Молитва Юрия Кузнецова
– А вот, кстати, интересно, в чем именно заключалась ваша редакторская работа?
– Конечно, Кузнецов все сам принес. Это было избранное. Серия «Поэтическая Россия». Была такая. Там фотография очень хорошая его, где он молодой. Я настоял на ней, говорю: «Юрий Поликарпович, давайте вот эту фотографию!» Ну, я все вычитал, конечно… Хотя он потом говорил, мы в такси ехали, что там есть опечатки все-таки… Есть. Но порядок он сам определял, я не вмешивался. У него как раз такая волна пошла: в «Худ. лите», в «Современнике», в «Молодой гвардии»… Три сборника.
– А аннотацию кто писал?
– Я не помню. Я, наверно… Ну, не он точно. Я писал.
Ну, вот и Тряпкин приезжал несколько раз. Я был редактором его книжки. Но над Тряпкиным, конечно, поработали… Когда я представил вариант рукописи, ее посмотрел заведующий редакцией и говорит: «Много слабого». Тряпкин много стихов давал, и много сокращений было.
– А кто выбирал? Вы выбирали?
– И я выбирал, и… Ну, он не обижался, кстати, нет, не обижался… Конечно, там заведующий поработал… С Тряпкиным можно было бы там и вообще ничего не делать…
– А когда-нибудь хоть он спорил: «Нет! Вот это надо оставить!»?
– Нет, ну было так: «Это хотелось бы, – говорит, – оставить…» Он заикался так: «Д-д-д… это над-д-до. Эт- т-т… Это надо...»
Однажды я ехал в «Современник» и, выходя из метро, неожиданно увидел на остановке Николая Ивановича. Он сидел и что-то записывал, видимо, только что рожденные поэтические строки. Я не стал подходить к нему, чтобы не мешать. Взгляд у него был сосредоточенный, в руках – ручка и бумага. Полная отрешенность от всего, происходящего вокруг: от пассажиров, сходящих или садящихся на электричку метро, от шума. Видимо, это была минута, когда вдохновение посетило его. Встретились мы уже в редакции.
Вот. Приходилось мне общаться с Юрием Поликарповичем, когда я работал в издательстве «Современник». Он там тоже работал – в редакции национальной поэзии. Но когда я пришел – он к тому моменту уже выпустил книжку «Во мне и рядом – даль», уже стал знаменитым поэтом и через какое-то время ушел на вольные хлеба. Он сам говорил, что эта книжка с таким большим трудом, мучительно продиралась!.. Если бы не работал в редакции, конечно, неизвестно, сколько бы ждать пришлось! (Когда он был на вольных хлебах, иногда тосковал, что у него нет работы. Это еще задолго до прихода в «Наш современник»… Говорил мне: «Надо бы пойти работать… А куда?» – так как-то размышлял...)
Однажды Кузнецов звонил первому секретарю Союза писателей СССР, известному прозаику Юрию Бондареву, насчет работы:
– Где бы я мог потрудиться? – спрашивал Юрий Кузнецов.
Сразу возникла пауза в разговоре. Вызвало недоумение – неужели известный поэт, такой как Юрий Кузнецов, нуждается в материальной поддержке. С того конца провода говорил, видимо, секретарь Бондарева и спросил:
– Где бы вы хотели работать?
– В литературном журнале, в отделе поэзии, – сказал Кузнецов.
– Хорошо, подумаем, – ответили, обещали позвонить.
Но звонка так и не последовало… (Со слов Ю.П. Кузнецова.)
