорит. Пилит, как пила.

                АТАМАНША
                И пусть! А ведь моя взяла!
                И плут, и худший из бродяг,
                Великий, малый и простак,
                И тот, чья так и льётся речь, —

                ГРОЗНЫЙ РАЗБОЙНИК
                Их всех уравнивает меч.

                АТАМАНША
                Но золотишко любит счёт,
                Не то меж пальцев утечёт.
                И с этим ты поторопись.
                (Кивает на узников)
                Потом и с ними разберись.

Атаманша и грозный разбойник уходят.

                ЦАРЬ
                В царях — особенная стать.
                Упрямства им не занимать.
                А я решил идти к звезде
                Как конь по старой борозде.
                И не сверну! Душа горит.

                СЛУГА
                И это узник говорит?

За кулисами раздаётся грохот. Высокая разбойница срывается и убегает туда.
Невеселый раб и слуга внимательно смотрят туда же.

                ЦАРЬ
                (ничего не замечая)
                Пусть гром гремит, пусть дождь и град, ―
                А царской воле нет преград:
                Дерзай! И все они падут.
                Великий Царь! От этих пут
                Я знаю, Ты избавишь нас…
               
За кулисами – снова грохот.  Маленькая разбойница тоже убегает туда. Раб и слуга веселятся и строят рожи, смотря в ту сторону.

                ЦАРСКИЙ СЛУГА
                Похоже. И уже сейчас.

                ЦАРЬ
                (с горячностью)
                Я не смирюсь со злой судьбой.
                И рано, рано бить отбой.
                Владыка мира! Я в пути.
                Так помоги к Тебе дойти!

Из-за кулис выходит рыжий раб, довольно потирая руки. Развязывает пленников.

                РЫЖИЙ РАБ
                Не стражники, а тюфяки.
                А нам бежать теперь с руки.
                Скорей! Успеете уйти.

Вручает слуге сосуд для воды и торбочку с едой, припрятанные где-то на сцене.

                Возьмите, что успел найти:               
                Воды немного и еды.
                Тикайте! Замету следы.

Царь, слуга и невеселый раб убегают в сторону звезды.

Занавес.

Действие третье

ПУСТЫНЯ. СВЕТЛО. НО И ЗВЕЗДА ТОЖЕ ГОРИТ.
Царь, его слуга и невесёлый раб входят. Они еле тащатся от усталости, иногда приостанавливаются и глядят на звезду.
Виднеются брошенные и пустые сосуд для воды и торбочка для еды.

                ЦАРЬ
                Пришлось и мне в конце концов
                Поверить слову мудрецов:               
                В беде ты — сам перед собой.

                СЛУГА
                Но мысли убивает зной.

                НЕВЕСЁЛЫЙ РАБ
                Убийца — солнце.

Останавливается, садится в изнеможении.
Со стороны, противоположной звезде, выбегают два шакала, вглядываются, принюхиваются и убегают обратно.

                СЛУГА
                (с беспокойством)
                Господин?

                ЦАРЬ
                (усмехается)
                Скажи ещё: «Мой Властелин,
                Повелевающий судьбой»…
                Ты видишь, кто перед тобой:
                Оборвыш, нищий и плебей.

                СЛУГА
                (улыбается)
                И человек Царя царей.

                ЦАРЬ
                (улыбается)
                Ну, что ж. Нет худа без добра.
                Лечу, как сокол со двора,
                Освобождён от многих пут
                Пред смертию…

                РАБ
                Шакалы ждут.

Царь переворачивается на спину, руки вытягивает в сторону звезды и смотрит на неё, запрокинув голову.

                ЦАРЬ
                (воодушевленно)
                О, Царь! С бедой наедине
                Всего-то и осталась мне
                Свобода – сердцу и уму
                К Тебе стремиться…

Царский слуга останавливается и пристально вглядывается вдаль.

                СЛУГА
                Не пойму,
                Что там виднеется вдали…
                Как будто чудо-корабли
                Плывут по мареву, блестят…

                РАБ
                Нас скоро грифы навестят.

                ЦАРЬ
                В сияньи славы, средь светил
                Увы, душою не светил,
                И вам нанёс я столько ран…
                За всё простите!