Помню, выбрали его в редсовет. Был такой покойный поэт, недавно умер, Ляпин Игорь. Он, кстати, к Кузнецову очень так отрицательно относился, завидовал, ревновал. И на редсовете обсуждали какую-то рукопись, рецензентом которой был Ляпин, он ее предложил. А вторая рецензия была Кузнецовская – отрицательная резко, он зарубил ее. Зашел спор об этой рукописи. И Кузнецов говорит: «Да там нет ничего!» (очень резко). А Ляпин встал и говорит Кузнецову: «Да ты сам плохо пишешь!» – дерзнул так. Понимаешь? А тот ему: «Да ты с ума сошел!» Причем это было так сказано! «Ты с ума сошел!!!» – как будто он увидел какое-то чудище (смеется). Это было непередаваемо! «Да ты с ума сошел!» Вот такие наглецы попадались… Но это крайне редко, конечно – «Ты сам плохо пишешь…» – это гениально (смеется)… Да, к сожалению, я и тогда предчувствовал, что надо все это записывать. Потому что столько было всего услышано! Суждений – метких, верных… оценок… Все это очень кратко, емко. И причем без всяких каких-то развитий. Он редко когда какую-то мысль развивал… А так вот, две фразы – и все.
Я же еще в бюро поэзии был, под председательством Кузнецова, года четыре, на совещании по приему в Союз писателей… И вот был прием одного поэта… И отмечали влияние сильное Тютчева… И Кузнецов говорит: «Тютчев дорогу перебежал» (смеется). А другому – тот что-то работал в «Современнике» и долго все мялся, документы собирал в Союз – он ему говорит: «Ну, ты перескромничал!» – что-то такое… У него были какие-то отдельные выражения – «не в бровь, а в глаз».
– А на ваши книги он какие-то отзывы, рецензии делал?
– Не рецензию… А… На вторую книжку, я ему когда подарил, он, прочитав ее, написал рекомендацию в Союз писателей. Он там написал, что хорошее сродство в поэзии Нежданова с поэзией Фета и Владимира Соколова… Ну, целый лист, плотно исписанный… Причем он так быстро написал, охотно. Она где-то есть у меня, я ее несколько раз использовал. Но надо искать… В гараже у меня, там все завалено. И там же лист «Золотой горы». Мы с ним как-то сидели, и я смотрел варианты, крутил лист, исписанный с двух сторон. Лист А4 и – четверостишия, четверостишия – все почеркано там. Ну, я ему протягиваю обратно, а он говорит: «Оставь себе. Для потомства».
А еще у меня есть стихи: «Это было так давно, что вспоминать уже не надо…» – и Кузнецов однажды говорит: «Ну, ты берешь прямо – один в один! Так недопустимо!» Я так даже вздрогнул: «Где?» Он говорит: «В переводах у меня». И он мне даже назвал. А у меня книжка этого Атамурата Атабаева, я ее всю пролистал – не нашел. Я говорю: «А где, Юрий Поликарпович? Где? Мне просто интересно!» «У Атабаева», – говорит. Потом я ему, когда давал подборку стихотворений в «Наш современник», я это стихотворение включил и, чтобы выйти из положения, написал посвящение Кузнецову и эти строчки оставил. Он на полях написал: «Юрий Кузнецов». Вернул пачку стихов – и вот это стихотворение было отмечено так карандашом «Юрий Кузнецов». А я так и не нашел, где это… Я даже в кавычках поставил – «Это было так давно…», как цитату. И как цитату он не принял… Это интересно. «Старинная усадьба» – там называется у меня, в сборнике. Ну, публикация вышла. Он говорит: «Только у нас за стихи платят»…
Был еще с ним… одно время приходили они в «Современник» вместе… Котюков! Лев Котюков. Кузнецов говорит: «Я его выгнал из дому… Ноет, скулит… Все ему дай, дай… Терпеть не могу нытиков!.. Никогда не надо так вот рвать. Получилось – и получилось. А этот ноет... Вот ему книжку… Вот еще что-то…» И потом он его эпигоном считал, совершенно не признавал…
– А к Владимиру Соколову, с которым у вас Юрий Поликарпович сродство отметил, вы не ходили в гости?
– В гости нет, но был на семинаре. Он тоже вел. Еще, когда я работал в «Современнике», я ему звонил. Книжку тогда собирал: исповедь, духовная поэзия. Просил у него стихи. А он мне говорит: «Я вот написал сегодня стихотворение…» – и прочитал. Я помню даже – «Я устал от двадцатого века…». Ну, знаешь, наверно… А еще такие у него строчки: «Мне осталось только божье время. / Своего, на что попало, больше нет…»
Вот еще… Геннадий Ступин, такой поэт, знаешь? Был вечер Ступина, и Кузнецов выступал на этом вечере… Я помню, он читал его стихи, сильные стихи. Еще про Ступина он сказал мне однажды: «Пропил мозги…»
– Стихотворение есть у Юрия Поликарповича такое – «Зануда Ступин…».
– Да. Фролову, кстати, тоже есть посвящение. Вообще, мало кому он посвящал. Это единицы. Кожинов там…
– Еще снимал иногда посвящения. Вот, например, Передрееву в рукописи было посвящено «Выходя на дорогу, душа оглянулась…». И там же, в рукописи, это посвящение перечеркнуто.
– Да? Прямо в рукописи? Ну, с Передреевым я тоже раза два встречался. В ЦДЛ, в редакции «Дня поэзии», когда он составлял. «Три рубля, – говорит, – есть?» Я уже не помню, что ответил – было или нет… Он мое стихотворение прочитал – говорит: «Сны души»…
– Это он так охарактеризовал стихи?
– Ну, да. Прочитал стихотворение, которое в «Дне поэзии»… Я ему говорю: «У меня там стихотворение идет…» Он его открыл, прочитал, говорит – или «Сны души», или «Сон души»… Я не стал дознаваться, что он имел в виду...
– Тоже строгий ценитель был…
– Да, строгий. Его подпаивали там, чтобы стихи свои продвинуть, на всякие ухищрения шли… Это мне рассказывали…
– Юрий Поликарпович ведь был не менее строгий…
– Помню, он говорил про стихотворение свое, где есть слова «И мосты между добром и злом»…
– «Поманила молодость и скрылась»… Это «Распутье», по-моему.
– «Распутье». И вот эта строчка (она дважды повторяется в стихотворении) Кузнецову не нравилась. Это было еще в первую нашу встречу. Именно эти слова «мосты между добром и злом». «Не могу, – говорит, – ну, не идет ничего другого…» И как бы он спрашивал, впервые за всю жизнь так спросил: «Вот это кажется не законченным?..» «А впрочем, – говорит, – ладно, пусть так…». А я что ему мог сказать? Предложить я ничего не мог…
Еще вот он говорил, что, например, в стихах слово «годы» – неправильно. «Не “годы” должно быть, а “лета”! “Годы” – это не верно». Вот у Боратынского: «И, в молодые наши леты, / Даем поспешные обеты, / Смешные, может быть, всевидящей судьбе...» «Молодые наши леты», не «годы». И вот он говорил, что это поэтические правильнее не «годы», а «леты»… Никаких новых словечек тоже он терпеть не мог…
По поводу лексики еще, помню, говорил, когда писал поэму «Змеи на маяке», что его мучило одно слово – «кубарь». Там есть такое. «Я, – говорит, – его у Даля нашел».
Потом, когда стал я ходить в храм, эта полоса воцерковления – она прошла без общения с Юрием Поликарповичем. Тогда я вообще от литературы отошел. Считал, что «это не важно», что «не об этом нужно думать». Отошел… И мы с ним практически тогда не общались. Когда я уже стал дьяконом, я появился у него в редакции… Или до этой встречи была встреча на улице, на Цветном бульваре, летом. Он мне подарил книжку «До свиданья! Встретимся в тюрьме». Вытащил книжку и подписал: «Плачь и молись. Юрий Кузнецов» – вот такое пожелание. А так он надписывал иногда: «С приветом! Юрий Кузнецов», «На память…» первая надпись была…
– В какие годы вы общались, получается?