                СЛУГА
                (кричит)
                Караван!

Занавес.

Действие четвертое

ТЁМНАЯ НОЧЬ. В НЕБЕ ГОРИТ ЗВЕЗДА.
Входит СЛУЖАНКА ДРУГОГО ЦАРЯ и вносит «костёр». Ставит его посреди сцены.

                СЛУЖАНКА ДРУГОГО ЦАРЯ
                Мы шли весь день. И ночь близка.
                Звезда сияет свысока.
                А три царя ушли вперёд.
                Но караван их отстаёт.
                Замедлим шаг. Передохнём.
                И посидим перед огнём.
                Друзья, устроим здесь привал!
                Пусть отдохнёт и стар, и мал…

Садится у костра.
Входят ЖЕНЩИНА С УЛЫБКОЙ (несет миски) и ДОБРАЯ ЖЕНЩИНА (несет котелок с едой). За ними – царь, царский слуга, раб входят, укутанные в одеяла и рассаживаются у костра.

                ДОБРАЯ ЖЕНЩИНА
                (ставит котелок и начинает раскладывать что-то по мискам)
                … И пусть для вас из котелка
                Щедрее зачерпнёт рука!

                ЖЕНЩИНА С УЛЫБКОЙ
                (раздает миски сидящим)
                Мы верно служим господам.
                А их манила та звезда.
                Её цари спешат догнать,
                Горят душой. Не могут спать.
                И вот мы здесь, в стране холмов,
                Где кротки овцы у костров,
                Где трёх царей слились пути.
               
                ДОБРАЯ ЖЕНЩИНА
                (смотрит на звезду)
                Но сколько ж нам ещё идти,
                Пока звезда замедлит ход?

Начинают тихо, усиливаясь, звенеть бубенцы.

                ЦАРСКИЙ СЛУГА
                (весело глядит на царя)
                Упрямец в жизни не свернёт!

                ЖЕНЩИНА С УЛЫБКОЙ
                Дорожный посох, жар и зной,
                И солнце скрыто пеленой,
                Горит песок, горчит вода, —
                Но всё влекло, гнало сюда.
                О, сколь смотрящему с умом
                Открылось…

Звон приближается, к нему добавляется топот.

                ЦАРЬ
                О себе самом!
                Нам сердце путь перетряхнул,
                Бедами струны натянул.
                И вот — как лиры мы звучим.

                ЦАРСКИЙ СЛУГА
                (веселится и смотрит в сторону звуков)
                Сдаётся мне, не нам одним
                Везёт с познанием себя.
                Встречайте! Наставленье дня.

Входит рыжий раб. Он ведёт за собой связанных одной верёвкой: атаманшу, трёх разбойников. К ним привязаны бубенцы.
Добрая женщина поднимает шутника-слугу за ухо и ставит к котлу раздавать пищу.

                ДОБРАЯ ЖЕНЩИНА
                Но и для умника урок
                Найдётся — трудовой оброк.

Женщина с улыбкой усаживает пришедших.

                ЖЕНЩИНА С УЛЫБКОЙ
                Какая ночь! В её тиши —
                Богатство золотой души,
                Огонь, и радость отдавать.
                А сердцу хочется прощать.

Под звездой появляются три Ангела и начинают тихо петь «Слава в вышних Богу».
                СЛУЖАНКА ДРУГОГО ЦАРЯ
                Кто там? И что за голоса?
                В разведку!

                ЦАРЬ
                (развязывает разбойников)
                Чем не чудеса,
                Коль счастье меньший из царей
                Находит в милости своей?

Царь сам раздаёт разбойникам миски, наполненные царским слугой.

                ЦАРСКИЙ СЛУГА
                (застывает, показывает на звезду)
                Смотрите, как она горит!
                Над той пещерою стоит!
               
Все встают и смотрят в ту сторону. Под звездой загорается свет и становится виден вертеп.
Вбегает служанка другого царя.

                СЛУЖАНКА ДРУГОГО ЦАРЯ
                (воодушевленно, показывая на вертеп)
                И всё-таки цари дошли!
                Пещеру малую нашли.
                Седого старца видят в ней,
                Среди животных, у яслей,
                И Деву. На Её руках —
                Младенец дивный в пеленах.
                Ему, Владыке всей земли,
                Склоняя головы, цари
                Свои подарки отдают.