– Ну, с 78-го… и с 91-го или 92-го, наверно, лет восемь-девять перерыв был… Так изредка встречал я его, заходил… Тогда он позвонил, когда вышло Афанасьева переиздание в «Современном писателе». И был он напряжен, чувствовалось… Тогда цены прыгали. И целое состояние, я помню, пропало… Я ему и Батиме говорил, когда он вот эти деньги получил павловские: «Надо вам что-то покупать…» Тогда речь шла о машине или даче. Даже кто-то из них ездил по направлениям каким-то – смотреть дачи… А машина, говорит: «Зачем машина? Первый столб – мой! Я не буду учиться». И пропали просто все сбережения эти, гонорары большие… Дожили до того даже, что он ездил за картошкой… У Олега Кочеткова под Коломной отец жил в деревне, и он предложил съездить (он его «Юра» называл, они почти ровесники)… да, и Юрий Поликарпович согласился… и вот они поехали и привезли на своих руках. Понимаешь, время какое было? За картошкой… Это в 90-е… И вот эта голодуха, конечно… тогда, я помню, он сумрачный довольно был, так – пытливо смотрел на меня: «Как ты?» – говорит. А я тогда воцерковлялся, и настроение у меня было не то чтобы благодушное… жилось радостно, в церковь приходил, вера… И он эту разницу увидел, наверно, все-таки… Не знаю… Но общения такого вот, как раньше, уже не было…А потом, после долгого перерыва, когда я пришел в редакцию, он говорит: «О! Батюшка пришел. Отпоешь меня?..» Это было в моих воспоминаниях... Насчет отпевания было сказано им как-то мимоходом, и оно действительно через какое-то время сбылось… Через год пришлось действительно на кладбище… Отпевали- то его в храме Вознесения … А литию, панихиду – уже на кладбище я служил и землей посыпал…
Помнишь в «Юности Христа» тот момент, когда Христос лицо свое промокает в полотно? Этот кусок меня, конечно, поразил! Он мне читал его в редакции, я был просто ошеломлен.
Выше держи! – человеку промолвил Христос.
И человек над собою картину вознес.
И пронизали ее небеса голубые,
И ощутил он своими руками впервые
Трепет картины. И стала картина полней –
Заголубели пустые глазницы на ней,
И посмотрела картина живыми глазами.
Только на миг просияла она небесами.
Только на миг человеку явился Христос.
Вихрь налетел и в пустыню картину унес…
Я говорю: «Юрий Поликарпович, это гениально!» А он: «На уровне». Так вот – «на уровне»… А я был просто ошеломлен. Я, когда он прочитал, просто увидел это сам!
И очень переживал он, когда узнавал, что священники не понимают… он говорил: «Не понимают...» Был такой отец Дмитрий Дудко, вот он как раз говорил, что разные пути у каждого есть к Спасителю, и одному это открывается через посредство красок, другому – слова… А Кузнецов же нигде не искажает догматов, не отходит… Он даже говорил мне сам (я его не спрашивал): «Ну вот как я представляю себе божественность Спасителя?.. В нем было соединено – не слить, не разорвать – божественное и человеческое начало. И все это – как качающийся маятник. То божественное усиливалось – то умалялось…» Даже как-то жестом руки он показал этот маятник, что это все – не разорвать, не слить… И это действительно так. То есть он это знал. Читал или не читал, – но он ни разу нигде не сказал какую-то еретическую вещь, в христианском смысле. Все согласовано. И когда он пишет, что присутствует в Кане Галилейской на браке, ну это совершенно, как поэт… Конечно, поэт может воображением переместиться. Поэтому упреки все эти, которым он подвергся напрсны. И про пощечину Марии тоже… Это не принципиально все, не касается главного. Важно в главном иметь единомыслие, а во второстепенном можно спорить… Апостол Павел говорил: чтоб в главном не было расхождений… Ну, может быть, там в «Детстве» было – топнул ногой… пощечина эта… но это допустимо, ничего страшного нет. Это как ученики Спасителю говорили: «Как нам относиться к человеку, который ходит и, Твоим именем прикрываясь, действует?..» А Спаситель им отвечает: «Ну, он же не против нас идет…» Надо это место в Евангелии найти… То есть – это допустимо. Спаситель гораздо шире, он каждого человека принимает, кто Его исповедует… Как исповедует? Это может быть разный путь. Лишь бы от чистого сердца. Потому что Господь говорит: «Сыне, дай мне твое сердце». Значит, важно не то, что ты ему будешь говорить. Если сердцем далеко, а устами близко… это же не значит, что ты к Богу близко находишься… Главное-то исповедовать Христа всей своей жизнью, заповеди его исполнять. И вот, какую заповедь ни возьми, все Юрий Поликарпович старался в жизни претворять…
Однажды он мне стал рассказывать. «Вот, – говорит, – Трифоновская улица. Храм, посвященный мученику Трифону…» – что когда-то сокольничий Иоанна Грозного потерял сокола (это в житиях святых есть), и он мученику явился… Он рассказал эту притчу из житий святых, и я почувствовал у него такое – уважение к вере… Это были годы-то еще коммунистические… И он сожалел. «Вот, – говорит, – жалко, когда разрешили в церкви ходить, воцерковляться люди многие стали… Жалко, что это прошло мимо меня. Потому что воспитание… другое. Чувствую этот недостаток...»
Хотя этот недостаток в детстве Юрия Поликарповича пыталась восполнить его бабушка. Она водила его в церковь на службы, на причастие. «Бабушка у меня была богомольная, богобоязненная, – вспоминал он, – приходили к ней ее подруги, тоже преклонного возраста, читали вместе Псалтирь, пели церковные песни, любили собираться вместе, вели духовные беседы».
И он так вот сжато стал наверстывать. Святых отцов очень много читал в последние годы. Одна из последних книг его была, которую он читал, – преподобный Амвросий Оптинский (собрание писем).
Он претерпел, конечно, много нападок по поводу своего творчества, связанного со Спасителем… Это были такие придирки совершенно – фарисейские. «Как это он посмел?!», «Как он мог!», «Да, это не тот Христос». Как будто… Это все – законники... Понимаешь? Как вот сам Спаситель говорил: «Бойтесь закваски фарисейской!» Потому что от них он всегда терпел: вот, мол, в субботу нельзя…. Он исцеляет, а его фарисеи обличают, законники, книжники, что «ты не имеешь права, по закону Моисея, работать». Получается, нельзя ни исцелить, ни помочь человеку, попавшему в беду. «А разве вы не вытаскиваете из колодца овцу, если она попала туда в субботу? Или коня не отвязываете, чтобы напоить его? Не человек для субботы, а суббота для человека». Вот. И постоянно он с ними боролся. То есть они ему докучали просто… И Кузнецов это понимал. Он несколько раз говорил мне в редакции: «Как же Ему тяжело приходилось!» Когда писал поэму, он говорил: «Хотя бы внешне посмотреть, кто как приблизился…» И просматривал иллюстрации – итальянских художников эпохи Возрождения – Джотто там и других. И как-то так интуитивно различал: «Этот приблизился», «А вот этот – нет»... Много просмотрел работ, живописи очень много. Я ему говорю: «Есть и в музыке. “Страсти по Матфею” Баха…» И вот он согласился послушать…
Еще был случай такой, он возмущался… Концерт духовной музыки в консерватории. Вышел хор и стал петь акафист. «Это профанация! Это все... Церковные вещи поют в концертном зале…» То есть он очень воспринял это остро… Настолько у него критерий был высокий! Иной даже и воцерковленный человек скажет: «Ну и что? Там звучит – пускай и со сцены звучит!..» А у него видишь как… не должно быть святотатства! Вот этот страх Божий – в нем был, я совершенно точно знаю.