                ЖЕНЩИНА С УЛЫБКОЙ
                (смотря на вертеп)
                Ему и Ангелы поют?

                ЦАРЬ
                Его и сердце узнаёт:
                Того, Кто Сам к Себе ведёт,
                Чей голос кроток, светел, тих.
                Он нас зовёт, как чад Своих.

                ВСЕ
                (идут к вертепу)
                Идём!

                ВСЕ
                Идём и мы!
                Скорей!
                Припасть к стопам Царя царей.

Идут к звезде. Появляются три поэта, добродушный царедворец, звездочёт, королева-мать и её служанки, и тоже идут к звезде за всеми.

Занавес.

Исправлено и дополнено

Комментарии

Пелагея Дзюба

Марина,  только сегодня  прочла Вашу пьесу.  Вы  ее  переписали?  Мне  интересно.

  Я  ставила  много  спектаклей  на большой  сцене,  работая  во Дворце Культуры  и  маленькой  школьной  тоже.  Писала сценарии  и  по своим сказкам,  и народным, и др. авторов.  Очень важно  продумать  музыкальное  оформление, вставлять  песни,  хореографические  постановки.  Я  никогда  не вставляю  просто концертные номера.  Но  на закрытом занавесе  (пока сцена  готовится  к следующему действию) работают  персонажи.  Они готовят зрителя  к  дальнейшей  истории.  Часто ввожу  игровую программу со зрителем.  Но все  в тему спектакля.  Главное,  чтобы  зритель  хорошо  слышал  каждое слово  со сцены.  

  Таким  образом,  ухожу от монотонности. В 2005 году  в издательстве "Феникс"  в  Ростове-на-Дону вышел сборник   моих спектклей "Сказка на сцене".

Марина Алёшина

Переписала, и здесь лежит переделанный вариант.
Очень благодарна Сергею за советы, буду рада, если и Вы подскажете что-нибудь.
Я действительно прочла-проиграла все сама, выполнила все действия, и ужаснулась.
Потом дописала и отправила.
Дело в том, что писала я пьесу по просьбе, для Воскресной школы Феодоровского Государева собора. В прошлом году ее там и ставили, а мне прислали видеозапись. Они сами придумали музыкальное сопровождение.
Посмотрев видео, я поняла, что нужно еще кое-что доделать: распространить второе и третье действия и сделать их более фактурными, понятными зрителю. Хотя в том виде, как выложено здесь, и как ее ставили, дополнительные номера в перерывах вставлять все же не пришлось.
Так что здесь доработанный вариант, но нужно бы потрудиться еще.
И в следующий раз, если он будет, девочкинских ролей будет больше!
Очень интересна идея работы персонажей при закрытом занавесе, постараюсь использовать.
Спасибо Вам!
Поискала Ваш сборник в сети — его, кажется, уже нет в продаже?
 

Инна Сапега

Сначала я подумала, что Царь - это Ирод. Но нет? Это один из Волхвов?

Прочитала с интересом, очень понравилось, как рифма перетекает из реплик в реплику. И замечательное чувство юмора. А про особенности постановки, я тоже ничего не знаю. Лучше всего, наверное, проверить на опыте и поставить пьесу к Рождеству!

А вообще очень здорово! Совсем новый жанр.

Марина Алёшина

Новый. Если честно, я бы не взялась за него, если бы меня не попросили...
А царь - скорее собирательный образ: возможно, мы все цари в начале пути нашего к Богу, а приближаясь к нему, становимся нищими в чужом караване... Можно так понимать.
В историческом смысле цари, скорее всего, путешествовали не в одиночестве: в те времена это могло быть смертельно опасно. Можно допустить, что к каравану прибился ограбленный путешественник, тайный царь.
Может быть, если это все непонятно, нужно как-нибудь пояснить? Еще можно и нужно дорабатывать, я именно для этого на Омилии разместила - дело новое, подсказки нужны!