И я еще удивился: этот сюжет, который он использовал в стихотворении «Молитва», он ведь ходячий в православной литературе. У Толстого есть в народных его рассказах. Такой – расхожий… А Кузнецова потрясло. Это говорит о чем? О том, что он повернулся к вере, и его тут поразило: «Как? Ведь молиться можно же и так!..» – он же стал это понимать, и в душе работа стала происходить активно в православном духе, направленная на такое воцерковление, что он стал в таких вещах разбираться… И его так это потрясло, что он стихотворение написал. Причем стихотворение очень проникновенное. И действительно, написал молитву: «Ты в небесех – мир во гресех – помилуй всех». Действительно, народными словами пересказанная молитва. Даже не пересказана: она сама – молитва.
– А как вам стихотворение «Портрет учителя» о Христе? Оно ведь еще в 87-м году написано…– Ну, очень смелое такое!
– Для меня загадка, почему он его в «Крестный путь» не включил. Вроде бы оно совершенно туда вписывается, к поэмам…
– Да, оно вообще подходит. «Портрет» просто – как бы часть этих поэм… Не знаю…
Еще вот в этом сборнике («Крестный путь». – Е.Б.) есть стихотворение «Стук над обрывом». Это 79-й еще год! Когда у нас была одна из последних встреч или даже самая последняя… Поздно уже, надо было уходить, стемнело. Он плащ надевает и говорит: «Сейчас чувствую в себе такую силу: могу о чем угодно написать, никаких препятствий не чувствую. Вот слушай. «Стук над обрывом»…» И читает мне стихотворение. Я говорю: «Помню». А он: «А вот дальше…» И читает: «Головою о двери он бился…» – а он уже наполовину одетый стоит, руки в плащ просовывает… и замер в этот момент: «И открылись они перед ним. / И его, чтоб совсем не разбился, / Подхватил на лету серафим…» И говорит: «О! Видишь?» Я: «Ну, Юрий Поликарпович, совсем по-другому стихотворение воспринимается. Поднимает его. Тяга какая-то возникает!..» Вот он нашел это (продолжение написал).
Потом, как раз в то время он писал поэму «Сошествие в ад»... там же они, когда с Христом сходят во ад, встречаются и со святыми… А я говорю: «А где же у вас Иоанн Предтеча?» (А когда он читал мне куски, его еще не было.) Тоже уже мы собирались домой (я часто заходил к нему), и он так в недоумении остановился… «Дааа… нету...» И потом уже этот кусок появился, когда я в следующий раз приехал, по-моему, через неделю. А еще один кусок появился после того, как я ему рассказал случай: великомученик Меркурий пронзает копьем императора Юлиана и потом возвращается на икону уже с окровавленным копьем. – А из какого источника вы это взяли?
– Из житий святых. В житии Василия Великого в примечании это есть. У меня были с собой жития святых. Я Юрию Поликарповичу показал, говорю: «Отдаю вам, потому что я не напишу, это ваше, – сам этот ход поэтический...» И это его так поразило, что он тут же взял, почти бегом побежал по лестнице, снял ксерокс и отдал мне книгу. И вот через неделю примерно я ему звоню, а он говорит, что написал про Иоанна Крестителя вставку и про великомученика Меркурия. Обязательно найди этот отрывок. Ты увидишь – там написано один в один. Это жития святых, составленные Дмитрием Ростовским, в 12 томах. И там большая сноска, где сказано, что Василий Великий молился перед иконой Божьей Матери, а к иконе была приставлена поменьше икона великомученика Меркурия, римского воина. И вот – что произошло…
– А видели вы в воронежском журнале «Подъем» публикацию письма, где Юрий Поликарпович полемизирует со святителем Игнатием Брянчаниновым?
– Видел, конечно, читал внимательно.
– Как вам?
– Очень сильно. Я считаю, что тут он прав, Юрий Поликарпович. Он мне еще при жизни говорил… Он даже прозрел, – вот что значит поэт великий! – что «причастие как же? – говорит, – чувственным образом!». Действительно, мы же потребляем Плоть и Кровь Христовы – через обоняние, осязание, через вкус. Мы же с этим сталкиваемся, это же не просто так абстрактно. Господь сказал: «Кто не ест моей Плоти и не пьет моей Крови, тот не наследует жизни вечной»…
И вот последние его стихи «Поэт и монах» и «Молитва». Он читал их, когда я к нему пришел в последнюю нашу встречу…– «Поэт и монах» – как раз ведь явно по мотивам его спора с Брянчаниновым…
– Конечно, конечно! Как получилось-то… Когда я пришел, он «Поэт и монах» сам прочитал, а «Молитву» говорит мне: «Читай». Я стал глазами читать. «Да нет, – говорит, – ты вслух читай». Я стал вслух читать, и он говорит: «Вот, правильно ты читаешь!» То есть для него важно еще, как он угадал ритм, размер. «На голом острове растет чертополох…» – так вот оно, по- естественному, и должно звучать. И потом: «Ты в небесех – мы во гресех – помилуй всех…» – и он говорит: «Это же молитва!» Я говорю: «Да, Юрий Поликарпович, это молитва…» Он: «Нет, это молитва». То есть он очень дорожил этим стихотворением, и тем, что оно вот так получилось. То есть он был уже полностью повернут в сторону Бога, хотя в храм, наверное, не ходил… Я ему говорил: «Юрий Поликарпович, может, вам надо исповедоваться?..» (Как бы священник спасает заблудшую овцу.) А он: «Ладно, ладно…» (как бы отмахиваясь). Я понимаю сейчас, почему он так ответил. Я над этим долго размышлял… Бог ему дал Слово – то есть все у него уже есть, он причащался этим Божьим словом, и Господь укреплял его, силы ему давал. Он сам черпал свои силы из того дара, который Бог ему дал. Он как бы нес неподъемный груз, но в то же время Бог ему дал такой дар, из которого он черпал силы. Потому что ведь то, что у него возникало на бумаге, образный ряд, целая такая структура стиха необычная, – это человек придумать не может, он уже записывал то, что Бог давал. Ведь чем больше даешь, тем больше получаешь. Это христианский закон. Если ты кому-то будешь помогать вот так, бескорыстно, то Бог тебе пошлет гораздо больше. Он тратил себя, но тратил то, что ему Бог дал. Если бы он это оставил, то Господь еще мог его укорить или убавить его силы, как в притче о пяти талантах. Помнишь, когда одному хозяин дал пять талантов, человек получил их, а через какое-то время десять вернул? Другому дал – два, получил четыре. А третьему дал один, и тот его закопал, решил его не приумножить, а сохранить. Понимаешь, это все равно что ты рыбу, которая у тебя есть, спрятал, и она испортилась. Вместо того, чтобы съесть, подкрепиться и с новыми силами потрудиться, что-то создать. Поэтому надо было тратить – для того, чтобы увеличить. А тот, кто решил один талант сохранить, кончилось для него тем, что у него отняли и этот один и отдали тому, кто принес десять. Потому что не оправдал надежд. А здесь Господь дал Кузнецову такой дар, который, сколько ты его ни трать, он все больше и больше становится. Я думаю, что он под этой тяжестью и ходил, потому что такой дар получить, конечно… И поэтому он старался быстрее-быстрее успеть, не опоздать. И вот этот замысел – написать «Страшный Суд» – это даже меня как-то ошеломило. А это же, видимо, давило на него, это требовало все большего и большего, новых замыслов. Потому что «Страшный Суд» – это планка- то такая уже – запредельная… нечеловеческая… Ну, и про Рай он у меня спрашивал. Литературы, говорит, нет. И я ему приносил какие-то книги, святых отцов… Он говорит: «Нет, это все я читал...» Про Рай, говорит, конечно, мало что есть… (Да, восхищен был апостол Павел на третье небо, – так что он не знал, где он, на небе или на земле… Но больше нам ничего не поведал.)