Не являясь постановщиком, могу оценить лишь текст, как нестандартно поданную историю трех волхвов (хотя к каноничности или неканоничности не придраться - может, это еще какие-то цари, вроде всем известного Артабана). И как историю добрую и смешную...да-да, "шакалы ждут"... И поэты хороши!

Плюс - Вы играете на узнаваемости. Атаманшу все мы помним по "Бременским музыкантам". И мама-царица...у многих из нас были или есть такие.

Для "пьесы для чтения" - вещь хороша. Равно и то, что путешествие царя начинается, как приключеньице, превращаясь в подвиг...в восхождение к Богу.

Многие из нас, не являясь царями, так к Нему и приходили, заглянув впервые в храм чисто из любопытства.

Увидеть бы Его Царствие...welcome

Видите, есть понятие "пьеса для чтения". Просятся в пример две -"Внутренний взрыв" протоиерея-ренегата А.А. Осипова и "Парижская Коммуна" Жюля Валлеса (обе занимают по книжке, у экс-коммунара Валлеса - книжка страниц на 200). Там размер не важен... Но, если это пьеса для игры (особенно, если это не спектакль, длящийся час...а такое тоже возможно), то досточтимый Сергей прав всецело.

Но я-то на идею смотрю. И на словесное выражение идеи...а тут все к месту и по делу.

С зимней Казанской Вас! А там и Димитрий Солунский... Раньше так праздновали день седьмого ноября: утром - демонстрация (поди на нее не явись!), вечером - побег в храм, на утреню в честь великомученика. И "велика обрете в бедах тя поборника, Вселенная, страстотерпче..." 

Помню.

Сергей Марнов

Читать интересно, а ставить очень трудно. Извините, я не одно десятилете занимался этим делом, поэтому мои замечания, возможно, будут полезны. 1. Когда работаешь с детьми, всегда возникает проблема: девочки играть хотят, причем "говорящие" роли, а вот мальчики - не очень. Поэтому пьесу надо рассчитывать так, чтобы большая часть "говорящих" ролей доставалась девочкам. 2. При очень коротком действии слишком частая смена декораций, технически это невозможно. Будет выглядеть, как бессмысленная суета. Помните, у Вас всего лишь крохотная школьная сцена! 3. Обязательно нужен вставной номер, где-то к концу - для "включения" зрителя перед развязкой. Удачной постановки!

Марина Алёшина

Сергей, очень благодарна за ценные замечания!
Спектакль буду ставить не я - меня очень попросили его написать.
Если честно, надеялась на подсказки - Ваши (особенно, как практика) и других омилийцев.
Про девочек мне уже сказали... Постараюсь переделать.
Но просили: чтобы легко запоминалось, было много разных ролей, и притом коротко.
Вставной номер - перед последним действием?
Спасибо!

Сергей Марнов

Еще, простите занудство, но это важно. Попробуйте замерить время каждого действия с часами в руках. Просто медленно прочитайте вслух, расставляя паузы. Увидите, что получится! О массовости: чем больше актеров, тем труднее ставить. Создается ощущение скученности и суеты. У Вас запросто можно соединять персонажей, это нетрудно. На первой репетиции обычно полно народу, а к премьере остаются немногие, но самые лучшие!

Марина Алёшина

Прочитав медленно и с выражением вслух, я, кажется, поняла, что Вы имели ввиду.
Для того, чтобы успеть за время такого короткого текста совершить все предприсанные действия, нужно носиться как угорелым и мельтешить!
Только первое действие занимает около двух минут, а третье и четвертое, кажется, поставить невозможно...
Наверное, я перестаралась с краткостью - это вообще мой бич, а здесь она страшно мешает.
Правильно ли я все поняла?
Нужно дописать?
Спасибо Вам!

Сергей Марнов

Дописать, конечно! Весь Ваш спектакль займет 7 минут, от силы. Надо только хорошо представлять себе, что происходит на сцене: кто куда пошел, как встал, где прятался, чтобы выскочить в нужный момент. Дело техники, не больше! Пишите, не оставляйте этого дела - пьес, подходящих для постановки на школьной сцене, катастрофически мало, а они очень нужны. Примите участие в постановке своей пьесы, и легко допишете ее "по ходу". Сцена подскажет!