Вот тоже, когда он мне отрывок этот читал из «Рая», поразило меня… Золотистая пшеница, апостолы по полю… Я сразу картину увидел, зримо… увидел Рай. Такое же почти впечатление возникало при чтении «Красного сада». А это в сердце у него было уже, он жил уже ощущениями горнего, высшего. Ведь не случайно Батима рассказывала, что когда он уходил, умирал, она спросила: «Юра, что с тобой?» А он говорит: «Домой. Мне надо домой» (скорее!). Все-таки – это поразительно, стал собираться на работу, а проговорил: «домой»… То есть он был уже готов уйти…
И вот, когда Кузнецов прочитал «Поэт и монах», где Игнатий Брянчанинов прозвучал со всей его нетерпимостью (он же ведь и Гоголя упрекал в свое время, его «Выбранные места из переписки с друзьями», за то, что там много человеческого примешано, что писатель, пытаясь донести какие-то божественные истины, много человеческого примешивает, много крови…). И вот Кузнецов это тонко подметил у святителя Игнатия. И прочитав все это, он сказал: «Пойдем». И пошли к Куняеву. Куняев поначалу не хотел печатать. А я был в подряснике, с крестом. Мы поднялись на второй этаж, и Юрий Поликарпович говорит Куняеву: «Вот, послушай человека церковного, что он тебе скажет». А смысл претензии Куняева заключался в том, что монах, якобы символизируя монашество в целом, изображен каким- то бесноватым и… он говорит: «Ведь было же русское монашество. На что ты посягаешь?!» Такая была краткая беседа, после которой все благополучно разрешилось. Не то чтобы это имело какое-то решающее значение, но как-то так он в итоге… послушал. И вот, значит, Куняев сопротивлялся, а Кузнецов ему говорил: «Ну, что ты боишься?! Я же напечатаю в другом месте! Будь храбр, как лев!» Он был тогда в приподнятом настроении, не просил, а как бы вдохновлял, с какой-то внутренней веселостью подбадривал Куняева: «Будь храбр, как лев!»
И последний раз, когда я встретился с ним… Я перед этим зашел в «Лит. Россию», а там в одном из последних номеров было на передовой полосе: «Награждается за лучшую книгу стихов Юрий Кузнецов – за последний период творчества». Я беру, покупаю газету, три-четыре штуки, и ему приношу в редакцию: «Юрий Поликарпович, видели?» Он говорит: «Нет…» И он был крайне изумлен. А там, в газете, – «награждается автомобилем» (на первой полосе прямо)! И он звонит Батиме… мы даже развеселились и чуть-чуть отметили это дело. При этом он говорит: «Давай не будем… только совсем слегка…» Четвертинку купили. Потом вышли на улицу, был уже темный осенний вечер, и тут-то он мне и сказал. «Знаешь, – говорит, – дальше что будет? Страшный Суд!» И пошел – в троллейбус сел, и больше я его не видел. Вот эти слова были для меня последние, которые он произнес… на Цветном бульваре… И мы потом уже не созванивались… Он умер 17 ноября, а я где-то 5 или 7-го ноября его видел… То есть прошла неделя после этого, а потом – страшный звонок… Для меня это было так невероятно и неправдоподобно, что… Кузнецов! Как это? Уж он-то будет и будет!.. Да он и остался навеки…
Еще, помню, признавался он где-то в 90-м году – памятный момент… Он говорит: «Мать сыра земля тянет…» Чувствовал, как она зовет… Еще тогда говорил: «Чувствую, чувствую… Тянет к себе…»
Царствие Небесное и вечный покой тебе, мой дорогой Юрий Поликарпович!
Беседу вёл Евгений БОГАЧКОВ
Комментарии
Труд писательский он тем и
Юрий Алексеенко, 04/03/2017 - 15:05
Труд писательский он тем и труден, что иной раз спотыкаешься о кучи человеческого...: склоки, конфликты, злорадство, ненависть... И не каждый их переступает.